Часть 1 Ответ на краткий отчёт о 16-ти годах звукозаписи
Записки ровесника Аквариума в день нашего 25-летия или ответ на "Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи"
Аквариум появился в моей жизни 12 лет назад. Хотя нет, гораздо раньше. Мы с Аквариумом - ровесники. Некоторые источники ставят день рождения Аквариума на начало июля 1972 года. Сам Борис назвал конец июня, и когда я, улыбнувшись, в шутку назвал день своего рождения 30 июня 1972 года, он утвердительно кивнул, сказал "Ну вот, пожалуйста!" и пожал руку. Шутки - шутками, но Аквариум действительно оказал сильное влияние на мою жизнь. И не только в музыкальном плане. В середине 80-х, в период расцвета того, что я называю "советский рок", имея ввиду группы "Круиз", "Черный Кофе", "Ария", "Мастер", "Август" и т.д., за пластинками, которых гонялись и стояли в очередях, я впервые услышал "Деревню" и "Электричество" и понял, куда я иду. Понял, что "есть вещи сильней", и меня уже не удержать.
Что произошло? Почему музыка Аквариума зачаровывала и притягивала? Для меня Аквариум явился своеобразной линзой, собравшей все стили и направления, к которым лежала душа и направившей Музыку одной сильной всепроникающей волной. И волна эта не прошла поверх голов. Позже, вернувшись к истокам, и послушав те музыкальные корни, за которые держался Аквариум, я понял, что "есть что-то еще и это так просто!" Я окунулся с головой в творчество Дилана, Моррисона, Харрисона, Маккартни, Болана, Боуи, и многих других. Но, как ни странно, я по прежнему люблю Аквариумовские варианты некоторых песен, порой включающие прямые цитаты (или вернее сказать, переводы), но звучащие заново, с новым смыслом. Спасибо, Борис!
А теперь позволю себе высказать личное мнение о некоторых альбомах Аквариума. Можно со мной не соглашаться, но если вы дочитали до сюда, то думаю, что вам по крайней мере будет интересно. Итак... Притчи Графа Диффузора
Очень приятный альбом, несмотря на плохое качество записи. По-юношески искренние песни, которые не стареют и не надоедают. Любимая песня с этого альбома - "Другая". Песня "Мой муравей" потом войдет в "Треугольник". Звучание спартанское, так как в 1974 году ни о какой нормальной звукозаписывающей аппаратуре не могло быть и речи, но сразу цепляет уверенность Бориса, в том, что он поет. Он просто поет, как бы для себя, не требуя внимания слушателя, и побеждает всех своей защищенностью и недосягаемостью. С той стороны зеркального стекла
Альбом принесенный в жертву Эффекту. "Живое" акустическое звучание потеряно. Голос холоден и резок. Более тяжелые гармонии и длительные проигрыши лишенные эмоций. Резко выделяется песня "Незнакомка" - одна из моих любимейших. Прекрасная песня -"Замок". Заглавная песня альбома - шедевр. Я ее впервые услышал на "Акустике" и с тех пор не расстаюсь с ней (в смысле играю при каждом подходящем и неподходящем случае). "Дитя рассвета" войдет в Ихтиологию. Все братья-сестры
Набор песен Майка и Боба вперемешку, не поддающийся стилевому анализу. Половина войдет в "Акустику", остальные разбредутся по разным альбомам. Запись на природе на кассетник не оставила альбому никаких шансов на качество записи. Героические усилия были приложены для выпуска этого альбома на CD. Снимаю шапку перед теми, кто занимался ремастерингом. Если уж смогли вытащить этот альбом, то есть надежда, что доберутся и до более ранних. Как идеалист, мечтаю иметь все альбомы Аквариума на CD, но, как говорил Козьма Прутков, "нельзя объять необъятное". Скоро кончится век
Еще один сборник, обреченный на обезличивание растаскиванием песен по каноническим альбомам. Единственная песня, которая не попадет никуда - "Золушка" (кстати, дописанная на CD из записей 84-го года). Лишь только некоторые версии песни "Ты нужна мне", вышедшей через пятнадцать лет на "Костроме, mon amour", будут порой начинаться на концертах с первого куплета "Золушки". Синий альбом
