Требование знаний фарз (1) طلبُ العلمِ فَرِيضة على كلِّ مسلمٍ «Требование знаний обязательно для каждого мусульманина» Сказал Бурхануль Ислам Аз Зарнуджи (6 век хиджры) из ханафитских ученых средней Азии в шархе этого хадиса: قال رسولُ الله صلى الله عليه وسلم: طلبُ العلمِ فَرِيضة على كلِّ مسلمٍ ومسلمةٍ اعلمْ: بأنه لا يُفترض على كلِّ مسلمٍ، طلبُ كلِّ علمٍ وإنما يُفترض عليه طلبُ علمِ الحال كما يقال: وأفضلُ العلمِ علمُ الحال، وأفضلُ العملِ حِفْظُ الحال. ويُفترض على المسلمِ طلبُ ما يقعُ له فى حاله، فى أيِّ حالٍ كان، فإنه لا بدّ له من الصلاة فيُفترض عليه علمُ ما يقعُ له فى صلاته بقَدَرِ ما يُؤدِّي به فرضَ الصلاة، ويجب عليه بقدر ما يؤدِّى به الواجبَ، لأنَّ ما يُتوسَّل به إلى إقامةِ الواجب يكون واجبًا. وكذلك فى الصوم، والزكاة، إن كان له مالٌ، والحجِّ إن وجبَ عليه. وكذلك فى البيوع إن كان يتَّجر. قيل لمحمدِ بنِ الحسنِ، رحمة الله عليه: لِما لا تصنِّف كتابًا فى الزهد؟ قال: قد صنَّفتُ كتابًا فى البيوع، يعنى: الزاهدُ مَن يحْترزُ عن الشبهات والمكروهات فى التجارات. وكذلك فى سائر المعاملات والحِرَف، وكلُّ مَن اشتغلَ بشيء منها يُفترض عليه علمُ التحرُّزِ عن الحرام فيه. وكذلك يُفترض عليه علمُ أحوالِ القلب من التوكُّل والإنابة والخَشْية والرضى، فإنه واقعٌ فى جميعِ الأحوال «Сказал Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям: «Требование знаний обязательно для каждого мусульманина и мусульманки» Шарх: Знай, что не обязательно каждое знание для каждого мусульманина. Обязательно для каждого только обучение знанию «ильмуль халь» (знания, которые ему нужны на данный момент), как сказано: «Лучшее из знаний «ильмуль халь», а лучшее из действий «хифзуль халь» (сохранение позиции). Обязательно для мусульманина знания о том, что происходит в его положении, в каком положении бы он не был. Ему обязательно надо совершать намаз и будет обязательным (фарз) знание о вещах в его намазе в той мере, с какой может совершить обязательную (фарз) часть намаза. Так же ему обязателен (ваджиб) изучение знаний, с помощью которого совершит обязательную (часть намаза). (Зарнуджи затронул фарз и ваджиб отдельно, так как у ханафитов это разные вещи). Потому что, то с помощью, которого совершается ваджиб, является ваджибом. (В данном случае знание являются ваджибом из за ваджибов намаза). Так же в Посте, в Закате, если у него есть (определенное количество) имущества, в Хадже, если на него обязателен Хадж, так же в торговле, если торгует (обязательны минимальные знания в этих вопросах). Было сказано Мухаммаду бин Аль Хасану, рахматуЛлахи аляйх: Зачем не пишешь книгу в области зухда (благочестие, аскетизм)? Он ответил: Я написал книгу в области торговли. То есть захид, тот, кто остерегается от сомнительных и порицаемых вещей в торговле. Так же обстоят дела в других взаимоотношениях и профессиях. Каждый, кто занимается чем то из профессий, то ему обязательно знание, чтоб остерегаться от запретного в нем. И так же обязательно мусульманину знание состояния сердца, как таваккуль (упование на Аллаха), инаба (обращение к Аллаху) хашйа (боязнь от Аллаха) и ридза (довольство от Аллаха), так как он всегда бывает в этих положениях». Источник: Бурхануль Ислам Аз Зарнуджи: Талимуль Мутааллим Тарикъат Тааллум: 8-9 Хартум: Ад Дарус Суданийя лиль Кутуб: 1425/2004 Ханафитский ученый Зайнуддин Ар Рази (ум. 666 х/1268 м), так классифицировал виды науки: أنواعُ العلمِ : والعلمُ أيضًا أنواعُ أربعةٌ : فرْضٌ : وهو تعلّمُ ما يحتاجُ إليه لأداءِ الفرائضِ ومعرفةِ الحلالِ والحرامِ في أحوالِ نفسِه . ومستحبٌّ : وهو تعلّمُ الزائدِ على ما يحتاجُ إليه ليُعلِّمَه مَن يحتاجُ إليه , وهو أفضلُ مِن نَفْلِ العبادةِ . ومُباحٌ : وهو تعلّمُ الزائدِ على ذلك للزِّينةِ والكمالِ . وحرامٌ : وهو التعلم ليُباهيَ به العلماءَ ويُماريَ به السفهاء .