Разрешено ли пользоваться дезодорантами, одеколоном, кремами и парфюмерией, содержащими в своем составе спирт?
Не портят ли они наше омовение и наш намаз? ✅ Ответ: Уважаемый автор вопроса, в Священном Коране сообщается о скверности опьяняющих напитков. (Сура Трапеза, аяты 90-91) В ханифитском мазхабе существует единогласное мнение о том, что наряду с вином и другие виды спиртных жидкостей являются запретными для питья. Однако мнения ученых расходятся в вопросе касательно их грязности/нечисти для использования в иных целях. Согласно Имаму Абу Ханифа в тех случаях, когда на одежду человека проливается спиртной напиток (кроме как вина и напитков, сделанных из него) то это не будет нарушать его намаз, даже если пролитое количестве охватывает поверхность более чем величину ладони (Серахси, Мабсут, 24/14-15). Согласно этому мнению, хотя одеколон и спирт продолжают оставаться запретными (харамными) для питья, их купля-продажа и использование для других нужд считается разрешенным. А согласно шафиитскому мазхабу нет разницы между вином и другими опьяняющими спиртными напитками, и одеколоном, содержащим спирт. Все эти схожие напитки подобны вину и являются нечистыми и харамными. Если они пролились на одежду, то ее необходимо будет очистить стиркой. Хотя основополагающее правило является таковым, с целью облегчения использования эссенций, парфюмерии и подобных средств, было проявлено особое снисхождение к этим веществам, содержащим незначительное количество спирта в своем составе, хотя по правилу эти составляющие являются нечистью. (Джазири, 1/19; Мехмед Кескин, Большой Шафиитский Ильмихаль, стр. 504) Далее приводится дополнительная информация по данной теме: Вопрос нечисти одеколонов и тому подобных веществ напрямую связан с запретностью алкогольных напитков. Как нам известно, в нашей религии алкогольные напитки были с целью сохранения разума запрещены и введены в ряд больших грехов. Вот что сообщается в аятах Корана об алкоголе: «О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам — скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и совершения молитвенного обряда. Устоите ли вы [перед ними]». (Сура Трапеза, аяты 90-91) Как мы видим, опьяняющие напитки характеризуются как скверные. С учетом того, что скверность опьяняющих напитков всеми единогласно принимается, возникает вопрос, что же именно является опьяняющим напитком? Важно отметить, что запрет в Исламе в широком смысле слова касается опьяняющих напитков, то есть именно опьяняющих видов алкоголя, а не всех его разновидностей. Как нам известно, есть виды алкоголя, которые не опьяняют, и соответственно они не считаются входящими в категорию запретных опьяняющих напитков. Например, метиловый спирт именно таков. Кроме того, вопрос скверности чего-либо и вопрос его употребления в качестве напитка являются отдельными друг от друга вопросами. Иначе говоря, нельзя обобщенно заключать о том, что все, что нельзя пить является само по себе скверным. Исходя из этого, прежние и современные некоторые алимы заключают, что алкоголь является запрещенным для питья, но не является нечистью сам по себе, и его попадание на одежду человека не нарушает намаз человека. Например, из ранних ученых такие ученые как Рабиа, Лайс бин Саъд, знакомый Имама Шафи Аль-Музани, далее другие ученые в Багдаде и Кайраване (1), а затем ученые Санани, Шаквани (2) и Сыддык Хасан Хан (3) придерживались именно такого мнения. Хотя это группа ученых представляет меньшинство, они обосновывают свое мнение следующим аргументом: «То, что в аяте об опьяняющих напитках говориться, как о скверных связано не с тем, что они напрямую в физическом смысле являются нечистью, а из-за их духовной скверности. Ведь нам известно, что когда был ниспослан аят, запрещающий опьяняющие напитки, их проливали прямо на улицы Медины, что указывает на их физическую чистоту. (4) Если бы они были физически скверны, то не было бы разрешено загрязнять ими улицы Медины. С учетом малочисленности этих ученых, а также с учетом того, что их аргумент не является сильным, принято говорить, что существует единогласное мнение о запрещенности и скверности опьяняющих напитков (5). Вот какие аргументы приводятся в пользу такого мнения: 1. При описании скверности опьяняющих напитков, используется слово «риджс», которое в арабском языке используется для таких материальных понятий как скверный запах, отход и выбросы, а также для нематериальных скверностей. Если бы в аяте имелось в виду только духовная скверность опьяняющих напитков, то для этого не было бы выбрано именно это слово «риджс» (6). 