Обратный отсчет: «А мы к школе уже готовы!»

Молодая мама двух сыновей поделилась своими решениями в планировании необходимых покупок

Начался последний месяц лета. Для юных жителей нашего района это, в первую очередь, означает приближение Дня знаний. В преддверии нового учебного года мама двух сыновей Екатерина Бессонова из города Новокубанска поделилась опытом сборов в школу мальчишек разных возрастов. Для младшего сына, будущего первоклассника Артема, в этом году двери в мир знаний только распахнутся. Старший сын Семен перешел в 3 класс.

- Екатерина, в Вашей семье покупки к школе происходят спонтанно или по составленному списку?

- Конечно, по списку. В школе, на родительском собрании, нам выдали памятку, в которой указаны все принадлежности для нового учебного года. Опыт подготовки первоклассника у меня уже есть, поэтому собирать детей в школу намного легче.

- Ребята участвуют в выборе учебных принадлежностей?

- Да, мы все покупаем вместе. Так нам удобнее. Семен уже подрос и поход в отдел канцтоваров для него не так интересен. Для Артема все впервые, он подходит к выбору с интересом. Я считаю, что у ребенка обязательно должно быть право выбора - это очень важно. Особенно для первоклассника, потому что это новый опыт. Красивые школьные принадлежности, которые нравятся ребенку, будут дополнительно мотивировать его в учебе.

- Как совладать с детскими капризами в магазине и всем известной фразой: «Мама, купи!»?

- Поскольку семейный бюджет, все-таки, не бесконечный, каждый рассчитывает, исходя из своих возможностей. Когда ребенок впервые попадает в магазин канцтоваров, он будет хотеть все и сразу. Моя задача как родителя - сориентировать его на товары приемлемой цены и хорошего качества. Дать ребенку выбор, но в пределах разумного. Например, точилка необычной формы и яркого цвета притягивает внимание. Но будет ли она эффективно служить по прямому назначению? Отправляя второго сына в школу, я уже выделила качественные фирмы канцелярских товаров, поэтому прошу выбирать этих производителей.

- Кого собирать дороже: первоклассника или третьеклассника?

- Первоклассника, потому что все приобретается с нуля: ранец, кейс для технологии, мешки для обуви и многое другое. У старшего сына остались портфель, какое-то количество канцелярии и форма, приобретенная в прошлом году. Одежду покупаем фабричного производства, с которой сотрудничает наша гимназия. Семен обучается в казачьем классе, поэтому форма у всех детей единая. Стандартный набор - черные брюки с лампасами, рубашка с погонами (с коротким рукавом), галстук и пилотка. Дополнительно берем несколько обычных рубашек, зимой разрешается черный свитер на белую рубашку или джемпер.

- Что лучше: обновлять дешевый портфель каждый год или взять подороже, но на несколько лет вперед?

- У каждого индивидуальный подход, но я выбрала второй вариант. Портфель дешевле трех тысяч рублей сейчас не найти. Отдавать каждый год эту сумму, а то и больше, равноценно покупке качественного дорогого портфеля, который прослужит три-четыре года. Правильный рюкзак очень важен для школьника, особенно учащегося начальных классов. Он влияет на формирование осанки. Ребенку должно быть комфортно и удобно. Выбирая портфели для сыновей, я просмотрела много видео и статей с рекомендациями врачей.
Портфель не должен быть огромным, бесформенным (без четкого каркаса), обязательно с ортопедической спинкой и без обилия маленьких карманов и отделений. Ребенок в первом классе может легко в них запутаться, забыть, что и куда положил. Еще нужно учитывать особенности характеров детей. Семен более собранный и спокойный, мы легко и быстро купили портфель - одновременно понравился один и тот же и мне, и ему. Артем более активный, он все хотел выбирать сам. Дети в таком возрасте не могут оценить полезность и практичность вещи. Но даже если наши мнения расходятся, особых проблем это не вызывает.

- Как Вы мотивируете сыновей к учебе?

