Так ли это?

«Гений и злодейство — две вещи несовместные»
— фраза из драмы А. Пушкина «Моцарт и Сальери»
Отменённый композитор: почему в Израиле отказываются слушать Вагнера и ненавидят его творчество

Так ли это? - 940190160328
В Израиле есть негласный запрет, причем такой серьёзный, что его можно приравнять к официальному. В этой стране не слушают музыку Вагнера и стараются её не исполнять. «Как же так? – спросите вы, – Ведь с творчеством этого композитора в России и в других странах знакомят детей на уроках музыки, его произведения исполняют на концертах, да и вообще – композитор-то известный не менее, чем Шопен, Моцарт и Лист. Хотя, возможно, о причине нелюбви к Вагнеру именно в Израиле вы догадались? Впрочем, расскажем об этом подробнее.

Жил с еврейкой, но был антисемитом

Немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер прожил довольно долгую жизнь, он оказал большое влияние на развитие симфонического жанра и оперы, он был новатором и творческим ориентиром для многих музыкантов. Однако запомнился он не только этим. Дело в том, что Вагнер был ярым антисемитом.

Считается, что ненавистником евреев композитор стал после смерти первой супруги, Минны, которая по национальности была именно еврейкой. Неясно, почему это произошло именно тогда, но известно, что Минна была женщиной с сильным, доминирующим характером и в своем творчестве композитор часто считался с ее мнением и следовал ее советам. Она была старше его на три года, они прожили вместе тридцать лет, но вот по поводу того, счастливы ли были в браке, историки до сих пор спорят.
Вагнер и его жена Минна с собачкой в молодости
Вагнер и его жена Минна с собачкой в молодости
Кстати, в архивных данных есть показательный факт. Пес композитора был похоронен рядом с его женой, и как-то после похода на кладбище Вагнер написал в своих заметках: «Сходил на могилу навестить собаку». Показательно, правда?

Свою нелюбовь к евреям Рихард Вагнер демонстрировал публично и обосновывал так красноречиво и образно, что его философская концепция оказала влияние на становление нацизма в Европе уже много лет спустя после его смерти.

Почему его называют учителем Гитлера

Не секрет, что Фридрих Ницше не раз упоминал в своих трудах о том, что восхищается Вагнером (они дружили), а Адольф Гитлер, родившийся уже после смерти композитора, его вообще боготворил.
Вагнер и Ницше
Вагнер и Ницше
В беседе с Ницше Вагнер как-то сказал, что немецкое государство не может быть спокойным до тех пор, пока не будет уничтожен последний еврей.

А в своих статьях, в том числе в знаменитой публикации о евреях в музыке, Вагнер заявлял, что язык представителей этого народа «нам противен» (видимо, считая, что его чувства разделяют большинство людей). Он называл его писклявым, скрипучим, «резко поражающим слух». А еще, по мнению композитора, язык евреев и его обороты делает их речь «невыразимо перепутанной болтовней». Такое отношение европейцев к ивриту, по мнению Вагнера, являлось главным доказательством того, «насколько чужды нам евреи». Отталкивающее впечатление, которое евреи якобы производят на окружающих, композитор считал «естественным» и имеющих глубокие корни.

В качестве примера, на который евреи должны ориентироваться, Вагнер приводил писателя и журналиста Бёрна, который, будучи представителем этой национальности, принял христианство. Подытоживая свои мысли, композитор-антисемит призывал евреев к «самоуничтожению», которое якобы их «спасет».
Вагнер принижал заслуги еврейских композиторов и написал злобную статью про «еврейство с музыке»
Вагнер принижал заслуги еврейских композиторов и написал злобную статью про «еврейство с музыке»
В своей самой известной статье, направленной против композиторов-евреев, Вагнер принижает их достижения в музыке. Особенно яро он нападает на Мейербера и Мендельсона (смерти последнего он впоследствии очень радовался).

Кстати, когда однажды король пожелал, чтобы на премьере у Вагнера оркестром руководил один из лучших дирижеров, который по национальности был еврей, композитор пришел в негодование и согласился на это только потому, что не мог перечить монарху.

Тем не менее, за пару лет до своей собственной смерти, на концерте в Байрёйте, Вагнеру все-таки пришлось дирижировать оркестром, исполняющем «Итальянскую симфонию» Мендельсона. Когда же его спросили, как же он при своих взглядах пошел на это, Вагнер все-таки признал, что Мендельсон великий композитор. Но тут же брезгливо добавил, что дирижировал в белых перчатках – «чтобы не прикасаться к партитуре».
Вагнер на склоне лет (на правом фото он запечатлён с семьей)
Вагнер на склоне лет (на правом фото он запечатлён с семьей)
А еще немецкий композитор был убежденным вегетарианцем (его примеру потом следовал и Гитлер), объясняя это тем, что «есть мясо призывал еврейский Бог».

