«ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ четырёх концлагерей»

Ветеран Великой Отечественной войны Дремлюгов Иван Григорьевич.
Молодого учителя Ивана Дремлюгова из с.Бугуртак призвали на военную службу весной 1941 года. Война застала его под Минском, в учебном подразделении батальона связи 25-й танковой дивизии. Гитлеровцы быстро продвигались вперёд. У белорусского города Чаузы в тяжелом неравном бою, в котором участвовал и наш земляк, часть их была разбита. Раненый в ногу курсант доковылял до полевого госпиталя. Здесь уже шла эвакуация, в машины грузили тяжелораненых бойцов. Легкораненых не брали, не хватило места. Собрав все силы, пошёл курсант Дремлюгов искать свою часть. Вскоре примкнул к группе бойцов. Шли наугад, пытаясь выбраться к своим. Наткнулись на болото. Тут началась бомбежка. В живых осталось человек 70, остальные были смешаны с болотной грязью. Окружили их немецкие мотоциклисты с автоматами, а у красноармейцев - только винтовки, а вскоре и патроны кончились. Тех, кто не мог идти, фрицы пристрелили, остальных погнали в деревню и заперли в коровнике - пленных там уже было много. Наутро вереницы военнопленных потянулись в Могилёв.
В дальнейшем судьба привела в Брест-Литовск. Здесь под открытым небом находилось 307 концлагерей. Изможденных людей распределили по клеткам, огороженным колючей проволокой. В соседней оказался земляк из Курагино Михаил Дягилев. Ночью он организовал побег: под завесой дождя люди бросились к ограждениям. Но их заметили с вышек, открыли пулеметный огонь. Несколько сотен людей погибли в ту ночь.
А на другой день пленных погрузили в вагоны: их путь лежал в один из страшнейших лагерей Германии - Бухенвальд. Несчастные задыхались в переполненных вагонах, умирали от ран и голода.
Концлагерь встретил километрами колючей проволоки. Те же клетки по 800-900 человек в каждой, только уже «колючка» под током. Невыносимые условия, голод делали своё дело: каждый день на вагонетках увозили тысячи трупов. Рельсы вели к серому зданию с высокой трубой…
А затем умерших перестали собирать. И уже трудно было понять, кто жив, а кто нет.
Когда в клетке оставалось по 10-15 человек, нацисты начали отбирать наиболее здоровых. Ивана заставили пробежать метров 20, ноги плохо слушались и он упал. Его товарищ Кыров оказался здоровее, но сказал немцам что без Ивана не пойдет. Так оба оказались в группе из 30 человек, которую отправили в концлагерь Строян на северо-западе Германии. Там уже находились 170 военнопленных, стали расспрашивать: откуда прибыла группа, какая обстановка на фронте…Но никто ничего не знал.
Заключённые находились в помещении свинарника. Деревянные нары с соломой казались подарком судьбы. На работу водили осушать болото. Из еды давали 200г хлеба и жидкий суп, вечером - баланду.
Как-то у одного из пленных тело покрылось нарывами. Немцы привязали его к столбу и били палками, выбивая брызги крови. Бедняга исходил криком, да так и скончался у столба на глазах у товарищей. По ночам немцы любили «устраивать тревоги»: вбегали с собаками и пускали их на пленных, в качестве дрессировки. Многих овчарки загрызли.
Четвертый лагерь, в который суждено было попасть бывшему курсанту, назывался Нинстет. Там и освободили русских военнопленных английские солдаты. Когда Ивана с товарищами отправили на сборный пункт в Нинбург, был среди них мужчина лет 45, очень угрюмый и замкнутый. По дороге в зону, занятую нашими войсками, он признался Дремлюгову, что имеет звание генерал-лейтенанта и зовут его Василий Чумаков. Боясь расстрела, генерал дальше не пошёл и остался в Германии.
А бывшие узники концлагерей, пройдя пешком через всю Польшу, прибыли в Брест. Среди них провели проверку. Выяснив необходимое, отправили в составе трудового батальона на шахты Донбасса.
В 1947 году Иван вернулся на Родину. Жил с семьей в Рощинском, преподавал в школе. Неохотно делился Иван Григорьевич воспоминаниями о пребывании в концлагерях, старался забыть те годы как страшный ночной кошмар… Но это было в жизни. И не дай Бог никому испытать такое ни наяву, ни даже во сне.
С.Пудник
Из архивов газеты «Заветы Ильича».

Иван Григорьевич Дремлюгов
Иван Григорьевич Дремлюгов

Комментарии

  • 5 апр 11:10
    Иван Григорьевич был добрым и благородным учителем и просто человеком, училась в школе и жили по соседству, приходил к маме прививал ранеточки, я не знала что пришлось ему пройти такие испытания и остаться человеком, светлая память !!!!
  • 5 апр 16:25
    А я знала про Бухенвальд… Многие знали, но без подробностей. Иван Григорьевич отказывался вспоминать и рассказывать. Тогда я не понимала, почему…