َ ما ينبغِي للعالمِ ويجب على العالمِ تعليمُ غيرِه إذا طلَب منه إلى أن يبلُغَ إلى المرْتبةِ الأولى , ولا يجب على العالمِ أن يُجيبَ عن كلِّ ما يُسأل عنه , إلا إذا علِم أن ما سُئل عنه لا يعلِّمه غيرُه «Виды наук: Наука четырех видов: 1) Фарз/обязательное. Это изучение человеком того, в чем он нуждается для выполнения фарзов. Так же фарзом является изучение халалов и харамов тех положений в которых он сам пребывает. 2) Мустахаб/желательное. Это изучение человеком дополнительных знаний, в которых он сам не нуждается, для обучения тех, кто в них нуждается. Это предпочтительней, чем дополнительные (нафиля) поклонения. 3) Мубах/свободное. Это изучение человеком дополнительных вещей (к двум вышеперечисленным видам науки) для украшения и совершенства. 4) Харам/запретное. Это изучение науки для соперничества с учеными и для спора с глупцами. То, что нужно и обязательно для ученого это обучение другого, когда он от него требует, до достижения первого уровня (т.е. на ученом обязанность обучения фарз знаниям). Не обязательно для ученого отвечать на все вопросы, о которых его спрашивают. Исключение из этого - ситуация когда ученый знает, что кто-то другой не объяснит ему этот вопрос». Источник: Зайнуддин Ар Рази: Тухфатуль Мулюк: 269 Бейрут: Даруль Башаириль Исламийя: 1417 Источник: al-fatava.com
Ислам | Ханафитский Мазхаб
Толкование благородного хадиса ✅
Требование знаний фарз (1)
طلبُ العلمِ فَرِيضة على كلِّ مسلمٍ
«Требование знаний обязательно для каждого мусульманина»
Сказал Бурхануль Ислам Аз Зарнуджи (6 век хиджры) из ханафитских ученых средней Азии в шархе этого хадиса:
قال رسولُ الله صلى الله عليه وسلم:
طلبُ العلمِ فَرِيضة على كلِّ مسلمٍ ومسلمةٍ
اعلمْ: بأنه لا يُفترض على كلِّ مسلمٍ، طلبُ كلِّ علمٍ وإنما يُفترض عليه طلبُ علمِ الحال كما يقال: وأفضلُ العلمِ علمُ الحال، وأفضلُ العملِ حِفْظُ الحال.
ويُفترض على المسلمِ طلبُ ما يقعُ له فى حاله، فى أيِّ حالٍ كان، فإنه لا بدّ له من الصلاة فيُفترض عليه علمُ ما يقعُ له فى صلاته بقَدَرِ ما يُؤدِّي به فرضَ الصلاة، ويجب عليه بقدر ما يؤدِّى به الواجبَ، لأنَّ ما يُتوسَّل به إلى إقامةِ الواجب يكون واجبًا.
وكذلك فى الصوم، والزكاة، إن كان له مالٌ، والحجِّ إن وجبَ عليه. وكذلك فى البيوع إن كان يتَّجر.
قيل لمحمدِ بنِ الحسنِ، رحمة الله عليه: لِما لا تصنِّف كتابًا فى الزهد؟ قال: قد صنَّفتُ كتابًا فى البيوع، يعنى: الزاهدُ مَن يحْترزُ عن الشبهات والمكروهات فى التجارات.
وكذلك فى سائر المعاملات والحِرَف، وكلُّ مَن اشتغلَ بشيء منها يُفترض عليه علمُ التحرُّزِ عن الحرام فيه.
وكذلك يُفترض عليه علمُ أحوالِ القلب من التوكُّل والإنابة والخَشْية والرضى، فإنه واقعٌ فى جميعِ الأحوال
«Сказал Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям:
«Требование знаний обязательно для каждого мусульманина и мусульманки»
Шарх: Знай, что не обязательно каждое знание для каждого мусульманина. Обязательно для каждого только обучение знанию «ильмуль халь» (знания, которые ему нужны на данный момент), как сказано: «Лучшее из знаний «ильмуль халь», а лучшее из действий «хифзуль халь» (сохранение позиции).
