Юнг и Гностицизм

Что значит Абраксас или лучше Абрасакс? По этому поводу A. A. Барб представил соблазнительную, но спорную гипотезу. Он обращает внимание на то, что Абрасакс начинается с Абрас. Это слово он связывает с ивритским «арба», то есть «четыре». Иудейское имя бога состоит из четырех букв, J H W H. То есть «Абра» намекает на тетраграмматон: сигма была добавлена греками, как, например, в именах «Томас» и «Саклас». Метатезу arba → abra в таком случае можно сравнить с метатезой Arbathiao («четверица» – «господин») → Abra iaoth (Preisendanz, Gr. Zauberpapyri I, 106).
То есть, Абрасакс согласно изложенному выше может быть обозначением бога, чье имя «Тетраграмматон», J H W H, то есть «господин».
Дополнение «ax» (акс) Барб объясняет с помощью мистики чисел. Маг добавил еще две буквы и таким образом получил полноценное магическое слово, состоящее из семи букв и таким образом соответствующее семи планетам.
Петушиную голову воинственного бога Абрасакса Барб пытается объяснить игрой слов на иврите; гибор, на иврите «умелый воин», в вокализации гебер имеет значение «человек, мужчина» и «петух». Такие игры в магии вполне возможны, но нет никакой уверенности, что все именно так и есть. При истолковании имени Абраксас нужно исходить из того, что известно или можно сказать наверняка.
Абраксас согласно отцам церкви Иренею (Adv. haer. 1, 24, 4) и Ипполиту (Refutatio VII, 26,6) имеет числовое соответствие 365. Это утверждается и в лейденском папирусе Kosmopoiia, 1. 23–24: «Ты число года Абрасакс»
Это понятно по числовому значению букв греческого алфавита: α = 1, β = 2, ρ = 100, α = 1, σ = 200, α = 1, ξ = 60; 1 + 2 + 100 + 1 + 200 + 1 + 60 = 365.
То есть Абраксас – это солнце. На то, что он идентифицируется как бог иудеев, указывает надпись Иоа, которая часто имеется на изображении Абраксаса.
Василид также приравнивал Абраксаса к иудейскому богу. Он сделал из Абраксаса низкого демиурга, но это было его гностическим новшеством. Это новшество стало возможным благодаря тому, что связь солярного бога и иудейского бога-творца существовала в Александрии, на родине представления об Абраксасе, уже до Василида, то есть до первой половины второго столетия.
Но то, что имя Абрасакс образовано от arba, «четыре», и не является просто магическим бессмысленным словом, я считаю вполне вероятным. Ведь существует абраксовая гемма, на которой написано не Абрасакс, а «Абра-эль». Это могло бы значить следующее: «Четверка [то есть J H W H] – это бог».
Стефан Хеллер

Юнг и Гностицизм - 951278025281

Комментарии