Возраст 1-3 года. Упражнения в равновесии играют важную роль в восприятии, координации движений (сохранении позы, равновесии тела). 1. «Плывет кораблик» Поставьте малыша на мягкий диван, возьмите его за руки, раскачивайте из стороны в стороны, приговаривая: Плывет, плывет кораблик Кораблик золотой. Везет, везет подарки, Подарки нам с тобой! (С.Маршак) 2. «Покачай нас звонкий мяч» Посадите малыша на большой надувной гимнастический мяч – фитбол. Осторожно раскачивайте его из стороны в стороны, приговаривая: Качи‑кач‑и качи‑кач Покачай нас, звонкий мяч! Влево, вправо, влево, вправо, А потом назад – вперед. Покатаемся по кругу, А потом наоборот! 3. «На лошадке» Встаньте на четвереньки и посадите ребенка к себе на спину (пусть его кто‑то из взрослых поддерживает). «Покатайте» малыша на «лошадке»: На лошадке цок‑цок‑цок Через запад на восток Мимо гор, лесов, морей К милой мамочке моей. 4. «Кружимся – кружимся» Возьмитесь с малышом за две руки и покружитесь с ним по комнате, приговаривая: Кружимся! Кружимся! Стой, голова закружится! 5. «На одной ноге постой‑ка» Когда ребенок стоит, подойдите к нему и скажите: «Давай посмотрим, как ты умеешь стоять на одной ноге». Согните и поднимите малышу одну ногу, затем опустите и поднимите вторую ногу. Придерживайте малыша во время упражнения и рассказывайте стихотворение: На одной ноге постой‑ка, Будто ты солдатик стойкий. Ну, смелее подними. Да гляди не упади. А сейчас постой на левой, Если ты солдатик смелый. А сейчас постой на правой, Если ты солдатик бравый. 6. «Внутри – снаружи» Положите на полу обруч. Возьмите ребенка за руку и встаньте в центр обруча. Скажите: «День» и переступите за обруч наружу, затем повернитесь к обручу и скажите: «Ночь» — встаньте внутри круга. Вместо «день» — ночь», можно говорить «снаружи» — «внутрь», «кошки» — «мышки» и т.д. 7. «Маленькие змейки» В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см. Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки. 8. «Канатоходец» Протяните по полу длинную веревочку и предложите малышу пройтись по ней: Вот слон, индийский гастролер, Канатоходец и жонглер. (С.Маршак) На улице можно начертить мелом узкую дорожку, по которой ребенку надо будет пройтись. 9. «Ковер» Скажите малышу, что ковер – это ваш плот, который плывет по реке. Предложите малышу обойти ковер по его краю, «не замочив» ноги об воду. 10. «Перешагиваем» Положите на полу гимнастическую палку и несколько кубиков. Возьмите малыша за руку и побуждайте его перешагивать через невысокие препятствия. 11. «Идет бычок, качается» Для упражнения будет нужна гимнастическая скамейка, если её нет, то можно положить на пол широкую доску или скатать ковер в рулон. Покажите ребенку игрушечного бычка и покажите, как он умеет ходить по доске: Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: — Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! (А.Барто) Предложите малышу показать бычку, как он тоже умеет ходить по доске. Поддерживайте малыша за руки. 12. «Там мышка живет» Малыш идет по гимнастической скамейке, в конце которой его поджидает игрушечная мышка. Вы говорите слова потешки: Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. Когда малыш доходит до мышки, ему нужно быстро повернуться и «убежать» по мостику от мышки. 13. «Идет котик по лавочке» Посадите в конце гимнастической скамейки игрушечного котенка. Малышу надо дойти до игрушки, наклониться и взять котенка. Во время упражнения необходимо держать малыша за руки: Идёт котик по лавочке Ведёт кошечку за лапочки Топы‑топы по лавочке Цапы‑цапы за лапочки. 