Комментарии
- 2 фев 2021 09:58Татьяна Сысоева (Кириченко)Я в восторге... Огромное спасибо за предоставленное творчество великого певца Марио Ланца! Браво! Жизнь как искра, зажглась и быстро погасла! Его голос- как достояние , приносит прекрасные минуты наслаждения... Бис!
- Nurzhamal BaimbetovaКомментарий удалён.
- Nurzhamal BaimbetovaКомментарий удалён.
- Nurzhamal BaimbetovaКомментарий удалён.
- 2 фев 2021 13:51Людмила Огородова (Дунаева)Как печально-умер таким молодым...
- 2 фев 2021 15:52Galina Spomer (geb. Ruppel)Спасибо. Ничего раньше о нём не знала.
- 11 фев 2021 10:17Ирина Грядовая(Остахнович)Прекрасный певец! Жаль, что жизнь его была такой короткой. С большим интересом прочла его биографию. Еше в 60-е годы мне довелось посмотреть фильмы с его участием: "Полуночный поцелуй", "Любимец Нового Орлеана" и "Серенада большой любви".С тех пор я запомнила это имя. С большим удовольствием я бы их пересмотрела снова и послушала голос великого певца.
- 11 фев 2021 11:05Nina MuravejkoБлагодарение за работу Виктору и Галине. Бис. Браво Марио Ланца .Помнить==самое меньшее что мы обязаны. ...
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Опусы и рассказы
:Виктор и Галина Муравченко
Великолепный Марио Ланца
Пророческими стали слова Артуро Тосканини…
" Мы слышали многих прекрасных теноров, но голос Марио Ланца так и не нашел себе равных. Кто-то старается ему подражать… Это бессмысленно. Ланца пел не горлом - пел сердцем, а сердцу и душе подражать невозможно."
Из послесловия к книги Муслима Магомаева «Великий Ланца»
31 января 1921 - 7 октября 1959
Отец его в 16 лет эмигрировал в Америку из итальянского города Филиниано, служил в Вооруженных Силах США (37-й полк 145-й инфантерии), был тяжело ранен в бою при Аргоннском лесу и впоследствии демобилизован, получив пенсию по инвалидности. Мать будущего певца, Марию Ланца (из мужского варианта ее имени и девичьей фамилии он впоследствии и создал свой сценический псевдоним), родители привезли в Америку из другого итальянского городка, Токко Да Касауриа (в Абруцци), когда ей было всего 6 месяцев. Мария познакомилась с Антонио Кокоцца в 1919 г. В то время ей было только 16, но спустя каких-нибудь несколько недель после первой встречи Антонио и Мария поженились.
Первыми музыкальными впечатлениями Фредди стали прелестный голос матери, ее колыбельные и неаполитанские песни. Затем страстное увлечение грамзаписями великого Э. Карузо. Учителя отмечали, что мальчику гораздо больше нравится играть и заниматься спортом, чем учиться.
То, что он предпочитал спорт сидению над книгами, было хорошо в плане его физического развития и закладки того фундамента выносливости, который впоследствии поддерживал его в форме, необходимой для звучания голоса такой немыслимой силы. В последние годы своей жизни он держался исключительно благодаря этой натренированности, приобретенной в детские годы.
В доме, где рос Марио, была обширная коллекция записей Карузо, и мальчик каждый день слушал их. Эти записи стали для него первым опытом приобщения к музыке и пению, он учился петь, подпевая им. Но первым настоящим учителем юного дарования был баритон Антонио Скардуццо, который вовремя предостерег Марио от перенапряжения голоса, преподал ему основы вокальной техники и попытался привлечь к изучению сольфеджио - но эту область музыкальной грамоты Марио так и не постиг. Он работал со Скардуццо 8 месяцев. Его следующим учителем стала Ирен Уилльямс, в прошлом известная оперная певица, которая не только давала ему уроки пения, но и организовывала его выступления на различных общественных мероприятиях.
Посыпались предложения, ангажементы. Но все планы нарушила война, в которую вступили и США.