Первый официальный альбом Аквариума. Прекрасные песни, даже трудно выбрать любимую. Наверное "Гость". Почти все остальные вошли в золотой фонд - "Железнодорожная вода", "Чай", "Электрический пес", "В подобную ночь"- стоп! Так можно и весь альбом перечислить. Треугольник
Идеальный абсурд. Полный хаос и в то же время удивительная гармония песен. Каждая песня по отдельности не несет никакого смысла, а альбом целиком работает, да еще как! Видимо, именно "Треугольник" в те времена вывел "Аквариум" из состояния группы, играющей глубокомысленные спокойные романтические песни в состояние искрящегося задора, которое, кстати, сразу же угасло. Но сигнал был получен народом, и дальше Аквариум уже несли на руках, принимая "на ура" все, что рождалось в недрах группы. Действительно, после "Треугольника" Аквариуму уже трудно было чем-то удивить слушателей. Моя любимая песня- "Сергей Ильич". "Гиневер" очень красивая. Электричество
Тот электрический Аквариум, который я долго не принимал, и не понимал. Песни хорошие, но пленка на мой взгляд не передает энергию концерта. Студийная половина страдает тем же - недостаток энергии в отличии от концерта. Безусловный шедевр - студийный вариант "Мне было бы легче петь" - любимая песня с этого альбома. Табу
Очень удачная попытка студийной записи электрического Аквариума. Я склонен сравнивать этот альбом с горной рекой. Альбом начинается сильным аккордом "Сегодня ночью" (первый родник). Затем, подобно реке, набирающей силу с каждым впадающим ручьем, идет один рок-н-ролл за другим. Давление не спадает почти до самого конца альбома, разрешаясь в любимую песню альбома - легкое реггей "Аристократ" (последний перекат, точка упора воды). Дальше идет спокойная концовка - "Сыновья молчаливых дней" (выход реки на равнину). Завершающая песня "Радамаэрл" тихо появляясь и исчезая, символизирует смерть реки - впадение и слияние с другими водами. Еще раз оговорюсь, что это лишь мое восприятие и кто-то другой вполне может ассоциировать "Табу" с вскипанием чайника. Может я лишнего сплавлялся в этой жизни? Акустика
Мой любимый и наиболее часто переслушиваемый альбом. Безусловный гимн - "Десять стрел". Услышав эту песню, я впервые взял в руки гитару (мы как раз были в колхозе на картошке, и делать вечерами было нечего) и через месяц уже играл больше половины песен с "Акустики". Другие любимые песни "Когда ты уйдешь", "Второе стеклянное чудо", "Сталь", "С той стороны зеркального стекла". У CD-версии есть досадный минус - в песне "Почему не падает небо" явно вырезано два такта в проигрыше. Мое предположение - был запорот оригинал. Время берет свое. Радио Африка
В "РА" я в чем то вижу аналогию с "Треугольником". Видимо, сказывается "разнообразная позитивность" пластинки и сверхколлективный подход к записи. Создается ощущение, что нескольких людей попросили сыграть соло, а при сведении выяснилось, что все "попали в такт". Эта уникальная сыгранность большого числа первоклассных музыкантов делает "РА" очень мощным и уверенным альбомом. Концовка для меня оказалась мистической - последние две песни почему-то имеют уникальное свойство пролетать мимо моих ушей. Альбом как будто заканчивается на "Твоей звезде". Видимо, они играют балансирующую роль. Вслед за выходом альбома, Тропилло выпускает бутлег MCI, содержащий забракованные Аквариумом варианты записей, накопившиеся к тому времени. Я, лично, особого брака там не услышал. Очень милые клавиши в "Платане" и "Стороже Сергееве". Ненормативная лексика в "Марине". Студийный "Сентябрь". Все как надо. Спасибо Андрей Владимирович. Ихтиология
Самый любимый концертный альбом. Насколько сытая жизнь может мешать творчеству, настолько же жизненные неурядицы могут его провоцировать. Песни явно написаны в сложный период смены мест жительства и работы, скитаний по квартирам друзей с концертами, многочисленных разочарований и психологического роста. Говоря по-русски, играть запрещали, но очень хотелось. Результат - на кассету.
-их корабль давно разобрала на части охрана, Но они уплывут, королева, - есть вещи сильней!