2. Когда у достопочтенного Пророка (меиб) спросили о возможности использования посуды неверующих для еды, он сообщил, что их нужно сначала помыть. С учетом того, что отличающей особенностью их еды от нашей является их использование опьяняющих напитков и свинины, можно сделать вывод, что они является материально нечистыми (7). 3. В аяте наставляется о необходимости полного избежание опьяняющих напитков, и не говориться всего лишь о воздержании от их питья. А полное воздержание означает не использование их также и для других нужд (8). Таким образом, мы можем заключить, что опьянительные напитки являются, по единогласному мнению ученых, нечистью. Теперь же стоит определиться с вопросом, что именно считается опьяняющим напитком, подразумеваемым этим правилом, что в свою очередь поможет определиться с ответом на вышеприведенный вопрос. По мнению Имама, Абу Ханифа, а также ряда ученых из Куфа, опьяняющим напитком, упоминаемым в Коране, считаются только винные изделия, изготовленные из винограда. Однако все остальные алимы по исламскому праву считают, что в категорию, упоминаемую в Коране, входят все виды опьяняющих напитков. Для этого приводятся следующие основания: 1. Существует ряд хадисов и приданий, сообщающих о том, что каждое опьяняющее вещество является запретным (9). 2. Анасом сообщается: «когда было объявлено о запрещенности опьяняющих напитков, большинство напитков изготавливались от свежей и сушеной хурмы» (10). Как мы видим из этого сообщения, опьяняющие напитки, входящие под данный запрет, охватывают не только винные изделия из винограда. 3. Ибн Умар сообщает: «когда было объявлено о запрещенности опьяняющих напитков, они изготавливались из пяти веществ: винограда, хурмы, пшеницы, ячменя и кукурузы. Опьяняющим напитком считается то, что затмевает разум» (11). 4. Как мы видим из приведенных здесь сообщений, понятие опьяняющих напитков включает в себя все изделия, которые влияют на разум и затмевают его. По мнению ученого Фахруддин Рази тот факт, что было использовано слово «опьяняющий», уже подразумевает включение в эту категорию всего, что может опьянить человека. «Ведь нужно не забывать о том, что много хадисов поддерживают это» (12). 5. В аяте, запрещающим наряду с опьяняющими напитками и азартные игры, основанием для этого приводится то, что они сеют вражду и ненависть между людьми. А это основание распространяется на все виды спиртных. 6. Учитывая то, что этим же аятом запрещаются и азартные игры, побудило единогласное мнение среди алимов, что этот запрет также всеобъемлющ для всех видов азартных игр (13). Другой хадис, который уместно здесь привести, сообщает «то, что в большом количестве приводит к опьянению, является харамом и в малых количествах» (14). Такого видения придерживаются единогласно все три мазхаба, а также в ханифитском мазхабе об этом есть фетва (15). Так как мы установили здесь, что все опьяняющие напитки являются нечистью, то такие вещества как одеколон, спирт и другие спиртосодержащие составы также попадают под это правило и соответственно будут скверными и запретными. Однако ханафиты, а особенно Имам Азам и Абу Юсуф рассмотрели вопрос с большой тщательностью и осторожностью. В итоге они разделили разные виды опьяняющих напитков в зависимости от их вида и характеристик на семь категорий. В качестве оснований для их выводов они приводят очень серьезные аргументы и пояснения. Для более детального изучения вопроса можно обратиться к писаниям Имама Серахси «Аль-Мабсут» (XXIV/2 vd.) и Имама Касании «Бадайи» (V/l 12 vd.). Далее приводится вышеупомянутая категоризация опьяняющих напитков: 1. Вино изготавливается из сока винограда. По единогласному мнению всех имамов это является значительной нечистью. Если оно попадает на одежду в количестве более чем поверхность монеты, то это нарушает намаз (16). 