Комментарии
- 3 дек 2015 22:42Арнольд КраузеВсё это время я с мамой и младшей сестрой находились в Дмитрове. Жили на территории "Цветочной базы канала Москва- Волга". Изложенное в дневнике довольно правдиво. Но никакими словами невозможно изложить то , что мы реально пережили.
- 3 дек 2015 22:44"Дмитров - наш город!" городской проект ответила Арнольду Краузеа где эта база, расскажите точнее?
- 3 дек 2015 23:11Арнольд Краузе ответил "Дмитров - наш город!" городской проектЭто на бывшей ул. Энергетической. Вблизи Инженерного озера. В послевоенные годы там размещался "Горзеленхоз". На фото 1940 года сзади "Цветочная база", Я на дереве, во 2-м ряду 1-й слева мой брат Владимир 1921 г.р. (на фронте с февраля 1942 г., погиб 22 октября 1944 г. при штурме г. Гумбиннен) со своими одноклассниками по школе №1 На фото 1937 г. справа мой отец Яков Петрович, заведующий "Цветочной базой" около теплицы №!.
- 3 дек 2015 23:13๑۩۞۩๑Елена ๑۩۞۩๑ ответила Арнольду КраузеЗдорово, теперь там ул. 2-ая Комсомольская новые дома
- 3 дек 2015 23:32Арнольд КраузеВ то время размешалось 5-ть деревянных рубленных барака, где жили вольнонаёмные сотрудники строительства канала, а вот слева от современных домов располагалась "Цветочная база". Кстати на этом озере брат в 7 лет научил меня плавать. В 1942 г. мы уехали в г. Владимир к старшему брату Артуру 1919 г.р., который был там начальником Военного эвакогоспиталя. Я более 30-ти лет прослужил в СА. Теперь живу в г. Москве, на фото полковник в отставке.
- 18 ноя 2016 14:01Арнольд Краузе ответил ๑۩۞۩๑Елене ๑۩۞۩๑Уважаемая Елена, а "Цветочная база" сохранилась, или нет? Я крайний раз был там в 2002 году, ещё была "База горзеленхоза". А в доме, где мы жили и контора, уже размещались ритуальные услуги. Не был больше в Дмитрове лишь потому, что не осталась уже ни друзей, ни знакомых. Правда осталась память! Два моих старших брата оканчивали школу № 1 и я начинал учёбу в школе. На фото братья - Артур 1919 г.р. ( окончил в 1941 году 1-й Мед. инстит), Владимир (1921 г.р. окончил в 1941 3-й курс Моск. инж.-строит. института у ушёл добровольцем в Армию).
- 18 ноя 2016 23:27๑۩۞۩๑Елена ๑۩۞۩๑ ответила Арнольду Краузенет. Я вам покажу фото, теперь новостройки вместо зеленого проекта
- 18 ноя 2016 23:27๑۩۞۩๑Елена ๑۩۞۩๑Инженерный пруд
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
"Дмитров - наш город!" городской проект
ДМИТРОВ В НОЯБРЕ—ДЕКАБРЕ 1941 ГОДА (из дневника воспитательницы детского дома)
18 ноября. Из города эвакуируются вглубь страны все государственные учреждения. Дорога через канал набита отходящими частями Красной Армии. На перекрестках стоят регулировщики. Из окна наблюдаю, как один из них, стоящий на стыке дорог Рогачево-Дмитров и Дмитров-Волдынское, направляет в сторону нашего дома небольшие группы и одиночных бойцов. В доме расположен штаб, который ведает группировкой отставших от частей бойцов… Мы, из оставшихся работников детского дома, всеми силами стараемся чем-нибудь помочь красноармейцам: варим картофель им. Я взяла белье от некоторых бойцов, перестирала его, выгладила…
26 ноября. В город не пробраться. Дорога забита беспрерывно идущими с фронта машинами и людским потоком. Слышатся орудийные выстрелы. О настоящем положении дел узнать не у кого. Я и Анастасия Ивановна оборудуем под убежище подвал детского дома. Перетащили туда диваны и на них устроили постели. При воздушных тревогах уносили туда детишек… Щелковский батальон выехал, на его место пришла воинская часть, которая должна принять сражение. У меня поселились командир и комиссар этой части. Милые, хорошие люди. Командиру 24 года, а уже в чине капитана. Он несколько раз был в бою. Два раза был ранен. Оба устали. Очень заботливы к бойцам. Сами забывают о сне и пище.
