родился ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ, выдающийся писатель, драматург, сценарист, журналист и великий сказочник. «Слушайте, люди ужасны, когда воюешь с ними. А если жить с ними в мире, то может показаться, что они ничего себе». Евгений Шварц. «Тень»
Мудрые сказки Евгения Шварца
«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыто сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»
Е. Л. Шварц Его имя давно стало символом добра, справедливости и любви.
Его пьесы и фильмы разошлись на цитаты: «Я не волшебник, я только учусь», «Детей надо баловать − тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Связи связями, но надо же и совесть иметь», «Какое сказочное свинство!» …
Мы вырастаем на его сказках…
Евгений Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани в семье врача.
Семья Е. Л. Шварца. 1906 г. Майкоп. Справа от Е. Л. Шварца – его брат Валентин.
Лев Борисович Шварц (1874–1940), был родом из Екатеринодара
«Отец был сильный и простой. – вспоминал Е. Л. Шварц, − Участвовал в любительских спектаклях. Играл на скрипке. Пел. И расхаживал по дому в римской тоге. Мать Мария Федоровна Шелкова была много талантливей, и по-русски сложная и замкнутая…». Все современники, а позже и сам Евгений Львович в один голос утверждали, что на любительской сцене она была ещё талантливее отца − по-настоящему одаренная самобытная актриса.
Е. Л. Шварц. 1899. Екатеринодар
Раннее детство Шварца прошло в переездах – отца постоянно переводили из одной больницы в другую. В дневниках он вспоминает Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань… В три года он научился читать, ещё раньше − мечтать, и, обладая развитым воображением, выдумывал различные истории. Однажды мать спросила пятилетнего сына, кем он станет, когда вырастет? − «Я от застенчивости лёг на ковёр, повалялся у маминых ног и ответил полушёпотом: “Романистом”. В смятении своём я забыл, что существует более простое слово – “писатель”. Но я не сомневался, что буду писателем» …
За излишнее увлечение революционными идеями отец вместе со своей женой был сослан из Казани в Майкоп.
Дальнейшие детство и юность Шварца прошли в Майкопе.
Е. Л. Шварц с родителями и братом. 1917 г.
В 1914 году он поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста. «В девятьсот пятнадцатом году на юридическом факультете московского университета я сдавал профессору такому-то римское право. Я сдавал его очень старательно и упорно, но, увы, как я ни бился, юрист из меня не получался. И на другое утро в Майкоп, где проживали тогда мои родители, полетела гордая и печальная телеграмма: “Римское право умирает, но не сдаётся!” ...». Так Шварц пополнил список сказочников – неудавшихся юристов: Шарль Перро, братья Гримм и Эрнст Теодор Амадей Гофман.
Е. Л. Шварц. 1911 г. Майкоп.
Писательская биография великого сказочника складывалась без сказочной лёгкости. Печататься Шварц начал в провинциальной прессе. Тогда же впервые обзавёлся псевдонимом: стал называться Щуром (это древнеславянское обозначение домового и некоей певчей птицы). Под этой фамилией в журнале «Воробей» в 1924 году появился «Рассказ Старой Балалайки». «Балалайку» заметил С. Я. Маршак и похвалил О. Э. Мандельштам. В следующем году вышло сразу несколько детских книжек Шварца - «Воробей», «Война Петрушки и Стёпки-растрёпки», «Лагерь» и «Шарики» - и первая книжка детских стихов «Рассказ старой скрипки».
Первая жена Шварца актриса Гаянэ Халайджиева (Холодова). 1920 е гг.
В 1920 году Шварц женился. Николай Корнеевич Чуковский вспоминал: «Первая жена его была актриса Гаянэ Халаджиева, по сцене Холодова, в просторечии – Ганя, маленькая женщина, шумная, экспансивная, очень славная. Она долго противилась ухаживаниям Шварца, долго не соглашалась выйти за него. Однажды, в конце ноября, поздно вечером, шли они в Ростове по берегу Дона, и он уверял её, что по первому слову выполнит любое её желание. – А если я скажу: прыгни в Дон? – спросила она.