2. Опьяняющие напитки, изготовленные из свежего или сушеного винограда или хурмы, также напрямую считаются нечистью подобно вину. Однако, по мнению Абу Юсуфа эти напитки являются незначительной нечистью, и только лишь их чрезмерно большое количество на одежде будет препятствовать намазу (17). 3. Остальные виды опьяняющих напитков, хотя и запретны для питья, не считаются сами по себе нечистью, и не будут препятствовать намазу. В заключение всего вышесказанного можно привести следующие выводы: Алкогольные (опьяняющие) напитки, изготовленные из винограда и хурмы, являются по единогласному мнению ученых харамными и нечистью. Согласно всем остальным мазхабам кроме ханафитского, те вещества, которые опьяняют лишь при употреблении в больших количествах, запрещены к употреблению и в малых количествах. Они харамны и являются нечистью. Согласно ханифитскому мазхабу, особенно, по мнению Абу Ханифа и Абу Юсуфа, все опьяняющие напитки кроме тех, которые изготовлены из винограда и хурмы, хотя и запретны к питью, но не являются нечистью для других областей применения. Теперь же вернемся к изначально заданному вопросу: можно с уверенностью предположить, что такие предметы как, одеколон, спирт, шампунь, эссенция, чернило, парфюмерия, крем и тому подобные вещества изготавливаются не из винограда и хурмы. Даже если они содержать в себе вещества из хурмы и винограда, если они не являются опьяняющими веществами, то, по мнению этих двух имамов ониф не являются нечистью и не составляют препятствие исполнению намаза. Если же вышеупомянутые предметы содержат в себе алкоголь, то согласно всем остальным имамам они являются нечистью. Исходя из этого, можно сказать, что перед мусульманами есть две альтернативы: 1. Первая альтернатива означает проявление большей осторожности и богобоязненности путем проявления воздержанности и осторожности в этом вопросе. Выбирая эту альтернативу, верующий поступает в соответствии с выбором большинства ученых и поступает в соответствии с такими хадисами как: «Оставь сомнительное, выбирай несомнительное» (18), «И харамное и халяльное являются известными… между ними есть вещи сомнительные. Тот, кто избегает их, сохранит свою религию и честь». (19) 2. Вторая альтернатива означает следование мнению Имама Аъзама и Абу Юсуфа, а также таким правилам в религии как: «В религии есть облегчение» (20). Другое правило в религии гласит, что когда есть всеобщее несоблюдение правил религии, в каком либо спорном вопросе, то лучше разрешить это, если на то есть разрешение (21). Как мы видим, обе альтернативы имеют основательные доводы под собой (22). Также мы видим, что данный вопрос связан со степенью тщательности, которую человек хочет проявить в вопросе соблюдения религии. Однако необходимо также отметить, что есть большая вероятность, что в большинстве из вышеупомянутых жидкостей, кроме одеколона и спирта (этилового спирта), спирт превращается в новые другие неопьяняющие вещества путем вхождения в реакцию с другими составляющими. Как было упомянуто в самом начале статьи, не все то, что содержит спирт, является харамным и нечистым. Только, по мнению некоторых ученых в ханафитском мазхабе разрешается использование одеколона. Однако те, которые воздержатся от этого, следуя мнению большинства ученых, конечно же, поступят более осторожно. Примечание (01) Куртуби, VI/288. (02) Ас-Сайлуль-Джаррар, 1/35-36. (03) Караман, Вопросы, 1/312. (04) Куртуби, agk (05) Абу Абдуллах, Рахметуль-умма, 373. (06) Куртуби, VI/287-288. (07) Агк. (08) Куртуби, VI/289. (09) Например., Муслим, ашрибе, 73; Абу Давуд, ашрибе, 5; Тирмизи, ашрибе I. (10) Муслим, ашрибе, 