27 ноября. Часть выехала и заняла высоты: Перемилово, Шпилево и Подлипичье. Я попросила капитана посмотреть наше убежище. Он очень одобрил. Но предупредил, что крепкие стены подвала могут нас уберечь только от осколков бомб и мин, но от непосредственного попадания бомбы не спасет. Удивлен прочностью стен, сравнивает наше убежище с метро.
28 ноября. Сражение идет под Настасьино. Мы, взрослые и дети, сели в подвал. Но сидеть и слушать стрельбу, ждать, когда мы будем погребены, слишком тяжело. Выхожу на улицу. По всей территории вокруг дома, в парке и по улице стоит множество танкеток, автомашин, повозки с боеприпасами. Машины и танкетки наскоро ремонтируются. Я прошла к себе в комнату. Она битком набита бойцами. Большинство из них спит прямо на полу. Все они только что вышли из боя. На их смену ушли другие. Под окном моей квартиры стоит зенитка. Беспрерывно объявляется воздушная тревога. К вечеру нашу улицу стали покидать воинские части. Темно. Взрывы слышатся реже, но пулеметная трескотня не смолкает. Бойцы заходят к нам в подвал прощаться…
29 ноября. Тишина. Зловещая тишина. Ночью были слышны ужасные взрывы, это наши взорвали мост через канал и через Яхрому. Осмеливаемся выйти на улицу. Впервые я увидела немецкие самолеты. Они очень низко пролетали над нашей территорией, по направлению к станции… Вода из канала спущена и заполняет прилегающие к нему улицы. У нас она подступает к парку. Через дорогу Конюшенного переулка пройти нельзя. Тихо, но эта тишина еще больше пугает. Смело себя держат ребята. Много семей спасается во второй половине подвала. В доме Елизарова А.И. оставлен раненый. Ребята усадили его на санки и повезли по направлению к городу. Через канал его переправили на лодке. Молодцы ребята. Я завидую им и горжусь ими. Изредка слышатся орудийные выстрелы.
30 ноября. Перестрелка. Мы сидим между двух огней. Немцы задают Волдынское, Микишкино, Настасьино, окопались на Красной реке. Наши выстрелами отвечают им из Перемилова, Шпилева, Подлиничья и из города. Мы оказались вне государства.
1 декабря. Все дни слышалась перестрелка, а сегодня с 9-ти часов через наш двор стали двигаться красноармейцы. Все в белых халатах, еще не окрепшему льду, они идут через канал и направляются в наступление на Настасьино. Часов с 10-ти началось что-то ужасное. Беспрерывно рвутся мины, трещат пулеметы… Сидеть в подвале невозможно. Я, отбросив страх, выхожу на улицу. По двору идут раненые. Помогаю нести их оружие. Иных отвожу в комнату к себе и в подвал. В подвале раненым оказывают помощь и поят горячим чаем. Часов в 14-ть наши стали отходить обратно за канал. Много убитых. Отдала санитарам четырех раненых и шесть винтовок. Они благодарят. Сальников (воспитанник детского дома, сбежавший с дороги) во время боя был с бойцами и ушел с ними.
6 декабря. Убитых собрали только 5 декабря. Около 2 часов далась пальба по церкви, в которой спасались жители Рогачевки. Несколько снарядов попало в церковь. Много убитых и раненых. К нам несут для перевязки пострадавших.
18 декабря. Радостный день. Ночью услышали мужские голоса. Кто-то дергал дверь в наше убежище. Все вскочили с испуганными лицами. Каждый подумал, что пришли немцы. Но дверь открылась, и в подвал шел наш знакомый капитан. Он весело поздоровался, подошел к нашему дивану. Обнял и поцеловал меня. Обращаясь ко всему населению подвала, он сказал: » Товарищи, поздравляю вас с освобождением. Целую Нину Петровну за всех. Немцы отступают. Можете выходить, размещаться по квартирам». Нашей радости не было границ. Тут был и смех, и слезы радости. Утром мы покинули свое логово. Топили комнаты и все посматривали на дорогу — куда двинутся машины. Через канал для машин был построен мост. Часам к 12-ти пошли бойцы. Лица их были радостны. Одеты все плохо. Мы обменялись с ними поздравлениями. …Наше подвальное заточение кончилось.
#история