Категории готовности дошкольника к школе и их диагностика
Первого сентября в жизни дошкольников совершается важное событие – из уютной домашней жизни они попадают в мир взрослых. Все дети уникальны и индивидуальны, у каждого своя школьная мотивация. Увидеть в этом разнообразии что-то общее, выделить относительно устойчивые типы – значит, найти единый признак, который и станет основой типологии готовности к школе. Для начала необходимо определить категории школьной мотивации. Психологами выделяются 6 основных мотивов, побуждающих ребенка идти в школу: 1. Познавательный (учебный). Заключается непосредственно в познавательной потребности: тяга к новым знаниям и умениям. На вопрос: «Хочешь ли ты в школу и почему?» ребенок чаще всего отвечает: «Да, потому что там меня научат писать/читать и т.д.». 2. Социальный. Понимание ребенком обязательств перед обществом. Формируется под давлением взрослого. Ребенок может и не хотеть идти в школу, но отчетливо осознает, что обучение необходимо. На вопрос о школе дети чаще отвечают: «Все должны учится» или «Надо ходить в школу». 3. Позиционный. Ребенок стремится занять новое положение в отношении с окружающими. Примерные фразы: «В школе я буду большим и сильным, и все меня будут бояться». 4. Внешний, не имеющий никакого отношения к учебе. Примерные фразы: «Школа рядом с домом, мне удобно будет туда ходить». 5. Игровой. Дети хотят идти в школу, чтобы там играть и общаться со сверстниками. 6. Оценочный. Стремление получать хорошие оценки. Для диагностики школьной мотивации чаще всего используют простые беседы о школе или беседы с иллюстрациями. Необходимые материалы: карточки с рисунками, схематически иллюстрирующими те или иные мотивы. Взрослые могут нарисовать их сами или вырезать подходящие картинки из журналов/газет. Время диагностики: 15 минут. Детям предлагается небольшой рассказ с последующими вопросами. Например: «Я слышал(а) как дети во дворе разговаривали о школе. Хочешь, расскажу тебе, что они говорили? Первый мальчик (или девочка) сказал, что хочет идти в школу, потому что там весело и можно играть (на стол выкладывается карточка с иллюстрацией игрового мотива)...». Так обыгрываются все ситуации, а затем ребенку задаются вопросы: «Как ты считаешь, кто из них прав? Почему? С кем бы ты хотел пойти в школу? А что бы ты делал в школе?». Можно использовать тест: «Собираемся в школу», используя те же картинки или реальные предметы, несущие учебное (рюкзак, букварь, пенал, ручки-карандаши, альбом, пластилин и т.д.) и игровое (машинки, куклы, роботы, мячи и т.д.) назначение. Детям предлагается собрать в рюкзак наиболее необходимые предметы. Время диагностики: 15 минут. Оценка результатов тестов и общее длительное наблюдение за ребенком в процессе выполнения какого-нибудь задания позволит определить, к какой категории готовности к школе ребенок относится. Категорий всего пять: 1. «Дошкольники». Эти дети ориентируется не на правило,задаваемое взрослым, а на предметное содержание рисунка - образца. Часто они придумывают свои версии для картинок и целые сказочные сюжеты. Ведущей деятельностью является игра, поэтому в школу они скорей всего возьмут любимые игрушки. Таким детям трудно усидеть на месте, любую деятельность они могут внезапно прервать и начать заниматься чем-нибудь новым. Незрелость в плане неспособности понимать поставленную задачу затрудняет обучение «дошкольников». Они действуют по непосредственному побуждению (хочу-не хочу, нравится-не нравится), поэтому лишь заинтересованность в задании может заставить такого ребенка выполнять требования взрослого, а тем более учителя. Основная коррекция должна быть направлена на воспитание усидчивости и собранности. Следует постепенно приучать таких детей к плавной смене игровой деятельности на учебную. 2. «Почти ученики». Дети ориентируются на социальный мотив (часто в сочетании с игровым или внешним). Это типичные шестилетки, которые хотят учиться в школе, но пока не до конца организованны (придают значение не самому процессу обучения, а взаимодействию со взрослым, подражанию ему). Они довольно тщательно выбирают школьные принадлежности и подчеркнуто серьезно пытаются копировать поведение взрослых. Предучебный тип можно назвать нормой развития, при умелой поддержке взрослого такие дети очень быстро трансформируются в «учеников». Основная коррекция: научить четко следовать инструкциям и делить поставленную задачу на составляющие. 