Выпускники БЛУГА

АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ПУТЬ В НЕБО
Многие мальчишки мечтают о небе, среди них был и я. Задрав головы, смотрели мы дни напролет на самолеты, которые возили вольфрамовую руду из рудников в Алтайских горах на перерабатывающие фабрики. А однажды, пролетев над домами, самолет пошел на посадку и сел на окраине деревни. Босоногие ребятишки, и я в том числе, кубарем кинулись за деревню. На зеленом поле стоял ярко окрашенный самолет, а вокруг него ходил летчик в шлеме, осматривая машину. Мы засыпали его вопросами. Зачем он к нам прилетел? А нельзя ли покататься? Летчик улыбнулся и позволил залезть по очереди на крыло. Заглянули мы и в кабину: там было несметное количество разных приборов. Вскоре к самолету привезли больного, и летчик, запустив двигатель, улетел. Это было мое первое свидание с самолетом, как я позднее узнал, это был По-2.

Выпускники БЛУГА  - 907257811094
       В 1962 году весной, оканчивая среднюю школу в селе Петропавловском Алтайского края, я в «Комсомольской Правде» прочитал объявление, что училища Гражданского воздушного флота объявляют набор учащихся на пилотов и штурманов. Ближайшая приемная комиссия работала в Новосибирске.
        Желающих поступать в летное училище из моих одноклассников больше не нашлось, и я поехал один. В то время из села Петропавловского в Барнаул летали рейсовые самолеты Ан-2, из Барнаула в Новосибирск Ил-14. Тогда я впервые полетел самолетом, благо билеты в то время были дешевые. Кабины у пилотов в тех рейсах были открыты, и меня так и подмывало подойти к пилотам и рассказать им, что я лечу поступать в летное училище. Но я не решился.
Медицинскую комиссию я прошел без осложнений. У меня были спортивные разряды по нескольким видам спорта: игровым, легкой атлетике, лыжам, боксу. В то время в нашей сельской школе спорт был хорошо развит. Теоретические экзамены сдал успешно, однако не без происшествий. У экзаменатора по математике появилось сомнение, что мне поставить — четверку или пятерку, и он дал мне дополнительное задание по тригонометрии. Задача оказалась трудная, у меня не получалось вывести доказательство. В этот момент в двери появилась небольшая щелка, и кто-то из ребят показал жестом: «Кидай задачку». Я написал, скатал шарик и катнул к двери. Ребята быстро решили задачку и таким же способом переслали мне. Так я успешно сдал математику, а помогли мне в этом совсем незнакомые ребята.
      На мандатной комиссии нас построили и объявили, кто зачислен в училище. Потом спросили, кто из нас желает учиться на штурмана, а затем — в каком из училищ. Я назвал Бугурусланское. Я слышал о том, что оно самое лучшее, да и город хороший, стоит на Волге. Потом выяснилось, что город стоит совсем не на Волге, но в училище не ошиблись, оно действительно самое лучшее.
Когда после поступления я полетел домой, то теперь уже не стеснялся: в самолете подошел к летчикам и сказал, что поступил в Бугурусланское летное училище. Меня похвали и сказали, что в нашем полку прибыло
В своем селе я ходил героем. Никто не помнил, чтобы кто-то из жителей села был летчиком: я, наверное, первый. Особенно радовалась моя мать. Растила она меня одна, своего отца я почти не помню. Они разошлись, и мать о нем не хотела вспоминать и говорить. Плакала она о том, что я — ее единственный сын — скоро уеду в далекий город. А он действительно был далеким — более двух тысяч километров.
        Чтобы не опоздать к началу занятий — в случае опоздания отчисляли из училища, — я выехал заранее. Приехал за три дня до назначенной даты, никого из курсантов еще не было. Встретил меня Иван Иванович Чернявский, поинтересовался откуда я, как сдал экзамены. Затем вручил метелку, дал задание подмести и помыть помещение, где будут размещаться первые прибывающие, рассказал, где что находится в училище. Так началась моя курсантская жизнь.
         Когда приехали остальные курсанты, мы занялись хозяйственными работами, получали форменное обмундирование. Затем нас разделили по ротам — эскадрильям и взводам — классным отделениям. 1 сентября начались занятия, после занятий проходила строевая подготовка, которая продолжалась два месяца, называлась она «Курс молодого бойца». По воскресеньям убирали картошку — заготавливали для себя.
Годы обучения в училище прошли быстро. Теоретическую и летную подготовку усваивали без затруднений, однако с «самолетовождением» приходилось сидеть и по ночам. «Въедливым» был преподаватель Баркаган. Но эту науку он вбил в нас на всю жизнь, и в конце концов все курсанты оказались ему благодарны. Самостоятельно я вылетел первым в эскадрилье, на Як-18А. С инструктором мне повезло, — это был военный летчик Чатковский Леонид Федорович. Летал он по-военному «жестко», но высший пилотаж выполнял классно, с песней при каждой фигуре. Любовь к пилотажу он привил и мне.
На третьем курсе он начал готовить меня к инструкторской работе. Давал задания провести методический час, разобрать ошибки с курсантами летной группы, спланировать задание на полеты на следующий день. Мои однокашники слушались меня, несмотря на то, что некоторые были и старше — они поступили в училище после службы в армии.
       Во время учебы я подружился со многими ребятами. Это В. Квартин с Алтая, В. Циркин из Бердска, В. Капленков из Свердловска, С. Бурдулис, В. Данилов из Иркутска, В. Простомолотов из Хабаровска. Мы помогали друг другу в нашей курсантской жизни, никаких «неуставных» отношений между нами не было, хотя конфликты случались, как в любой мальчишеской среде.
Я мечтал после окончания училища бороздить просторы Воздушного Океана, но судьба распорядилась иначе — я стал пилотом-инструктором. Работалось легко, потому что учить летать оказалось моим любимым делом.
Выпускники БЛУГА  - 971842460310

