2 августа 2015 года, трагически погиб полковник Игорь Владимирович Бутенко

2 августа 2015 года, трагически погиб полковник Игорь Владимирович Бутенко. Светлая ему память! Настоящий профессионал своего дела и просто хороший мужик.
Ниже материал моего мимолётного знакомства с этим замечательным человеком.
Оригинал взят у army_reporter в Первым делом – вертолеты
Экипаж ЦСК ВВС России выполняет упражнение "Развозка грузов". Город Клин, 1-е Московские вертолётные гонки
Как я уже сообщал, в самом начале Великого Северного похода нам с подводником Ушановым довелось оказаться в Клину на первых московских вертолётных гонках. Здесь мы познакомились с военными вертолетчиками – экипажем ЦСК ВВС. Алексей Майоров и Сергей Костин состязались с молодым женским экипажем из Маргариты Афанаскиной и Евгении Замула. Это было очень зрелищно и благородно. После счета 1/1 в третьем раунде гонок пилоты ВВС, пройдя маршрут первыми, специально задержались на финише и по-джентельменски подарили победу девушкам, от которых вначале не ожидали такой упорной борьбы.
Это эпизод заставил меня по-другому взглянуть на профессию военного пилота-вертолётчика. Сразу захотелось узнать о работе таких славных парней побольше, поближе познакомиться с их службой. Такая возможность представилась мне 6 июня в Торжке, в 344-м центре боевого применения пилотов армейской авиации.
Экипаж ЦСК ВВС России Алексей Майоров и Сергей Костин демонстрирую командиру танка Рошке как надо выполнять упражнение "Развозка грузов"
В Торжок я прибыл ровно в 12 дня. Без особого труда нашел КПП на улице Энгельса. Бородатый дядька в камуфляжной форме, проверив документы, пропустил на территорию центра. В актовом зале я встретил полковника Игоря Бутенко – заместителя начальника центра по летно-методической и научно-исследовательской работе. Со слов полковника, план работы центра на день был следующим:
1.Тренировка на тренажёре
2.Разведка погоды на вертолете МИ-8
3.Тренировка выполнения минирования
4.Выполнение полётов на полигоне на боевое применение
5.Сборы по подготовке инструкторов по водосливному устройству (ВСУ) на вертолетах МИ-8 и МИ-26
6.Сборы по воздушным боям с выполнением полётов на сложный пилотаж парой
Посетители 344-го центра боевого применения пилотов всегда с большим удовольствием разглядывают легендарный вертолёт МИ-24, находящийся на территории центра
Игорь Владимирович Бутенко и его помощники очень подробно разъяснили содержание и цели всех пунктов этого плана. Из объяснений я понял, что водосливное устройство (ВСУ) – это не бачок унитаза, как некоторые могли подумать, а такая штука в виде большой воронки, с помощью которой тушат пожары с воздуха. Предлагалось понаблюдать, как это работает, но меня эти гражданские штучки интересовали гораздо меньше, нежели нормальные вертолетные стрельбы.
Полчища комаров, болото, возвращение на аэродром в Торжок в 1-30 ночи? Да!! Этого я хотел. Я мечтал видеть, как стреляют монстры МИ-35 и КА-52. Это в сто раз интереснее процесса тушения пожара с воздуха.
Полковник Бутенко мой выбор оценил и после того как узнал, что полигоном и стрельбой интересуется командир танка в запасе поведал одну занятную историю:
«У нас на одном из Ми-6 служил техник, прапорщик. Так вот на каких-то учениях он попросился у танкистов покататься на танке. Танкисты после некоторого замешательства и смешков типа, - Вы летчики ничего не умеете! - все же допустили его к танку. Прапорщик выполнил все фигуры танкового пилотажа. Ошалевшие танкисты глазам своим не верили. И вот эти выкрутасы увидел командующий армией. Подозвал к себе прапорщика и задал только один вопрос: ты кто такой? Пока прапорщик представлялся генералу, я уже думал, что с ним, хулиганом, делать - увольнять без разговоров или медленно разбирать на части. Но генерал только похвалил техника и во всеуслышание заявил: эти парни даже на танках летать умеют! Вот такие у нас спецы служат!»
Времени до вылета на полигон было мало, поэтому мне удалось побывать только на тренировке одного экипажа на вертолётном тренажёре. В нем используется штатная кабина вертолета МИ-8, которая оснащена полным комплектом оборудования, включая имитаторы приборов, пульты, кресла и рычаги управления. На этом тренажёре пилоты тренируются в условиях реального интерьера кабины и имитации работы всех бортовых систем.
Посетители 344-го центра боевого применения пилотов с огромным интересом знакомятся с тренажёром вертолета МИ-8
Со слов капитана Сергея Ханыкова – дежурного в тот день на тренажёре офицера,- экипажи могут выполнять пилотирование днем и ночью, в любых метеоусловиях, на любой эксплуатационной высоте и скорости полета. Вертолетчики отрабатывают действия при посадке на площадку ограниченных размеров, вне летного поля, с различными порывами снежного вихря или пыли. Ну, и самым важным в тренировках на этом тренажёре является отработка действия экипажа в сложных и аварийных ситуациях, при ошибках в технике пилотирования.
Капитан Сергей Ханыков (справа) объясняет посетителям (слева) 344-го центра боевого применения пилотов какие действия отрабатывают вертолетчики (на заднем плане) на тренажёре вертолета МИ-8
Перед оператором тренажёра стоят четыре монитора. На них обычно выводят карты местности, видео поведения пилотов, две приборные доски одновременно, видео полета вертолета над реальным рельефом местности. В тот момент на карте была обозначена Анапа. Сергей пояснил, что у этой местности очень хорошее сочетание рельефа: море, горы и равнины. Видеофиксация пилотов необходима для наблюдения за их реакцией и поведением в экстремальных ситуациях. Обычно неадекватность пилотов выражается в заторможенности, полном непониманием команд и замыкании на себе. Как правило, именно такое поведение приводит к катастрофическим последствиям. На мой вопрос о количестве тренировок на тренажёре капитан Ханыков ответил как бывалый пилот: это больше относится к морально-психологической и физической подготовке.
В заключение я задал капитану несколько простых, на мой взгляд, вопросов. Поинтересовался, можно ли одновременно включить на тренажёре несколько аварийных отказов одновременно. Оказалось, что нет. Можно только последовательно. Узнал, что оценок за пилотирование на тренажёре не ставят. Ставят только «зачет» и «не зачет». И самое важное - на этом тренажёре пилоты учатся летать всю свою службу.
Сам же капитан «искусственный вертолет» совсем не любит и старается на нем летать редко. На вопрос «почему?», ответил по-боевому строго: нет угрозы потери жизни, да и ощущения совсем не те, что на реальном вертолёте! Игрушка!
Экипаж МИ-8 с бортовым номером 87 взлетает на разведку погоды
Как-то незаметно пролетело время, и наступила кульминация моей жизни на этом ее, вертолетном, этапе – меня ждал полёт на МИ-8 на авиаполигон Кушалино. Я впервые в жизни совместно с подполковником Лихачевым руководил полетами вертолетов МИ-35 и КА-52 во время стрельб из пушек и НАРов – неуправляемых авиационных ракет. Было нереально круто, но эту историю я опишу в следующий раз.
Слава вертолётным ассам России!
Для перепоста воспользуйтесь кнопкой «Поделись с друзьями» и/или нажмите иконки внизу. Спасибо за внимание!

Комментарии

Комментариев нет.