-некоторым людям свойственно петь Отдельным из них - в ущерб себе-
-и мне хотелось бы спеть об этом Но этот текст не залитует никто-
-но знаешь, сестра, как будет славно, Когда мы вернемся домой!
И так далее, в том же духе. День Серебра
Альбом, который Борис, не без оснований, считает лучшим альбомом Аквариума, завершающим этапом, последним словом, после которого можно было спокойно уйти на покой и перестать быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране. Не без иронии отмечу, что желание уйти на покой воспевалось в самом первом официальном "Синем Альбоме". По счастью, желание осталось неудовлетворенным и по сей день. В альбоме хорошо чувствуется коллективный подход к делу - богатые аранжировки, насыщенное музыкальное полотно, прекрасная сыгранность группы. Альбом действительно уникален. С тех пор еще никто близко не сделал ничего подобного. Любимая песня - "Электричество". Песня на самом деле совершенно непонятно построена - простой, не шибко мелодичный, моторный рифф, присвинговывающий распев вокруг одного аккорда, в общем не та песня, которую могут петь у костра удолбанные пионеры. Но если слушать ее с закрытыми глазами, она завораживает как вертикальные зрачки кобры, плавно раскачивающейся в десяти сантиметрах от носа. Песня ведет за собой. До сих пор ведет. Дети Декабря
Прекрасное продолжение, не уступающее по силе и красоте "Дню Серебра". Весь альбом слушается на одном дыхании, как одна песня. "Деревня", названная Андреем Вознесенским пост-пинкфлойдовской (см. аннотацию к первому LP на "Мелодии") а также "тонко оркестрованной кваканьем лягушек" (не удержусь от замечания, что весь альбом тонко оркестрован пением кукушек), является, на мой взгляд, квинтэссенцией Аквариума того времени. Это одна их тех песен, о которых нельзя услышать отзывов типа "я вчера услышал крутую песню по радио" или "Боб написал такую забойную вещь". К забойным можно отнести "212-85-06" и "Она может двигать". "Деревня", сыгранная в легком и красивом ми-бемоле, кажется пришедшей из другого мира, приподнятой над мирской суетой и несущей бесконечное спокойствие. Слушать ее надо ночью под звездным небом, сидя у костра на реке. Тогда можно услышать, как гармонично вплетаются в песню треск костра, журчание воды и пение сверчков (для интересующихся - сверчки пропадают ближе к полуночи). Эта песня была написана на природе, дышит природой и потому является абсолютной правдой, как и написанная в свое время в поезде "Железнодорожная вода". Если вы не поняли этой правды, то знайте, что, видимо, что-то прошло мимо. Продолжайте слушать группу "На-на". Равноденствие
Мифологический альбом. Аквариум разлился как река, стал большим, спокойный и размеренным. Святая песня - "Аделаида". Я даже не могу ее слушать с открытыми глазами. Ночная песня, отдающаяся в каждой клеточке. Долгие заснеженные поля, степной ветер, играющий с поземкой в синих предрассветных сумерках, теплый маленький домик посреди вечности. По степени воздействия на меня, эта песня сравнима лишь с "Welcome to machine" Pink Floyd. Запись на "Мелодии" в жестких временных рамках не позволила Борису записать для этого альбома все песни, которые он хотел. Заключительной песне, по его словам, не место на этом диске. Действительно, песня далеко не мифологическая и место ей, наверное, рядом с "Поездом в огне", но ситуацию спасает шотландская кода приглашенного ансамбля "Musica Practica", мягко закрывающая альбом. Таким образом, альбом все таки получается законченным. И очень любимым. (примечание - после того, как эта часть данного папируса была закончена, вышла "Хрестоматия" в которой "Поезд в огне" открывает альбом, а "Поколение дворников" закрывает. Если это сделано не умышленно, то видимо есть между песнями субсознательная связь) Десять стрел
Жалко, что альбом не был записан в студии. Собрана более-менее стандартная концертная подборка того времени. Резко выделяется звучанием студийный "Город", разрушая концертную атмосферу альбома. Представленный вариант "Дверей Травы" мне понравился больше, чем оригинальный. Прекрасно сыгран суперблюз "Платан".
БГ
:Евгений Барышев
Краткий отчёт о 12-ти годах прослушивания.
