К 85-летию ВДВ.

История десантной техники. Авиадесантная САУ АСУ-57

К 85-летию ВДВ. - 772203978885
Авиадесантная самоходная установка АСУ-57 была создана на базе оригинального шасси (обьект 572), разработанного в ОКБ-40 под руководством Н.А. Астрова. Самоходка прошла полигонные испытания в апреле 1949 года, а войсковые — в июне 1949 года. В 1951 году началось ее серийное производство. Пушки Ч-51 и Ч-51М изготавливал завод № 106, а шасси — ММЗ. Там же, в Мытищах, производилась и общая сборка АСУ-57. Широкая публика впервые увидела АСУ-57 на параде на Красной площади в Москве 1 мая 1957 г.
К 85-летию ВДВ. - 772203984517
Корпус САУ АСУ-57 представляет собой открытый короб из панелей, соединенных сваркой и клепкой. Носовую часть составляли два броневых листа, сваренных между собой и с бортами корпуса. К нижнему листу прикреплена передняя часть днища. Борта корпуса — это вертикальные бронелисты, приваренные к нишам подвески, бортовым нишам и лобовым щитам. Днище корпуса — дюралюминиевый лист, соединенный заклепкой с лобовыми листами и нишами подвески. Бортовая защита боевого отделения состоит из откидного лобового и бортового листов. Штампованный из дюралюминия кормовой лист крепится на заклепках к днищу и бортам корпуса. Легкобронированный корпус без крыши сверху прикрывался съемным брезентовым тентом.
В носовой части машины располагалось моторно-трансмиссионное отделение, в кормовой находились пушка, боеприпасы приборы наблюдения, прицелы, радиостанция, здесь же размещались места механика-водителя, а также командира машины, выполнявшего обязанности наводчика, радиста и заряжающего.
К 85-летию ВДВ. - 772203987333
В довольно тесном боевом отделении размешалась 57-мм пушка Ч-51, созданная в 1948-1950 гг. в ОКБ завода № 106. Ствол-моноблок пушки был оснащен двухкамерным дульным тормозом и эжектором, который находился на расстоянии 4 калибров от дульного среза. Пушка имела вертикальный клиновый затвор с полуавтоматикой копирного (механического) типа и корытообразной люлькой. В ее передней части находилась труба, а в ней — гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. За люлькой помещались направляющие для захватов ствола. Качающаяся часть и люлька были смонтированы на рамке.
Подъёмный механизм секторного типа обеспечивал орудию углы вертикального наведения от -5° до +12°, винтовой поворотный механизм позволял наводить пушку в горизонтальной плоскости в секторе +8° относительно продольной оси машины. При ведении огня с закрытых позиций применялась артиллерийская панорама, а при стрельбе прямой наводкой расчет пользовался оптическим прицелом ОП2-50, шкалы которого ночью и при плохой видимости подсвечивались. Скорострельность при прицельном огне достигала 6-10 выстрелов в минуту. Возимый боекомплект состоял из 30 унитарных выстрелов. В их число входили бронебойно-трассирующие снаряды с начальной скоростью 1250 м/с, пробивавшие броню толщиной до 90-100 мм; осколочно-фугасные и подкалиберные бронебойно-трассирующие снаряды весом по 3,75 кг с начальной скоростью 605 м/с. Дальность прямого выстрела составляла 1100 м, а наибольшая дальность при стрельбе осколочно-фугасными гранатами достигала 6000 м.
В 1955 году было начато производство модернизированного варианта пушки, получившего индекс Ч-51М. Двухкамерный дульный тормоз с эффективностью 68% заменил щелевой. Открывание затвора и экстракция гильз производилась в конце наката, а не в конце отката, как у Ч-51, в поворотный механизм было введено тормозное устройство и т.д.
В МТО поперек корпуса самоходки расположен карбюраторный четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения M-20E. Двигатель, коробка передач и бортовые фрикционы с ленточными тормозами образуют единый блок, опирающийся на четыре эластичные опоры. Бортовые передачи представляют собой простой редуктор.
Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних узлax. На каждом борту имеются четыре обрезиненных опорных катка и два поддерживающих ролика. Последний опорный каток выполняет роль направляющего колеса, в балансир которого встроен механизм натяжения винтового типа. Гусеничная цепь металлическая, мелкозвенчатая. Несмотря на узкую гусеницу, самоходка имела низкое (всего 0,034 Мпа) удельное давление на грунт, что позволяло ей уверенно преодолевать заболоченные участки и глубокий снег.
АСУ-57 оборудовалась радиостанцией 10РТ-12, внутренняя связь осуществлялась с помощью типового танкового переговорного устройства.
К 85-летию ВДВ. - 772203996549
Самоходка транспортировалась средствами военно-транспортной авиации. Она десантировалась с помощью планера ЯК-14. а также методом парашютирования. Экипаж самоходки при этом приземлялся отдельно от машины. Для предотвращения раскачки корпуса машины при ее транспортировке, в планере или самолете использовалось устройство, блокирующее крайние узлы подвесок на корпус.
К 85-летию ВДВ. - 772203998085
Принятие в 1959 г. на вооружение транспортного Ан-12, созданного в ГСОКБ-473 О.К. Антонова, изменило ситуацию. Новый самолет намного расширил возможности десантов, уверенно обеспечивая посадочное или парашютное десантирование личного состава и техники, включая АСУ-57.
Для сброса грузовых десантных систем самолет Ан-12Б оснащался роликовым транспортером ТГ-12. Для парашютного десантирования АСУ-57 использовались парашютные платформы, разработанные под руководством А.И. Привалова в КБ завода №468 (Московского агрегатного завода “Универсал”), с многокупольными системами МКС-4-127 или МКС-5-128Р. Самоходка крепилась тросами со швартовочными приспособлениями на парашютной платформе ПП-128-500 (для десантирования из самолетов Ан-12Б), а позже – на платформе П-7 (из Ан-12Б, Ан-22 и Ил-76), а для предотвращения деформации и других повреждений фиксировалась опорами под днищем. Полный полетный вес платформы ПП-128-5000 с АСУ-57 с боекомплектом составлял 5160 кг. Ан-12Б мог брать на борт две АСУ-57 на платформах.
Десантирование включало несколько этапов: извлечение платформы с грузом из самолета вытяжным парашютом и введение в действие стабилизирующего парашюта, снижение на стабилизирующем парашюте и зарифованных основных куполах; разрифление основных куполов, наполнение их воздухом и снижение на них, приземление. В момент касания платформой земли срабатывала амортизация, а автоматическая отцепка отсоединяла основные парашюты. Возможная высота десантирования с МКС-5-128Р составляла от 500 до 8000 м, а скорость снижения – около 7 м/с. Для обнаружения после приземления платформа могла снабжаться маркерным радиопередатчиком Р-128.
К 85-летию ВДВ. - 772204007045
К 85-летию ВДВ. - 772204011141
Самоходку мог перебрасывать и появившийся в том же 1959 г. тяжелый вертолет Ми-6 ОКБ М.Л. Миля.
К 85-летию ВДВ. - 772204016261
АСУ-57 участвовали во всех крупных учениях ВДВ. В “Российской газете” упоминалось использование АСУ-57 в войсковых учениях с реальным применением ядерного оружия, проведенных 10 сентября 1956 г. на Семипалатинском полигоне. АСУ-57 поставлялись также в Египет.
АСУ-57 стала своего рода “испытательным стендом” для дальнейшей разработки авиадесантной бронетехники. Так, в 1953-1954 гг. в 22 НИИ ПБТТ (ныне 38 НИИИ, пос. Кубинка) провели копровые испытания АСУ-57 – с использованием крана КТ-12 провели серию сбросов самоходки для определения максимально допустимой перегрузки при различных вариантах приземления. Тогда была установлена предельная перегрузка в 20g, позднее вошедшая в ГОСТ по десантным системам.
Боевая масса, т 3,35
Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое и управления сзади
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 3480
Длина с пушкой вперёд, мм 4995
Ширина корпуса, мм 2086
Высота, мм 1460
Клиренс, мм 300
Тип брони стальная и алюминиевая катаная
Лоб корпуса, мм/град. 6
Борт корпуса, мм/град. 4
Корма корпуса, мм/град. 5
Вооружение
Калибр и марка пушки 57-мм Ч-51М
Тип пушки нарезная
Боекомплект пушки 30
Углы ВН, град. -5..+12
Углы ГН, град. -8..+8
Прицелы телескопический ОП2-50
Тип двигателя М20-Е Рядный
4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 50
Скорость по шоссе, км/ч 45
Скорость по пересечённой местности, км/ч по грунту 25
Запас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л. с./т 15,6
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 1,4
Преодолеваемый брод, м 0,5
К 85-летию ВДВ. - 772204020101
К 85-летию ВДВ. - 772204020357

