Комментарии
- 17 фев 2022 22:59Татьяна 😜😜😉Хорошая статья. Спасибо! Патока.....в моем детстве, мама и бабушка всегда варили. Арбузов было валом. И называли арбузным медом.
- 18 фев 2022 06:51Любовь Ипантьева
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Камышин и камышане
В КАМЫШИНЕ В КОНЦЕ 19 ВЕКА ПИЛИ НЕМЕЦКИЙ ЧАЙ И ЕЛИ АРБУЗНУЮ ПАТОКУ.
КАК ЭТО БЫЛО?
_________________________________________________________________
Продолжаем увлекательный экскурс по историческим местам Камышина, его традиций и интересных фактов.
.......
Немецкий чай отшибающий пристрастие к вину! Да еще с арбузной патокой. Его прямо-таки должны пить все Камышане. Я бы сделала даже такой сувенир для приезжих — коробку чая с инструкцией и буклетом.
Немецкий чай и арбузная патока. 1888 год.
Несколько времени тому назад нам довелось видеть в Саратове образцы чая и семян того растения, из которого он мастерится немцами-колонистами саратовского уезда. На днях же нам доставили другой чай, употребляемый немцами-же в Камышинском уезде. При одном взгляде на пучек этого чая легко было узнать в нем общеизвестную богородскую траву (Thymus serpyllum), дымом которой русский народ с какими-то волшебными очистительными целями окуривает отелившихся коров, когда у них сходит молозиво и приступают к их доению. Эта душистая травка растет повсеместно в России и едва-ли нуждается в описании. Кроме Th. Serpillum, часто встречается также с трудом отличимый от нея вид Th.Chamaedrys, оба вида в многочисленных разновидностях, обладающих, повидимому, совершенно одинаковыми фармацевтическими свойствами. Здешние, камышинские немцы усердно собирают богородскую траву, которую так и окрестили — Theekraut (настоящее немецкое народное название богородской травы — Quendel и Feldthymian, местами также Bohnenkraut). Они сушат траву прямо на воздухе, в кучах; сушеной травы выходит до 4 фунтов из 10 фунтов свежей; она не утрачивает от сысушивания своего тонкого аромата. Вкус настоя богородской травы довольно горький; вероятно для поправки этого вкуса немцы примешивают к ней, при заварке, искрошеннаго и высушеннаго корня осолодки (Glycyrrhiza echinata L), которая растет здесь, под Камышиным, в замечательном изобилии. Вкус осолодкаваго корня сам по себе приторно-сладкий, но в сочетании с душистой, горьковатой богородской травою получается настой, не лишенный приятности. Вообще, против такого суррогата китайского чая — трудно что-либо возразить; оба растения не только совершенно безвредны, но даже могут оказать кое-какую пользу против глистов и легких форм катаррального разстройства дыхательных путей. Интересное наблюдение, сделанное народом над богородскою травою: - уверяют, что она «отшибает» вкус к вину, следовательно считается средством против алкоголизма. Между немцами-колонистами пьянство, вообще, редко достигает тех фантастических размеров, в каких оно проявляется среди русского населения, - и это приписывается их чаю, отшибающему от вина.
Немцы пьют свой чай с молоком, еще более улучшающим вкус смеси и, несомненно, взывающим его питательность. Если молока мало, или хотят поразнообразить стол, то вместо молока (а то и вместе с ним) сдабривают чай арбузной патокою, о которой тоже не лишне сказать несколько слов.
Камышинский уезд, как известно, настоящее арбузное царство. В ближайших окрестностях Камышина разводятся мало арбузов; но, спускаясь на пароходе вниз по Волге, к Царицыну, непривычный человек, непременно начинает приставать к пассажирам с распроссами о том, «что это за шишки такие там на берегу?» Эти желтыя, круглыя шишки — арбузы; арбузными плантациями усеян берег Волги, иногда, на огромном протяжении. Особенно славятся обширностью плантаций и хорошим качеством арбузов Быковы Хутора, находящиеся на луговом берегу Волги, верстах в 40 от Камышина. Распродавая целыми возами, тысячами и даже баржами свои запасы арбузов, местное население все еще имеет в своем распоряжении целыя кучи этого продукта, которым до отвала лакомится и люди, и свиньи, и домашняя птица. В самый разгар этого подавляющего изобилия заботливыя хозяйки принимаются за варку патоки, применяя наипростейшие приемы: арбузная мякоть отжимается руками или грубыми прессами, мутный сок процеживается сквозь ивовыя плетеныя корзины и уваривается до густоты сиропа в медных тазах; железная посуда придает патоке нехороший черный цвет. Если к тому времени подоспеют также и тыквы, то их сочная мякоть нарезывается ломтями и примешивается к варящейся патоке; тыква очень богата пектоном, который придает патоке приятную густоту и особенный, тыквенный, оттенок вкуса. (Земледельческая газета, СПБ 1888 года)
администрация группы благодарит краеведа Юлию Карпенко за предоставленную информацию.