В декабре 1942 года Марио был призван в армию. Во время службы в армии Марио прошел прослушивание у Питера Линда Хейза и был включен им в состав концертной труппы, выступавшей на военных базах по всей стране. Затем Ланца получил роль в патриотическом шоу «Крылатая победа», поставленном Моссом Хартом. Марио выступал в этом шоу до мая 1944 г. и демобилизовался из Вооруженных Сил 29 января 1945 г.
Вместе с армейским приятелем Бертом Хиксом он отправился в Нью-Йорк, чтобы познакомиться с его сестрой Бетти, о которой Берт часто рассказывал другу. Когда Марио и Бетти представили друг другу, они влюбились с первого взгляда, и после короткого периода ухаживания сочетались гражданским браком 13 апреля 1945 г.
Позднее, опять же с помощью Роберта Уида, Марио был выбран на должность ведущего серии радиопередач «Великие моменты в музыке». Эти передачи он вел с октября 1945 г. по февраль 1946 г.
Теперь преподавателем вокала у Марио была Полли Робинсон, и через нее он познакомился с Сэмом Уэйлером, который стал его первым менеджером. Уэйлер счел, что Марио нуждается в более авторитетном преподавателе, и организовал для него прослушивание у Энрико Розати, который ранее обучал вокалу знаменитого тенора Беньямино Джильи. Розати пришел в восторг от голоса Ланца и сразу же согласился взять его в ученики. Марио учился у Розати 15 месяцев. Это было непростое время, полное не только успехов, но и конфликтов, в основном по причине антипатии Марио к учебе, однако впоследствии Ланца был вечно благодарен Розати за неоценимый багаж знаний и умений, которые тот передал ему. Вместе певицей Агнес Дэвис(сопрано) Марио совершил турне по Канаде, начавшееся 10 октября 1945 г. концертом во дворце «Монкалм» (Квебек) и завершившееся в Онтарио в ноябре 1946 г. Турне стало сенсацией. 14 апреля 1947 г. Марио дал концерт в Государственном колледже для учителей в г. Шиппенсберг (штат Пенсильвания). Ему аккомпанировал Константине Каллиникос, который на всю жизнь остался его концертмейстером.
Следующей вехой на творческом пути Марио стало его вхождение в состав «Трио Бельканто», наряду с сопрано Франсис Йинд и басом-баритоном Джорджем Лондоном. «Трио Бельканто» с июля 1947 г. и в течение почти года выступало в различных городах США, Канады, Ньюфаундленда и Мексики. 28 августа 1947 г. коллектив был приглашен дать концерт в зале «Голливудская чаша» в сопровождении симфонического оркестра под управлением Юджина Орманди. В зале ожидалось присутствие Луиса Б.Майера, основателя и тогдашнего руководителя киностудии MGM. Джордж Лондон любезно уступил сцену Марио и Франсис Йинд.
Киностудия МГМ организовала для Марио турне в качестве рекламы его фильма. Дав серию концертов по всем штатам США, Марио вторично выступил в «Голливудской чаше» 24 июля 1948 г., на этот раз с Кэтрин Грейсон. По окончании турне Марио вернулся в Нью-Йорк для работы в студии звукозаписи компании RCA Records.
В картину также входили 5 оперных номеров в исполнении Марио, в том числе любовный дуэт из «Мадам Баттерфляй» (с Кэтрин Грейсон) ближе к концу ленты. Видя и слыша Марио и Кэтрин в этих ролях, получаешь наиболее полное представление о магии Марио и можешь представить, как блистал бы он на оперной сцене. Этот фильм подарил Марио статус суперзвезды. Огромным успехом сопровождался как сам фильм, так и его звуковая дорожка, особенно «Будь моей любовью» и «Колыбельная Байу».
За пару лет существования шоу была создана большая часть его музыкального наследия.
