6 мая 1908 года Российской империи принят закон об обязательном начальном обучении с поэтапным введением в действие в течение 10 лет.

Начало ХХ века – один из наиболее драматических и неспокойных периодов в истории России. Активизация загнанного в подполье революционного движения вместе с тяжелой войной на Дальнем Востоке подрывала внутреннюю стабильность в стране. Революция 1905—1907 гг. наметила свой путь развития страны – путь к развалу веками создававшегося государственного строя, что могло ввергнуть страну в пучину всеобщего хаоса. Верховная власть, подавив революционные выступления, предложила альтернативу – путь спокойного развития империи с помощью реформ. Именно для этой цели Император Николай II поставил во главе правительства П. Столыпина, разглядев в нем талантливого, энергичного реформатора. Совместная работа императора и премьера на протяжении пяти лет позволила выработать правительственный курс реформ. Либеральная оппозиция, которая в годы революции буквально на каждом углу трезвонила о необходимости реформ, не смогла предложить ничего конкретного. Более того, даже в Думе, она была оттеснена на второй план, и ей ничего не оставалось делать, как только публиковать злобные выпады в прессе против верховной власти. Короткий период с 1907 по 1914 гг. был ознаменован бурной законотворческой деятельностью. Государственная Дума, наконец, стала работоспособным органом, а не рассадником оголтелых революционеров. К сожалению, многие начинания власти не были доведены до логического завершения – помешала Первая мировая война.
Одним из наиболее важных преобразований стали реформы в сфере начального образования. В обществе до сих пор существует застарелый стереотип о том, что население в Российской империи было практически безграмотным, а власть тратила на образование ничтожные суммы. Всеобщее начальное образование вообще преподносится как достижение исключительно советской власти. Однако, если хотя бы в общих чертах изучить этот вопрос, то откроется совершенно иная картина.
Для того, чтобы империя развивалась равномерно во всех регионах, требовались квалифицированные кадры. При непосредственном участии императора Николая II был разработан и введен ряд законопроектов по развитию народного образования. Одним из них был закон 3 (16) мая 1908 года о введении всеобщего начального образования в России. Приводим некоторые пункты этого документа:
«1. Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный курс обучения в правильно организованной школе».
«5. Нормальным районом, который должна обслуживать одна школа, признается местность с трехверстным радиусом».
«8. Министерство народного просвещения отпускает <…> на каждую, входящую в сеть школу, пособие на минимальное вознаграждение учителей и законоучителей по действительному их числу в означенных школах, считая по 360 руб. учителю и 60 руб. законоучителю. При этом общий размер пособия училищам в данном районе не должен превышать суммы по расчету 390 руб. на 50 детей школьного возраста».
Подписанный Государем Николаем II Закон от 3 мая 1908 г. предусматривал также дополнительное финансирование (кредит) в 6,9 млн. рублей на нужды начального образования, и способствовал его ускоренному развитию. При этом, согласно указу от 3 мая 1908 г. образование во всех школах, на которое распространялось дополнительное государственное финансирование (в том числе и в земских школах) было бесплатным. С этого момента ежегодно открывалось около 10 000 школ, а к 1913 году их общее число превысило 130 000. Несмотря на то, что обсуждение законопроекта в Думе затянулось на три года, и он несколько раз отклонялся, всеобщее начальное образование в империи стало свершившимся фактом.
Законопроект не появился из воздуха – на протяжении всего царствования Императора Николая II верховная власть способствовало планомерному развитию начального образования. Разумеется, результаты не заставили себя ждать. Приведем самый популярный показатель – уровень грамотности, которым так охотно оперируют критики императорской власти. Да, в 1897 году уровень грамотности был достаточно низким – 21,1 %. Однако, к 1917 году этот показатель оценивается в районе 40-43 %. Путем нехитрых вычислений приходим к выводу, что рост уровня грамотности в империи составлял чуть более 2% в год.
Таким образом, можно сделать вполне справедливый вывод: всеобщее начальное образование, создание которого в России до сих пор подавляющее большинство граждан считают достижением именно советской власти, берет свое начало еще с 1890-х гг. В последние десять лет царствования императора Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект» — была создана обширная сеть школ, доступ в которые обеспечивался всем детям империи. Подобные меры были вполне соответствовали мировым тенденциям в развитии начального образования.