7,8. (11) Бухари, Тафсир, (5) 10, ашрибе, 2; Муслим, Тафсир, 33, 34; Абу Давуд, ашрибе, l; Насаи, ашрибе, 20, 24, 46. (12) Фахруддин Рази, VI/43. '' (85) Куртуби, III/52. (13) Абу Давуд, ашрибе, 5; Тирмизи, ашрибе, 3; Насаи, ашрибе, 25; Ибни Мадже, ашрибе, 10. (14) Элмалы, H/763. (15) Касани,VI/ll3. (16) Касани, VI. l 15. (17) Бухари, Буйу, 3; Тирмизи, кийаме, 60; Муснад, III/153. (18) Бухари, иман 39, Буйу, 2; Муслим, Мусакат 107, 108; Абу Давуд, Буйу, 3; Тирмизи, Буйу , 1; Насаи, Буйу, 2; Муслим, Мусакат, 107, 108; Абу Давуд, Буйу, 3; Тирмизи, Буйу, I; Насаи, Буйу, Кудат, II; Ибни Мадже, Фитен, 14. (19) Бухари, иман, 29; Насаи, иман, 28; Муснад, V/69. (20) Ибн Нуджейм, аль-Ашбах, II/108 (вместе с Хамави). (21) Покойный ученый Элмалы сказал по этому поводу следующее « Вино и изготовленные из него напитки являются нечистью. А вопрос относительно нечисти других опьяняющих напитков является спорным. Например, если на одежду человека прольется вино, шампанское, водка или коньяк он наверняка не сможет совершить в ней намаз. Однако если на одежду или тело человека попадет спирт, пиво и другие опьяняющие напитки, то нельзя утверждать что они будут препятствовать намазу.» (Тафсир, 11/762-763). Автор: Профессор Др. Фарук Башар
Ислам | Ханафитский Мазхаб
Разрешено ли пользоваться дезодорантами, одеколоном, кремами и парфюмерией, содержащими в своем составе спирт?
Не портят ли они наше омовение и наш намаз? ✅
Ответ:
Уважаемый автор вопроса, в Священном Коране сообщается о скверности опьяняющих напитков. (Сура Трапеза, аяты 90-91)
В ханифитском мазхабе существует единогласное мнение о том, что наряду с вином и другие виды спиртных жидкостей являются запретными для питья. Однако мнения ученых расходятся в вопросе касательно их грязности/нечисти для использования в иных целях. Согласно Имаму Абу Ханифа в тех случаях, когда на одежду человека проливается спиртной напиток (кроме как вина и напитков, сделанных из него) то это не будет нарушать его намаз, даже если пролитое количестве охватывает поверхность более чем величину ладони (Серахси, Мабсут, 24/14-15).
Согласно этому мнению, хотя одеколон и спирт продолжают оставаться запретными (харамными) для питья, их купля-продажа и использование для других нужд считается разрешенным.
А согласно шафиитскому мазхабу нет разницы между вином и другими опьяняющими спиртными напитками, и одеколоном, содержащим спирт. Все эти схожие напитки подобны вину и являются нечистыми и харамными. Если они пролились на одежду, то ее необходимо будет очистить стиркой. Хотя основополагающее правило является таковым, с целью облегчения использования эссенций, парфюмерии и подобных средств, было проявлено особое снисхождение к этим веществам, содержащим незначительное количество спирта в своем составе, хотя по правилу эти составляющие являются нечистью. (Джазири, 1/19; Мехмед Кескин, Большой Шафиитский Ильмихаль, стр. 504)
Далее приводится дополнительная информация по данной теме:
Вопрос нечисти одеколонов и тому подобных веществ напрямую связан с запретностью алкогольных напитков. Как нам известно, в нашей религии алкогольные напитки были с целью сохранения разума запрещены и введены в ряд больших грехов. Вот что сообщается в аятах Корана об алкоголе:
«О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам — скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и совершения молитвенного обряда. Устоите ли вы [перед ними]». (Сура Трапеза, аяты 90-91)
Как мы видим, опьяняющие напитки характеризуются как скверные. С учетом того, что скверность опьяняющих напитков всеми единогласно принимается, возникает вопрос, что же именно является опьяняющим напитком? Важно отметить, что запрет в Исламе в широком смысле слова касается опьяняющих напитков, то есть именно опьяняющих видов алкоголя, а не всех его разновидностей. Как нам известно, есть виды алкоголя, которые не опьяняют, и соответственно они не считаются входящими в категорию запретных опьяняющих напитков. Например, метиловый спирт именно таков.
