«Мастер и Маргарита»

— по авторскому определению, «опера в двух действиях и четырёх картинах» российского музыканта Александра Градского 2009 года по одноимённому роману русского писателя Михаила Булгакова. На сцене поставлена не была, существует в виде единственной аудиозаписи 2009 года, выполненной со звёздным составом. В либретто к произведению были использованы авторский текст Михаила Булгакова, а также стихи Александра Градского и Павла Грушко.

Либретто Павла Грушко, по рассказу Градского, пролежало у него 8 лет без дела. Только в 1985 году, «в период, когда у меня не было музыкальных идей», композитор достал либретто. В 2001 году сообщалось: «в отношении давно ожидаемой оперы по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», замысел которой возник ещё 25 лет назад, Александр Градский сообщил, что красивой музыки написано уже немало, но когда проект будет закончен, сказать он не может — и с грустной иронией добавил, что проекты он делает быстро и в срок, если они заказаны за деньги; в этом же случае он сам является заказчиком и сам финансирует проект».

В одном из интервью Градский рассказывает о своей многолетней работе: «Были опасения в техническом исполнении того, что я задумал. Но появилась возможность на компьютере делать отзвуки, когда эхо предыдущего номера накладывается на начало следующего. И добиваться качественного звучания. Павел Грушко разрешил мне распоряжаться для написания либретто своей пьесой «Было или не было» по «Мастер и Маргарита». От его подарка я завёлся, начал дописывать стихи, придумывать куски, отрывки, целые сцены, показывал их своим друзьям. Смотрел — какая реакция. И увидел, что улыбаются там, где я хотел, чтобы было смешно. Сидят грустные там, где у меня печальные образы. И в какой-то момент, в 2001 году, решил, что бросаю всё и начинаю «лепить» готовые куски. И семь лет записывал три часа оперы».

К аудиозаписи на четырёх пластинках Градский приступил, не имея на тот момент готовой партитуры, завершая сочинение параллельно со студийной работой. В итоге почти 30-летняя история создания рок-оперы была завершена к 2009 году. Наследник авторских прав Михаила Булгакова — Сергей Шиловский — дал проекту своё согласие. В либретто оперы использованы литературный текст романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», фрагменты пьесы в стихах Павла Грушко «Было или не было» и стихи Александра Градского.

Как рассказывает Градский: «Я бы назвал это «синтетической» оперой, где все законы жанра оперы соблюдены. Но это ещё более разнообразное произведение, чем опера «Стадион». В «Мастере и Маргарите» мною допущено в музыкальном плане такое хамство по отношению к содержанию, которое ещё никто себе не позволял. Там и цыганская музыка, и частушки, и цитаты из оперной классики от Верди до Чайковского, и музыка советских композиторов сороковых—шестидесятых годов. Помимо этого там порядка сорока собственных музыкальных тем. Я знаю, что немало получу от своих недоброжелателей. Но мне показалось, что сам роман удивительно эклектичен, что было бы глупо делать музыку одного жанрового содержания. Получилось довольно странное произведение. Недоброжелателям будет к чему придраться. Там очень много цитат. В основном, музыкальных цитат. Они идут, ну, в виде прикола, что ли, назовём это так. В основном, это такая самоиздёвка». Градский напоминает, что в романе Булгакова перечислено множество музыкальных произведений, звучавших во время событий. У писателя был «указан, я бы так сказал, звукомир того времени. И всё, что у него указано, я старался это всё, ну, и сам, конечно, допридумать». Композитор в аранжировке дополнял ассоциативный ряд. «Это сделано для тех, у кого есть ассоциативное мышление и кто умеет сопоставлять несопоставимое и кайфовать от того, как это вот так соединено и как это весело».

В опере звучат цитаты и интонации из произведений Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна, Дмитрия и Даниила Покрассов, Василия Лебедева-Кумача, Анатолия Лепина, Василия Соловьёва-Седого, Владимира Дашкевича, Андрея Макаревича, Джоаккино Россини, Георга Фридриха Генделя, Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди, Иоганна Штрауса, Жака Оффенбаха, Имре Кальмана, Макса Стайнера и других композиторов.

23 октября 2009 года состоялась презентация оперы в недостроенном здании Театра Александра Градского в полусекретном режиме. В октябре того же года Градский приостановил распространение своей оперы, поскольку не был решён вопрос с авторскими правами на роман. Вскоре эта проблема была разрешена. Либретто и диски оперы были выпущены в роскошном оформлении в виде старинной книги. Градский говорит: «Это очень дорогое издание и оно дорого стоило по созданию, страшно дорого. Ну, тут я вообще, конечно, не знаю, дурака сделал. Но я не мог, чтобы это было плохо и некрасиво издано. И Макаревич нарисовал рисунки изумительные». Обложка украшена металлическим логотипом «W» со стразами.

В опере фигурируют 56 персонажей, а сам создатель поет сразу четыре партии: «Только потому что я не смог найти исполнителей на роли Мастера, Воланда, Иешуа и кота Бегемота». Все 56 человек, принявших участие в записи, работали бесплатно. «Это просто была дружеская услуга, напоминающая времена давно ушедших дней», говорит автор. Партия старичка в Торгсине составлена из фрагментов фонограмм с голосом Георгия Милляра.

