Невольник чести, пал, оклеветанный молвой. В этот день — 10 февраля 1837 года в возрасте 37 лет скончался Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин больше всего боялся испугать жену Наталью Николаевну. Когда его вносили в дом, он шептал: «Пусть она этого не видит, пощадите ее». То, что рана смертельна, было понятно уже после первого осмотра. Пуля Дантеса, раздробив подвздошную кость, глубоко вошла в живот, повредив крупные сосуды и кишечник. Секунданты Пушкина и Дантеса не пригласили к месту поединка врача, хотя по дуэльным правилам были обязаны это сделать. Лейб-медик Арендт и другие маститые врачи и думать не могли об операции. Раненых в брюшную полость в ту эпоху не оперировали. Наука еще не знала антисептиков, наркоза, антибиотиков, рентгена, переливания крови и многого другого. Пушкина лечили, а точнее поддерживали его угасающие силы холодным питьем с морошкой и клюквой, лавровишневыми каплями, прикладывали к животу лед, а когда боли становились невыносимыми, давали опий. Можно ли было бы спасти Пушкина сегодня? Операции при подобных ранениях расписаны в деталях. Если бы Александра Сергеевича вовремя доставили на скорой помощи в отделение хирургии, у него было бы как минимум 80 шансов из ста на благоприятный исход. В 1837 году спасти его было невозможно. ⭐️ Владимир Туз «Исторический ежедневник». Слушайте на Радио ЗВЕЗДА. #историческийежедневник
Радио ЗВЕЗДА
Погиб поэт!
Невольник чести, пал, оклеветанный молвой. В этот день — 10 февраля 1837 года в возрасте 37 лет скончался Александр Сергеевич Пушкин.
Пушкин больше всего боялся испугать жену Наталью Николаевну. Когда его вносили в дом, он шептал: «Пусть она этого не видит, пощадите ее». То, что рана смертельна, было понятно уже после первого осмотра. Пуля Дантеса, раздробив подвздошную кость, глубоко вошла в живот, повредив крупные сосуды и кишечник. Секунданты Пушкина и Дантеса не пригласили к месту поединка врача, хотя по дуэльным правилам были обязаны это сделать. Лейб-медик Арендт и другие маститые врачи и думать не могли об операции. Раненых в брюшную полость в ту эпоху не оперировали. Наука еще не знала антисептиков, наркоза, антибиотиков, рентгена, переливания крови и многого другого. Пушкина лечили, а точнее поддерживали его угасающие силы холодным питьем с морошкой и клюквой, лавровишневыми каплями, прикладывали к животу лед, а когда боли становились невыносимыми, давали опий.
Можно ли было бы спасти Пушкина сегодня? Операции при подобных ранениях расписаны в деталях. Если бы Александра Сергеевича вовремя доставили на скорой помощи в отделение хирургии, у него было бы как минимум 80 шансов из ста на благоприятный исход. В 1837 году спасти его было невозможно.
⭐️ Владимир Туз «Исторический ежедневник». Слушайте на Радио ЗВЕЗДА.
#историческийежедневник