Тысячи глаз устремлялись на него, тысячи сердец в волнительном ожидании готовились окунуться в священную мистерию искусства музыки. А он как-будто и не замечал этого огромного стечения народа. Маэстро скрипки устремлял свой взор к небу, а его уста безмолвно шептали неизреченное, одному Богу ведомое. И никто не слышал, что он говорил, но все видели, что после этого - весь облик музыканта просветлялся, казалось - он обретал крылья духа. И только избранные понимали, что великий скрипач не просто преодолевал сценическое волнение, пытаясь поймать волну вдохновения и настроиться на игру. То, что он шептал перед каждым концертом - было его маленькой тайной, священным ритуалом.Трагично-печальным было его детство - в четыре года он потерял отца, за несколько месяцев до окончания войны пришла повестка о его гибели. Грустная картина детства омрачалась болезнью - с ранних лет мальчик страдал детской пикнолепсией: периодически у него пропадало сознание, моторика тела сохранялась, но сознание вдруг куда-то проваливалось, он переставал мыслить, терял чувство реальности. В моменты неожиданных приступов он абсолютно не контролировал себя. Единственным человеком, который по-настоящему понимал его и жил его жизнью - была его мама.Любовь к музыке проявилась у мальчика очень рано. Трубы, барабаны, сопилки, скрипки... – были его любимыми игрушками. Музыка вызывала в нем почти священное благоговение. При этом, он не только пытался играть на игрушечных инструментах, но вместе с другими детьми сооружал оркестры, устраивал «игрушечные» концерты. Заметив страстное увлечение сына музыкой, мать и привела его в музыкальную школу. Но мальчика не приняли, слишком уж рискованным было работать с таким трудным ребенком. «У вашего сына нет никаких перспектив, у него практически отсутствует музыкальный слух, ему трудно концентрироваться, и, знаете, эти его приступы... да и другие дети будут страдать...», - учительница музыки приводила все новые и новые аргументы, пытаясь убедить бедную женщину в нереальности ее мечты обучить страдающего пикнолепсией сына музыке. И не заметила она, какая невыразимая боль пронзила сердце мамы ребенка. Но ничего не сказала женщина, только молча взяла сына за руку и отправилась в храм, помолиться и успокоить душу.Она уже давно перестала обращать внимание на мрачные прогнозы специалистов о будущем ее сына; она жила не прогнозами, она обладала верой... Ведь «с тех пор как стоит мир, за ночью всегда следует заря, и не было еще случая, чтобы солнце, уйдя за горизонт, не появилось вновь» (Д.Лаури-Вольпи). «Я сделаю все возможное, чтобы мой малыш заиграл и погрузился в мир музыки!» - в этом желании она была непреклонной, и не собиралась сдаваться. А разве может материнское сердце отделиться от своего сына, разве может оно перестать болеть и бороться за счастье своего ребенка? Где-то она прочитала, что именно музыка и игра на музыкальных инструментах обладают целительным влиянием на мозг и психику ребенка. А это значит, что есть надежда, что ее мальчик может выздороветь... Он обязательно должен играть! Ведь «где музыка ― плохого быть не может!" (Мигель де Сервантес). На свои скромные сбережения она и купила ему скрипку, а затем упросила местного священника поработать с сыном – неформальный священник сам когда-то играл на скрипке и бесплатно обучал неимущих.Слышала она и о том, что великий ученый Альберт Эйнштейн не умел говорить до четырех лет, и читать выучился очень поздно. Школьный учитель Эйнштейна однажды даже заметил, что мальчик “туго соображает и витает в облаках” ... Вдохновляла ее и другая история - заменитый певец Энрико Карузо родился в очень бедной крестьянской семье, и с десяти лет уже работал на фабрике. Как-то учитель пения сказал ему, что он никогда... никогда не сможет петь, так как у него абсолютно нет голоса, а когда он поет, то слышен «скрип старой телеги». Но мама Энрико мечтала о другом - она хотела, чтобы ее сын пел, и она просто взяла и не поверила словам учителя. Ей приходилось ходить босиком и голодать, но она делала все, чтобы оплатить уроки музыки для своего сына. Энрико Карузо вошел в историю музыкальной культуры, как знаменитый итальянский тенор. Могли ли представить себе его первые учителя, что через несколько лет этот «неспособный» к музыке малыш прославит Неаполь на весь мир и станет вечным символом бельканто (красивого пения).