14. «По мостику» Скажите ребенку, что гимнастическая скамейка – это мостик через речку: Над речкой – узкий мостик, другого нет пути, Решили наши звери по мостику пройти. (Е.Железнова) Предложите ребенку провести через мост зверей (приготовьте игрушку кошки, собаки, коровы и т.п.). Малыш прижимает одной рукой игрушку и идет через мост, держась за вас второй свободной рукой. Оставляет игрушку на другом берегу и возвращается за следующей. 15. «На улице» Гуляя на улице, побуждайте малыша ходить по бордюрам тротуара, бортикам песочницы, специальным бревнам‑ходилкам, пенечкам и проч. 16. «На горку» Положите один конец длинной доски на небольшое возвышение и, придерживая малыша за руки, помогите ему подняться по наклонной плоскости, а затем повернуться и спуститься обратно или спрыгнуть на пол: Ах, дыбок, дыбок, дыбок, Вот Ариночке годок. На горку поднимается, С горочки спускается. 17. «По горам» Положите один конец длинной доски на диван или кресло. Возьмите малыша за руки и помогите ему подняться и спуститься с горы: По долам, по горам, Ходит шуба, да кафтан. 18. «По камешкам» Разложите на полу друг за другом вырезанные из линолеума или ковролина круги, диаметром 30-40 см. Это камешки через ручеек. Возьмите малыша за руку и помогите ему перебираться с «камушка» на «камешек»: По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Раз‑два, раз‑два, раз‑два! По камешкам, по камешкам Шагают наши ножки. Раз‑два, раз‑два, раз‑два! 19. «С бугра на бугор» Расположите на полу крепкие, устойчивые предметы: толстую книгу, низкую табуретку, перевернутую банку из‑под краски, ящик. Возьмите ребенка за руки и помогайте ему перебираться с бугорка на бугорок: Куда бежите, ножки? — По летней дорожке, С бугра на бугор За ягодой в бор. В зеленом бору Тебе наберу Черной черники, Алой земляники. 20. «С игрушкой на голове» Положите себе и малышу на голову мягкую игрушку. Походите с ним по комнате, держась за руки и стараясь не уронить плюшевого друга.
"Ранний старт" - физическое развитие с рождения
20 ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА СОХРАНЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ
Возраст 1-3 года.
Упражнения в равновесии играют важную роль в восприятии, координации движений (сохранении позы, равновесии тела).
1. «Плывет кораблик»
Поставьте малыша на мягкий диван, возьмите его за руки, раскачивайте из стороны в стороны, приговаривая:
Плывет, плывет кораблик
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой!
(С.Маршак)
2. «Покачай нас звонкий мяч»
Посадите малыша на большой надувной гимнастический мяч – фитбол. Осторожно раскачивайте его из стороны в стороны, приговаривая:
Качи‑кач‑и качи‑кач
Покачай нас, звонкий мяч!
Влево, вправо, влево, вправо,
А потом назад – вперед.
Покатаемся по кругу,
А потом наоборот!
3. «На лошадке»
Встаньте на четвереньки и посадите ребенка к себе на спину (пусть его кто‑то из взрослых поддерживает). «Покатайте» малыша на «лошадке»:
На лошадке цок‑цок‑цок
Через запад на восток
Мимо гор, лесов, морей
К милой мамочке моей.
4. «Кружимся – кружимся»
Возьмитесь с малышом за две руки и покружитесь с ним по комнате, приговаривая:
Кружимся! Кружимся!
Стой, голова закружится!
5. «На одной ноге постой‑ка»
Когда ребенок стоит, подойдите к нему и скажите: «Давай посмотрим, как ты умеешь стоять на одной ноге». Согните и поднимите малышу одну ногу, затем опустите и поднимите вторую ногу. Придерживайте малыша во время упражнения и рассказывайте стихотворение:
На одной ноге постой‑ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
6. «Внутри – снаружи»
Положите на полу обруч. Возьмите ребенка за руку и встаньте в центр обруча.