Он немедленно перескочил через парапет и прыгнул с набережной в Дон, как был – в пальто, в шапке, в калошах. Она подняла крик, и его вытащили. Этот прыжок убедил её – она вышла за него замуж».
«Увы, – вспоминал потом сам Шварц, – наш брак оказался неудачен, потому, наверное, что совершился не на небесах, а в воде ледяного Дона». В октябре 1921 года вместе с актёрами ростовской Театральной мастерской Евгений Шварц со своей молодой женой приехал в Петроград на гастроли. Театральная общественность Петрограда и пресса приветливо приняли молодой театр. Но театр сборов не делал и скоро прогорел. Шварцы остались в Петрограде.
Шварц стал часто бывать у Николая Чуковского, и Корней Иванович Чуковский взял его к себе в секретари.
Н. К. Чуковский
Николай Чуковский вспоминал: «В конце двадцатых годов в Ленинграде образовалось новое литературное объединение – обэриуты. Не помню, как расшифровывалось это составное слово. О – это, вероятно, общество, ре – это, вероятно, реалистическое, но что означали остальные составляющие – сейчас установить не могу. Обэриутами стали Хармс, Александр Введенский, Олейников, Николай Заболоцкий, Леонид Савельев и некоторые другие. Не знаю, вступил ли в обэриуты Шварц, – может быть, и не вступил. Насмешливость мешала ему уверовать в какое-нибудь одно литературное знамя. Но, конечно, он был с обэриутами очень близок, чему способствовала его старая дружба с Олейниковым и новая, очень прочная дружба с Заболоцким, – дружба, сохранившаяся до конца жизни…. …При Детском отделе издавались два журнала – “Чиж” и “Ёж”. “Чиж” – для совсем маленьких, “Ёж” – для детей постарше. Конечно, Маршак, руководивший всем Детским отделом, руководил и этими журналами. Однако до журналов у него руки не всегда доходили, и настоящими хозяевами “Чижа” и “Ежа” оказались Шварц и Олейников. Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов. Особенно хорош был “Чиж”, – каждый номер его блистал превосходными картинками, уморительными рассказами, отточенными, неожиданными, блистательными стихами».
Вторая жена Шварца Екатерина Ивановна
В 1930 году произошли новые перемены в семейной жизни Шварца: он оставил первую жену и женился на Екатерине Ивановне Зильбер (урождённая Обуховой), с которой познакомился в мае 1928 года.
Шварц позже напишет в своих дневниках: «…в лето 29 года, переменившее всю мою жизнь …жил я напряжено и несчастливо и так счастливо… В те дни я, уклончивый и ленивый и боящийся боли, пошел против себя самого силою любви. Я сломал старую свою жизнь и начал новую. И в ясности особенной, и как одержимый, как в бреду. Всё это было так не похоже на меня, что я всё время думал, что умру. И в самом деле старая жизнь моя осенью умерла окончательно – я переехал к Катюше… Да и в самом деле я старый, прежний умирал, чтобы медленно–медленно начать жить. До тех лет я не жил».
Второй жене Шварц посвятил впоследствии свою пьесу «Обыкновенное чудо». Его первая супруга Гаянэ, как уверяют, стала прообразом мачехи из «Золушки».
В 1929 году Шварц написал свою первую пьесу «Ундервуд», её поставили в ТЮЗе.
И сразу разразился скандал. Специалисты по воспитанию детей, так называемые педологи, возмутились тем, что на сцену «потихоньку протащили сказку», безусловно вредную для подрастающего поколения.
Вся первая половина 1930-х годов ушла у драматурга на поиски жанра, который дал бы ему возможность свободно выражать свои мысли, свое понимание мира. Николай Чуковский говорил: «Евгений Львович был писатель, очень поздно “себя нашедший”».
Искал он упорно и нервно, скрывая от всех свои поиски. У Шварца была отличная защита своей внутренней жизни от посторонних взглядов – юмор. От всего, по-настоящему его волнующего, он всегда отшучивался. Он казался бодрым шутником, вполне довольным своей долей. А между тем у него была одна мечта – высказать себя в литературе. Ему хотелось передать людям свою радость, свою боль.
В это время Шварц работал много и плодотворно: сочинял повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для Театра кукол Сергея Образцова, писал киносценарии.