Вспомнила женщина и другую историю... Среди архитектурных шедевров Венеции 18-го века, почти незаметно жила своей жизнью очень скромная обитель - Приют скорби. Но именно в эту обитель и стремились попасть элитарные гости из Европы. Они жаждали послушать настоящую музыку, музыку, которую исполнял знаменитый оркестр, состоявший целиком из девочек-сирот. Руководил этим «музыкальным чудом» аббат Антонио Вивальди, в народе его называли - Рыжий Монах... Гениальный композитор работал с детскими душами, а его музыка исцеляла их от сиротства, его музыка окрыляла их жизни. И мало кто знал, что сам великий маэстро всю жизнь тяжело болел и при ходьбе задыхался... Музыка возвышала и его дух, музыка укрепляла и его тело.Древние греки считали музыку гимнастикой для души ребенка... Обучась игре на скрипке, мальчик продолжал бороться со своей болезнью. Однажды, его с мамой пригласили на Рождественский вечер. Там и предложили маленькому скрипачу сыграть на скрипке. Самозабвенно, с нескрываемым восторгом заиграл он свои любимые мелодии... Но вдруг случилось то, чего все и всегда так страшно боялись - у него случился приступ. Возникло замешательство, мальчик уже не знал где он находится и что вокруг происходит... Когда же пришел в себя, то очень смутился - гнетущая, почти мертвая тишина заполняла дом, все чувствовали себя как-то неловко, отворачивали глаза... И только лицо его мамы излучало абсолютное спокойствие. Она бережно подняла упавшую скрипку, обняла сына и прошептала ему прямо в душу: «Играй, малыш, играй!» - она всегда так говорила, когда у него случались приступы. И какая-то особая сила поднимала и вдохновляла его вновь на игру. Какой-то неземной тембр излучал сердечный голос его матери. И как эхо божественное откликались в душе его страждущей священные слова его мамы: «Играй малыш, играй!». И он играл!Изможденный болезнью мальчик вдруг обретал крылья духа и играл. Он играл так, что все вновь замирали, и забывали и о его болезни, и о возможных приступах... И всем казалось, что звуки его невзрачной скрипки – это уже Небесный Голос, напоминающий нам смертным о вечно нетленной красоте Вечности. Нет, это уже были не просто звуки скрипки, это пел беспредельно радостный голос растворившегося в материнской любви детского сердца. Звучала настоящая музыка, рожденная в светлом духе и обладающая неземной властью. Биения чистого, любящего сердца – передавала она. И плавились сердца каменные, и устремлялись ввысь.«Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,По чьему благословению я по небу лечу.» - Булат ОкуджаваА в десять лет его болезнь вдруг ушла, сама по себе ушла... навсегда исчезла. "Музыка создает порядок из хаоса” (скрипач Иегуди Менухих) – и если мы об этом знаем, значит мы уже очень много знаем о музыке. Ведь классические звуковые формулы – ритмически и гармонически благозвучные – несут не просто информацию, они излучают жизнь, благотворно воздействуя на гены клетки, на весь организм! И отраднее и лучше становится человеку страждущему, и отступает хаос болезненный от целебных звуков... Поэтому, играй, малыш, играй! Несмотря ни на что, играй! Играй нам песню сердца, малыш, ведь только дети по-настоящему слышат кристально чистые звуки небесных сфер... Подари, малыш, нам святые звуки, возврати нам частицу детства.Знаменитый скрипач стоял на сцене... Тысячи глаз устремлялись на него, тысячи сердец замирали в волнительном ожидании услышать священную мистерию его исполнения. А он как-будто и не замечал этого огромного стечения народа. Мысленно возвращался он в свое детство, и вновь представлял себя маленьким мальчиком со старенькой скрипкой в ослабевших от изнурительной болезни руках, а рядом - мама... неустанно повторяющая священные для каждого ребенка слова: «Играй, малыш, играй!». Только сейчас ему казалось, что слова эти доносятся откуда-то сверху. Ведь его мама сейчас там, наверху, но она его слышит, конечно же - она слышит и видит все. При этой мысли, скрипач просветлялся, а его уста почти безмолвно шептали: «Играй, малыш, играй!»© Иван Лещук, из новой книги “Дневник священника”
ГОРОД СВЕТА
Выступая на знаменитых сценах, перед тем как заиграть на скрипке, он каждый раз на мгновение замирал.
