Отношение к профессионально-техническим училищам в СССР было неоднозначным. В то время как государство, выражаясь современным языком, всячески пиарило профтехобразование, старшеклассники не слишком стремились пополнять ряды «пэтэушников». Да и взрослые чаще пугали своих строптивых чад, нежели поощряли их желание овладеть рабочей специальностью: «Будешь плохо учиться в школе – пойдешь в ПТУ!» Каким же были советские ПТУ и почему со временем учиться там стало непрестижным? Немного истории Спустя два года после того, как в 1919 году декретом Совнаркома РСФСР было положено начало распространению профессионально-технических знаний, в стране появились первые ФЗУ – школы фабрично-заводского ученичества. В таком виде они просуществовали до 1940 года, когда после создания системы государственных трудовых резервов школы ФЗУ были переданы в новое ведомство и реорганизованы в ремесленные училища и школы ФЗО – фабрично-заводского обучения. После преобразования в 1959 году Главного управления трудовых резервов в Госкомитет Совмина СССР по профтехобразованию ФЗО и ремесленные училища подверглись реформированию. Вместо них появились профессионально-технические училища – ПТУ. Если в довоенные и первые послевоенные годы учеба в профессионально-технических училищах была если не престижной, то хотя бы почетной (этому в немалой степени способствовала пропаганда: стране были нужны крепкие и умелые рабочие руки), то к 70-м годам ПТУ постепенно превратились в ту самую страшилку для нерадивых школьников, о которой мы говорили в начале статьи. Считалось, что в ПТУ шли те, кто был неспособен учиться в техникуме или в вузе: лентяи, двоечники и попросту недоумки. Не зря в то время аббревиатура «ПТУ» расшифровывалась некоторыми острословами как «помоги тупому устроиться». К концу 70-х профтехучилища советская молодежь уже всерьез не воспринимала. Часто ими просто пользовались как промежуточным звеном для достижения более серьезных целей. Так некоторые молодые люди использовали профтехучилища как трамплин для дальнейшего получения высшего образования, так как при поступлении в вузы для выпускников профильных ПТУ существовали льготы. Другие, кое-как окончив 8 классов, тянули время до армии, а заодно и получали профессию, которая может пригодиться в армейской службе. Третьих туда практически принудительно определяли органы правопорядка, дабы плохое поведение не привело юношу или девушку на скамью подсудимых. В середине 80-х система советского профессионально-технического образования начала деградировать и полностью «залегла на дно» к моменту развала СССР в 1991 году. Для этого были объективные причины: спад промышленности и производства спровоцировал невостребованность в рабочих кадрах. В результате число ПТУ сократилось в разы, а в оставшихся уже не обновлялись фонды. Ушли из профтехучилищ опытные преподаватели. А в 91-м система ПТУ рухнула вместе со страной. Поднимется ли когда-нибудь престиж рабочих профессий? Возможно. Но только при условии, если сдвинется вектор общественного сознания с бездумного потребления к позитивному созиданию. А на это нужно время.
сгпту-73 г челябинска
:Гульназ Гладченко
Эволюция и деградация советских ПТУ
Отношение к профессионально-техническим училищам в СССР было неоднозначным. В то время как государство, выражаясь современным языком, всячески пиарило профтехобразование, старшеклассники не слишком стремились пополнять ряды «пэтэушников». Да и взрослые чаще пугали своих строптивых чад, нежели поощряли их желание овладеть рабочей специальностью: «Будешь плохо учиться в школе – пойдешь в ПТУ!» Каким же были советские ПТУ и почему со временем учиться там стало непрестижным?
Немного истории
Спустя два года после того, как в 1919 году декретом Совнаркома РСФСР было положено начало распространению профессионально-технических знаний, в стране появились первые ФЗУ – школы фабрично-заводского ученичества. В таком виде они просуществовали до 1940 года, когда после создания системы государственных трудовых резервов школы ФЗУ были переданы в новое ведомство и реорганизованы в ремесленные училища и школы ФЗО – фабрично-заводского обучения. После преобразования в 1959 году Главного управления трудовых резервов в Госкомитет Совмина СССР по профтехобразованию ФЗО и ремесленные училища подверглись реформированию. Вместо них появились профессионально-технические училища – ПТУ.
Если в довоенные и первые послевоенные годы учеба в профессионально-технических училищах была если не престижной, то хотя бы почетной (этому в немалой степени способствовала пропаганда: стране были нужны крепкие и умелые рабочие руки), то к 70-м годам ПТУ постепенно превратились в ту самую страшилку для нерадивых школьников, о которой мы говорили в начале статьи. Считалось, что в ПТУ шли те, кто был неспособен учиться в техникуме или в вузе: лентяи, двоечники и попросту недоумки. Не зря в то время аббревиатура «ПТУ» расшифровывалась некоторыми острословами как «помоги тупому устроиться».
К концу 70-х профтехучилища советская молодежь уже всерьез не воспринимала. Часто ими просто пользовались как промежуточным звеном для достижения более серьезных целей. Так некоторые молодые люди использовали профтехучилища как трамплин для дальнейшего получения высшего образования, так как при поступлении в вузы для выпускников профильных ПТУ существовали льготы. Другие, кое-как окончив 8 классов, тянули время до армии, а заодно и получали профессию, которая может пригодиться в армейской службе. Третьих туда практически принудительно определяли органы правопорядка, дабы плохое поведение не привело юношу или девушку на скамью подсудимых.
В середине 80-х система советского профессионально-технического образования начала деградировать и полностью «залегла на дно» к моменту развала СССР в 1991 году. Для этого были объективные причины: спад промышленности и производства спровоцировал невостребованность в рабочих кадрах. В результате число ПТУ сократилось в разы, а в оставшихся уже не обновлялись фонды. Ушли из профтехучилищ опытные преподаватели. А в 91-м система ПТУ рухнула вместе со страной. Поднимется ли когда-нибудь престиж рабочих профессий? Возможно. Но только при условии, если сдвинется вектор общественного сознания с бездумного потребления к позитивному созиданию. А на это нужно время.