Часть 1
Ответ на краткий отчёт о 16-ти годах звукозаписи
или ответ на "Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи"
Аквариум появился в моей жизни 12 лет назад. Хотя нет, гораздо раньше. Мы с Аквариумом - ровесники. Некоторые источники ставят день рождения Аквариума на начало июля 1972 года. Сам Борис назвал конец июня, и когда я, улыбнувшись, в шутку назвал день своего рождения 30 июня 1972 года, он утвердительно кивнул, сказал "Ну вот, пожалуйста!" и пожал руку. Шутки - шутками, но Аквариум действительно оказал сильное влияние на мою жизнь. И не только в музыкальном плане. В середине 80-х, в период расцвета того, что я называю "советский рок", имея ввиду группы "Круиз", "Черный Кофе", "Ария", "Мастер", "Август" и т.д., за пластинками, которых гонялись и стояли в очередях, я впервые услышал "Деревню" и "Электричество" и понял, куда я иду. Понял, что "есть вещи сильней", и меня уже не удержать.
Что произошло? Почему музыка Аквариума зачаровывала и притягивала? Для меня Аквариум явился своеобразной линзой, собравшей все стили и направления, к которым лежала душа и направившей Музыку одной сильной всепроникающей волной. И волна эта не прошла поверх голов. Позже, вернувшись к истокам, и послушав те музыкальные корни, за которые держался Аквариум, я понял, что "есть что-то еще и это так просто!" Я окунулся с головой в творчество Дилана, Моррисона, Харрисона, Маккартни, Болана, Боуи, и многих других. Но, как ни странно, я по прежнему люблю Аквариумовские варианты некоторых песен, порой включающие прямые цитаты (или вернее сказать, переводы), но звучащие заново, с новым смыслом. Спасибо, Борис!
А теперь позволю себе высказать личное мнение о некоторых альбомах Аквариума. Можно со мной не соглашаться, но если вы дочитали до сюда, то думаю, что вам по крайней мере будет интересно. Итак...
Притчи Графа Диффузора
Очень приятный альбом, несмотря на плохое качество записи. По-юношески искренние песни, которые не стареют и не надоедают. Любимая песня с этого альбома - "Другая". Песня "Мой муравей" потом войдет в "Треугольник". Звучание спартанское, так как в 1974 году ни о какой нормальной звукозаписывающей аппаратуре не могло быть и речи, но сразу цепляет уверенность Бориса, в том, что он поет. Он просто поет, как бы для себя, не требуя внимания слушателя, и побеждает всех своей защищенностью и недосягаемостью.
С той стороны зеркального стекла
Альбом принесенный в жертву Эффекту. "Живое" акустическое звучание потеряно. Голос холоден и резок. Более тяжелые гармонии и длительные проигрыши лишенные эмоций. Резко выделяется песня "Незнакомка" - одна из моих любимейших. Прекрасная песня -"Замок". Заглавная песня альбома - шедевр. Я ее впервые услышал на "Акустике" и с тех пор не расстаюсь с ней (в смысле играю при каждом подходящем и неподходящем случае). "Дитя рассвета" войдет в Ихтиологию.
Все братья-сестры
Набор песен Майка и Боба вперемешку, не поддающийся стилевому анализу. Половина войдет в "Акустику", остальные разбредутся по разным альбомам. Запись на природе на кассетник не оставила альбому никаких шансов на качество записи. Героические усилия были приложены для выпуска этого альбома на CD. Снимаю шапку перед теми, кто занимался ремастерингом. Если уж смогли вытащить этот альбом, то есть надежда, что доберутся и до более ранних. Как идеалист, мечтаю иметь все альбомы Аквариума на CD, но, как говорил Козьма Прутков, "нельзя объять необъятное".
Скоро кончится век
Еще один сборник, обреченный на обезличивание растаскиванием песен по каноническим альбомам. Единственная песня, которая не попадет никуда - "Золушка" (кстати, дописанная на CD из записей 84-го года). Лишь только некоторые версии песни "Ты нужна мне", вышедшей через пятнадцать лет на "Костроме, mon amour", будут порой начинаться на концертах с первого куплета "Золушки".
