StuH 42 (официально полностью 10,5 cm Sturmhaubitze 42) — средняя по массе германская 105-мм самоходная артиллерийская установка класса штурмовых орудий периода Второй мировой войны на базе танка Pz Kpfw III.
Sturmhaubitze 42 (Штурмхаубитце 42) — штурмовая гаубица образца 1942 года. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии машина обозначалась как Sd Kfz 142/2. Боевой опыт 1940 года показал недостаточную мощность осколочно-фугасного снаряда 75-мм штурмовых орудий 7,5 cm StuK и StuK40, устанавливавшихся на StuG III, против скоплений живой силы противника и полевых фортификационных сооружений. Летом 1941 года поступил заказ на 105-мм образец со стволом с баллистикой лёгкой полевой гаубицы leFH18/40. У нескольких серийных StuG III Ausf.F в начале осени 1942 года после ремонта заменили пушку 7,5 cm StuK40 на гаубицу 10,5 cm StuH 42, получив таким образом первый прототип САО 10,5 cm Stu H 42. Гаубицы отличались от StuG III лишь схемой установки орудия и компоновкой боеукладки для артвыстрелов раздельного заряжания с боекомплектом в 36 снарядов. Как и на всех StuG, в StuH применили электрическое воспламенение заряда (по терминологии того времени - электрозапальное). На дульной части ствола гаубицы установили дульный тормоз, которых было несколько вариантов, но с осени 1944 года из-за технологических сложностей не все орудия выпускались с этим устройством. Заряжание раздельно-гильзовое. Гаубица 10,5 cm Stu H 42 могла стрелять практически всеми видами штатных снарядов к 105-мм лёгким полевым гаубицам: осколочно-фугасными, дымовыми, зажигательными и др. Гильзы и заряды использовались те же, что и ко всем вариантам leFH18: длина гильзы 155,1 мм, диаметр фланца 125 мм; индекс гильзы 6342 (латунные) и 6342 St (стальные), причём для обеспечения электропроводности, стальные гильзы допускались только латунированные. Капсюльная втулка в гильзе была электрозапальная C/22 (или C/22 St.), что делало заряды StuH невзаимозаменяемыми с другими полевыми и самоходными гаубицами данного калибра (взаимозаменяемость возможна при замене капсюльных втулок, но в войсках это не регламентировалось). Основной боекомплект состоял из 26 осколочно-фугасных и 10 кумулятивных выстрелов. Для борьбы с сильнобронированными целями применялись кумулятивные снаряды четырёх образцов, бронебойное действие которых достигало 90-100 мм, независимо от дистанции выстрела. Интересным является факт, что для этой гаубицы с раздельным заряжанием для повышения скорострельности при борьбе с бронированными целями был создан унитарный патрон с кумулятивным снарядом в специальной удлинённой гильзе: 10 cm Gr Patr 39 rot FES Hl/C Stu H 42. Но в большую серию этот боепрпас не пошёл. Производство было начато в октябре 1942 года на фирме «Alkett». Всего, с октября 1942 по февраль 1945, выпущено 1212 машин.
Русская Германия
StuH 42 (официально полностью 10,5 cm Sturmhaubitze 42) — средняя по массе германская 105-мм самоходная артиллерийская установка класса штурмовых орудий периода Второй мировой войны на базе танка Pz Kpfw III.
Sturmhaubitze 42 (Штурмхаубитце 42) — штурмовая гаубица образца 1942 года. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии машина обозначалась как Sd Kfz 142/2.
Боевой опыт 1940 года показал недостаточную мощность осколочно-фугасного снаряда 75-мм штурмовых орудий 7,5 cm StuK и StuK40, устанавливавшихся на StuG III, против скоплений живой силы противника и полевых фортификационных сооружений.
Летом 1941 года поступил заказ на 105-мм образец со стволом с баллистикой лёгкой полевой гаубицы leFH18/40. У нескольких серийных StuG III Ausf.F в начале осени 1942 года после ремонта заменили пушку 7,5 cm StuK40 на гаубицу 10,5 cm StuH 42, получив таким образом первый прототип САО 10,5 cm Stu H 42. Гаубицы отличались от StuG III лишь схемой установки орудия и компоновкой боеукладки для артвыстрелов раздельного заряжания с боекомплектом в 36 снарядов. Как и на всех StuG, в StuH применили электрическое воспламенение заряда (по терминологии того времени - электрозапальное). На дульной части ствола гаубицы установили дульный тормоз, которых было несколько вариантов, но с осени 1944 года из-за технологических сложностей не все орудия выпускались с этим устройством.
Заряжание раздельно-гильзовое. Гаубица 10,5 cm Stu H 42 могла стрелять практически всеми видами штатных снарядов к 105-мм лёгким полевым гаубицам: осколочно-фугасными, дымовыми, зажигательными и др. Гильзы и заряды использовались те же, что и ко всем вариантам leFH18: длина гильзы 155,1 мм, диаметр фланца 125 мм; индекс гильзы 6342 (латунные) и 6342 St (стальные), причём для обеспечения электропроводности, стальные гильзы допускались только латунированные. Капсюльная втулка в гильзе была электрозапальная C/22 (или C/22 St.), что делало заряды StuH невзаимозаменяемыми с другими полевыми и самоходными гаубицами данного калибра (взаимозаменяемость возможна при замене капсюльных втулок, но в войсках это не регламентировалось). Основной боекомплект состоял из 26 осколочно-фугасных и 10 кумулятивных выстрелов. Для борьбы с сильнобронированными целями применялись кумулятивные снаряды четырёх образцов, бронебойное действие которых достигало 90-100 мм, независимо от дистанции выстрела. Интересным является факт, что для этой гаубицы с раздельным заряжанием для повышения скорострельности при борьбе с бронированными целями был создан унитарный патрон с кумулятивным снарядом в специальной удлинённой гильзе: 10 cm Gr Patr 39 rot FES Hl/C Stu H 42. Но в большую серию этот боепрпас не пошёл.
Производство было начато в октябре 1942 года на фирме «Alkett». Всего, с октября 1942 по февраль 1945, выпущено 1212 машин.