На вопросы о литературной деятельности он обычно отвечал словами своего любимого Чехова: «Пишу всё, кроме доносов». В 1940 году он написал пьесу «Тень», которая была запрещена сразу после премьеры.
Н. П. Акимов. Автопортрет
Режиссер Николай Павлович Акимов попросил Шварца написать для ленинградского Театра комедии пьесу на современную тему. Шварц увлекся объединением сказочных мотивов, получилась пьеса «Принцесса и свинопас». Он создал сказку – в меру наивную и добрую, но при этом – столь остроумную, печальную и глубокую, что после блистательной премьеры ее запретили. Только тридцать лет спустя пьесу под новым названием «Голый король» увидели зрители московского театра «Современник». Запоздалый успех доказал прочность и жизнеспособность этой пьесы.
В год окончания Великой Отечественной войны Шварц написал сценарий киносказки «Золушка», и через два года режиссер Надежда Кошеверова сняла по нему фильм с Яниной Жеймо в главной роли. Режиссер Николай Павлович Акимов попросил Шварца написать для ленинградского Театра комедии пьесу на современную тему. Шварц увлекся объединением сказочных мотивов, получилась пьеса «Принцесса и свинопас». Он создал сказку – в меру наивную и добрую, но при этом – столь остроумную, печальную и глубокую, что после блистательной премьеры ее запретили. Только тридцать лет спустя пьесу под новым названием «Голый король» увидели зрители московского театра «Современник». Запоздалый успех доказал прочность и жизнеспособность этой пьесы.
В год окончания Великой Отечественной войны Шварц написал сценарий киносказки «Золушка», и через два года режиссер Надежда Кошеверова сняла по нему фильм с Яниной Жеймо в главной роли.
В 1944 году Евгений Львович Шварц начал работу над самым личным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Пьеса постоянно переписывалась и переименовывалась; сохранились варианты названия: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник» … В конце концов, придумалось изящное − «Обыкновенное чудо». В этой сказке под масками Волшебника и его жены впервые неприкрыто проглянули автобиографические черты. В Волшебнике легко узнавался сам Шварц, в жене Волшебника – его жена Екатерина Ивановна. Не случайно пьеса посвящена именно ей. Премьера спектакля в Театре-студии киноактера состоялась в 1956 году. Шварц успел увидеть огромный успех собственной сказки.
Сказочных пьес у Шварца было немного, но славу ему принесли именно они. Николай Павлович Акимов написал так: «...нашелся все-таки волшебник, который, сохранив власть над детьми, сумел покорить и взрослых, вернул нам, бывшим детям, магическое очарование простых сказочных героев − злых драконов и говорящих котов. Волшебник, ковер-самолет которого по вечерам поднимает сразу тысячу взрослых серьезных людей и мигом уносит их за тридевять земель в утерянный, казалось, мир − в мир сказки... На наше счастье, он оказался не просто волшебником, а добрым и умным волшебником, и, проделав путешествие в его сказочный мир, мы всегда возвращаемся, поняв что-то, чего не понимали, подумав о многом таком, о чем всегда не хватало времени подумать, и немного более склонные к хорошим поступкам, чем обычно».
Н. П. Акимов. Портрет Е. Л. Шварца (фрагмент)
И еще цитата из Н. П. Акимова:
«Бывают пьесы исключительно детские. Их ставят только для детей, и взрослые не посещают такие спектакли. Много пьес пишется специально для взрослых, и, даже если взрослые не заполняют зрительного зала, дети не очень рвутся на свободные места.
А вот у пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они ни ставились, такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста. Когда Шварц написал свою сказку для детей „Два клена“, оказалось, что взрослые тоже хотят ее смотреть. Когда он написал для взрослых „Обыкновенное чудо“— выяснилось, что эту пьесу, имеющую большой успех на вечерних спектаклях, надо ставить и утром, потому что дети непременно хотят на нее попасть…
Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло. В том, что его сказки — настоящие современные актуальные пьесы».
Ушедший в возрасте 61 года Шварц не успел многого. Но на главное − подарить людям сказку и волшебство − у него хватило времени.
Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде и был похоронен на Богословском кладбище.