Певцы:
Мастер, Иешуа Га-Ноцри, Воланд, Кот Бегемот — Александр Градский
Маргарита — Елена Минина
Иван Бездомный, Левий Матвей — Михаил Серышев
Фагот-Коровьев — Николай Фоменко
Азазелло — Алексей Хабаров
Гелла — Лолита Милявская
Понтий Пилат, римский прокуратор — Андрей Лефлер
Каифа, первосвященник — Иосиф Кобзон
Афраний — Владимир Маторин
Секретарь Пилата — Максим Кучеренко
Кентурион Крысобой — Алексей Петренко
Михаил Александрович Берлиоз — Михаил Котляров
Наташа, прислуга Маргариты — Оксана Беленькая
Николай Иванович («боров») — Владимир Качан
Супруга Николая Ивановича — Любовь Казарновская
Буфетчик Соков — Андрей Макаревич
Алоизий Могарыч — Алексей Конкин
Сосед Алоизия, он же Контролёр — Александр Кутиков
Никанор Иванович Босой — Валерий Золотухин
Аннушка — Юлия Рутберг
Доктор Стравинский — Александр Розенбаум
Медсестра — Татьяна Анциферова
Жорж Бенгальский, конферансье — Фёдор Чеханков
Римский — Дмитрий Рябцев
Редактор — Аркадий Арканов
Непременова — Оксана Кочубей
Ариман — Владимир Зельдин
Мстислав Лаврович — Максим Леонидов
Латунский — Алексей Кортнев
Лапшенникова — Елена Камбурова
Аркадий Аполлонович Семплеяров — Олег Табаков
Жена Семплеярова — Людмила Касаткина
«Родственница» Семплеярова — Лариса Голубкина
Шофёр — Григорий Лепс
Домработница драматурга Кванта — Мария Градская
Домработница Латунская — Нина Резник
Фрида — Дарья Молчанова
Тофана — Марина Коташенко
Малюта — Александр Раппапорт
Жак, алхимик — Александр Лебедев
Малыш — Миша Ильин-Адаев
Мужчина в Варьете — Сосо Павлиашвили
Продавщица в киоске — Наталья Усатюк
Арчибальд Арчибальдович — Игорь Радов
Следователь — Тарас Калиниченко
Начальник угрозыска — Александр Буйнов
Участковый — Всеволод Шиловский
Опер — Константин Воробьев
Дежурный в милиции — Игорь Рахманин
Дежурная в «Грибоедове» — Марина Лях
Вахтёр в «Грибоедове» — Леонид Ярмольник
Дежурный в «Торгсине» — Евгений Маргулис
Продавец в «Торгсине» — Евгений Болдин
Продавщица в «Торгсине» — Амалия Мордвинова
Покупатель в «Торгсине» — Геннадий Хазанов
Старичок в «Торгсине» — Георгий Милляр
Палосич — Виктор Глазков
Солдаты, всадники, посетители Варьете, «Грибоедова», «Торгсина», бала Сатаны, обезьянки, толпа и дети на площади в Ершалаиме, нянечки и сиделки в сумасшедшем доме, участники похоронной процессии — Хор Краснознамённого академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, Детский хор «Мандрагора» (г. Клин).

В записи принимали участие:
Александр Градский — гитара, фортепиано, ударные, компьютерная верстка, инструментовка, оркестровка
Дмитрий Рябцев — фортепиано, компьютерная верстка, инструментовка, оркестровка
Виктор Глазков — компьютерная вёрстка
Юрий Иванов — гармоника
Владимир Васильков — ударные
Андрей Гончаров — трубы
Эркин Юсупов — тромбоны
Игорь Бутман — соло на саксофоне и саксофоны
Дживан Гаспарян — соло на дудуке
Константин Казначеев — соло на скрипке
Михаил Оленченко — соло на гитаре
Симфонический оркестр — дирижёр Владимир Симкин
Звукорежиссёры: Виктор Глазков, Владимир Овчинников, Александр Градский

По словам Градского: «Постановка оперы на сцене невозможна. Никто на это не рискнёт дать денег. Это надо меня знать. Запись — это моё собственное дело. И это большие примерно деньги, даже для меня, но это не такие деньги, которые нужны на спектакль. А зная меня, я просто дерьмо не разрешу ставить. И также дерьму не разрешу снимать. Поэтому это очень много денег сегодня. И более того, я не очень уверен, что это вернётся, в смысле материальном. Поэтому если вдруг кому-то в голову взбредёт снять кино или поставить это в театре, ну, скажем, площадка там будет и всё. Но, понимаешь, там столько актёров, и каждый из них — совершенно изумительный характер и голос. Ну, если Алексей Васильевич Петренко говорит 2—3 фразы, ну что ж? Получается, если без него ставить спектакль, это будет какой-то исполнитель, это уже будет совершенно не то». Градский предполагает, что возможно было бы сделать кинофильм, и в шутку называет имя предполагаемого режиссёра, который бы справился — Алан Паркер. Тем не менее, отрывок из оперы прозвучал в десятом сезоне шоу «Голос» в исполнении участников команды Александра Градского.

#рок_опера
«Мастер и Маргарита» - 966623849416
  • А.Градский Рок-Опера "Мастер и Маргарита" 2009 - 1 действие 1 картина (CD1)
  • А.Градский Рок-Опера "Мастер и Маргарита" 2009 - 1 действие 2 картина (CD2)
  • А.Градский Рок-Опера "Мастер и Маргарита" 2009 - 2 действие 3 картина (CD3)
  • А.Градский Рок-Опера "Мастер и Маргарита" 2009 - 2 действие 4 картина (CD4)