Из центра Рязани «выдавливают» бесплатную школу резьбы по дереву

Чиновники начали борьбу с туристической «изюминкой» города за золотые квадратные метры.
Известная в Рязани, да что там в Рязани, во всей России, бесплатная выставка и школа резьбы по дереву Александра Зимина может закрыться. Виной тому - её хорошее расположение в центре города.
Не секрет, что в последние годы старинные резные домики стремительно исчезают с архитектурного лика Рязани. А на их местах появляются новомодные коттеджи и стеклянные коробки офисных центров. Исторический облик города необратимо меняется под давлением спроса на престижную недвижимость.
Теперь очередь дошла и до здания рязанского клуба любителей резьбы по дереву Александра Васильевича Зимина. Он расположен на улице Новослободская, дом 20. Место лакомое для элитной застройки. В двух шагах отсюда Кремль, а также солидные здания разных ведомств. Вокруг живут благопристойные и добропорядочные соседи. Скажем так, это очень милый и тихий уголок в самом сердце Рязани.
ГЕРОЙ СОВРЕМЕННОСТ
Про Зимина и его мастерскую рассказывали практически все рязанские издания и телеканалы. А совсем недавно слава о рязанском самородке докатилась даже до столицы. Александр Васильевич был отмечен в нашумевшем медиапроекте «Герои современности», который был запущен федеральным информагентством «Россия сегодня». Фотографию земляка разместили на огромных мониторах в центре Москвы.
Рязанец стал знаменит благодаря своим удивительным творениям. А еще – своей школе, в которой он совершенно бесплатно обучает одаренных детей.
Мастерская Зимина – настоящее чудо. Это своего рода сокровищница деревянного зодчества. Здесь, в нескольких скромных помещениях хранятся сотни работ. Изюминка коллекции – галерея масок-шаржей на известных политических и общественных деятелей, а также актеров и певцов. Это, к примеру, Булат Окуджава, Майкл Джексон, Алла Пугачева, Борис Ельцин… Есть в экспозициии Зимина и три портрета Владимира Путина. По одной деревянной маске мастер делал на начало каждого его президентского срока.
Резец художника с потрясающей точностью воспроизвел черты известных лиц. Впрочем, среди изобилия деревянных карикатур могут попасться совсем непримечательные личности, которые могли попросту встретиться мастеру, например, в общественном транспорт
Резьба по дереву для Александра Зимина – это хобби, переросшее в дело жизни. Много лет Александр Васильевич отработал на авиационных заводах на Украине. После переезда в Рязань, в середине 80-х годов, трудился на производстве, а потом преподавал в техникуме. Но все свободное время он посвящал своему любимому делу – резьбе по дереву.
- Ехал, например, в командировку – всегда брал с собой пару резцов и заготовочку. Пока еду что-нибудь, да вырежу. Или пришел с работы, сижу и строгаю, слушаю радио. Поэтому особый счет своим поделкам я никогда не вел. Многое уже и раздарил, но продавать работы как-то рука не поднимается. Редко-редко, если уж только очень сильно попросят. – рассказывает резчик.
Если пройтись по мастерской Зимина, то можно заметить большое количество произведений, посвященных женщинам. Объемные фигуры дам резчик помещает в интересную рамку. Получается как будто сияние вокруг. Автор говорит, это его особый стиль, так больше никто не делает
УЖЕ ТОНКО НАМЕКНУЛИ…
После выхода на пенсию Александр Васильевич плотно занялся любимым делом. В 1998 году ему дали помещение на Новослободской под нужды клуба.
- Здание старинное. В документах дата ввода в эксплуатацию числится «до 1917 года». Но мы его подлатали, оборудовали под себя и теперь уже около 20 лет в нем работаем. – Рассказывает резчик.
Сейчас в клубе на постоянной основе, заметим, совершенно бесплатно, занимается около 15 человек. Ежегодно музей Зимина посещают сотни рязанцев и гостей города. Но это не помешало властям начать процесс по выселению музея-мастерской из старинного здания. По мнению городских чиновников, в доме требуется провести ремонт.