Синий альбом
Первый официальный альбом Аквариума. Прекрасные песни, даже трудно выбрать любимую. Наверное "Гость". Почти все остальные вошли в золотой фонд - "Железнодорожная вода", "Чай", "Электрический пес", "В подобную ночь"- стоп! Так можно и весь альбом перечислить.
Треугольник
Идеальный абсурд. Полный хаос и в то же время удивительная гармония песен. Каждая песня по отдельности не несет никакого смысла, а альбом целиком работает, да еще как! Видимо, именно "Треугольник" в те времена вывел "Аквариум" из состояния группы, играющей глубокомысленные спокойные романтические песни в состояние искрящегося задора, которое, кстати, сразу же угасло. Но сигнал был получен народом, и дальше Аквариум уже несли на руках, принимая "на ура" все, что рождалось в недрах группы. Действительно, после "Треугольника" Аквариуму уже трудно было чем-то удивить слушателей. Моя любимая песня- "Сергей Ильич". "Гиневер" очень красивая.
Электричество
Тот электрический Аквариум, который я долго не принимал, и не понимал. Песни хорошие, но пленка на мой взгляд не передает энергию концерта. Студийная половина страдает тем же - недостаток энергии в отличии от концерта. Безусловный шедевр - студийный вариант "Мне было бы легче петь" - любимая песня с этого альбома.
Табу
Очень удачная попытка студийной записи электрического Аквариума. Я склонен сравнивать этот альбом с горной рекой. Альбом начинается сильным аккордом "Сегодня ночью" (первый родник). Затем, подобно реке, набирающей силу с каждым впадающим ручьем, идет один рок-н-ролл за другим. Давление не спадает почти до самого конца альбома, разрешаясь в любимую песню альбома - легкое реггей "Аристократ" (последний перекат, точка упора воды). Дальше идет спокойная концовка - "Сыновья молчаливых дней" (выход реки на равнину). Завершающая песня "Радамаэрл" тихо появляясь и исчезая, символизирует смерть реки - впадение и слияние с другими водами. Еще раз оговорюсь, что это лишь мое восприятие и кто-то другой вполне может ассоциировать "Табу" с вскипанием чайника. Может я лишнего сплавлялся в этой жизни?
Акустика
Мой любимый и наиболее часто переслушиваемый альбом. Безусловный гимн - "Десять стрел". Услышав эту песню, я впервые взял в руки гитару (мы как раз были в колхозе на картошке, и делать вечерами было нечего) и через месяц уже играл больше половины песен с "Акустики". Другие любимые песни "Когда ты уйдешь", "Второе стеклянное чудо", "Сталь", "С той стороны зеркального стекла".
У CD-версии есть досадный минус - в песне "Почему не падает небо" явно вырезано два такта в проигрыше. Мое предположение - был запорот оригинал. Время берет свое.
Радио Африка
В "РА" я в чем то вижу аналогию с "Треугольником". Видимо, сказывается "разнообразная позитивность" пластинки и сверхколлективный подход к записи. Создается ощущение, что нескольких людей попросили сыграть соло, а при сведении выяснилось, что все "попали в такт". Эта уникальная сыгранность большого числа первоклассных музыкантов делает "РА" очень мощным и уверенным альбомом. Концовка для меня оказалась мистической - последние две песни почему-то имеют уникальное свойство пролетать мимо моих ушей. Альбом как будто заканчивается на "Твоей звезде". Видимо, они играют балансирующую роль. Вслед за выходом альбома, Тропилло выпускает бутлег MCI, содержащий забракованные Аквариумом варианты записей, накопившиеся к тому времени. Я, лично, особого брака там не услышал. Очень милые клавиши в "Платане" и "Стороже Сергееве". Ненормативная лексика в "Марине". Студийный "Сентябрь". Все как надо. Спасибо Андрей Владимирович.
Ихтиология
Самый любимый концертный альбом. Насколько сытая жизнь может мешать творчеству, настолько же жизненные неурядицы могут его провоцировать. Песни явно написаны в сложный период смены мест жительства и работы, скитаний по квартирам друзей с концертами, многочисленных разочарований и психологического роста. Говоря по-русски, играть запрещали, но очень хотелось. Результат - на кассету.
-их корабль давно разобрала на части охрана,
Но они уплывут, королева, - есть вещи сильней!
