Константин Бороздин
1 мая

"Первомай" - это не наше изобретение.

Корни праздника уходят далеко в прошлое, предполагается, что этот день отмечали еще в Древней Греции и Древнем Риме.
В Германских народах ночь на 1 мая называлась - Вальпургиевой. Считалось, что в это время на шабаш слетались ведьмы (на Лысую гору). Люди же в эту ночь на возвышенностях жгли костры, сжигали чучела и делали прочие обряды, что бы отпугнуть нечистую силу. Это отразилось в "Фаусте" Гете, "Мастере и Маргарите Булгакова. В музыке отражение нашлось у Берлиоза (опять же ссылка к Булгакову), Гуно и Дворжика, ну и у нашей известной панк-группе Сектор газа.
В нашей дореволюционной стране этот праздник весны называли "гулёный день". Праздновали его, конечно же, на улице, выносили самовары, угощались пирогами и шаньгами, а вечером жгли костры. Традиция выездов на природу 1 мая жива до сих пор.
Политическую окраску праздник приобрел позже, и отмечается он по всему миру. Считается, что он пошел от данного события. 1 мая 1886 года несколько организаций анархического толка в США и Канаде организовали ряд митингов и демонстраций. Одну из таких демонстраций в Чикаго разогнали, во время столкновений погибло 6 демонстрантов. А потом понеслось.... Кстати, 8 марта из того же разряда праздников.
В Российской империи впервые этот день отпраздновали в 1890 году в Варшаве, да-да, столица Польши была российским городом. С 1897 года «маевки» стали носить ярко выраженный политический характер и сопровождались массовыми демонстрациями. Но этот праздник был под запретом и нередко приводил к столкновениям с полицией. Впервые день солидарности трудящихся открыто отпраздновали в 1917 году, после Февральской революции.
«Маевки», конечно же, проводились и у нас, об этом раньше частенько писалось в различных газетах. Вот, например, статья Ивана Григорьевича Филаретова под названием «Тайный остров», она вышла в Артемовском рабочем 1 мая 1961 года.
«Среди многих форм революционной работы были маевки. Они у нас стали особенно популярными после расстрела рабочих Ленских приисков.
На заводе создалось большевистское ядро, во главе которого стояли старые подпольщики А.С. Шаньгин, Ф.С. Журавлев, С.С. Казанцев. К концу 1913 года это ядро увеличилось до двадцати человек. В него входили квалифицированные рабочие, а также служащие.
В 1914 году на маевку решено было собраться в бору за рекой Шайтанкой, где они проводились и раньше. Полиция, пронюхав об этом, тоже «готовилась к маевке». Становой пристав приказал окружить маевщиков и арестовать главарей. Но организаторы маевки вовремя узнали об опасности, и сбор был назначен в другом месте – на острове Шаньгиных, в 7 километрах от поселка. Сюда под видом охоты на косачей приходили раньше передовые рабочие на нелегальные собрания, здесь же хранилась запрещенная литература.
В ночь на 1 мая на воротах резиденции станового пристава мелом было написано: «На острове Шаньгиных косачи токуют, а в избушке о революции толкуют».
Полицейские немедленно пустились в поиски нового места маевки. Они рыскали по всем дорогам, спрашивали у жителей, где этот тайный остров.
На острове для предупреждения были выставлены дозоры.
На маевке, кроме рабочих нашего завода, присутствовали несколько крестьян из Першино и Стриганки, которые держали связь с нашими подпольщиками.
Были представители из Екатеринбурга и Алапаевска. Эти товарищи рассказали о текущих событиях, о приближающейся войне».
В послевоенное время празднование первого дня мая не стало носить такого острополитеческого смысла. В этот день трудящиеся СССР выражали свою солидарность с революционной борьбой своих коллег в капиталистических странах и национально-освободительным движением. Помните красненькие флажки с надписью «Миру мир» и голубей из фанеры?
Демонстрации того времени заслуживают особого внимания, это было такое дерзкое смешение крестного хода и бразильского карнавала.
Колонны трудящихся двигались по улицам населенных пунктов к главной площади, где с трибуны партийные лидеры и другие почетные лица извергали патриотическо-партийные лозунги, после которого следовала фраза, которую невозможно никогда забыть: «Ура, товарищи!». И толпа в ответ ревела: «Ура-а-а-а!»
Такое количество разноцветных шаров, бумажных и тряпичных цветов страна не видела больше ни в один из дней, на 7 ноября их было поменьше. Если вдруг, по каким-то причинам в доме не оказывалось шаров, то надували и «Изделия №1».
Лично мне, этот праздник очень нравился в детстве. Особенно, когда с утра просыпаешься, а на улице висят красные флаги (из окна видно было больницу). Потом демонстрация, и посиделки родителей и их друзей. Классно было. Запомнилась одна из демонстраций, когда я шел не в колонне, а стоял зрителем. Проезжает украшенная техника. И вот не знаю, либо химлесхоз, либо леспромхоз на парад выгнал украшенную "танкетку", это было круто. Была именно торжественность, воодушевленность, а не просто обязанность пройти по улицам поселка.
Всех с праздником! Ура, товарищи!!!!

Показать ещё

Комментарии