- Мне уже намекнули, что, скорее всего, нас выгонят. Причем, как сказали, «бодаться с этими людьми нет смысла». Видимо, кто-то из сильных мира сего заинтересовался нашим участком… – говорит о сложившейся ситуации Александр Васильевич.
События развиваются настолько стремительно, что буквально на днях должно состояться заседание комитета Рязанской городской Думы (19 марта 2015 года в 11-30), где будет поднят вопрос о дальнейшей судьбе мастерской деревянного зодчества.
Здание находится в муниципальной собственности. А договор с городскими властями у Зимина только до 2017 года.
- Я боюсь вот такого развития событий. - Продолжает Александр Васильевич. - Если, допустим, нас сейчас выселить не получится, то в 2017 году нам, либо не продлят договор, либо взвинтят аренду и поставят невыполнимые для нас условия.
Что делать знаменитый резчик не знает. Бросать любимое дело он не собирается и планирует оспаривать решения администрации во всех возможных инстанциях.
- Мы совсем не против провести ремонт. Можем даже что-то починить за свой счет. – Утверждает художник. – Но на данный момент здание вполне пригодно для работы в нем. Вряд ли мы найдем другое такое удобное помещение.
Куда денется уникальная выставка и школа, если их выселят, Александру Васильевичу не сказали:
- В музее больше полутора тысяч экспонатов! Что мне останется с ними делать? Дома же такую коллекцию не сложишь!
Стоит отметить, что в рязанских СМИ активно муссируется тема повышения туристической привлекательности региона. Чиновники отчитываются и браво рапортуют наверх, что-де «…работа в этом направлении ведется и привлекательность Рязани неминуемо растет». А по факту что происходит? Один из интереснейших музеев Рязани может просто-напросто исчезнуть. А на его месте построят очередной коттедж.
Александр Васильевич обратился в нашу редакцию с просьбой помочь ему в борьбе за свою мастерскую. За дело взялся юрист «Малой Родины», который готовит бумаги в соответствующие органы.
Редакция держит ситуацию на особом контроле. Мы не хотим допустить исчезновения туристической изюминки Рязани!
КОММЕНТАРИЙ:
Вячеслав Шашнов, юрист «Малой Родины»:
- Прежде чем принимать те или иные решения, необходимо проведение экспертизы фактического износа здания. В случае признания дома аварийным, необходимо рассмотреть возможность восстановления его характеристик совместными силами собственника и нанимателя, путем проведения в нем работ капитального и текущего характера. Терять уголок культурного наследия русского народного творчества для города недопустимо!
Из комментариев в соцсетях:
Журналист Иван Крестьянинов
А вы знаете, что бы с таким музеем сделали, ну к примеру, в Коломне? Вспомните же их музей пастилы или музей калача. Так вот москвичи вложили бы в такое дело в паре кварталов от Кремля несколько соток и водили бы туда туристов, которые бы с удовольствием, отмечу акцент на этом слове, выкладывали бы деньги за возможность подержать резец в руках и самостоятельно сделать какую-нибудь ложку. А вот что могут сделать у нас.
Miloteka Miloteka
Иван, а зачем? Вот ответь на этот простой вопрос.
Рязань - это город получения быстрой и легкой прибыли для власть имущих. Зачем куда-то вкладываться, ждать годами окупаемости и дивидендов, если можно продать участок земли в центре города и получить сверхприбыль. А для того, чтобы отчитываться наверх о том, что в Рязани аж на 30% увеличился приток туристов, не нужно никаких вложений. Бумажки-отписки наши чиновники, благо, умеют писать. Тем более, у нас есть Константиново, куда и так народ едет. И еще вот удобный проект нового музея появился. Можно все внимание на него оттянуть.
А пенсионер-альтруист никому не нужен. Он для чиновников всего лишь неудобный, мешающий, назойливый человечек, которого при удобной возможности нужно убрать с глаз долой.
