Ростра́льные коло́нны —морское слово, история и жизнь
Эти колонны в Санкт-Петербурге украшены носами кораблей: морская традиция
Этот символ северной столицы России знают почти все россияне и многие иностранцы. Их часто называют «расстрельными» в честь архитектора Расстрелли, но это ошибка.
Морское слово
Ростры (ростр, ро́стер) — открытая площадка/платформа/надстройка (-ки) на верхней палубе или выше её в виде решётчатого или сплошного настила.
Ростры располагаются в средней части корабля между фок- и грот-мачтами, или между баком и ютом, или это просто ряд бимсов между рубкой и стойками по борту (зависит от конструкции судна), что территориально зачастую совпадает со шкафутом.
Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен.
В древнем Риме носовое украшение именовалось рострой, в древней Греции- кариатидой.
Распростертая над бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов.
Сейчас ее называют "галеонной фигурой" по имени кораблей, но в морской терминологии ее называют "гальюнной" фигурой, поскольку она устанавливается на гальюн (свес в носовой части парусного судна).
На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях
История
Плававшие на примитивных суденышках, бессильные перед стихией водных просторов мореплаватели старались всячески задобрить богов и духов, которые, как им представлялось, могли укрощать силы ветра и волн, оберегать от несчастий, способствовать успеху плавания.
Духи охраняли судно от несчастий, мелей, штормов, и опасных ветров. Если корабль затонул, они сопровождали души моряков в страну мертвых.
Древние египтяне часто отдавали предпочтение священным птицам, чье изображение должно было защищать судно и его команду в море от возможных неприятностей. Финикийцы обычно устанавливали на носу резную деревянную голову лошади, что символизировало быстроходность их кораблей, а греки и римляне - разъяренного кабана или дракона, дабы запугать потенциального неприятеля. Голова дракона являлась обязательной принадлежностью быстроходных дракаров у викингов.
С середины XVI века испано-португальские корабельные мастера начали устанавливать на галеонах — больших трехмачтовых парусных судах, приспособленных для перевозки ценных грузов, — весьма совершенные в художественном отношении скульптуры.
Со второй половины XVI века и особенно в XVII веке богатый скульптурный декор становится обычным атрибутом всех парусных кораблей.
Ростры служили для хранения запасного рангоута, решёток от люков и/или шлюпок, и выглядела эта конструкция следующим образом: рангоут укладывали, связывали, укрывали, а сверху располагали шлюпки. Или шлюпки просто находились на подставках (рострах).
Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи.
Эту традицию поддержали и в Санкт-Петербурге!
Ростра́льные коло́нны — архитектурные сооружения в центре северной столицы, на Стрелке Васильевского острова.
В XIX веке выполняли функцию фонарей порта столицы
Сейчас огни зажигают только по праздникам, а в будни Ростральные колонны украшают Стрелку Васильевского острова и одним своим величественным видом напоминают о былых морских победах российского флота.
Традиция украшать архитектурные памятники носами трофейных вражеских кораблей в честь морских побед восходит к римским временам. Захваченными в бою бронзовыми украшениями вражеских кораблей римляне украшали колонны и подиумы, которые были расположены в центре Римского форума.
Римский форум с аркой Септимия Севера, рядом с которой были расположены Ростры. Снимок из семейного фотоархива
Эти подиумы также называли Рострами. Они были предназначены для выступления ораторов и выполняли функцию трибун. От древнеримских трибун на Римском форуме сохранились руины, расположенные рядом с аркой Септимия
Биржа на Стрелке Васильевского острова. Фасад. Вариант 1. 1801 год. Автор - Жан-Франсуа Тома де Томон
Две питерские Ростральные колонны были возведены в 1805-1810 годах по проекту французского архитектора Тома де Томона. Жан-Франсуа Тома де Томон в 1780-х годах получил образование в Парижской академии изящных искусств, после чего отправился в Рим изучать архитектурные памятники императорской эпохи. Древнеримская архитектура так вдохновила французского архитектора, что потом он в своих проектах и постройках использовал только древнеримский стиль.
После стажировки в Риме вернуться на родину Тома де Томону - убеждённому роялисту - помешала Французская революция, и архитектор перебрался в Вену.
В Санкт-Петербург Тома де Томон прибыл в 1799 году по приглашению князя А.М. Голицына. Известность в высшем обществе французский архитектор приобрёл благодаря своим мастерским карандашным и акварельным рисункам.