- Я считаю, что, в любом случае, детей нельзя ругать за оценки. Школьные отметки - не показатель успешности в жизни. Психологическое здоровье ребенка и его уверенность в себе намного важнее. Я делаю замечания по поводу несобранности. Например, когда ребенок забывает пенал, учебник или не записал домашнее задание. Я объясняю, что на данный период учеба - это их работа и большая ответственность. Ругать не стоит, только спокойный серьезный разговор, как со взрослыми. Крики и скандалы не помогут ребенку стать ответственным, а научат бояться и скрывать свои неудачи.
С таким подходом старший сын и учится хорошо, и доверяет мне, не боится рассказать о своих ошибках. Я не вступаю с детьми в товарно-денежные отношения, мотивирую их положительными эмоциями. Когда Семен хорошо заканчивает четверть, мы ходим гулять в его любимые места. Кино, парк аттракционов, кафе... Главное - подобрать место, в котором ему нравится бывать.
Когда родители дают определенную сумму за хорошие оценки, со временем потребности у детей растут и надо поднимать «ставки». Либо, накопив определенную сумму, ребенку учеба совсем перестанет быть интересной. Я считаю, что старания должны быть вознаграждены, но не в денежном эквиваленте, а в эмоциональном.

- Посещают ли мальчики какие-то дополнительные кружки?

- Семен ходит на английский язык, занимается робототехникой в Доме детского творчества города Новокубанска. Сейчас он выбирает, какие кружки дополнительного образования ему еще посещать. Рада, что мы смогли воспитать в нем самостоятельность. Никак не препятствуем, только контролируем нагрузку. В таком возрасте дети быстро устают, важно, чтобы деятельность была сбалансирована с отдыхом. Все-таки основная задача - школа, дополнительное образование - по мере возможностей.
Артем тоже занимается в Доме детского творчества: ходит на подготовительные курсы к школе и на кружок «Мастерилки» по развитию мелкой моторики. Третий год занимается карате. Для кружков в семье тоже есть статья расходов: покупка товаров для творчества - альбомы, кисточки, краски и другое.

- Как Вы считаете, лучше отдать ребенка в школу пораньше или в полные семь лет?

- Все зависит от того, готов ли морально и физически ребенок к школьной нагрузке. Учебная программа с каждым годом становится сложнее, поэтому чтобы не было лишних расстройств можно попробовать отдать ребенка на подготовительные курсы или позаниматься с ним дома, посмотреть, как он себя будет чувствовать.

- Вы как бывший работник банка помогаете мальчишкам разобраться в вопросах финансовой грамотности?

- Многие думают, что финансовая грамотность относится к предпринимательству или же просто умению экономить, но это не так. Финансово грамотный человек может не зарабатывать миллионы и при этом не окажется без денег через пару дней после зарплаты. Он не станет без оснований брать кредиты. В первую очередь объясняю детям, что деньги не появляются сами собой, их зарабатывают.
Рассказываю сыновьям, как прошел мой рабочий день, что делала и из чего складывается моя заработная плата. Для дошкольника не обязательно оценивать доход в рублях, можно использовать более понятную для ребенка «валюту». Нужно рассказывать и про другую сторону работы: почему она мне нравится и чем важна для других. Тем самым, доношу мысль, что деньги - не единственная причина быть юристом, врачом или строителем.
Когда мы посещаем магазины, задаю определенный бюджет и объясняю, почему беру именно этот товар. Стоимость зависит от его качества. Поясняю, что цена - это количество денег, которые надо отдать, а товар на прилавке - результат труда других людей. Ответственное отношение к финансам закрепляем на практике. Я учу мальчиков обращать внимание на вид товара (срок годности, если дело касается продуктов), пересчитывать сдачу, проверять чек.
Деньги любят счет, а бюджет - планирование. Со временем, когда ребята начнут получать карманные деньги, у них появится свой бюджет. С его планированием нужно помочь. Например, можно завести тетрадь доходов и расходов. Дети будут записывать свои траты и наглядно понимать, на что уходят их финансы. Лучше давать карманные деньги наличными, потому что в силу возраста, дошкольники и ученики младших классов могут не ощущать списание с карты как трату. Наличными нагляднее.

Беседовала Дарья Лизунова
Будущий первоклассник Артем выбирает канцелярские товары для успешной учебы (фото предоставлено Екатериной Бессоновой).
Будущий первоклассник Артем выбирает канцелярские товары для успешной учебы (фото предоставлено Екатериной Бессоновой).
Старший сын Семен с 1 сентября начнет изучать программу 3-го класса (фото предоставлено Екатериной Бессоновой).
Старший сын Семен с 1 сентября начнет изучать программу 3-го класса (фото предоставлено Екатериной Бессоновой).

Комментарии

Комментариев нет.