С Екатериной Ивановной он прожил долгие 30 лет. Они вместе прошли через войну, голод в блокадном Ленинграде, эвакуацию, черную полосу безденежья, когда пьесы Шварца не издавались, а спектакли запрещались. Ей он посвятил свою самую романтическую сказку «Обыкновенное чудо», к ней были обращены его последние слова: «Катюша, спаси меня!» Как будто он действительно верил, что эта женщина способна вырвать его у смерти. Она не смогла. Как не смогла и жить без него. Спустя два года, приведя в порядок тетради, бумаги и документы своего великого мужа, Екатерина Ивановна покончила жизнь самоубийством.
«Меня радует не столько успех, сколько отсутствие неуспеха. То есть боли. Всякую брань я переношу, как ожог, долго не проходит. А успеху так и не научился верить»
✍"Мне вдруг показалось, что вы как раз тот человек, которого я ищу всю жизнь. Бывало, покажется - по голосу и по речам, - вот он, такой человек, а подойдет он поближе, и видишь - это совсем не то. А отступать уже поздно, слишком близко он подошел. Ужасная вещь - быть красивой и близорукой".
Евгений Шварц "Тень" ------- Бог поставил меня свидетелем многих бед. Видел я, как люди переставали быть людьми от страха. Видел, как погибали целые города. Видел, как убивали. Видел, как предавали. Видел, как ложь убила правду везде, даже в самой глубине человеческих душ. Видел самое страшное - как люди научились забывать... Бог поставил меня свидетелем многих бед, но не дал мне силы. И поэтому я вышел из всех бед жизни, но душа - искалечена. Я не боюсь смерти, но людей боюсь - вот в чём моя душевная болезнь..
Евгений Шварц. Из дневника, январь 1943
Любовь Кантаржи - Новые приключения Кота в сапогах
ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА
21 октября 1896 г.
родился ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ, выдающийся писатель, драматург, сценарист, журналист и великий сказочник.
«Слушайте, люди ужасны, когда воюешь с ними. А если жить с ними в мире, то может показаться, что они ничего себе».
Евгений Шварц. «Тень»
Мудрые сказки Евгения Шварца
«Сказка рассказывается не для того,чтобы скрыть, а для того,
чтобы открыто сказать во всю силу,
во весь голос то, что думаешь»
Е. Л. Шварц
Его имя давно стало символом добра, справедливости и любви.
Его пьесы и фильмы разошлись на цитаты: «Я не волшебник, я только учусь», «Детей надо баловать − тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Связи связями, но надо же и совесть иметь», «Какое сказочное свинство!» …
Мы вырастаем на его сказках…
Евгений Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани в семье врача.
«Отец был сильный и простой. – вспоминал Е. Л. Шварц, − Участвовал в любительских спектаклях. Играл на скрипке. Пел. И расхаживал по дому в римской тоге. Мать Мария Федоровна Шелкова была много талантливей, и по-русски сложная и замкнутая…». Все современники, а позже и сам Евгений Львович в один голос утверждали, что на любительской сцене она была ещё талантливее отца − по-настоящему одаренная самобытная актриса.
За излишнее увлечение революционными идеями отец вместе со своей женой был сослан из Казани в Майкоп.
Дальнейшие детство и юность Шварца прошли в Майкопе.
В 1920 году Шварц женился. Николай Корнеевич Чуковский вспоминал:
«Первая жена его была актриса Гаянэ Халаджиева, по сцене Холодова, в просторечии – Ганя, маленькая женщина, шумная, экспансивная, очень славная. Она долго противилась ухаживаниям Шварца, долго не соглашалась выйти за него. Однажды, в конце ноября, поздно вечером, шли они в Ростове по берегу Дона, и он уверял её, что по первому слову выполнит любое её желание.
– А если я скажу: прыгни в Дон? – спросила она.
Он немедленно перескочил через парапет и прыгнул с набережной в Дон, как был – в пальто, в шапке, в калошах. Она подняла крик, и его вытащили. Этот прыжок убедил её – она вышла за него замуж».
«Увы, – вспоминал потом сам Шварц, – наш брак оказался неудачен, потому, наверное, что совершился не на небесах, а в воде ледяного Дона».