Вспоминаю своих первых курсантов, которые самостоятельно вылетали с моей руки: Сайдахмедов, Кукушкин, Бряндин да и многие другие, которые впоследствии стали отличными пилотами, руководителями авиапредприятий. Их были десятки, сотни, тысячи. Навсегда запоминаются глаза ребят, когда они докладывают после первого полета: «Товарищ инструктор, курсант Иванов выполнил два самостоятельных полета, разрешите получить замечания». В этот момент и мне передавалась гордость за их первый самостоятельный вылет, преодоление ими страха и робости, появление у них привычки нести ответственность. С радостью чувствуешь, как ребята становятся летчиками, мужчинами.
       С годами в училище сложилась своя школа методики летного обучения. В нее входят не только теоретическая часть и учебники по методике, но и огромный опыт педагогов, командиров, посвятивших себя делу подготовки пилотов, десятилетиями накапливающийся и передающийся другим.
В настоящее время в училище все педагоги, командно-летный состав имеют высшее образование, однако и богатый опыт старшего поколения помогает внедрять новые формы и методы обучения. Если говорить об освоении училищем новых воздушных судов и внедрении их в летное обучение — то это уже история.
     Особую гордость личный состав испытывает от успешного внедрения и эксплуатации в учебном варианте самолета Як-40 — это более чем двадцатилетний опыт учебных полетов. Курсанты выпускаются на этом самолете в самостоятельный полет, нигде в мире такого больше нет! Поэтому мы и говорим о своей, особой школе методики летного обучения. Имена тех, кто внес огромный вклад в формирование и развитие этой школы, сохранены в истории училища, в музее трудовой славы. Мы благодарны этим людям.
Выпускники БЛУГА  - 971842469782
Моя жизнь после окончания училища сложилась счастливо. Женился через год после его окончания на выпускнице педучилища Тоне. Она самая красивая и добрая на Земле. Чрез год она родила мне двух мальчишек-близнецов — Сашу и Сережу, которые впоследствии стали летчиками. Летали они в Уфе сначала на Ан-2, затем Саша — на Ан-28, Сережа — на Ту-134. Однако они оказались не такими устойчивыми в авиации, как их отец. Набрав по налету выслугу лет, ушли на пенсию. В настоящее время Сергей — предприниматель, а Саша работает в транспортном акционерном обществе нефтяников. Жена, Антонина Андреевна, работает заведующей детским садом. Надо сказать, что семья имеет огромное значение в трудовой деятельности летчика; и это не просто слова. Как говорят, в работе всякое случается. А дома мы всегда друг друга поддерживали, радовались удачам, анализировали недостатки. Это нам всегда помогало. В нашей семье растут два внука, одному 18 лет, другому — 12, две внучки. Младший внук пока смотрит в небо, подражает деду, а старший учится в университете в Самаре.
     Мне «посчастливилось» возглавлять училище в период кризиса авиационно-транспортной системы. Накопленные в двух ВУЗах знания и опыт не помогли сохранить материальную базу училища. Спрос на пассажирские перевозки упал, естественно , последовали сокращения летного состава авиапредприятий, наши выпускники были не востребованы. За два-три года финансирование училища уменьшилось в десятки раз.
Выпускники БЛУГА  - 907257941654
       Произошла ликвидация Актюбинского высшего летного училища. Более сотни выпускников были переданы в Бугурусланское летное училище для окончания программы обучения. Деньги на закупку горюче-смазочных материалов не выделялись, самолеты училища дорабатывали ресурс, средств на их ремонт не было. Пришлось всю полученную от коммерческой деятельности прибыль направить на приобретение ГСМ и ремонт самолетов. Училище осуществляло переучивание на пилотов большой группы бортинженеров и штурманов из авиакомпании «Аэрофлот», а также готовило пилотов для республики Туркменистан. Это позволило училищу ликвидировать задолженность по выпуску пилотов, которая составляла более 200 человек.
В последние годы финансирование училища несколько улучшилось, однако оно составляет не более одной трети от необходимого. В доперестроечные времена конкурс в летное училище составлял до 20 человек на место, сегодня об этом мы можем только мечтать.
     В то же время государственная комиссия по выпуску специалистов в 2006 г. отметила высокое качество подготовки выпускников, это означает способность коллектива училища дать выпускнику достаточный уровень знаний и умений, чтобы он был востребован авиационными предприятиями.
Выпускники БЛУГА  - 907257991574
        В 2006 г. училище приступило к освоению нового учебного самолета М-101, достаточно хорошо оснащенного современным аэронавигационным оборудованием. Министерством транспорта, Федеральным агентством воздушного транспорта принимаются меры по повышению качества подготовки пилотов, а именно: внедрение в учебный процесс легкого пилотажного самолета, а также двухдвигательного выпускного самолета с современным оборудованием. Программа летного обучения увеличена до 150 часов. Это направлено на приведение уровня подготовки пилотов к международным стандартам.
Из книги "Неразрывны мы с Бугурусланом", 2011 год
Выпускники БЛУГА  - 971842485910
Выпускники БЛУГА  - 907258186646
Выпускники БЛУГА  - 907258191510

