Комментарии
- 16 ноя 2018 00:47Как больно видеть такие разрушения....Это мой родной ЧИнТ!Я училась здесь!Славное время,молодость,дружба,любовь..... Такое красивое здание умирает!!!
- Комментарий удалён.
- 16 ноя 2018 13:37В 86! а я закончила ЭТТИ в 68 ! А потом по распределению?У нас были очень хорошие распределения. Ташкентский ОРГРЭС,Львов,Навои
- 16 ноя 2018 14:16БЫЛО ПРЕКРАСНОЕ ВРЕМЯ! Тоже очень скучаем по Чирчику!
- 16 ноя 2018 20:38Вот именно, молодчик! Так и есть! На ..@ер все это! Лучше Дома не бывает...
- 17 ноя 2018 00:41Как больно смотреть на фотографии... Даже в страшном сне не могла представить такое плачевное зрелище. Но почему? Здание же не было аварийным?
- 17 ноя 2018 01:26Почему никто из наших доблестных городских чиновников не додумался, к примеру, сделать в этом здании музей города! Со всех заводов, перевезенных сюда во время войны, собрать их историю. Как они развивались, как Чирчик развивался. Да и наш краеведческий музей можно было туда перенести. Тем более, как сейчас говорят, туризм надо развивать. А это здание-уже достопримечательность города. Всё-таки первое в городе. С него начинался Чирчик
- 17 ноя 2018 12:18Очень скучаю по любимому городу....была самое лучшее детство и юность....
- 17 ноя 2018 21:42Местные власти, проснитесь! Неужели трудно найти средства на реставрацию такого красивого здания. Просто архитектурный шедевр! Везде стараются сохранить памятные исторические здания, а тут.... Я никогда не была в этом здании, хоть и жила долгое время в Чирчике. Спасибо автору статьи и фотографий!
- 18 ноя 2018 20:57Я тоже тут училась. Незабываемое время...Конечно, нужно ремонтировать здание. Но, строить всякие той-хоны и рестораны проще и рентабельнее. Ну, а память... Надо же сохранить наше прошлое... Здание-то красивое, можно ещё продлить жизнь ему...
- 19 ноя 2018 20:47Надежда, я тоже закончила ЭТТИ(85).И работала в Ташкентском ОРГРЕСе.
- 21 ноя 2018 17:06я работала в ОРГРЭСе в лаборатории КИПиА,это было так давно,что многое забылось,директор тогда был Кириллов
- 23 ноя 2018 07:37Ул.Профсоюзная, дом 24 кв.2. 1978 год. Город прекрасный. Но воспоминания не очень радостные.
- 23 ноя 2018 12:59Я жила ул.Профсоюзная 18 кв 11,воспоминания разные,но юность там прошла...
- 23 ноя 2018 13:02Возможно вы знали Анатолия Снежкова?
- 23 ноя 2018 13:07Я жила до 68 года,не помню такого,а он где жил?
- 23 ноя 2018 13:12К сожалению не знаю такого человека..
- 25 ноя 2018 09:58Если в России зайдёшь к землякам из Узбекистана, то тоже без чая не уйдёшь...
- 26 ноя 2018 01:32Да очень жаль, смотришь на техникум с досадой,какое красивое и редкое здание архитектуры,а в запущенном виде. Ну ладно эти развалы в 4 м/районе,это уже не изменишь,а техникум можно было бы реконструировать. Или ждут сноса! Каждый раз когда еду мимо техникума смотрю с сожалением,как он заброшен и никому не нужен. Ведь это история нашего города! Любое здание снесеное в городе провожаешь как в последний путь человека. Ведь это все родное,где ты родился,вырос и живешь. Хорошо когда обновляеются в городе здания, дома,но представьте если бы снесли дворец Химиков,дворец пионеров,разрушили бы нашу лестницу,потому что это старье социализма,что тогда бы осталось примечательного, которое является достопримечательностью нашего города? Без этого Чирчик не Чирчик!
- 3 дек 2018 14:38Очень жаль что здание техникума разрушается, Я здесь учился, Окончил в далеком 1959 году,
- 14 мая 2019 18:55А я знала вашего дядю. Он работал в ЧАТП-15 по совместительству переводчиком с русского на узбекский язык. А я работала в о/кадров.