Обязательно для мусульманина знания о том, что происходит в его положении, в каком положении бы он не был.
Ему обязательно надо совершать намаз и будет обязательным (фарз) знание о вещах в его намазе в той мере, с какой может совершить обязательную (фарз) часть намаза.
Так же ему обязателен (ваджиб) изучение знаний, с помощью которого совершит обязательную (часть намаза). (Зарнуджи затронул фарз и ваджиб отдельно, так как у ханафитов это разные вещи).
Потому что, то с помощью, которого совершается ваджиб, является ваджибом. (В данном случае знание являются ваджибом из за ваджибов намаза).
Так же в Посте, в Закате, если у него есть (определенное количество) имущества, в Хадже, если на него обязателен Хадж, так же в торговле, если торгует (обязательны минимальные знания в этих вопросах).
Было сказано Мухаммаду бин Аль Хасану, рахматуЛлахи аляйх: Зачем не пишешь книгу в области зухда (благочестие, аскетизм)? Он ответил: Я написал книгу в области торговли. То есть захид, тот, кто остерегается от сомнительных и порицаемых вещей в торговле.
Так же обстоят дела в других взаимоотношениях и профессиях. Каждый, кто занимается чем то из профессий, то ему обязательно знание, чтоб остерегаться от запретного в нем.
И так же обязательно мусульманину знание состояния сердца, как таваккуль (упование на Аллаха), инаба (обращение к Аллаху) хашйа (боязнь от Аллаха) и ридза (довольство от Аллаха), так как он всегда бывает в этих положениях».
Источник: Бурхануль Ислам Аз Зарнуджи: Талимуль Мутааллим Тарикъат Тааллум: 8-9
Хартум: Ад Дарус Суданийя лиль Кутуб: 1425/2004
Ханафитский ученый Зайнуддин Ар Рази (ум. 666 х/1268 м), так классифицировал виды науки:
أنواعُ العلمِ : والعلمُ أيضًا أنواعُ أربعةٌ :
فرْضٌ : وهو تعلّمُ ما يحتاجُ إليه لأداءِ الفرائضِ ومعرفةِ الحلالِ والحرامِ في أحوالِ نفسِه .
ومستحبٌّ : وهو تعلّمُ الزائدِ على ما يحتاجُ إليه ليُعلِّمَه مَن يحتاجُ إليه , وهو أفضلُ مِن نَفْلِ العبادةِ .
ومُباحٌ : وهو تعلّمُ الزائدِ على ذلك للزِّينةِ والكمالِ .
وحرامٌ : وهو التعلم ليُباهيَ به العلماءَ ويُماريَ به السفهاء .َ
ما ينبغِي للعالمِ ويجب على العالمِ تعليمُ غيرِه إذا طلَب منه إلى أن يبلُغَ إلى المرْتبةِ الأولى , ولا يجب على العالمِ أن يُجيبَ عن كلِّ ما يُسأل عنه , إلا إذا علِم أن ما سُئل عنه لا يعلِّمه غيرُه
«Виды наук: Наука четырех видов:
1) Фарз/обязательное. Это изучение человеком того, в чем он нуждается для выполнения фарзов. Так же фарзом является изучение халалов и харамов тех положений в которых он сам пребывает.
2) Мустахаб/желательное. Это изучение человеком дополнительных знаний, в которых он сам не нуждается, для обучения тех, кто в них нуждается. Это предпочтительней, чем дополнительные (нафиля) поклонения.
3) Мубах/свободное. Это изучение человеком дополнительных вещей (к двум вышеперечисленным видам науки) для украшения и совершенства.
4) Харам/запретное. Это изучение науки для соперничества с учеными и для спора с глупцами.
То, что нужно и обязательно для ученого это обучение другого, когда он от него требует, до достижения первого уровня (т.е. на ученом обязанность обучения фарз знаниям).
Не обязательно для ученого отвечать на все вопросы, о которых его спрашивают. Исключение из этого - ситуация когда ученый знает, что кто-то другой не объяснит ему этот вопрос».
Источник: Зайнуддин Ар Рази: Тухфатуль Мулюк: 269
Бейрут: Даруль Башаириль Исламийя: 1417
Источник: al-fatava.com