3. «Ученики». Дети умеют выделять главное звено в поставленных задачах, ориентируются на познавательный и оценочный мотивы. Немного опережают сверстников по уровню интеллекта, организованны и нацелены на успех. Прежде всего, бросается в глаза некоторая «взрослость» этих детей. Они практически не играют дома и сосредоточены на познавательном аспекте жизни: читают, конструируют, много рассуждают. Довольно сложно включаются в коллективную деятельность, привыкнув полагаться исключительно на себя. Основная коррекция: формирование общительности и эмоциональности. 4. «Псевдоученики или школяры». Выбирают внешний или оценочный мотив. Содержательная схема отношений ребенка и взрослого превращается в чиновничью: мне приказали, я сделал. Ориентация на правила, действие по инструкции подавляет все другие проявления поведения. Такие дети чрезвычайно послушны, но выполняют любые задания как на автомате. Крайне болезненно реагируют на негативную оценку взрослых. Понять их личные желания крайне трудно. Основная коррекция: формирование личной мотивации и желаний. Следует постоянно напоминать ребенку,что его любят независимо от успехов, но улучшать свои умения не помешает. 5. «Коммуникаторы». Чаще выбирают позиционный или оценочный мотив, но могут и менять свой выбор, пытаясь угадать ожидания взрослого. Это дети - «живчики» и «хамелеоны», они умеют подстраиваться под любую ситуацию с выгодой для себя. Отчаянные спорщики,стремятся быть всегда в центре внимания взрослых. Лидерство среди сверстников - основная черта детей коммуникативного типа. В школу они идут, чтобы состояться как личность. Тонко подмечая человеческие отношения, «коммуникаторы» мало внимания уделяют содержательности учебного процесса. Для них главное - завоевать уважение, как сверстников, так и учителя. Коррекция: разъяснение целей и задач учебного процесса, для чего нужно обучение в школе. Чаще давайте задания на логику и нахождение ошибок. Необходимо тщательно готовить ребенка к школе, независимо от детской мотивации и готовности. Тренировать организованность поможет соблюдение режима дня и совместная уборка игрушек/одежды. Постоянные игры в школу послужат адаптационным периодом. Чаще хвалите ребенка за успехи и тактично разбирайте по мелочам неудачи, чтобы удавалось избегать их в будущем. Любите свое чадо, интересуйтесь его деятельностью и участвуйте в ней сами, и учебный процесс будет не таким страшным, как казалось.
Все праздники
Категории готовности дошкольника к школе и их диагностика
Первого сентября в жизни дошкольников совершается важное событие – из уютной домашней жизни они попадают в мир взрослых. Все дети уникальны и индивидуальны, у каждого своя школьная мотивация. Увидеть в этом разнообразии что-то общее, выделить относительно устойчивые типы – значит, найти единый признак, который и станет основой типологии готовности к школе.
Для начала необходимо определить категории школьной мотивации. Психологами выделяются 6 основных мотивов, побуждающих ребенка идти в школу:
1. Познавательный (учебный). Заключается непосредственно в познавательной потребности: тяга к новым знаниям и умениям. На вопрос: «Хочешь ли ты в школу и почему?» ребенок чаще всего отвечает: «Да, потому что там меня научат писать/читать и т.д.».
2. Социальный. Понимание ребенком обязательств перед обществом. Формируется под давлением взрослого. Ребенок может и не хотеть идти в школу, но отчетливо осознает, что обучение необходимо. На вопрос о школе дети чаще отвечают: «Все должны учится» или «Надо ходить в школу».
3. Позиционный. Ребенок стремится занять новое положение в отношении с окружающими. Примерные фразы: «В школе я буду большим и сильным, и все меня будут бояться».
4. Внешний, не имеющий никакого отношения к учебе. Примерные фразы: «Школа рядом с домом, мне удобно будет туда ходить».
5. Игровой. Дети хотят идти в школу, чтобы там играть и общаться со сверстниками.
6. Оценочный. Стремление получать хорошие оценки.
Для диагностики школьной мотивации чаще всего используют простые беседы о школе или беседы с иллюстрациями. Необходимые материалы: карточки с рисунками, схематически иллюстрирующими те или иные мотивы. Взрослые могут нарисовать их сами или вырезать подходящие картинки из журналов/газет. Время диагностики: 15 минут. Детям предлагается небольшой рассказ с последующими вопросами. Например: «Я слышал(а) как дети во дворе разговаривали о школе. Хочешь, расскажу тебе, что они говорили? Первый мальчик (или девочка) сказал, что хочет идти в школу, потому что там весело и можно играть (на стол выкладывается карточка с иллюстрацией игрового мотива)...». Так обыгрываются все ситуации, а затем ребенку задаются вопросы: «Как ты считаешь, кто из них прав? Почему? С кем бы ты хотел пойти в школу? А что бы ты делал в школе?».