Тысячи глаз устремлялись на него, тысячи сердец в волнительном ожидании готовились окунуться в священную мистерию искусства музыки. А он как-будто и не замечал этого огромного стечения народа. Маэстро скрипки устремлял свой взор к небу, а его уста безмолвно шептали неизреченное, одному Богу ведомое. И никто не слышал, что он говорил, но все видели, что после этого - весь облик музыканта просветлялся, казалось - он обретал крылья духа. И только избранные понимали, что великий скрипач не просто преодолевал сценическое волнение, пытаясь поймать волну вдохновения и настроиться на игру. То, что он шептал перед каждым концертом - было его маленькой тайной, священным ритуалом.
Трагично-печальным было его детство - в четыре года он потерял отца, за несколько месяцев до окончания войны пришла повестка о его гибели. Грустная картина детства омрачалась болезнью - с ранних лет мальчик страдал детской пикнолепсией: периодически у него пропадало сознание, моторика тела сохранялась, но сознание вдруг куда-то проваливалось, он переставал мыслить, терял чувство реальности. В моменты неожиданных приступов он абсолютно не контролировал себя. Единственным человеком, который по-настоящему понимал его и жил его жизнью - была его мама.
Любовь к музыке проявилась у мальчика очень рано. Трубы, барабаны, сопилки, скрипки... – были его любимыми игрушками. Музыка вызывала в нем почти священное благоговение. При этом, он не только пытался играть на игрушечных инструментах, но вместе с другими детьми сооружал оркестры, устраивал «игрушечные» концерты. Заметив страстное увлечение сына музыкой, мать и привела его в музыкальную школу. Но мальчика не приняли, слишком уж рискованным было работать с таким трудным ребенком. «У вашего сына нет никаких перспектив, у него практически отсутствует музыкальный слух, ему трудно концентрироваться, и, знаете, эти его приступы... да и другие дети будут страдать...», - учительница музыки приводила все новые и новые аргументы, пытаясь убедить бедную женщину в нереальности ее мечты обучить страдающего пикнолепсией сына музыке. И не заметила она, какая невыразимая боль пронзила сердце мамы ребенка. Но ничего не сказала женщина, только молча взяла сына за руку и отправилась в храм, помолиться и успокоить душу.
Она уже давно перестала обращать внимание на мрачные прогнозы специалистов о будущем ее сына; она жила не прогнозами, она обладала верой... Ведь «с тех пор как стоит мир, за ночью всегда следует заря, и не было еще случая, чтобы солнце, уйдя за горизонт, не появилось вновь» (Д.Лаури-Вольпи). «Я сделаю все возможное, чтобы мой малыш заиграл и погрузился в мир музыки!» - в этом желании она была непреклонной, и не собиралась сдаваться. А разве может материнское сердце отделиться от своего сына, разве может оно перестать болеть и бороться за счастье своего ребенка? Где-то она прочитала, что именно музыка и игра на музыкальных инструментах обладают целительным влиянием на мозг и психику ребенка. А это значит, что есть надежда, что ее мальчик может выздороветь... Он обязательно должен играть! Ведь «где музыка ― плохого быть не может!" (Мигель де Сервантес). На свои скромные сбережения она и купила ему скрипку, а затем упросила местного священника поработать с сыном – неформальный священник сам когда-то играл на скрипке и бесплатно обучал неимущих.
Слышала она и о том, что великий ученый Альберт Эйнштейн не умел говорить до четырех лет, и читать выучился очень поздно. Школьный учитель Эйнштейна однажды даже заметил, что мальчик “туго соображает и витает в облаках” ... Вдохновляла ее и другая история - заменитый певец Энрико Карузо родился в очень бедной крестьянской семье, и с десяти лет уже работал на фабрике. Как-то учитель пения сказал ему, что он никогда... никогда не сможет петь, так как у него абсолютно нет голоса, а когда он поет, то слышен «скрип старой телеги». Но мама Энрико мечтала о другом - она хотела, чтобы ее сын пел, и она просто взяла и не поверила словам учителя. Ей приходилось ходить босиком и голодать, но она делала все, чтобы оплатить уроки музыки для своего сына. Энрико Карузо вошел в историю музыкальной культуры, как знаменитый итальянский тенор. Могли ли представить себе его первые учителя, что через несколько лет этот «неспособный» к музыке малыш прославит Неаполь на весь мир и станет вечным символом бельканто (красивого пения).
