1-й Белорусский фронт

В годы Великой Отечественной войны фронты формировали на определённый отрезок времени для решения конкретных боевых задач.
Фото: immunocap.ru
Фото: immunocap.ru
Называли фронты по-разному. По назначению: резервный, например, или по городам: Сталинградский фронт, Курский. Иногда фронт получал имя по направлению главного удара.

Зимой 45-го приказ для 1-го Белорусского был ясен. На тот момент войска Георгия Жукова вышли к реке Одер. До Берлина по прямой оставалось около шестидесяти километров. Впоследствии Маршал Победы вспоминал:
ЖУКОВ: Готовя наступательную операцию, все мы думали над тем, что ещё предпринять, чтобы больше ошеломить и подавить противника. Так родилась идея ночной атаки с применением яркого света. Решено было обрушить наш удар за два часа до рассвета. Десятки зенитных прожекторов должны были внезапно ослепить позиции противника и все неприятельские оборонительные объекты...
Берлин того времени – огромный город площадью девятьсот квадратных километров. Он был буквально напичкан эсэсовскими частями, а весь гарнизон насчитывал около миллиона солдат. Большинство центральных улиц и кварталов – баррикады. Их обороняли отряды фолькс-штурма (вооружённые группы нацистского ополчения), в которые записывали стариков и даже подростков в возрасте от тринадцати до шестнадцати лет.

Утром 16 апреля 1945-го года передовые позиции немцев были буквально сметены советской артиллерией и авиацией. По приказу Жукова в бой пошли наши лучшие части и соединения:
ЖУКОВ: Казалось, на стороне врага не осталось живого существа. В течение тридцатиминутного мощного огня противник не сделал ни одного ответного выстрела... В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули сто сорок прожекторов, расположенных через каждые двести метров, ослепляя неприятеля. То была картина огромной впечатляющей силы, и, пожалуй, за всю свою жизнь я не помню равного ощущения...
К 30 апреля берлинский гарнизон был расчленён на изолированные группы, а управление его войсками во всех звеньях нарушено. Однако бои всё ещё продолжались за каждую улицу, за каждый дом. Несколько дней гитлеровцы очень упорно сопротивлялись. Рассказывал один из красноармейцев:
КРАСНОАРМЕЕЦ: На улицах Берлина фашистам удалось подбить много нашей бронетехники из фаустпатронов. Но танкисты быстро научились уничтожать вражеские огневые точки, двигаясь по обеим сторонам улиц, прикрывая друг друга ... «ёлочкой» - это когда один танк идёт чуть впереди другого. А потом и мы – пехота – сами начали использовать трофейные фаустпатроны для создания проломов в домах.
Утром 2 мая командующий обороной города генерал Вейдлинг сдался в плен и подписал приказ о капитуляции, который вскоре довели до всех германских частей. Началась массовая сдача в плен немецких солдат. Штурм Берлина - закончился.

Одним из свидетелей решающего сражения стал известный советский драматург, поэт и военный корреспондент Константин Симонов. Он лично присутствовал при подписании Акта о безоговорочной капитуляции:

СИМОНОВ: Жуков встаёт и говорит: «Германская делегация может покинуть зал». Немцы поднимаются и уходят. Двери закрываются. И вдруг, всё накопившееся в зале напряжение исчезает. Исчезает так, словно все надолго задержали воздух в груди и разом выпустили его. Общий облегчённый, расслабленный выдох. Капитуляция подписана. Война завершена.
Ещё до Парада Победы большинство частей и соединений 1-го Белорусского было реорганизовано в Группу советских войск в Германии. Первым её командующим стал Георгий Жуков:

ЖУКОВ: Мы никогда никого не устрашали, но и никого не боялись. Ещё неизвестно, как бы сложилось послевоенное устройство мира, не будь наших войск в Берлине.
Сотни Героев Советского союза и десятки тысяч награждённых рядовых и офицеров дал стране 1-й Белорусский фронт. А его сводный полк по праву прошёл по Красной площади 24 июня 1945 года.

Программа «Фронты Победы» в эфире Радио ЗВЕЗДА.

Комментарии

Комментариев нет.