С 1800 года Тома де Томон начал преподавать в Академии художеств в Санкт-Петербурге.
В Государственном Эрмитаже хранятся рисунки Тома де Томона с набросками здания Биржи и Ростральных колонн, сделанные архитектором ещё до того, как ему было поручено выполнить проект ансамбля Стрелки Васильевского острова.
Кстати, про 50 рублей. Теперь вы знаете, что за место изображено на этой купюре.
Ну и последнее на сегодня и самое важное.
В день полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады, Сталин приказал дать салют победы именно в Ленинграде.
27 января 1944 года в городе прозвучал салют в честь долгожданной победы.
324 зенитных орудия, которые еще вчера лупили по вражеским самолетам были стянуты в город. 24 из них оказались именно на Стрелке Васильевского острова.
КЧФ малые противолодочные корабли
Ростра́льные коло́нны —морское слово, история и жизнь
Эти колонны в Санкт-Петербурге украшены носами кораблей: морская традицияМорское слово
Ростры располагаются в средней части корабля между фок- и грот-мачтами, или между баком и ютом, или это просто ряд бимсов между рубкой и стойками по борту (зависит от конструкции судна), что территориально зачастую совпадает со шкафутом.
Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен.
Сейчас ее называют "галеонной фигурой" по имени кораблей, но в морской терминологии ее называют "гальюнной" фигурой, поскольку она устанавливается на гальюн (свес в носовой части парусного судна).
Плававшие на примитивных суденышках, бессильные перед стихией водных просторов мореплаватели старались всячески задобрить богов и духов, которые, как им представлялось, могли укрощать силы ветра и волн, оберегать от несчастий, способствовать успеху плавания.
Духи охраняли судно от несчастий, мелей, штормов, и опасных ветров. Если корабль затонул, они сопровождали души моряков в страну мертвых.
Древние египтяне часто отдавали предпочтение священным птицам, чье изображение должно было защищать судно и его команду в море от возможных неприятностей. Финикийцы обычно устанавливали на носу резную деревянную голову лошади, что символизировало быстроходность их кораблей, а греки и римляне - разъяренного кабана или дракона, дабы запугать потенциального неприятеля. Голова дракона являлась обязательной принадлежностью быстроходных дракаров у викингов.
С середины XVI века испано-португальские корабельные мастера начали устанавливать на галеонах — больших трехмачтовых парусных судах, приспособленных для перевозки ценных грузов, — весьма совершенные в художественном отношении скульптуры.
Со второй половины XVI века и особенно в XVII веке богатый скульптурный декор становится обычным атрибутом всех парусных кораблей.
Ростры служили для хранения запасного рангоута, решёток от люков и/или шлюпок, и выглядела эта конструкция следующим образом: рангоут укладывали, связывали, укрывали, а сверху располагали шлюпки. Или шлюпки просто находились на подставках (рострах).
Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи.
Эту традицию поддержали и в Санкт-Петербурге!
Ростра́льные коло́нны — архитектурные
сооружения в центре северной столицы, на Стрелке Васильевского острова.
В XIX веке выполняли функцию фонарей порта столицы
Эти подиумы также называли Рострами. Они были предназначены для выступления ораторов и выполняли функцию трибун. От древнеримских трибун на Римском форуме сохранились руины, расположенные рядом с аркой Септимия
Жан-Франсуа Тома де Томон в 1780-х годах получил образование в Парижской академии изящных искусств, после чего отправился в Рим изучать архитектурные памятники императорской эпохи.
Древнеримская архитектура так вдохновила французского архитектора, что потом он в своих проектах и постройках использовал только древнеримский стиль.
После стажировки в Риме вернуться на родину Тома де Томону - убеждённому роялисту - помешала Французская революция, и архитектор перебрался в Вену.
В Санкт-Петербург Тома де Томон прибыл в 1799 году по приглашению князя А.М. Голицына. Известность в высшем обществе французский архитектор приобрёл благодаря своим мастерским карандашным и акварельным рисункам.
С 1800 года Тома де Томон начал преподавать в Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Кстати, про 50 рублей. Теперь вы знаете, что за место изображено на этой купюре.
В день полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады, Сталин приказал дать салют победы именно в Ленинграде.
27 января 1944 года в городе прозвучал салют в честь долгожданной победы.
324 зенитных орудия, которые еще вчера лупили по вражеским самолетам были стянуты в город. 24 из них оказались именно на Стрелке Васильевского острова.