- 2 ноя 2020 21:17Старые здания Чирчика- это целая история города,жизни людей ,кто жил и живёт сейчас в нём,так хочется,чтобы сохранили те, старые черты нашего родного и любимого города,такого нигде нет...
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ЧИРЧИК - УЗБЕКИСТАН
Мы, оглядываясь, видим лишь руины… В Чирчике разрушается конструктивистское здание индустриального техникума
Дома как люди — одни заслуживают романов и баллад, другие не стоят даже упоминания. В центре Чирчика, чуть повыше городского канала, за разросшимися деревьями виднеется монументальное строение, которое еще рано называть развалинами, но в ближайшем будущем оно обещает в них превратиться. Со стороны двора здание напоминает средневековый караван-сарай с многочисленными комнатами-худжрами, а наружные стены оснащены балкончиками и рядами круглых окон-иллюминаторов. Мало кто знает, что это первое многоэтажное здание Чирчика, заложенное в 1934 году, когда ничего подобного не было даже в Ташкенте, и лишь после его постройки началось возведение еще не существующего, но уже запланированного города.
Центральная часть Чирчика строилась в так называемом сталинском стиле: добротные просторные дома с лепными украшениями и орнаментом из мрамора и гипса, здания административного назначения — с неизменной колоннадой. Это самый насыщенный советским монументальным классицизмом город Узбекистана. В Ташкенте такой архитектуры, пожалуй, не меньше, но она «разбросана», рассеяна по разным его частям, и потому не столь заметна.
Но даже в Чирчике первое городское здание резко выделяется на общем фоне, поскольку являет собой яркий образец конструктивизма — авангардистского направления в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившемся в двадцатых — первой половине тридцатых годов в СССР. Сталинская архитектура с ее ретроспективной тяжеловесностью и некоторыми чертами неоклассицизма вытеснила его уже позже, во второй половине 1930-х. В Ташкенте тоже есть несколько зданий в стиле конструктивизма, например, Министерство юстиции, однако они выглядят гораздо бледнее чирчикского «одностильца».
Виктор Фесенко, автор подробной статьи о Чирчике, опубликованной на сайте «Письма о Ташкенте», досконально описывает историю создания этого города, попутно рассказывая и об обстоятельствах появления в нем первых, «высотных» для того времени, зданий.
По его словам, в начале 1930-х строящиеся заводы и гидротехнические сооружения растянулись на многие километры вдоль реки Чирчик. Рабочих разместили в нескольких поселках, поскольку возить их на объекты из одной точки сбора, а потом доставлять обратно из-за сложностей с транспортом не имело практического смысла.
В апреле 1934-го правительство Узбекской ССР приняло постановление об образовании на территории Чирчикстроя общего поселкового Совета городского типа. Годом позже руководство СССР удовлетворило ходатайство о преобразовании поселкового Совета Чирчикстроя в Чирчикский городской Совет. 27 апреля 1935 года считается днем образования города Чирчик. По окончании строительства он должен был превратиться в красивый современный город гидроэнергетиков, обслуживающих Чирчик-Бозсуйский каскад ГЭС, и работников химкомбината.
«На торжественном митинге 1 мая 1934 года состоялась торжественная закладка Чирчика, — повествует Виктор Фесенко. — Председатель ЦИК Узбекской ССР Юлдаш Ахунбабаев заложил первый кирпич в фундамент первого здания города — четырехэтажной гостиницы на 300 номеров. В этой гостинице после постройки разместилась и администрация Чирчикстроя».
В сооружении важного объекта приняли участие строители из расположенных поблизости кишлаков — Ниязбека, Киргиз-Кулака, Бештерека и Кипчака. Работами руководил начальник жилстроя по фамилии Ивасенко. На стройку постоянно наведывались первый руководитель Чирчикстроя Дава Розит и Федор Логинов, с 1936 года — начальник строительства каскадов электростанций на реке Чирчик, а также председатель Совета Министров УзССР Акмаль Икрамов.
Как тогда было заведено, возле всех главных строек пятилеток возводились поселки для проживания руководителей ведущихся работ и их семей. Так же и в Чирчике, в соответствии с проектом Георгия Орлова, одного из архитекторов местного соцгорода, возле гостиницы появилась обособленная территория с благоустроенными коттеджами, отмечает Фесенко.