Скажите: «День» и переступите за обруч наружу, затем повернитесь к обручу и скажите: «Ночь» — встаньте внутри круга. Вместо «день» — ночь», можно говорить «снаружи» — «внутрь», «кошки» — «мышки» и т.д.
7. «Маленькие змейки»
В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см. Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки.
8. «Канатоходец»
Протяните по полу длинную веревочку и предложите малышу пройтись по ней:
Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер.
(С.Маршак)
На улице можно начертить мелом узкую дорожку, по которой ребенку надо будет пройтись.
9. «Ковер»
Скажите малышу, что ковер – это ваш плот, который плывет по реке. Предложите малышу обойти ковер по его краю, «не замочив» ноги об воду.
10. «Перешагиваем»
Положите на полу гимнастическую палку и несколько кубиков. Возьмите малыша за руку и побуждайте его перешагивать через невысокие препятствия.
11. «Идет бычок, качается»
Для упражнения будет нужна гимнастическая скамейка, если её нет, то можно положить на пол широкую доску или скатать ковер в рулон. Покажите ребенку игрушечного бычка и покажите, как он умеет ходить по доске:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
(А.Барто)
Предложите малышу показать бычку, как он тоже умеет ходить по доске. Поддерживайте малыша за руки.
12. «Там мышка живет»
Малыш идет по гимнастической скамейке, в конце которой его поджидает игрушечная мышка. Вы говорите слова потешки:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Когда малыш доходит до мышки, ему нужно быстро повернуться и «убежать» по мостику от мышки.
13. «Идет котик по лавочке»
Посадите в конце гимнастической скамейки игрушечного котенка. Малышу надо дойти до игрушки, наклониться и взять котенка. Во время упражнения необходимо держать малыша за руки:
Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы‑топы по лавочке
Цапы‑цапы за лапочки.
14. «По мостику»
Скажите ребенку, что гимнастическая скамейка – это мостик через речку:
Над речкой – узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти.
(Е.Железнова)
Предложите ребенку провести через мост зверей (приготовьте игрушку кошки, собаки, коровы и т.п.). Малыш прижимает одной рукой игрушку и идет через мост, держась за вас второй свободной рукой. Оставляет игрушку на другом берегу и возвращается за следующей.
15. «На улице»
Гуляя на улице, побуждайте малыша ходить по бордюрам тротуара, бортикам песочницы, специальным бревнам‑ходилкам, пенечкам и проч.
16. «На горку»
Положите один конец длинной доски на небольшое возвышение и, придерживая малыша за руки, помогите ему подняться по наклонной плоскости, а затем повернуться и спуститься обратно или спрыгнуть на пол:
Ах, дыбок, дыбок, дыбок,
Вот Ариночке годок.
На горку поднимается,
С горочки спускается.
17. «По горам»
Положите один конец длинной доски на диван или кресло. Возьмите малыша за руки и помогите ему подняться и спуститься с горы:
По долам, по горам,
Ходит шуба, да кафтан.
18. «По камешкам»
Разложите на полу друг за другом вырезанные из линолеума или ковролина круги, диаметром 30-40 см. Это камешки через ручеек. Возьмите малыша за руку и помогите ему перебираться с «камушка» на «камешек»:
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз‑два, раз‑два, раз‑два!
По камешкам, по камешкам
Шагают наши ножки.
Раз‑два, раз‑два, раз‑два!
19. «С бугра на бугор»
Расположите на полу крепкие, устойчивые предметы: толстую книгу, низкую табуретку, перевернутую банку из‑под краски, ящик. Возьмите ребенка за руки и помогайте ему перебираться с бугорка на бугорок:
Куда бежите, ножки?
— По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
20. «С игрушкой на голове»
Положите себе и малышу на голову мягкую игрушку. Походите с ним по комнате, держась за руки и стараясь не уронить плюшевого друга.