Комментарии

  • Сб 05:09
    Люда, помещики и буржуи нам не нужны,
  • Сб 06:05
    Вы бы не обобщали, а говорили за себя!
    К примеру кулаки, это самые отличные работяги, они всего достигали своим трудом!
    И головой!
    Россию подняли на высший уровень!
    А их, вместе с семьями пешком в Сибирь,- без средств существования.
    Но они, кто выжил и там построили села и деревни.
    А насильственные колхозы СССР, где работали за палочки, это Вы про этих помещиков говорите и буржуев?
    Царь освободил людей от крепостного права, раздал людям земли, а социалисты земли у народа отобрали и загнали в колхозы, отобрав паспорта, что бы не было соблазна куда- либо сбежать и денег не платили вообще!
  • Сб 07:14
    У моей мамы 3 кл. образования . От их дома была 7- летняя школа в 300 м . еще постройки до 12 г .. Все ее рассказы как они учились , это голод , писали на газетах , чернила из сока буряка (свеклы) замерзали в чернильницах . Все взрослые мужчины в семье погибли на фронте или в Трудовой армии . Одеть на ноги было не чего , поэтому ходила на занятия пока можно было босиком или наматывали тряпки . Она 40 г. р ..Это про какие годы она рассказывала ? Дед был с 1898 г. р . и был видимо грамотным , так как работал секретарем в сельсовете . В эту школу потом я пошел в 1 кл ..
  • Сб 07:37
    Кулаки это козлы, которые издевались над народом
  • Сб 09:21
    Какой бы работник пошел работать к кулаку за колхозную норму оплаты ? Смотри мирный и сытый 40-й год .
    Фотография
  • Сб 10:27
    А в 1947 году , пахавших на себе сельских тружениц, с голодными детьми, вдов, защищавших страну "за колоски" сажали. Моя тетя отсидела 10 месяцев. Трое детей мал-мала-меньше остались одни. Моя мама со мной двухлетней приехала в ее дом, и жили вместе с ее детьми. Это за это благодарить "Товарища Сталина?"
  • Сб 14:28
    Помой голову Святой водой, может выскочит из ее советская пропаганда.
  • Сб 14:28
    Гибель Империи.
    Российский урок.
    1- я серия.
    https://ok.ru/video/2903877880397
  • Сб 14:29
    Гибель Империи.
    Российский урок.
    2- я серия.
    https://ok.ru/video/2906267126349
  • Сб 14:29
    Гобель Империи.
    Российский урок.
    3- я серия.
    https://ok.ru/video/2908151155277
  • Сб 14:57
    Вот- вам, наглядный пример: Как сладко жилось крестьянам в СССР.
    Это архив СССР.
    Не желаете пожить в этом изобилии, годок- другой?!
    Жизнь колхозника в СССР.
    https://ok.ru/group/52913872306316/topic/151034579789196
  • Сб 15:42
    Я в деревне родился и жил долго,а уехал когда пришли к власти дебилы демократы, вот при этих дураках жизнь в деревне стала адом
  • Сб 16:34
    Вот и вникай кто создал в деревнях и селахСССР такие благоприятные условия.
    Ну, а за тем Хрущев начал соревноваться с Америкой по количеству производства мясомолочной продукции, и свой проигрыш Хрущев, увидел в разрозненных деревнях, решив объединить их, в посёлки городского типа.
    Хрущев вновь отобрал у крестьян земли и хозяйство, но при этом, выдал паспорта и начал платить, гораздо меньшую чем в городе, но зарплату.
    А крестьяне, наученны горьким опытом, минуя посёлки, рванули в город, - за длинным рублём!
    Теперь вряд- ли кого добровольно заманишь, в это изобилие, сильно свежи воспоминания.
    И зачем социалисты хотели уничтожить 1000-чи деревень.
    https://ok.ru/group/52913872306316/topic/152613780071820