После фильма о Карузо, имевшего ошеломляющий успех, следующим проектом должна была стать лента «Принц-студент». Марио был в восторге, предвкушая съемки в костюмном фильме, но его ожидания не оправдались. С самого начала работы над картиной возникли проблемы, и она была временно отправлена «на полку». Тем временем киностудия настояла, чтобы Марио снялся в ленте «Потому что ты моя» вместе с Дореттой Морроу, ставшей звездой после своего бродвейского дебюта в мюзикле «Король и я». Марио идея фильма крайне не понравилась, и он не стал этого скрывать, публично обозвав картину «хламом».
а также популярная «Гранада»,
милая и нежная «Песнь ангелов» и проникновенная «Молитва Господня» (музыка Малотта на слова молитвы «Отче наш»). Последняя могла сравняться по силе веры и воздействия на слушателя только с «Аве Мария» из фильма «Серенада» и, быть может, с концертной версией песнопения «Агнец Божий».
Пресса не прошла мимо нелестных замечаний Марио в адрес фильма и того факта, что он не считал фильм достойным своих талантов и всячески осложнял жизнь всем, кто был занят в съемочном процессе. Незамедлительно появились саркастические и обидные для Марио статьи, но он продолжал стоять на своем - что ему не нравится новый фильм. Тем не менее, он снялся в нем, и по выходе картины на экраны частично оправдалось отрицательное отношение Марио к этой ленте: она не имела того успеха, каким пользовались три предыдущие его киноработы.
Но на съемочной площадке ему работалось далеко не так хорошо. Первой сценой, которую должны были снимать, было исполнение песни «Любимая» на террасе. Режиссер Кертис Бернхардт не одобрил исполнительскую манеру Марио и поправил его, сказав, что Ланца поет слишком эмоционально, вместо того чтобы звучать напыщенно и сдержанно, как подобает прусскому принцу. Разумеется, Марио не могло понравиться это замечание, и он живо возразил Бернхардту, что режиссеру следует заниматься только его актерской игрой, а с тем, как нужно петь, Марио как-нибудь сам справится. Режиссер не мог потерпеть, что с ним пререкаются, а Марио - что Бернхардт пытается указывать ему в той области, где он не компетентен...
В конечном итоге Марио ушел со съемочной площадки, заявив, что не вернется до тех пор, пока режиссером будет оставаться Бернхардт. Киностудия подала на Ланца в суд, заставив его уплатить в качестве возмещения ущерба 700 тысяч долларов и 4,5 млн долларов за прекращение производства картины. Им также удалось добиться наложения запрета на певческую карьеру Марио: он не мог выступать на концертных площадках, вести передачи по радио, записывать песни - иными словами, никак не мог работать - до тех пор, пока не истечет время, на которое заключен его контракт с МГМ. А до окончания контракта оставалось 15 месяцев. В мае 1953 г. было достигнуто соглашение: киностудия снимает эмбарго с творчества Марио, если он позволит использовать свой голос для озвучивания фильма, а роль принца сыграет другой актер. Так и было сделано. Съемки возобновились с участием Эдмунда Пурдома, который великолепно справился с непростой задачей «играть под фонограмму». Фильм удался, в чем заслуга всех, участвовавших в его производстве, и не в последнюю очередь - фантастической звуковой дорожки, записанной Марио. Некая печальная ирония есть в том, что, когда фильм наконец стал сниматься, режиссером был уже не Кертис Бернхардт, а Ричард Торп, который великолепно работал с Марио над фильмом «Великий Карузо».
«Плач Федерико» из оперы Чиля «Арлезианка» (его исполнение этой арии и по сей день остается непревзойденным)
и дуэт «О, дорогой Отелло» из оперы «Отелло» (с Лючией Альбанезе).
Слушая эту запись, в очередной раз задумываешься, как мог бы быть велик Ланца на оперной сцене - настолько захватывающе передал он силу, волнение и, где надо, угрозу. А заключительная ария «Бог! Ты мог дать мне позор» - исключительное достижение для тенора, никогда не певшего роль Отелло перед публикой. И это при том, что многие исполнители роли Отелло уже теряли настрой, когда добирались до этой арии.