Кроме того, вопрос скверности чего-либо и вопрос его употребления в качестве напитка являются отдельными друг от друга вопросами. Иначе говоря, нельзя обобщенно заключать о том, что все, что нельзя пить является само по себе скверным. Исходя из этого, прежние и современные некоторые алимы заключают, что алкоголь является запрещенным для питья, но не является нечистью сам по себе, и его попадание на одежду человека не нарушает намаз человека. Например, из ранних ученых такие ученые как Рабиа, Лайс бин Саъд, знакомый Имама Шафи Аль-Музани, далее другие ученые в Багдаде и Кайраване (1), а затем ученые Санани, Шаквани (2) и Сыддык Хасан Хан (3) придерживались именно такого мнения. Хотя это группа ученых представляет меньшинство, они обосновывают свое мнение следующим аргументом: «То, что в аяте об опьяняющих напитках говориться, как о скверных связано не с тем, что они напрямую в физическом смысле являются нечистью, а из-за их духовной скверности. Ведь нам известно, что когда был ниспослан аят, запрещающий опьяняющие напитки, их проливали прямо на улицы Медины, что указывает на их физическую чистоту. (4) Если бы они были физически скверны, то не было бы разрешено загрязнять ими улицы Медины.
С учетом малочисленности этих ученых, а также с учетом того, что их аргумент не является сильным, принято говорить, что существует единогласное мнение о запрещенности и скверности опьяняющих напитков (5).
Вот какие аргументы приводятся в пользу такого мнения:
1. При описании скверности опьяняющих напитков, используется слово «риджс», которое в арабском языке используется для таких материальных понятий как скверный запах, отход и выбросы, а также для нематериальных скверностей. Если бы в аяте имелось в виду только духовная скверность опьяняющих напитков, то для этого не было бы выбрано именно это слово «риджс» (6).
2. Когда у достопочтенного Пророка (меиб) спросили о возможности использования посуды неверующих для еды, он сообщил, что их нужно сначала помыть. С учетом того, что отличающей особенностью их еды от нашей является их использование опьяняющих напитков и свинины, можно сделать вывод, что они является материально нечистыми (7).
3. В аяте наставляется о необходимости полного избежание опьяняющих напитков, и не говориться всего лишь о воздержании от их питья. А полное воздержание означает не использование их также и для других нужд (8).
Таким образом, мы можем заключить, что опьянительные напитки являются, по единогласному мнению ученых, нечистью. Теперь же стоит определиться с вопросом, что именно считается опьяняющим напитком, подразумеваемым этим правилом, что в свою очередь поможет определиться с ответом на вышеприведенный вопрос.
По мнению Имама, Абу Ханифа, а также ряда ученых из Куфа, опьяняющим напитком, упоминаемым в Коране, считаются только винные изделия, изготовленные из винограда. Однако все остальные алимы по исламскому праву считают, что в категорию, упоминаемую в Коране, входят все виды опьяняющих напитков. Для этого приводятся следующие основания:
1. Существует ряд хадисов и приданий, сообщающих о том, что каждое опьяняющее вещество является запретным (9).
2. Анасом сообщается: «когда было объявлено о запрещенности опьяняющих напитков, большинство напитков изготавливались от свежей и сушеной хурмы» (10). Как мы видим из этого сообщения, опьяняющие напитки, входящие под данный запрет, охватывают не только винные изделия из винограда.