Выше по улице построили еще два многоэтажных «конструктивистских» дома, и, как пишет путешественник и блогер Илья Буяновский (Varrandej), «получился единственный в Средней Азии, и пожалуй самый малоизвестный соцгород эпохи конструктивизма, более всего похожий на Шестой поселок Запорожья, только поменьше да с местным колоритом в деталях: там строил Виктор Веснин, а здесь его ученик Георгий Орлов, но оба проекта были связаны с гидроэнергетикой».
Гостиница Чирчикстроя работала по предназначению до 1940-х годов, как рассказал мне житель одного из тех самых, построенных десятилетием раньше коттеджей. Затем здание было преобразовано в индустриальный техникум, сокращенно — ЧИнТ. Произошло это во время войны или чуть позже, мой собеседник вспомнить уже не мог. Но скорее всего, уже после, так как во время войны всюду размещали эвакуированных, в том числе и в гостиницах.
За несколько десятилетий работы ЧИнТа перспективные для того времени рабочие профессии в нем освоили тысячи молодых людей. Основные специальности: электрики (название курса, к примеру, пишется так: «Электрические станции, сети и системы»), химики, строители. Обучение велось не только на дневных, но и на вечерних отделениях.
На интернет-форумах вспоминают работавших здесь учителей, зачастую имена сопровождаются ёмкими характеристиками: Иннокентий Сергеевич Кан («Кеша, хороший мужик, из туалета гонял, чтоб не курили»), Тамара Павловна Алейникова, Эмма Дмитриевна Кричевская, Израиль Борисович Перцигер, историк («Он любил говорить: «Молодец, садись, — «три». А на «пять» историю даже я сам не знаю»), Гладченко, Абдуллаева, Юрий Федорович Попов, Сергей Александрович Ли, Уренбай Саилымбаевич, преподаватель математики («Очень интересный педагог. Один раз я заметила, что он в вычислениях на доске допустил ошибку, так он весь курс [потом] у меня спрашивал: «Да, Куклина? Правильно, Куклина?»), Светлана Ивановна Козубенко, Анарбек Рустамович Рустамов, Яков Сергеевич Ким, Виктор Васильевич Абрамов, Нина Николаевна Сахневич, Любовь Борисовна Кан, Владимир Михайлович Меркулов…
А опустело здание лет десять назад, когда в Узбекистане стала осуществляться программа по переводу учащихся из школ и техникумов в лицеи и колледжи. С началом нового учебного года учеников отправили в новые учебные заведения, и в стенах индустриального техникума наступила непривычная тишина. Но еще долго внутри сидел сторож — охранял мебель и оставшиеся учебные принадлежности, гонял фотографов, угрожая вызвать милицию. Потом не стало и его, как и оберегаемого им имущества.
Коттеджи для семей руководителей строительства, — они были одноэтажными и двухэтажными, с открытыми верандами, — за истекшие 84 года оказались сильно перестроены, «закрылись» заборами и разнообразными зелеными насаждениями. Их облик столь необычен, что живущие там люди считают, будто их дома были построены по какому-то иностранному проекту.
Само здание бывшей гостиницы сейчас медленно умирает. Двор постепенно зарастает деревьями. Полы разобраны — доски вытащены. Первый этаж еще недавно был затоплен прорвавшейся канализацией, но сейчас там сухо — прорыв ликвидирован. Кстати, из-за неровности рельефа с одной стороны это обычный первый этаж, а с другой — подвал.
Появляются здесь в основном школьники и любители острых ощущений. Да еще спортсмены совершают свои ежедневные пробежки — рядом спортивная секция.
Сохранить этот замечательный памятник конструктивизма было бы неплохо, хотя и потребовало бы серьезных финансовых вложений — он в довольно плохом состоянии. Капитальная устойчивость здания — только кажущаяся, здание строилось не только из кирпича: часть внутренних перекрытий сделана из реечно-саманных панелей — «гипсокартона» 1930-х, и они уже начали распадаться. И всё-таки, при желании, спасти его вполне возможно, если конечно, власти не захотят терять этот замечательный архитектурный объект.
Алексей Волосевич