В октябре 1921 года вместе с актёрами ростовской Театральной мастерской Евгений Шварц со своей молодой женой приехал в Петроград на гастроли. Театральная общественность Петрограда и пресса приветливо приняли молодой театр. Но театр сборов не делал и скоро прогорел. Шварцы остались в Петрограде.
Шварц стал часто бывать у Николая Чуковского, и Корней Иванович Чуковский взял его к себе в секретари.
«В конце двадцатых годов в Ленинграде образовалось новое литературное объединение – обэриуты. Не помню, как расшифровывалось это составное слово. О – это, вероятно, общество, ре – это, вероятно, реалистическое, но что означали остальные составляющие – сейчас установить не могу. Обэриутами стали Хармс, Александр Введенский, Олейников, Николай Заболоцкий, Леонид Савельев и некоторые другие. Не знаю, вступил ли в обэриуты Шварц, – может быть, и не вступил. Насмешливость мешала ему уверовать в какое-нибудь одно литературное знамя. Но, конечно, он был с обэриутами очень близок, чему способствовала его старая дружба с Олейниковым и новая, очень прочная дружба с Заболоцким, – дружба, сохранившаяся до конца жизни…. …При Детском отделе издавались два журнала – “Чиж” и “Ёж”. “Чиж” – для совсем маленьких, “Ёж” – для детей постарше. Конечно, Маршак, руководивший всем Детским отделом, руководил и этими журналами. Однако до журналов у него руки не всегда доходили, и настоящими хозяевами “Чижа” и “Ежа” оказались Шварц и Олейников. Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов. Особенно хорош был “Чиж”, – каждый номер его блистал превосходными картинками, уморительными рассказами, отточенными, неожиданными, блистательными стихами».
Шварц позже напишет в своих дневниках: «…в лето 29 года, переменившее всю мою жизнь …жил я напряжено и несчастливо и так счастливо… В те дни я, уклончивый и ленивый и боящийся боли, пошел против себя самого силою любви. Я сломал старую свою жизнь и начал новую. И в ясности особенной, и как одержимый, как в бреду. Всё это было так не похоже на меня, что я всё время думал, что умру. И в самом деле старая жизнь моя осенью умерла окончательно – я переехал к Катюше… Да и в самом деле я старый, прежний умирал, чтобы медленно–медленно начать жить. До тех лет я не жил».
Второй жене Шварц посвятил впоследствии свою пьесу «Обыкновенное чудо». Его первая супруга Гаянэ, как уверяют, стала прообразом мачехи из «Золушки».
В 1929 году Шварц написал свою первую пьесу «Ундервуд», её поставили в ТЮЗе.
И сразу разразился скандал. Специалисты по воспитанию детей, так называемые педологи, возмутились тем, что на сцену «потихоньку протащили сказку», безусловно вредную для подрастающего поколения.
Вся первая половина 1930-х годов ушла у драматурга на поиски жанра, который дал бы ему возможность свободно выражать свои мысли, свое понимание мира. Николай Чуковский говорил: «Евгений Львович был писатель, очень поздно “себя нашедший”».
Искал он упорно и нервно, скрывая от всех свои поиски. У Шварца была отличная защита своей внутренней жизни от посторонних взглядов – юмор. От всего, по-настоящему его волнующего, он всегда отшучивался. Он казался бодрым шутником, вполне довольным своей долей. А между тем у него была одна мечта – высказать себя в литературе. Ему хотелось передать людям свою радость, свою боль.
В это время Шварц работал много и плодотворно: сочинял повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для Театра кукол Сергея Образцова, писал киносценарии.
На вопросы о литературной деятельности он обычно отвечал словами своего любимого Чехова: «Пишу всё, кроме доносов». В 1940 году он написал пьесу «Тень», которая была запрещена сразу после премьеры.
В год окончания Великой Отечественной войны Шварц написал сценарий киносказки «Золушка», и через два года режиссер Надежда Кошеверова сняла по нему фильм с Яниной Жеймо в главной роли.