Премьера фильма «Серенада» состоялась в Радио Сити Мюзик Холле в августе 1956 г. Картина имела скромный успех, но послужила своей цели: реабилитировать Марио Ланца перед публикой.
В 1956 г. вернулся он и к работе в студии. Были записаны два альбома: первый - «Ланца на Бродвее» и второй - «Кавалькада веселых напевов». Первый обернулся провалом: на том варианте, что был выпущен в продажу, раздавалось эхо, и голос был страшно искажен, хотя, по всей видимости, первоначальная запись была нормальной, а искажение произошло при последующей работе звукооператоров. Второй альбом - совсем другое дело, он записан блестяще.
В конце 1956 года Марио предложили сняться в Италии. Фильм «Семь холмов Рима» («До свидания, Рим» в итальянском прокате) готовила компания «Титанус - ЛеКлауд Продакшнз», и сценарий снова был очень легкомысленным, но Ланца согласился. 17 мая 1957 г. Марио с семьей - Бетти и четырьмя детьми - покинул Америку и 28 мая 1957 г. прибыл в Неаполь.
К концу 1957 г. было согласовано рабочее расписание на весь грядущий 1958 год. Но перед этим состоялась поездка в Лондон для выступления перед королевой Великобритании вечером 18 ноября 1957 г.
Последняя лента Марио Ланца «Серенада большой любви». В мае 1958 г. Марио подписал контракт на съемки фильма «В первый раз» («Серенада большой любви» в советском прокате). Запись оперных номеров на звуковую дорожку должна была проходить в августе в здании Римской Оперы. Это предполагало серьезное испытание для голоса, к тому же музыканты Римского симфонического оркестра скептически относились к таланту Ланца, многие из них думали, что его голос звучит таким сильным лишь благодаря техническим средствам, а на самом деле его нет. Если бы Ланца допустил ошибки или повел себя по-звездному капризно, ему не простили бы этого. Но он провел сеансы звукозаписи как следует, и все присутствовавшие были единодушны в своих хвалебных отзывах. Директор Оперы готов был прямо на месте заключить с Марио контракт, но тот посчитал себя еще не готовым для вхождения в оперный мир, хотя позднее согласился спеть Каварадосси в постановке оперы «Тоска», намеченной на сезон 1960 г.
1959 год был загружен созданием новых звукозаписей и съемками в успешном фильме, Ланца записал альбом «Бродячий король» и начал работу над «Песнью пустыни». Но болезни его обострились, и 17 августа он перенес первый сердечный приступ. 27 августа Марио был госпитализирован в клинику «Валле Джулиа» с признаками второго сердечного приступа и воспаления легких. Через год его голос станет достоянием истории, благодарной памяти современников, а позже и потомков.
Певец каждый день жил так, как будто это был его первый и последний день. Так же он и пел, словно это была первая и последняя песня в его жизни. В конце августа он выписался и закончил работу над записью «Песни пустыни». По иронии судьбы, именно тогда, когда здоровье и силы были уже не те, у Марио было больше контрактов и различных творческих предложений, чем когда-либо до этого.
10 сентября он вернулся на студию «Чинечитта» для проведения сеанса звукозаписи, последним исполненным номером была «Молитва Господня» Малотта, и этой песне суждено было стать его последней записью.
Следующие несколько недель были заняты подготовкой к началу съемок фильма, который должен был бы называться «Смейся, паяц». Но 30 сентября Марио обратился в клинику «Валле Джулиа» для обследования, врачи обнаружили признаки артериосклероза и угрожающе повышенное давление. Намеченный было благотворительный концерт в Неаполе был отменен.
6 октября Марио сообщил врачам, что чувствует себя лучше и на следующий день намерен выписаться. Но утром 7 октября 1959 года с ним случился обширный инфаркт. Ему было всего 38 лет.
За 14 лет своей творческой жизни его голос воплотился в 800 произведениях и семи фильмах.
#ГалинаМуравченко