Когда отменили Вагнера

Учитывая тот факт, что Гитлер не скрывал восхищения Вагнером, разделял его взгляды, называл его музыку своей религией и очень любил слушать его произведения, после Второй Мировой войны этого композитора стали называть вторым идеологом нацизма, считая, что ответственность за холокост посмертно лежит и на нём тоже. Да и сам Вагнер при жизни не раз признавал, что ему очень хотелось бы стать идеологом. Например, он однажды заявил, что его дирижерская палочка еще долго будет указывать последующим поколениям верный путь.
Вагнер и Гитлер жили в разное время, но придерживались одинаковых взглядов по поводу евреев
Вагнер и Гитлер жили в разное время, но придерживались одинаковых взглядов по поводу евреев
Зная эти факты (а евреям, конечно, хорошо известны знаменитые антисемиты), жители Израиля принципиально отказываются слушать музыку человека, который их ненавидел просто за то, что они евреи. Музыку немецкого композитора они перестали исполнять еще в конце 1930-х, когда государства Израиль еще не существовало, а данная территория принадлежала Палестине.

Конечно, нельзя говорить о том, что сто процентов жителей Израиля ненавидят музыку Вагнера. Есть и те, кому она нравится (правда, их немного). Так, например, поклонники творчества Вагнера даже открыли в стране что-то вроде фанатского клуба. В 2012 году они попытались организовать концерт – нашли музыкантов, дирижера и зал, в котором должны были прозвучать произведения их любимого композитора. Однако перед самым мероприятием его неожиданно отменили. Руководство зала пояснило, что якобы изначально не знало, музыка какого именно композитора будет звучать, но теперь, мол, не может допустить проведения такого концерта.
Баренбойм решился дирижировать Вагнера, за что его осудили соотечественники
Баренбойм решился дирижировать Вагнера, за что его осудили соотечественники

Еще ранее, в 2001 году, известный израильский дирижёр и пианист Даниэль Баренбойм исполнил увертюру из знаменитой оперы Вагнера «Тристан и Изольда». Это вызвало у его соотечественников бурю негодования. Резонанс был таким, что поступок музыканта даже обсуждали в кнессете (израильском парламенте).

Кстати, при жизни композитора среди поклонников его творчества было много евреев. И когда один из импресарио упрекнул Вагнера в антисемитизме, заметив, что именно евреи делают кассу на его концертах, музыкант самодовольно ответил: «Если любят, потерпят». Как показало время, терпение у евреев было не бесконечным.

Текст: Анна Белова

Из Культурология

Каково это — любить Вагнера в Израиле

Из Правила жизни
Так ли это? - 940190424520
ДЖОНАТАН ЛИВНИ, президент израильского Общества любителей Вагнера, 69 лет. Статья опубликована  17.12.2012. 10 лет назад. Ничего не изменилось за эти годы.

«Я вырос с музыкой Вагнера. Мой отец, бежавший в Израиль из нацистской Германии, вывез с собой две вещи: семейный архив и пластинки с любимой музыкой — преимущественно Рихарда Вагнера. Немецкие евреи обожали его музыку. Даже несмотря на то, что он был антисемитом. Впрочем, Вагнер был далеко не единственным музыкантом, страдавшим этим недостатком, то же самое можно сказать, например, о Чайковском. А про Фредерика Шопена рассказывали вот что: он как-то раз пришел в концертный зал и со сцены заявил, что если в зале есть хотя бы один еврей, то выступать он не будет. Разница между Вагнером и Шопеном состоит только в том, что первый, помимо музыки, писал антисемитские статьи: например, опубликованная им в 1850 году работа «Иудаизм в музыке», по некоторым данным, очень сильно повлияла на идеологию нацизма. Еще известно, что Вагнера считал своим любимым композитором Адольф Гитлер, но глупо было бы любить или не любить ту или иную музыку в зависимости от того, нравилась ли она Гитлеру. Его вкус — не мерило и не критерий. Личность Вагнера не вызывает у меня никакого восторга — он плохо обращался со своими друзьями, спал с их женами, был достаточно грубым и жестоким человеком. И то, что он был антисемитом, делает его в моих глазах омерзительным. Но его музыка не имеет к этому никакого отношения. В ней Вагнер был и остается непревзойденным гением. Композитор может быть полным идиотом, а его музыка — прекрасной. Возьмите, к примеру, Моцарта — он же был абсолютным имбецилом, но все его произведения бесподобны.