Вспомнила женщина и другую историю... Среди архитектурных шедевров Венеции 18-го века, почти незаметно жила своей жизнью очень скромная обитель - Приют скорби. Но именно в эту обитель и стремились попасть элитарные гости из Европы. Они жаждали послушать настоящую музыку, музыку, которую исполнял знаменитый оркестр, состоявший целиком из девочек-сирот. Руководил этим «музыкальным чудом» аббат Антонио Вивальди, в народе его называли - Рыжий Монах... Гениальный композитор работал с детскими душами, а его музыка исцеляла их от сиротства, его музыка окрыляла их жизни. И мало кто знал, что сам великий маэстро всю жизнь тяжело болел и при ходьбе задыхался... Музыка возвышала и его дух, музыка укрепляла и его тело.
Древние греки считали музыку гимнастикой для души ребенка... Обучась игре на скрипке, мальчик продолжал бороться со своей болезнью. Однажды, его с мамой пригласили на Рождественский вечер. Там и предложили маленькому скрипачу сыграть на скрипке. Самозабвенно, с нескрываемым восторгом заиграл он свои любимые мелодии... Но вдруг случилось то, чего все и всегда так страшно боялись - у него случился приступ. Возникло замешательство, мальчик уже не знал где он находится и что вокруг происходит... Когда же пришел в себя, то очень смутился - гнетущая, почти мертвая тишина заполняла дом, все чувствовали себя как-то неловко, отворачивали глаза... И только лицо его мамы излучало абсолютное спокойствие. Она бережно подняла упавшую скрипку, обняла сына и прошептала ему прямо в душу: «Играй, малыш, играй!» - она всегда так говорила, когда у него случались приступы. И какая-то особая сила поднимала и вдохновляла его вновь на игру. Какой-то неземной тембр излучал сердечный голос его матери. И как эхо божественное откликались в душе его страждущей священные слова его мамы: «Играй малыш, играй!». И он играл!
Изможденный болезнью мальчик вдруг обретал крылья духа и играл. Он играл так, что все вновь замирали, и забывали и о его болезни, и о возможных приступах... И всем казалось, что звуки его невзрачной скрипки – это уже Небесный Голос, напоминающий нам смертным о вечно нетленной красоте Вечности. Нет, это уже были не просто звуки скрипки, это пел беспредельно радостный голос растворившегося в материнской любви детского сердца. Звучала настоящая музыка, рожденная в светлом духе и обладающая неземной властью. Биения чистого, любящего сердца – передавала она. И плавились сердца каменные, и устремлялись ввысь.
«Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.» - Булат Окуджава
А в десять лет его болезнь вдруг ушла, сама по себе ушла... навсегда исчезла. "Музыка создает порядок из хаоса” (скрипач Иегуди Менухих) – и если мы об этом знаем, значит мы уже очень много знаем о музыке. Ведь классические звуковые формулы – ритмически и гармонически благозвучные – несут не просто информацию, они излучают жизнь, благотворно воздействуя на гены клетки, на весь организм! И отраднее и лучше становится человеку страждущему, и отступает хаос болезненный от целебных звуков... Поэтому, играй, малыш, играй! Несмотря ни на что, играй! Играй нам песню сердца, малыш, ведь только дети по-настоящему слышат кристально чистые звуки небесных сфер... Подари, малыш, нам святые звуки, возврати нам частицу детства.
Знаменитый скрипач стоял на сцене... Тысячи глаз устремлялись на него, тысячи сердец замирали в волнительном ожидании услышать священную мистерию его исполнения. А он как-будто и не замечал этого огромного стечения народа. Мысленно возвращался он в свое детство, и вновь представлял себя маленьким мальчиком со старенькой скрипкой в ослабевших от изнурительной болезни руках, а рядом - мама... неустанно повторяющая священные для каждого ребенка слова: «Играй, малыш, играй!». Только сейчас ему казалось, что слова эти доносятся откуда-то сверху. Ведь его мама сейчас там, наверху, но она его слышит, конечно же - она слышит и видит все. При этой мысли, скрипач просветлялся, а его уста почти безмолвно шептали: «Играй, малыш, играй!»
© Иван Лещук, из новой книги “Дневник священника”