Дидактические игры на словообразование (младший дошкольный возраст) ✅ 1. Игровое упражнение «Ласковые имена» Цель: учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности. Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка. Аналогичное упражнение проводится по называнию детёнышей животных: - У кошки – котёночек. - У медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок. ✅ 2. Игра «У меня нос, а у тебя? » Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности. - У меня нос, - говорит воспитатель. - А у меня носик. - У меня уши (а у меня ушки) и т. п. ✅ 3. Игра – драматизация «Кто пришёл? » Приходит котёнок, здоровается с детьми. - Кто к нам пришёл? (Котёнок). - Как назовём его ласково? (Котёночек). И т. п. ✅ 4. Игры: «Назови правильно», «Подскажи словечко» - Это большой гриб, а рядом грибочек, книга – книжечка, банка – баночка и т. п. ✅ 5. Игровое упражнение «Потерялись» Цель: учить соотносить название животного и его детёныша. На ковре стоит игрушечный домик а в нём детёныши животных. Воспитатель: - Давайте посмотрим, кто в теремочке живёт? «Кря-кря-кря» - кто это? Утка? Правильно. (достаёт утку из теремка). Большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утёнок. Маленький утёнок. А утка – его мама. Помогите утёнку найти его маму – утку. Ребёнок ходит по группе ищет. - А это чей голос? «Пи-пи-пи? » - кто это? – проводится аналогичным образом. ✅ 6. Игровое упражнение «Чей голос? » Цель: учить различать животных и детёнышей по звукоподражанию В гости к детям приходит звери и хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос. - Му-у-у –кто так мычит? (Корова). А тоненько кто мычит? (Телёнок) -Ква-ква-ква – чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок) Аналогично обыгрываются остальные игрушки. ✅ 7. Игра «Кто у кого? » Цель: учить в употреблению названий животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. Детям показываются картинки животных и спрашивают как называются их детёныши, если их много: - У кошки – котята. - У ежа – ежата, у коровы – телята. ✅ 8. Игра «Где наши ручки? » Цель: учить в образованию форм родительного падежа множественного числа существительных. Дети сидят на стульчиках, воспитатель обращается к ним: - Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети повторяют). Вот наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами) . - Где же наши ножки? Нет наших ножек? И т. п. «-3 раза. ✅ 9. Игра «Лото» Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением игрушек, оставляя у себя пары к ним. Показывая детям свои картинку, ребёнок у кого такая же игрушка на картинке должен быстро об этом сказать. (У меня колесо, а у Веры колёса. Вера должна быстро сказать: «У меня колёса» или «У меня много колёс») ✅ 10. Игра «Мишка, поезжай!» Цель: учить образованию форм глаголов. Воспитатель вносит в группу грузовую машину на котором сидят мишка и мышка. - Хотите, чтобы звери покатались на грузовичке? Надо их попросить об этом и сказать: «Мишка, поезжай». Или попросить поскакать: «Мишка поскачи» и т. п. ✅ 11. Подвижная игра «Молчанка» Цель: учить образованию глаголов приставочным способом. Дети произносят слова: Первенчики, червенчики Зазвенели бубенчики, По свежей росе По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок, молчок! Дети должны замолчать и не двигаться. Кто заговорит или пошевелится – получает фант. В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде: залезь под стол и вылези обратно, подпрыгни на месте два раза, отодвинь и задвинь стульчик, подбрось мяч и т. д. ✅ 12. Игра «Молчок» Цель: упражнять в образовании глаголов от имени существительного. Дети произносят текст: Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы играть: Чок-чок, рот на крючок И молчок! Дети должны замолчать. Кто нарушил правила – даётся фант, который потом разыгрывается. Детям даются задания: барабанить на барабане, дудеть на дудочке, звенеть в звонок и т. д. ✅ 13. Игра «Всё наоборот» Цель: учить образовывать глаголы с противоположным значением при помощи приставок. Воспитатель предлагает детям поиграть в упрямых и послушных. Рассказывается про двух сестёр: умницу и упрямицу. Послушница делала всё как просила её мама, а Упрямица всё наоборот. Если Послушница закроет дверь, то Упрямица – откроет. Аналогично обыгрываются пары слов: принесёт – унесёт, пришьёт – оторвёт, вычистит – испачкает, повесит – снимет, замолчит – заговорит и т. д. ✅ 14. Игра «Кто больше скажет о профессии» Цель: учить соотносить действия людей с их профессиями, образовывать соответствующие глаголы. Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие». -Каждый взрослый имеет свою профессию и выполняет какие-то действия. -Что же делает повар? (варит, печёт, жарит, чистит овощи и т. д.) - Что делает портной? (ответы детей) . Воспитатель называет ещё профессии учителя, строителя, сапожника, пастуха, а дети называют действия людей этих профессий. ✅ 15. Игра «Кто как голос подаёт?» Цель: учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов. В гости к детям приехали игрушки. Воспитатель показывает, а дети называют игрушку. - Вот…. (Кошка, вот… .(собачка). А это чей голос, кто поёт «Кукареку? » (Петушок). Как кукарекает петушок? (Ку-ка-ре-ку) . - Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка). Как кудахчет курочка? (Куд-куда, куд-куда) Аналогичным образом разыгрываются: собачка, кошка, собачки, кошки, курочки. ✅ 15. Игра «Оркестр» Цель: учить образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов Воспитатель читает стихотворение про зайку, сопровождая речь действиями с игрушками. Зайка привёз детям много музыкальных инструментов, и просит отгадать как они называются. Барабан – барабанит, дудка – дудит, звоночки – звенят и т. д. ✅ 16. «Вечер загадок» Цель: учить соотносить персонаж и образованный от звукоподражания глагол. Детям предлагается отгадать загадки: То мурлычет, то играет, То куда-то удирает, Убегает далеко. А когда придёт обратно, То мурлыкает и с блюдца Пьёт сырое молоко. (Кот) Видали вы его не раз Он скачет в двух шагах От нас, чирикает: «Чирик – чирик! » Кто к этой песне не привык (Воробей) Загадываются и др. загадки: жук – жужжит, волк – воет, утёнок- крякает, гусь – гогочет, собака – лает. ✅ 17. Игра «Гуси» Цель: учить образовывать существительные в родительном падеже множественного числа. Рассматриваются картинки: - Это… .(гусь, гусак). Он крылатый, горластый, у него красные ласты. Ноги как ласты. - А это мама…. (гусыня). У гуся и гусыни- дети… (гусятки). Правильно говорить "гусята". Один – гусёнок, а когда их много, это – гусята. Много у гусыни гусят. Гусята гуляют гуськом. Гуськом за мамой – гусыней и папой – гусаком. ✅ 18. «Олины помощники» Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов. Материал: кукла Оля. Ход. - К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле. Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги. - Что это? (Это ноги) - Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.) Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать консультации, помощь в поиске методического материала и читать новые статьи нашего блога. Жми кнопку
Методический багаж воспитателя!
Изучаем словообразование: "Назови ласково".
Дидактические игры на словообразование (младший дошкольный возраст)
✅ 1. Игровое упражнение «Ласковые имена»
Цель: учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности.
Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка.
Аналогичное упражнение проводится по называнию детёнышей животных:
- У кошки – котёночек.
- У медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок.
✅ 2. Игра «У меня нос, а у тебя? »
Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.
- У меня нос, - говорит воспитатель.
- А у меня носик.
- У меня уши (а у меня ушки) и т. п.
✅ 3. Игра – драматизация «Кто пришёл? »
Приходит котёнок, здоровается с детьми.
- Кто к нам пришёл? (Котёнок).
- Как назовём его ласково? (Котёночек). И т. п.
✅ 4. Игры: «Назови правильно», «Подскажи словечко»
- Это большой гриб, а рядом грибочек, книга – книжечка, банка – баночка и т. п.
✅ 5. Игровое упражнение «Потерялись»
Цель: учить соотносить название животного и его детёныша.
На ковре стоит игрушечный домик а в нём детёныши животных.
Воспитатель:
- Давайте посмотрим, кто в теремочке живёт? «Кря-кря-кря» - кто это? Утка?
Правильно. (достаёт утку из теремка). Большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утёнок. Маленький утёнок. А утка – его мама. Помогите утёнку найти его маму – утку.
Ребёнок ходит по группе ищет.
- А это чей голос? «Пи-пи-пи? » - кто это? – проводится аналогичным образом.
✅ 6. Игровое упражнение «Чей голос? »
Цель: учить различать животных и детёнышей по звукоподражанию
В гости к детям приходит звери и хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос.
- Му-у-у –кто так мычит? (Корова). А тоненько кто мычит? (Телёнок)
-Ква-ква-ква – чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок)
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
✅ 7. Игра «Кто у кого? »
Цель: учить в употреблению названий животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа.
Детям показываются картинки животных и спрашивают как называются их детёныши, если их много:
- У кошки – котята.
- У ежа – ежата, у коровы – телята.
✅ 8. Игра «Где наши ручки? »
Цель: учить в образованию форм родительного падежа множественного числа существительных.
Дети сидят на стульчиках, воспитатель обращается к ним:
- Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети повторяют). Вот наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами) .
