Поход полковника Карягина 1805 года — поход 17-го егерского полка полковника П.

М. Карягина во время русско-персидской войны против персидской армии.
После неудачной войны России с французами, персидский Баба-хан решил поквитаться за кампанию 1804 года. Он выслал 40 000 персидское войско под командованием наследного принца Аббас-Мирзы. Не имея большого количества силы, князь Цицианов выслал небольшой отряд во главе с полковником Карягиным.

По пути к городу Шуше на русский отряд численностью 500 человек напал 10 000 персидский авангард. Не растерявшись, Карягин построил войско в каре и целый день отражал бесплодные атаки персидской кавалерии. Затем он прошёл ещё 14 вёрст и встал укреплённым лагерем, так называемым вагенбургом или, по-русски, гуляй-городом, когда линия обороны выстраивается из обозных повозок (учитывая кавказское бездорожье и отсутствовавшую сеть снабжения, войскам приходилось таскать с собой значительные запасы).
Вечером персы продолжили атаки и бесплодно штурмовали лагерь до самой ночи. К утру персы начали бомбардировать русский гуляй-город артиллерией, стремясь не дать русским войскам добраться до реки и пополнить запасы воды. Русские в ответ сделали вылазку, пробились к персидской батарее и повзрывали её, сбросив остатки пушек в реку. Впрочем, положения это не спасло. Провоевав ещё один день, Карягин начал подозревать, что он не сможет перебить всю персидскую армию. Кроме того, начались проблемы внутри лагеря — к персам перебежал поручик Лисенко и ещё шесть предателей, на следующий день к ним присоединились ещё 19 человек.

На офицерском совете было решено штурмовать близлежащую крепость. Ночью русские почти вышли из окружения, но наткнулись на персидский разъезд. После погони отряд вышел к крепости Шах-булах. Разбив персидский отряд, Карягин со своим полком вошёл в крепость. После этого было решено покинуть крепость и двигаться к другой. 7 июля в 22 часа Карягин выступил из крепости на штурм следующей, ещё большей крепости. Шёл 13 день беспрерывных боёв. Продвигаясь, отряд дошёл до рва, через который нельзя было переправить пушки, а без пушек штурм следующей, ещё лучше укреплённой крепости Мухраты, не имел ни смысла, ни шансов. Леса, чтобы заполнить ров, рядом не было, не было и времени искать лес — персы могли настигнуть в любую минуту. Четыре русских солдата — один из них был Гаврила Сидоров, молча спрыгнули в ров. Из рва поднялись только двое.

8 июля отряд вошёл в Касапет и двинулся дальше, к крепости Мухрат. За три версты от неё отряд в чуть больше сотни человек атаковали несколько тысяч персидских всадников, сумевшие пробиться к пушкам и захватить их. Как вспоминал один из офицеров: Карягин закричал: «Ребята, вперёд, вперёд спасайте пушки!» Мухрат взяли легко, а на следующий день, 9-го июля, князь Цицианов, получив от Карягина рапорт: «Мы всё ещё живы и три последние недели заставляем гоняться за нами половину персидской армии. Персы у реки Тертары», тут же выступил навстречу персидскому войску с 2300 солдат и 10 орудиями. 15 июля Цицианов разбил и прогнал персов, а после соединился с остатками отряда полковника Карягина.

Карягин получил за этот поход золотую шпагу, все офицеры и солдаты — награды и жалованье, безмолвно лёгший в ров Гаврила Сидоров — памятник в штаб-квартире полка.

#история

Комментарии

Комментариев нет.