Алексей Раух
Такое лакомое место! Исторический центр города,причём тихое место,рядом Кремль,Ока,лесопарк.... Какой нибудь поднявшийся на откатах и взятках чинуша явно присмотрел себе это место! Музею тут не устоять! Эти "слуги народа" и Кремль готовы снести,чтобы свои дворцы приткнуть в престижном месте. Нахапанное ведь надо вкладывать!
Николай Буравлев
В лихие 90 -ые у этого человека уже поджигали музей и он не сдался а продолжал творить. Но новые "терки" могут надоесть ему и он уйдет на законную пенсию. А моральное развитие людей уменьшится.
Да, наш город явно обеднеет, если потеряет уникальное достояние – выставку и школу резьбы по дереву.
В Японии существуют так называемые «живые национальные сокровища». Так называют людей, представляющих для японской нации особое значение в сохранении традиций и культуры, лучших мастеров японских традиционных искусств. К ним относятся в первую очередь ведущие актёры театров но, кабуки и бунраку, а также известные ремесленники и художественные мастера. Официально звучит как «Хранитель важного нематериального культурного наследия» (Дзюё Мукэй Бундкадзай) и присуждается людям, которые обладают особыми техниками или умениями, имеющими важное историческое или культурное значение в прикладных либо сценических искусствах. Например, мастера Кабуки и Но; оружейники, изготавливающие японские мечи; мастера чайной церемонии; мастера керамики бидзэн; мастера инкрустации по дереву...
Оосака Хиромити за свои инкрустации был удостоен этого звания в 1997 году. Большое влияние на его творчество оказала работа над копированием экспонатов сокровищницы Сёсоин в храме Тодайдзи в г. Нара. Сёсоин представляет собой хранилище, выстроенное из дерева в VIII веке, в котором хранится буддийская храмовая утварь, оружие, украшения, письменные документы и прочие вещи, отражающие ту эпоху, а всего там более 9 тысяч экспонатов. Деревянные экспонаты, над воссозданием которых трудился Оосака Хиромити, испытали на себе сильное влияние искусства стран, лежащих к западу от Японии.
Оосака Хиромити, получивший заказ на воспроизведение сокровищ Сёсоин, вначале работал над копией «Инкрустированной палисандровой шкатулки», требовавшей тонкой работы по дереву. Первые пять лет он был занят изучением сортов дерева, разновидностей металлов и клеящих веществ, необходимых для точного воспроизведения шкатулки.
Инкрустация по дереву — это украшение деревянной поверхности путём врезки в неё элементов, сделанных из слоновой кости, рога, дерева, металла и т.п. Палисандровая шкатулка из сокровищницы Сёсоин известна своим мелким геометрическим орнаментом; на каждый сантиметр ширины узора приходится около 30 пластинок, сделанных из различных материалов, которые нужно соединить в орнамент. В ходе этой работы Оосака Хиромити сумел воссоздать искусство инкрустации по дереву, которым обладали древние мастера.
Оосака Хиромити всей душой предан своей кропотливой работе и за год делает не более двух вещей...
Хорошо японскому мастеру — к нему относятся с уважением, и никто не прогоняет из мастерской.
Может потому японцы и достигли таких высот, что с уважением относятся к своим мастерам?
Право же, рязанский мастер Александр Васильевич Зимин заслужил уважения ничуть не меньше, чем достопочтенный Хиромити-сан. Зимин — наш рязанский Дзюё Мукэй Бундкадзай!
Негоже такого человека лишать возможности дарить людям радость встречи с красотой.
И будет преступлением перед рязанской культурой, если наш город лишится уникального бесплатного (!) музея-выставки и школы деревянной резьбы.

Из центра Рязани «выдавливают» бесплатную школу резьбы по дереву - 854240440300
Из центра Рязани «выдавливают» бесплатную школу резьбы по дереву - 854240441324
Из центра Рязани «выдавливают» бесплатную школу резьбы по дереву - 854240441836
Из центра Рязани «выдавливают» бесплатную школу резьбы по дереву - 854240443372

Комментарии