3. Ибн Умар сообщает: «когда было объявлено о запрещенности опьяняющих напитков, они изготавливались из пяти веществ: винограда, хурмы, пшеницы, ячменя и кукурузы. Опьяняющим напитком считается то, что затмевает разум» (11).
4. Как мы видим из приведенных здесь сообщений, понятие опьяняющих напитков включает в себя все изделия, которые влияют на разум и затмевают его. По мнению ученого Фахруддин Рази тот факт, что было использовано слово «опьяняющий», уже подразумевает включение в эту категорию всего, что может опьянить человека. «Ведь нужно не забывать о том, что много хадисов поддерживают это» (12).
5. В аяте, запрещающим наряду с опьяняющими напитками и азартные игры, основанием для этого приводится то, что они сеют вражду и ненависть между людьми. А это основание распространяется на все виды спиртных.
6. Учитывая то, что этим же аятом запрещаются и азартные игры, побудило единогласное мнение среди алимов, что этот запрет также всеобъемлющ для всех видов азартных игр (13). Другой хадис, который уместно здесь привести, сообщает «то, что в большом количестве приводит к опьянению, является харамом и в малых количествах» (14). Такого видения придерживаются единогласно все три мазхаба, а также в ханифитском мазхабе об этом есть фетва (15).
Так как мы установили здесь, что все опьяняющие напитки являются нечистью, то такие вещества как одеколон, спирт и другие спиртосодержащие составы также попадают под это правило и соответственно будут скверными и запретными.
Однако ханафиты, а особенно Имам Азам и Абу Юсуф рассмотрели вопрос с большой тщательностью и осторожностью. В итоге они разделили разные виды опьяняющих напитков в зависимости от их вида и характеристик на семь категорий. В качестве оснований для их выводов они приводят очень серьезные аргументы и пояснения. Для более детального изучения вопроса можно обратиться к писаниям Имама Серахси «Аль-Мабсут» (XXIV/2 vd.) и Имама Касании «Бадайи» (V/l 12 vd.).
Далее приводится вышеупомянутая категоризация опьяняющих напитков:
1. Вино изготавливается из сока винограда. По единогласному мнению всех имамов это является значительной нечистью. Если оно попадает на одежду в количестве более чем поверхность монеты, то это нарушает намаз (16).
2. Опьяняющие напитки, изготовленные из свежего или сушеного винограда или хурмы, также напрямую считаются нечистью подобно вину. Однако, по мнению Абу Юсуфа эти напитки являются незначительной нечистью, и только лишь их чрезмерно большое количество на одежде будет препятствовать намазу (17).
3. Остальные виды опьяняющих напитков, хотя и запретны для питья, не считаются сами по себе нечистью, и не будут препятствовать намазу.
В заключение всего вышесказанного можно привести следующие выводы:
Алкогольные (опьяняющие) напитки, изготовленные из винограда и хурмы, являются по единогласному мнению ученых харамными и нечистью.
Согласно всем остальным мазхабам кроме ханафитского, те вещества, которые опьяняют лишь при употреблении в больших количествах, запрещены к употреблению и в малых количествах. Они харамны и являются нечистью.
Согласно ханифитскому мазхабу, особенно, по мнению Абу Ханифа и Абу Юсуфа, все опьяняющие напитки кроме тех, которые изготовлены из винограда и хурмы, хотя и запретны к питью, но не являются нечистью для других областей применения.
Теперь же вернемся к изначально заданному вопросу: можно с уверенностью предположить, что такие предметы как, одеколон, спирт, шампунь, эссенция, чернило, парфюмерия, крем и тому подобные вещества изготавливаются не из винограда и хурмы.
Даже если они содержать в себе вещества из хурмы и винограда, если они не являются опьяняющими веществами, то, по мнению этих двух имамов ониф не являются нечистью и не составляют препятствие исполнению намаза. Если же вышеупомянутые предметы содержат в себе алкоголь, то согласно всем остальным имамам они являются нечистью.