Комментарии

  • 26 апр 2015 05:22
    ​моя мечта была выпускника Камышинского высшего венного строительного командного училища доказать вам погранцам морпеховцам вдвешникам что мы сройбатовцы тоже не лыком шиты почти доказал если бы ВССССр не развалился и жена со мной в ханы-мансийск поехал  в тьму тараканью из нижнего тагила из 2-х комнатой квартиры в центре города со всей микроструктурой кино театр школа служба главное всё рядом дитё через дорогу в садик ходил я бы упёрся рогом не только 44 прыжка с парошютом на ДП-5 и Д-1У  и полтора часа налёта на ЯК-52 взлёт посадка сделал я бы был уже генерал арии заместителем начальника генерального штаба по строительству и расквортированию войск а если бы дослужился до Шойгу космодром восточный был бы байконур на все  века и времена памятник военным строителям. Надо было бы побольше ставить обелисков военным строителям на украине как у нас в саратове ни у когб рука неподнялась сломать как ленина  Поздравляю с наступающем 1-го и 9-го мая2015 года. Честьи хвалаВам кто прыгал не раз от туда сюда сюда от туда. Шучу Спасбо всем кто служил служит и будет служить. Слава всем видам  и родам Вооруженных Сил России.так и хочется написать ВССССР
  • 27 апр 2015 13:46
    Мы в Гайжунае в учебке на них,  на, ,,мандавошках" отрабатывали вождение и стрельбы