Мне было десять лет, когда я стал слушать Вагнера осознанно. Помню, отец поставил пластинку с оперой «Нюрнбергские мейстерзингеры». Я начал слушать ее просто из уважения к старшим, но через несколько минут музыка захватила меня полностью.

Я создал Общество любителей Вагнера в 2010 году — прежде всего потому, что очень переживал из-за официального бойкота, который наложен на его музыку у меня на родине. Он — единственный символ нацистской Германии, вызывающий в Израиле негодование. Израильтяне хотят показать свое уважение к жертвам холокоста и делают это самым простым и необременительным способом — бойкотируя Вагнера. В конце концов, классическую музыку любят единицы, и гораздо проще объявить персоной нон грата композитора, чем перестать покупать машины марки Volkswagen.

Этот бойкот начался задолго до моего рождения: в 1938 году оркестр Палестинской филармонии под управлением дирижера Артуро Тосканини сыграл увертюру к опере «Лоэнгрин». Дело было на следующий день после печально знаменитой «Хрустальной ночи», и после этого произведения Вагнера публично в Израиле не исполнялись — за одним исключением: в 2001 году знаменитый дирижер Даниэль Баренбойм исполнил увертюру из «Тристана и Изольды». Этот его поступок вызвал массу протестов по всей стране и даже обсуждался в кнессете.

Когда я решил создать свое общество, я дал объявление в центральной газете Тель-Авива, на радио и телевидении, призвав всех любителей музыки Вагнера объединиться. Звонки пошли шквалом: один друг рекомендовал другого, а еще кто-то звонил мне по телефону, а кто-то — писал письма. Я предполагал, что найду достаточное количество единомышленников. Повторюсь, евреи любят Вагнера, это общеизвестный факт. Как-то один импресарио сказал Вагнеру: «Герр Рихард, прекратите ваши антисемитские штучки. Известно, что евреи — ваши преданные поклонники, они делают кассу на каждом вашем концерте». На что Вагнер ответил: «Зачем мне завязывать с антисемитизмом, если они без ума от моей музыки? Если любят, потерпят».

Костяк нашего общества составляют двести человек. Ежегодный взнос — пятьдесят долларов. Мы всеми силами боремся за то, чтобы музыку Вагнера играли в израильских залах, устраиваем лекции, дискуссии. Запрет на ее исполнение — это абсурд и насилие над личностью, только в тоталитарных государствах правительство запрещает гражданам любить то или иное произведение искусства. В свободном и демократическом государстве — а таким, вне всякого сомнения, является Израиль — у людей есть полное право слушать музыку, которая им нравится.

Разумеется, мы ищем залы, в которых можно было бы устраивать концерты. В мае 2012 года, после долгих и мучительных переговоров, такой зал был найден — мы договорились о выступлении в одной из самых больших аудиторий университета Тель-Авива. Концерт был назначен на 18 июня; дирижировать должен был Ашер Фиш, а играть — сборная команда музыкантов из всех оркестров Тель-Авива. Программа, на наш взгляд, была идеальной: отрывки из «Зигфрида», оперы-тетралогии «Кольцо Нибелунга» и увертюра к «Тангейзеру». Но в начале июня, к нашему огромному изумлению, ректор Тель-Авивского университета отменил концерт и вернул нам деньги. Якобы он не знал, что за музыку будут играть на концерте, хотя в переписке с администрацией университета мы, конечно, указывали, что нам нужен зал под Вагнера.

Это было по-настоящему мерзко. Все были подавлены — и члены нашего общества, и музыканты, и дирижер. Мы готовились к концерту почти полгода, репетировали, продали все шестьсот билетов без остатка. Но мы решили не сдаваться и уже собираемся устраивать новый концерт. Это, скажу я вам, долгий и кропотливый процесс: нужна сотня музыкантов, певцы, дирижер. И мы точно знаем, что нам нужен частный зал, не подпадающий под «юрисдикцию» муниципалитета и государства. Я надеюсь, что доживу до тех времен, когда музыка Вагнера будут играть в Израиле. Мы попытаемся устроить очередной концерт в середине 2013 года».