- Где же наши ножки? Нет наших ножек? И т. п. «-3 раза.
✅ 9. Игра «Лото»
Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением игрушек, оставляя у себя пары к ним. Показывая детям свои картинку, ребёнок у кого такая же игрушка на картинке должен быстро об этом сказать. (У меня колесо, а у Веры колёса. Вера должна быстро сказать: «У меня колёса» или «У меня много колёс»)
✅ 10. Игра «Мишка, поезжай!»
Цель: учить образованию форм глаголов.
Воспитатель вносит в группу грузовую машину на котором сидят мишка и мышка.
- Хотите, чтобы звери покатались на грузовичке? Надо их попросить об этом и сказать: «Мишка, поезжай». Или попросить поскакать: «Мишка поскачи» и т. п.
✅ 11. Подвижная игра «Молчанка»
Цель: учить образованию глаголов приставочным способом.
Дети произносят слова:
Первенчики, червенчики
Зазвенели бубенчики,
По свежей росе
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок, молчок!
Дети должны замолчать и не двигаться. Кто заговорит или пошевелится – получает фант. В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде: залезь под стол и вылези обратно, подпрыгни на месте два раза, отодвинь и задвинь стульчик, подбрось мяч и т. д.
✅ 12. Игра «Молчок»
Цель: упражнять в образовании глаголов от имени существительного.
Дети произносят текст: Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем мы играть:
Чок-чок, рот на крючок
И молчок!
Дети должны замолчать. Кто нарушил правила – даётся фант, который потом разыгрывается. Детям даются задания: барабанить на барабане, дудеть на дудочке, звенеть в звонок и т. д.
✅ 13. Игра «Всё наоборот»
Цель: учить образовывать глаголы с противоположным значением при помощи приставок.
Воспитатель предлагает детям поиграть в упрямых и послушных. Рассказывается про двух сестёр: умницу и упрямицу. Послушница делала всё как просила её мама, а Упрямица всё наоборот. Если Послушница закроет дверь, то Упрямица – откроет.
Аналогично обыгрываются пары слов: принесёт – унесёт, пришьёт – оторвёт, вычистит – испачкает, повесит – снимет, замолчит – заговорит и т. д.
✅ 14. Игра «Кто больше скажет о профессии»
Цель: учить соотносить действия людей с их профессиями, образовывать
соответствующие глаголы.
Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».
-Каждый взрослый имеет свою профессию и выполняет какие-то действия.
-Что же делает повар? (варит, печёт, жарит, чистит овощи и т. д.)
- Что делает портной? (ответы детей) .
Воспитатель называет ещё профессии учителя, строителя, сапожника, пастуха, а дети называют действия людей этих профессий.
✅ 15. Игра «Кто как голос подаёт?»
Цель: учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
В гости к детям приехали игрушки. Воспитатель показывает, а дети называют игрушку.
- Вот…. (Кошка, вот… .(собачка). А это чей голос, кто поёт «Кукареку? »
(Петушок). Как кукарекает петушок? (Ку-ка-ре-ку) .
- Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка). Как кудахчет курочка? (Куд-куда, куд-куда) Аналогичным образом разыгрываются: собачка, кошка, собачки, кошки, курочки.
✅ 15. Игра «Оркестр»
Цель: учить образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов
Воспитатель читает стихотворение про зайку, сопровождая речь действиями с игрушками. Зайка привёз детям много музыкальных инструментов, и просит отгадать как они называются. Барабан – барабанит, дудка – дудит, звоночки – звенят и т. д.
✅ 16. «Вечер загадок»
Цель: учить соотносить персонаж и образованный от звукоподражания глагол. Детям предлагается отгадать загадки:
То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придёт обратно,
То мурлыкает и с блюдца
Пьёт сырое молоко. (Кот)
Видали вы его не раз
Он скачет в двух шагах
От нас, чирикает:
«Чирик – чирик! »
Кто к этой песне не привык (Воробей)
Загадываются и др. загадки: жук – жужжит, волк – воет, утёнок- крякает, гусь – гогочет, собака – лает.
✅ 17. Игра «Гуси»
Цель: учить образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.
Рассматриваются картинки:
- Это… .(гусь, гусак). Он крылатый, горластый, у него красные ласты. Ноги как
ласты.
- А это мама…. (гусыня). У гуся и гусыни- дети… (гусятки). Правильно говорить "гусята". Один – гусёнок, а когда их много, это – гусята. Много у гусыни гусят.
Гусята гуляют гуськом. Гуськом за мамой – гусыней и папой – гусаком.
✅ 18. «Олины помощники»
Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)
методического материала и читать новые статьи нашего блога. Жми кнопку