Можно использовать тест: «Собираемся в школу», используя те же картинки или реальные предметы, несущие учебное (рюкзак, букварь, пенал, ручки-карандаши, альбом, пластилин и т.д.) и игровое (машинки, куклы, роботы, мячи и т.д.) назначение. Детям предлагается собрать в рюкзак наиболее необходимые предметы. Время диагностики: 15 минут.
Оценка результатов тестов и общее длительное наблюдение за ребенком в процессе выполнения какого-нибудь задания позволит определить, к какой категории готовности к школе ребенок относится. Категорий всего пять:
1. «Дошкольники». Эти дети ориентируется не на правило,задаваемое взрослым, а на предметное содержание рисунка - образца. Часто они придумывают свои версии для картинок и целые сказочные сюжеты. Ведущей деятельностью является игра, поэтому в школу они скорей всего возьмут любимые игрушки. Таким детям трудно усидеть на месте, любую деятельность они могут внезапно прервать и начать заниматься чем-нибудь новым. Незрелость в плане неспособности понимать поставленную задачу затрудняет обучение «дошкольников». Они действуют по непосредственному побуждению (хочу-не хочу, нравится-не нравится), поэтому лишь заинтересованность в задании может заставить такого ребенка выполнять требования взрослого, а тем более учителя. Основная коррекция должна быть направлена на воспитание усидчивости и собранности. Следует постепенно приучать таких детей к плавной смене игровой деятельности на учебную.
2. «Почти ученики». Дети ориентируются на социальный мотив (часто в сочетании с игровым или внешним). Это типичные шестилетки, которые хотят учиться в школе, но пока не до конца организованны (придают значение не самому процессу обучения, а взаимодействию со взрослым, подражанию ему). Они довольно тщательно выбирают школьные принадлежности и подчеркнуто серьезно пытаются копировать поведение взрослых. Предучебный тип можно назвать нормой развития, при умелой поддержке взрослого такие дети очень быстро трансформируются в «учеников». Основная коррекция: научить четко следовать инструкциям и делить поставленную задачу на составляющие.
3. «Ученики». Дети умеют выделять главное звено в поставленных задачах, ориентируются на познавательный и оценочный мотивы. Немного опережают сверстников по уровню интеллекта, организованны и нацелены на успех. Прежде всего, бросается в глаза некоторая «взрослость» этих детей. Они практически не играют дома и сосредоточены на познавательном аспекте жизни: читают, конструируют, много рассуждают. Довольно сложно включаются в коллективную деятельность, привыкнув полагаться исключительно на себя. Основная коррекция: формирование общительности и эмоциональности.
4. «Псевдоученики или школяры». Выбирают внешний или оценочный мотив. Содержательная схема отношений ребенка и взрослого превращается в чиновничью: мне приказали, я сделал. Ориентация на правила, действие по инструкции подавляет все другие проявления поведения. Такие дети чрезвычайно послушны, но выполняют любые задания как на автомате. Крайне болезненно реагируют на негативную оценку взрослых. Понять их личные желания крайне трудно. Основная коррекция: формирование личной мотивации и желаний. Следует постоянно напоминать ребенку,что его любят независимо от успехов, но улучшать свои умения не помешает.
5. «Коммуникаторы». Чаще выбирают позиционный или оценочный мотив, но могут и менять свой выбор, пытаясь угадать ожидания взрослого. Это дети - «живчики» и «хамелеоны», они умеют подстраиваться под любую ситуацию с выгодой для себя. Отчаянные спорщики,стремятся быть всегда в центре внимания взрослых. Лидерство среди сверстников - основная черта детей коммуникативного типа. В школу они идут, чтобы состояться как личность. Тонко подмечая человеческие отношения, «коммуникаторы» мало внимания уделяют содержательности учебного процесса. Для них главное - завоевать уважение, как сверстников, так и учителя. Коррекция: разъяснение целей и задач учебного процесса, для чего нужно обучение в школе. Чаще давайте задания на логику и нахождение ошибок.
Необходимо тщательно готовить ребенка к школе, независимо от детской мотивации и готовности. Тренировать организованность поможет соблюдение режима дня и совместная уборка игрушек/одежды. Постоянные игры в школу послужат адаптационным периодом. Чаще хвалите ребенка за успехи и тактично разбирайте по мелочам неудачи, чтобы удавалось избегать их в будущем. Любите свое чадо, интересуйтесь его деятельностью и участвуйте в ней сами, и учебный процесс будет не таким страшным, как казалось.