Исходя из этого, можно сказать, что перед мусульманами есть две альтернативы:
1. Первая альтернатива означает проявление большей осторожности и богобоязненности путем проявления воздержанности и осторожности в этом вопросе. Выбирая эту альтернативу, верующий поступает в соответствии с выбором большинства ученых и поступает в соответствии с такими хадисами как: «Оставь сомнительное, выбирай несомнительное» (18), «И харамное и халяльное являются известными… между ними есть вещи сомнительные. Тот, кто избегает их, сохранит свою религию и честь». (19)
2. Вторая альтернатива означает следование мнению Имама Аъзама и Абу Юсуфа, а также таким правилам в религии как: «В религии есть облегчение» (20). Другое правило в религии гласит, что когда есть всеобщее несоблюдение правил религии, в каком либо спорном вопросе, то лучше разрешить это, если на то есть разрешение (21).
Как мы видим, обе альтернативы имеют основательные доводы под собой (22). Также мы видим, что данный вопрос связан со степенью тщательности, которую человек хочет проявить в вопросе соблюдения религии. Однако необходимо также отметить, что есть большая вероятность, что в большинстве из вышеупомянутых жидкостей, кроме одеколона и спирта (этилового спирта), спирт превращается в новые другие неопьяняющие вещества путем вхождения в реакцию с другими составляющими. Как было упомянуто в самом начале статьи, не все то, что содержит спирт, является харамным и нечистым.
Только, по мнению некоторых ученых в ханафитском мазхабе разрешается использование одеколона. Однако те, которые воздержатся от этого, следуя мнению большинства ученых, конечно же, поступят более осторожно.
Примечание
(01) Куртуби, VI/288.
(02) Ас-Сайлуль-Джаррар, 1/35-36.
(03) Караман, Вопросы, 1/312.
(04) Куртуби, agk
(05) Абу Абдуллах, Рахметуль-умма, 373.
(06) Куртуби, VI/287-288.
(07) Агк.
(08) Куртуби, VI/289.
(09) Например., Муслим, ашрибе, 73; Абу Давуд, ашрибе, 5; Тирмизи, ашрибе I.
(10) Муслим, ашрибе, 7,8.
(11) Бухари, Тафсир, (5) 10, ашрибе, 2; Муслим, Тафсир, 33, 34; Абу Давуд, ашрибе, l; Насаи, ашрибе, 20, 24, 46.
(12) Фахруддин Рази, VI/43. '' (85) Куртуби, III/52.
(13) Абу Давуд, ашрибе, 5; Тирмизи, ашрибе, 3; Насаи, ашрибе, 25; Ибни Мадже, ашрибе, 10.
(14) Элмалы, H/763.
(15) Касани,VI/ll3.
(16) Касани, VI. l 15.
(17) Бухари, Буйу, 3; Тирмизи, кийаме, 60; Муснад, III/153.
(18) Бухари, иман 39, Буйу, 2; Муслим, Мусакат 107, 108; Абу Давуд, Буйу, 3; Тирмизи, Буйу , 1; Насаи, Буйу, 2; Муслим, Мусакат, 107, 108; Абу Давуд, Буйу, 3; Тирмизи, Буйу, I; Насаи, Буйу, Кудат, II; Ибни Мадже, Фитен, 14.
(19) Бухари, иман, 29; Насаи, иман, 28; Муснад, V/69.
(20) Ибн Нуджейм, аль-Ашбах, II/108 (вместе с Хамави).
(21) Покойный ученый Элмалы сказал по этому поводу следующее « Вино и изготовленные из него напитки являются нечистью. А вопрос относительно нечисти других опьяняющих напитков является спорным. Например, если на одежду человека прольется вино, шампанское, водка или коньяк он наверняка не сможет совершить в ней намаз. Однако если на одежду или тело человека попадет спирт, пиво и другие опьяняющие напитки, то нельзя утверждать что они будут препятствовать намазу.» (Тафсир, 11/762-763).
Автор: Профессор Др. Фарук Башар