Выпускники БЛУГА
АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ПУТЬ В НЕБО
Многие мальчишки мечтают о небе, среди них был и я. Задрав головы, смотрели мы дни напролет на самолеты, которые возили вольфрамовую руду из рудников в Алтайских горах на перерабатывающие фабрики. А однажды, пролетев над домами, самолет пошел на посадку и сел на окраине деревни. Босоногие ребятишки, и я в том числе, кубарем кинулись за деревню. На зеленом поле стоял ярко окрашенный самолет, а вокруг него ходил летчик в шлеме, осматривая машину. Мы засыпали его вопросами. Зачем он к нам прилетел? А нельзя ли покататься? Летчик улыбнулся и позволил залезть по очереди на крыло. Заглянули мы и в кабину: там было несметное количество разных приборов. Вскоре к самолету привезли больного, и летчик, запустив двигатель, улетел. Это было мое первое свидание с самолетом, как я позднее узнал, это был По-2.
Желающих поступать в летное училище из моих одноклассников больше не нашлось, и я поехал один. В то время из села Петропавловского в Барнаул летали рейсовые самолеты Ан-2, из Барнаула в Новосибирск Ил-14. Тогда я впервые полетел самолетом, благо билеты в то время были дешевые. Кабины у пилотов в тех рейсах были открыты, и меня так и подмывало подойти к пилотам и рассказать им, что я лечу поступать в летное училище. Но я не решился.
Медицинскую комиссию я прошел без осложнений. У меня были спортивные разряды по нескольким видам спорта: игровым, легкой атлетике, лыжам, боксу. В то время в нашей сельской школе спорт был хорошо развит. Теоретические экзамены сдал успешно, однако не без происшествий. У экзаменатора по математике появилось сомнение, что мне поставить — четверку или пятерку, и он дал мне дополнительное задание по тригонометрии. Задача оказалась трудная, у меня не получалось вывести доказательство. В этот момент в двери появилась небольшая щелка, и кто-то из ребят показал жестом: «Кидай задачку». Я написал, скатал шарик и катнул к двери. Ребята быстро решили задачку и таким же способом переслали мне. Так я успешно сдал математику, а помогли мне в этом совсем незнакомые ребята.
На мандатной комиссии нас построили и объявили, кто зачислен в училище. Потом спросили, кто из нас желает учиться на штурмана, а затем — в каком из училищ. Я назвал Бугурусланское. Я слышал о том, что оно самое лучшее, да и город хороший, стоит на Волге. Потом выяснилось, что город стоит совсем не на Волге, но в училище не ошиблись, оно действительно самое лучшее.
Когда после поступления я полетел домой, то теперь уже не стеснялся: в самолете подошел к летчикам и сказал, что поступил в Бугурусланское летное училище. Меня похвали и сказали, что в нашем полку прибыло
В своем селе я ходил героем. Никто не помнил, чтобы кто-то из жителей села был летчиком: я, наверное, первый. Особенно радовалась моя мать. Растила она меня одна, своего отца я почти не помню. Они разошлись, и мать о нем не хотела вспоминать и говорить. Плакала она о том, что я — ее единственный сын — скоро уеду в далекий город. А он действительно был далеким — более двух тысяч километров.
Чтобы не опоздать к началу занятий — в случае опоздания отчисляли из училища, — я выехал заранее. Приехал за три дня до назначенной даты, никого из курсантов еще не было. Встретил меня Иван Иванович Чернявский, поинтересовался откуда я, как сдал экзамены. Затем вручил метелку, дал задание подмести и помыть помещение, где будут размещаться первые прибывающие, рассказал, где что находится в училище. Так началась моя курсантская жизнь.
Когда приехали остальные курсанты, мы занялись хозяйственными работами, получали форменное обмундирование. Затем нас разделили по ротам — эскадрильям и взводам — классным отделениям. 1 сентября начались занятия, после занятий проходила строевая подготовка, которая продолжалась два месяца, называлась она «Курс молодого бойца». По воскресеньям убирали картошку — заготавливали для себя.
Годы обучения в училище прошли быстро. Теоретическую и летную подготовку усваивали без затруднений, однако с «самолетовождением» приходилось сидеть и по ночам. «Въедливым» был преподаватель Баркаган. Но эту науку он вбил в нас на всю жизнь, и в конце концов все курсанты оказались ему благодарны. Самостоятельно я вылетел первым в эскадрилье, на Як-18А. С инструктором мне повезло, — это был военный летчик Чатковский Леонид Федорович. Летал он по-военному «жестко», но высший пилотаж выполнял классно, с песней при каждой фигуре. Любовь к пилотажу он привил и мне.