-некоторым людям свойственно петь
Отдельным из них - в ущерб себе-
-и мне хотелось бы спеть об этом
Но этот текст не залитует никто-
-но знаешь, сестра, как будет славно,
Когда мы вернемся домой!
И так далее, в том же духе.
День Серебра
Альбом, который Борис, не без оснований, считает лучшим альбомом Аквариума, завершающим этапом, последним словом, после которого можно было спокойно уйти на покой и перестать быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране. Не без иронии отмечу, что желание уйти на покой воспевалось в самом первом официальном "Синем Альбоме". По счастью, желание осталось неудовлетворенным и по сей день. В альбоме хорошо чувствуется коллективный подход к делу - богатые аранжировки, насыщенное музыкальное полотно, прекрасная сыгранность группы. Альбом действительно уникален. С тех пор еще никто близко не сделал ничего подобного.
Любимая песня - "Электричество". Песня на самом деле совершенно непонятно построена - простой, не шибко мелодичный, моторный рифф, присвинговывающий распев вокруг одного аккорда, в общем не та песня, которую могут петь у костра удолбанные пионеры. Но если слушать ее с закрытыми глазами, она завораживает как вертикальные зрачки кобры, плавно раскачивающейся в десяти сантиметрах от носа. Песня ведет за собой. До сих пор ведет.
Дети Декабря
Прекрасное продолжение, не уступающее по силе и красоте "Дню Серебра". Весь альбом слушается на одном дыхании, как одна песня. "Деревня", названная Андреем Вознесенским пост-пинкфлойдовской (см. аннотацию к первому LP на "Мелодии") а также "тонко оркестрованной кваканьем лягушек" (не удержусь от замечания, что весь альбом тонко оркестрован пением кукушек), является, на мой взгляд, квинтэссенцией Аквариума того времени. Это одна их тех песен, о которых нельзя услышать отзывов типа "я вчера услышал крутую песню по радио" или "Боб написал такую забойную вещь". К забойным можно отнести "212-85-06" и "Она может двигать". "Деревня", сыгранная в легком и красивом ми-бемоле, кажется пришедшей из другого мира, приподнятой над мирской суетой и несущей бесконечное спокойствие. Слушать ее надо ночью под звездным небом, сидя у костра на реке. Тогда можно услышать, как гармонично вплетаются в песню треск костра, журчание воды и пение сверчков (для интересующихся - сверчки пропадают ближе к полуночи). Эта песня была написана на природе, дышит природой и потому является абсолютной правдой, как и написанная в свое время в поезде "Железнодорожная вода". Если вы не поняли этой правды, то знайте, что, видимо, что-то прошло мимо. Продолжайте слушать группу "На-на".
Равноденствие
Мифологический альбом. Аквариум разлился как река, стал большим, спокойный и размеренным. Святая песня - "Аделаида". Я даже не могу ее слушать с открытыми глазами. Ночная песня, отдающаяся в каждой клеточке. Долгие заснеженные поля, степной ветер, играющий с поземкой в синих предрассветных сумерках, теплый маленький домик посреди вечности. По степени воздействия на меня, эта песня сравнима лишь с "Welcome to machine" Pink Floyd.
Запись на "Мелодии" в жестких временных рамках не позволила Борису записать для этого альбома все песни, которые он хотел. Заключительной песне, по его словам, не место на этом диске. Действительно, песня далеко не мифологическая и место ей, наверное, рядом с "Поездом в огне", но ситуацию спасает шотландская кода приглашенного ансамбля "Musica Practica", мягко закрывающая альбом. Таким образом, альбом все таки получается законченным. И очень любимым. (примечание - после того, как эта часть данного папируса была закончена, вышла "Хрестоматия" в которой "Поезд в огне" открывает альбом, а "Поколение дворников" закрывает. Если это сделано не умышленно, то видимо есть между песнями субсознательная связь)
Десять стрел
Жалко, что альбом не был записан в студии. Собрана более-менее стандартная концертная подборка того времени. Резко выделяется звучанием студийный "Город", разрушая концертную атмосферу альбома. Представленный вариант "Дверей Травы" мне понравился больше, чем оригинальный. Прекрасно сыгран суперблюз "Платан".
Автор:Михаил Морозов
#ПрослушиваниеЧасть1