Общий трудовой стаж в училище 44 года, из них директором училища 13 лет ( с 1997 по 2010 гг.). Награжден орденом Трудового Красного Знамени в 1976 году. В 1996 году присвоено почетное звание "Заслуженный работник транспорта России".
Из книги "Неразрывны мы с Бугурусланом" автор- составитель Хайрюзов В.Н.
Редакция Волковой Е.
#ВыпускникиБЛУГА

Комментарии

  • 25 ноя 2020 17:54
    Какие могут быть комментарии.
    Да никаких, как здорово что у руля были люди,такие как Андреев В.В.,Рузов В.Я.,Флоринский У каждого было своё время.А что у Степанова С.А.легкое время 🥵с этой пондемией
  • 26 ноя 2020 09:54
    Когда мой брат учился в училище, он был его комэском.
    А я учился, он был нашим командиром отряда. Хороший был человек и командир.
  • 26 ноя 2020 19:53
    Уважаемый Василий Васильевич! Прекрасный рассказ получился! Содержательный и исторический. Вроде повествование о вашей личной жизни, но настолько интересно по ходу рассказа и история нашего государства, и события и обстановка вокруг в то время, о дружбе, о товариществе, о мечтах и стремлениях молодежи того поколения, о преодолении трудностей - вроде как их и не было. А была радостная счастливая жизнь, целеустремленная, успешная, с желанием все сделать своими руками для воплощения своего счастья, чтобы сбылись все мечты. Это ваша жизнь. Она прекрасна! Пример всем нам. Детям нашим. Внукам. Мы жили в этом городе, куда вы приехали и связали с ним свою жизнь навеки, воплотили свой талант пилота здесь. Наши родители тоже работали в родном для всех в нашем городе - знаменитом лётном училище. Мы тоже связаны с училищем, через память о родителях, знаем всех сотрудников, преподавателей, инструкторов пофамильно, помним, знаем историю училища. Куда бы ни заслала нас судьба, по разным уголкам и странам нашей прежде большой одной и любимой страны. Сами теперь дружим в знак гордости за знаменитое училище, БЛУГА - для вас альмаматер изначально, потом долгие годы вы руководили им. Огромное уважение и почёт Вам! За ваш труд! Вы - гордость страны! Без сомнений. Мы вас любим. Как Родину.   
  • Комментарий удалён.
  • 27 ноя 2020 09:29
    Наш Командир!!!
  • Комментарий удалён.