На третьем курсе он начал готовить меня к инструкторской работе. Давал задания провести методический час, разобрать ошибки с курсантами летной группы, спланировать задание на полеты на следующий день. Мои однокашники слушались меня, несмотря на то, что некоторые были и старше — они поступили в училище после службы в армии.
Во время учебы я подружился со многими ребятами. Это В. Квартин с Алтая, В. Циркин из Бердска, В. Капленков из Свердловска, С. Бурдулис, В. Данилов из Иркутска, В. Простомолотов из Хабаровска. Мы помогали друг другу в нашей курсантской жизни, никаких «неуставных» отношений между нами не было, хотя конфликты случались, как в любой мальчишеской среде.
Я мечтал после окончания училища бороздить просторы Воздушного Океана, но судьба распорядилась иначе — я стал пилотом-инструктором. Работалось легко, потому что учить летать оказалось моим любимым делом.
Вспоминаю своих первых курсантов, которые самостоятельно вылетали с моей руки: Сайдахмедов, Кукушкин, Бряндин да и многие другие, которые впоследствии стали отличными пилотами, руководителями авиапредприятий. Их были десятки, сотни, тысячи. Навсегда запоминаются глаза ребят, когда они докладывают после первого полета: «Товарищ инструктор, курсант Иванов выполнил два самостоятельных полета, разрешите получить замечания». В этот момент и мне передавалась гордость за их первый самостоятельный вылет, преодоление ими страха и робости, появление у них привычки нести ответственность. С радостью чувствуешь, как ребята становятся летчиками, мужчинами.
С годами в училище сложилась своя школа методики летного обучения. В нее входят не только теоретическая часть и учебники по методике, но и огромный опыт педагогов, командиров, посвятивших себя делу подготовки пилотов, десятилетиями накапливающийся и передающийся другим.
В настоящее время в училище все педагоги, командно-летный состав имеют высшее образование, однако и богатый опыт старшего поколения помогает внедрять новые формы и методы обучения. Если говорить об освоении училищем новых воздушных судов и внедрении их в летное обучение — то это уже история.
Особую гордость личный состав испытывает от успешного внедрения и эксплуатации в учебном варианте самолета Як-40 — это более чем двадцатилетний опыт учебных полетов. Курсанты выпускаются на этом самолете в самостоятельный полет, нигде в мире такого больше нет! Поэтому мы и говорим о своей, особой школе методики летного обучения. Имена тех, кто внес огромный вклад в формирование и развитие этой школы, сохранены в истории училища, в музее трудовой славы. Мы благодарны этим людям.
Мне «посчастливилось» возглавлять училище в период кризиса авиационно-транспортной системы. Накопленные в двух ВУЗах знания и опыт не помогли сохранить материальную базу училища. Спрос на пассажирские перевозки упал, естественно , последовали сокращения летного состава авиапредприятий, наши выпускники были не востребованы. За два-три года финансирование училища уменьшилось в десятки раз.
В последние годы финансирование училища несколько улучшилось, однако оно составляет не более одной трети от необходимого. В доперестроечные времена конкурс в летное училище составлял до 20 человек на место, сегодня об этом мы можем только мечтать.
В то же время государственная комиссия по выпуску специалистов в 2006 г. отметила высокое качество подготовки выпускников, это означает способность коллектива училища дать выпускнику достаточный уровень знаний и умений, чтобы он был востребован авиационными предприятиями.
Из книги "Неразрывны мы с Бугурусланом", 2011 год
Общий трудовой стаж в училище 44 года, из них директором училища 13 лет ( с 1997 по 2010 гг.). Награжден орденом Трудового Красного Знамени в 1976 году. В 1996 году присвоено почетное звание "Заслуженный работник транспорта России".
Из книги "Неразрывны мы с Бугурусланом" автор- составитель Хайрюзов В.Н.
Редакция Волковой Е.
#ВыпускникиБЛУГА
Да никаких, как здорово что у руля были люди,такие как Андреев В.В.,Рузов В.Я.,Флоринский У каждого было своё время.А что у Степанова С.А.легкое время
А я учился, он был нашим командиром отряда. Хороший был человек и командир.