Режиссер Николай Павлович Акимов попросил Шварца написать для ленинградского Театра комедии пьесу на современную тему. Шварц увлекся объединением сказочных мотивов, получилась пьеса «Принцесса и свинопас». Он создал сказку – в меру наивную и добрую, но при этом – столь остроумную, печальную и глубокую, что после блистательной премьеры ее запретили. Только тридцать лет спустя пьесу под новым названием «Голый король» увидели зрители московского театра «Современник». Запоздалый успех доказал прочность и жизнеспособность этой пьесы.
В год окончания Великой Отечественной войны Шварц написал сценарий киносказки «Золушка», и через два года режиссер Надежда Кошеверова сняла по нему фильм с Яниной Жеймо в главной роли.
В 1944 году Евгений Львович Шварц начал работу над самым личным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Пьеса постоянно переписывалась и переименовывалась; сохранились варианты названия: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник» … В конце концов, придумалось изящное − «Обыкновенное чудо». В этой сказке под масками Волшебника и его жены впервые неприкрыто проглянули автобиографические черты. В Волшебнике легко узнавался сам Шварц, в жене Волшебника – его жена Екатерина Ивановна. Не случайно пьеса посвящена именно ей. Премьера спектакля в Театре-студии киноактера состоялась в 1956 году. Шварц успел увидеть огромный успех собственной сказки.
Сказочных пьес у Шварца было немного, но славу ему принесли именно они. Николай Павлович Акимов написал так: «...нашелся все-таки волшебник, который, сохранив власть над детьми, сумел покорить и взрослых, вернул нам, бывшим детям, магическое очарование простых сказочных героев − злых драконов и говорящих котов. Волшебник, ковер-самолет которого по вечерам поднимает сразу тысячу взрослых серьезных людей и мигом уносит их за тридевять земель в утерянный, казалось, мир − в мир сказки... На наше счастье, он оказался не просто волшебником, а добрым и умным волшебником, и, проделав путешествие в его сказочный мир, мы всегда возвращаемся, поняв что-то, чего не понимали, подумав о многом таком, о чем всегда не хватало времени подумать, и немного более склонные к хорошим поступкам, чем обычно».
«Бывают пьесы исключительно детские. Их ставят только для детей, и взрослые не посещают такие спектакли. Много пьес пишется специально для взрослых, и, даже если взрослые не заполняют зрительного зала, дети не очень рвутся на свободные места.
А вот у пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они ни ставились, такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста. Когда Шварц написал свою сказку для детей „Два клена“, оказалось, что взрослые тоже хотят ее смотреть. Когда он написал для взрослых „Обыкновенное чудо“— выяснилось, что эту пьесу, имеющую большой успех на вечерних спектаклях, надо ставить и утром, потому что дети непременно хотят на нее попасть…
Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло. В том, что его сказки — настоящие современные актуальные пьесы».
Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде и был похоронен на Богословском кладбище.
С Екатериной Ивановной он прожил долгие 30 лет. Они вместе прошли через войну, голод в блокадном Ленинграде, эвакуацию, черную полосу безденежья, когда пьесы Шварца не издавались, а спектакли запрещались. Ей он посвятил свою самую романтическую сказку «Обыкновенное чудо», к ней были обращены его последние слова: «Катюша, спаси меня!» Как будто он действительно верил, что эта женщина способна вырвать его у смерти. Она не смогла. Как не смогла и жить без него. Спустя два года, приведя в порядок тетради, бумаги и документы своего великого мужа, Екатерина Ивановна покончила жизнь самоубийством.
«Меня радует не столько успех, сколько отсутствие неуспеха. То есть боли. Всякую брань я переношу, как ожог, долго не проходит. А успеху так и не научился верить»
Евгений Шварц "Тень"
-------
Бог поставил меня свидетелем многих бед. Видел я, как люди переставали быть людьми от страха. Видел, как погибали целые города. Видел, как убивали. Видел, как предавали. Видел, как ложь убила правду везде, даже в самой глубине человеческих душ. Видел самое страшное - как люди научились забывать... Бог поставил меня свидетелем многих бед, но не дал мне силы. И поэтому я вышел из всех бед жизни, но душа - искалечена. Я не боюсь смерти, но людей боюсь - вот в чём моя душевная болезнь..
Евгений Шварц. Из дневника, январь 1943