_________________

Дан Эфрон (Dan Ephron) изданию ИНОСМИ. 2012 год

Йонатан Ливни (Jonathan Livny) так хотел, чтобы музыку покойного немецкого композитора Рихарда Вагнера сыграли в Израиле, что решил вложить в это собственные деньги. Несколько месяцев назад он нанял сто лучших музыкантов страны, арендовал зал в Университете Тель-Авива и разместил рекламу концерта в газете. В течение недели, говорит он, было продано 600 билетов. Ливни - 64-летний любитель классической музыки, отец вырастил его на записях Вагнера, с которыми он бежал из Германии в 1935 году. Он описывает музыканта XIX века как одного из важнейших композиторов в истории. Однако, Вагнер был также и воинствующим антисемитом, и хотя он умер задолго до подъема нацистской Германии, Адольф Гитлер сделал из него икону третьего рейха - режима, который убил 6 миллионов евреев. За несколько дней до того, как в начале месяца должен был состояться концерт, Университет Тель-Авива сообщил Ливни, что он не может воспользоваться их помещением. Одна гостиница в Тель-Авиве согласилась принять мероприятие, но затем тоже дала задний ход. «Мы потеряли много денег, - сказал он нашему изданию. - Но я не сдамся».

Отказ совсем не удивителен. Израильтяне почти помирились с Германией. Они водят немецкие машины, пьют немецкое пиво и даже импортируют товары компаний, которые во время Второй мировой войны использовали рабский труд евреев. Однако в условиях все еще непростой динамики отношений двух стран неофициальный запрет на Вагнера каким-то образом пережил сближение. Израильские оперные компании никогда не исполняли его знаменитый цикл «Кольцо Нибелунгов» или другие его произведения. Дирижеры, которые пытались включить его композиции в свои концерты, провоцировали конфликт. «Для израильтян он остается символом не просто нацистской Германии, но самого Гитлера», - говорит Шэрон Пардо (Beersheva University), глава Центра исследований европейской политики и общества Университета Беер-Шевы. «Это серьезный и очень деликатный вопрос».

Это - особенно чувствительный вопрос для переживших Холокост, их в Израиле порядка 200 000 человек. В своих эссе и статьях Вагнер резко отзывался о евреях, но также о них писали многие европейские деятели его эпохи. Что выделяет этот случай - и что запомнили выжившие - это отношение Гитлера к этому композитору, использование им его музыки во время нацистских мероприятий и его склонность использовать труды Вагнера как обоснование собственных расистских идей. «Вагнер предоставил Гитлеру идеологическую инфраструктуру», - говорит Ури Ханох (Uri Chanoch), 84-летний израильтянин, который начало войны встретил в Литве, а конец - в концентрационном лагере Дахау в Германии. Теперь, будучи заместителем директора центра переживших Холокост, Ханох борется с любым предложением сыграть Вагнера в израильских учреждениях, финансируемых на деньги налогоплательщиков. «У нас нет причины относиться к нему с терпимостью. Разве не хватает другой музыки, кроме Вагнера?»

Однако, для многих музыкантов ответ - нет. Произведения Вагнера были настолько новаторскими и основополагающими в эволюции классической музыки, что их нельзя обходить стороной, считает бывший музыкальный директор Израильской оперы Ашер Фиш (Asher Fisch). 54-летний Фиш вырос в Иерусалиме, но теперь живет за границей. Как и другие израильтяне по обе стороны спора, у него тоже есть своя история. Его мать была выслана из Вены в 1939 году, и оба его родителя в Холокост потеряли близких и родных. Однако Фиш говорит, что, когда он дирижировал Вагнера в государственной опере Вены, его мать им гордилась. «Невозможно, чтобы израильские музыканты за всю карьеру ни разу не сыграли Вагнера», - говорит Фиш, который сейчас является приглашенным дирижером в Опере Сиэттла. «Просто для примера - для медных духовых инструментов он писал так, как никто другой».

Это - как минимум, одна причина, по которой Ливни продолжает продвигать исполнение Вагнера в Израиле. Юрист по профессии, Ливни два года назад основал первое израильское Общество Вагнера, что привело к тому, что теперь он нередко получает письма с оскорблениями и угрозами. Он встретился с Фишем во время его выступления в Европе в прошлом году и убедил его дирижировать концертом, который он планировал в Университете Тель-Авива. Он сказал нашему изданию, что теперь попытается сделать так, чтобы Университет возместил убытки. Ливни указывает на то, что сам Израиль подвергается культурным бойкотам за обращение с палестинцами на Западном берегу Иордана и в Газе – факт, который должен сделать израильтян более восприимчивыми к этому вопросу. «Культурные бойкоты против кого бы то ни было омерзительны, - говорит он. - Включая давно покойного антисемита».

___________

Пожалуй, во всем мире нет ни одного автора, который бы не испытал силы воздействия музыки Рихарда Вагнера. Для создания одной из самых знаковых сцен в истории кино, в фильме «Апокалипсис сегодня», американский кинорежиссёр Фрэнсис Форд Коппола использовал знаменитую симфоническую картину «Полет валькирий».

https://www.youtube.com/watch?v=MxaainMJGzM
Отрывок из к/ф "Апокалипсис сегодня"(полёт валькирий)

Михаил Казиник: «По таланту этот композитор равен Баху, Моцарту и Бетховену. Он божественен…

Вагнер исходит непосредственно от баховского излучения. В нём та же грандиозность мышления, тот же Космос, невиданная сила звучания и убеждённости, но есть и что-то другое, что заставляет сомневаться всякого, кто должен говорить о безусловной вагнеровской гениальности.
Американским журналистом была написана книга «Классическая музыка» - на сегодня это самая объёмная книга по классической музыке. В ней 620 страниц. В ней Голдинг написал 50 композиторов и составил списки того, что надо слушать в первую очередь, что во вторую, третью.. После каждого композитора он даёт 3 списка….

Фил Голдинг в своей книге опирался не только на собственные вкусы и взгляды, а на количество исполнений, упоминаний в печати, количество специалистов, которые ценят и оценивают того или иного композитора, со знатоками высочайшего уровня, с любителями музыки. В результате появилась его книга, распределившая 50 композиторов по рангам. После Баха, Моцарта и Бетховена идёт Рихард Вагнер.

Голдинг начинает свою статью о Вагнере так: «Рихард Вагнер был ужасный человек. Он обманывал, предавал, крал чужих жён, разрушал семьи, изменял своим друзьям, предавал их. Он ненавидел евреев и католиков, всё французское. Он был абсолютно аморален, абсолютно безнравственен. Никто в музыкальной истории не имел большего эгоцентризма. Но он был также фантастически музыкальным гением. Невозможно любить Вагнера, но точно так же невозможно отрицать его гений».

Музыкальный критик Арнольд Шёнберг писал, «что эгоцентризм Вагнера был такой, что он в глубочайшей тайне считал себя богом, считал, что он был послан на землю мистическими силами. Он собрал апостолов вокруг себя, написал святое писание и в слове, и в музыке. Если их собрать, то будет 10 больших томов прозы, 20 томов его уникальных песен. Он построил храм, где его произведения должны звучать как великие мессы, где перед ним должны преклоняться, и он сам должен быть воспринят как творец, как создатель великой музыки. Он выгонял всех, кто не соглашался с его божественностью. Его мания гениальности была столь велика, но вместе с тем, можно сказать, что музыка после него уже не будет никогда такой, какой была до него.
Он действительно совершил переворот!»

Звучит увертюра к опере «Тангейзер»

Михаил Казиник: «Сам Вагнер считал, что он прислан мистическими силами на планету Земля, чтобы спасать эту планету от глупостей, спасать высших от низших рас, уничтожая их….

Субъективно он оказался ужасен. Объективно его музыку использовали фашисты для музыкального доказательства превосходства своей расы, и не только музыки, но и книги, статьи Вагнера, написанные тоже совершенно гениальным мыслителем очень сильно, доказательно. Всё это оказалось очень близко идеологии фашизма… Если отбросить в сторону всю идеологию, все его субъективные качества, важно, что сегодня музыка Вагнера обладает огромной энергетической силой, дающей человеку эмоцию, энергию, веру в человеческую силу духа. Сегодня Вагнер выполняет одну главную роль. Как и Бах, как и Моцарт, как и Бетховен, подчёркивает величайшие возможности гения на планете Земля – бессмертную энергию творчества!»

https://www.youtube.com/watch?v=iUYjm8-rJ80
М. Казиник. Рихард Вагнер
Рихард Вагнер - Сумерки бога / Richard Wagner. Гении и злодеи
#ГенииИЗлодеи

* Все материалы поста взяты из открытых источников интернета

Комментарии

  • 10 янв 2023 16:17
    Интересно!
  • 10 янв 2023 16:21
    .....И всё - таки, всё - таки мне не хочется объединять в одно целое личность музыканта и его творчество! В первую очередь ,любое наше мнение сугубо субъективно.Но невозможно отрицать ,что музыка ,созданная Вагнером,это фантастика,энергия, это революционный переворот в сознании слушателя.Послушала увертюру к опере,, Тангейзер,,- настолько выразительный музыкальный язык,столько ярких красок,порыв к свету сквозь
    мрак ....Восторгаюсь и люблю музыку Р.Вагнера.
    Благодарю за такой замечательный пост!
  • 10 янв 2023 16:45
    Спасибо, Аня