Паша, Данил, Артем и Демид – это самая маленькая по численности группа в объединении авиа- и ракетомоделирования Сысертского центра детского технического творчества. Где два талантливейших молодых педагога Евгений Александрович Чикунов и Владислав Алексеевич Костин учат детей от мала до велика – здесь занимаются даже 11-классники – делать модели всего, что летает, плавает, ездит, гоняет по снегу, взлетает ввысь. 6 групп авиамоделирования, в двух строят ракеты, а еще в 5 занимаются проектной деятельностью, когда ты сам себе изобретатель, проектант, чертежник, инженер и рабочий. Можно с нуля придумать нечто, нарисовать его подетально сначала в компьютере, а далее – можно напечатать на 3Д принтере, можно выжечь в дереве, можно склеить. Да без разницы – как, главное - на выходе получить настоящее изделие, которое сам придумал, увидел в кино, в мультике или в так популярном у подростков японском анимэ. Возвращаясь к Паше, Данилу, Артему и Демиду. «Этой группы вообще не должно было быть, - говорит Костин. – Группы все уже были заполнены. Но мама одного из мальчиков буквально каждый день ходила за нами, просила принять сына… И мы организовали еще эту группу». И, наверное, не зря. Любо-дорого смотреть на этих 10-12 летних мальчишек: сосредоточенные лица, кто-то вычерчивает деталь, кто-то вырезает его по шаблону, кто-то уже склеивает детали. В своих черных халатах – настоящие маленькие рабочие. «Мы работаем с таким клеем, что если попадет на одежду – все, уже ничем не отмыть, только вырубать. Поэтому в халатах», – говорит Владислав Алексеевич. Ближе всех к готовности самолет Данила Луткова. Вот приклеит еще к месту эту зубочистку… Да-да, зубочистку. Эти мальчики строят контурные самолеты из потолочных плиток и зубочисток. Тем не менее они летают. Чем точнее вычертят, вырежут детали, аккуратно соединят их – тем лучше будут летные характеристики, тем дольше самолетик продержится в воздухе. Пока рекорд наших маленьких «самолетостроителей» - 29 секунд. «Научившись аккуратно работать на 1-ом году, далее им уже легко будет делать большие модели», - говорит Костин. Молодые преподаватели работают в ЦДТТ порядка 5 лет. Они стали продолжателями дела педагога-легенды В. В. Гавриленко, которого вспоминают добрым словом многие сысертские теперь уже молодые мужчины. Они тоже когда-то вместе со своим преподавателем строили и затем учили летать самолеты. С приходом же в ЦДТТ Чикунова и Костина авиа- и ракетомоделирование в Сысерти, как говорится, обрело второе дыхание. «Они принесли молодой азарт, новые мысли, новые идеи», - говорит директор ЦДТТ Е. А. Иванова. А ведь для В. А. Костина все то, чем он сейчас занимается, особенно если говорить о педагогике, - новое дело. Впрочем… В детстве собирал сборные модели, которые продавались в магазинах. По-настоящему заразился мечтой о море, когда учился в Сысертской кадетской школе. Рассказывает: был замечательный педагог по морскому делу Д. Л. Голубцов. А еще ходили под парусом, на веслах в баркасах по Сысертскому пруду. После кадетки уехал учиться аж в Карелию – в Петрозаводское речное командное училище. После учебы год работал на гражданском судне. Потом была служба по контракту на Балтийском флоте. Успел даже побывать в Греции, в Африке… Дальше с флотом по разным причинам не сложилось, вернулся в Сысерть. И однажды Евгений Чикунов пригласил его просто зайти в ЦДТТ, посмотреть… Теперь в самолетах – все здание ЦДТТ. Хорошо, что в этом старинном здании высокие потолки! Модели самых различных типов, названий, большие и маленькие свисают с потолков везде – в коридоре, почти во всех учебных классах. «У нас все в самолетах», - говорит Елена Александровна, полувосхищаясь, полугордясь. Так ведь есть чем гордиться: сегодня авиаторы Сысерти – не только участники, но призеры и даже победители всех более-менее значимых областных и региональных соревнований не только по авиамоделизму, но и по ракетомоделированию, судомоделированию. «Недавно Чикунов возил ребят на соревнования в Арти: привез два командных места и одно личное», - рассказывает Костин. А тут еще аэросани начали строить, и уже соревновались с ними. «Они могут передвигаться по снегу, по воде, крылья сделаешь – полетят», - комментирует Владислав. Как не гордиться Елене Александровне? – продолжаю тему. Еще в прошлом году мы писали об успехах Льва Сурина. А сегодня он учится в одном из авиационных вузов Москвы. Георгий Кладов – тоже в профильном учебном заведении в Липецке. Костя Князев – в радиотехникуме. Марсиль Шакиров начинал когда-то еще у Гавриленко модели собирать. Уже взрослый мужчина, с профессией, азам которой тоже научился, занимаясь авиамоделированием. Более того, он теперь, благодаря своему опыту, может проконсультировать и Костина с Чикуновым. Что охотно и делает. Да и вообще: здесь мальчиков учат быть настоящими мужчинами. Например, на втором, третьем году обучения они уже умеют паять. А уж пилить, строгать, вырезать по меркам, выжигать, клеить, красить, а потом еще и «оживить» модель с помощью платы, моторчика, проводов, научить его летать… Не случайно же учащимися этого детского объединения заинтересовался Уралгидромаш, которому сегодня очень не хватает специалистов – и инженеров, и рабочих. - На стадии согласования договор с заводом о сотрудничестве, - рассказывает Елена Александровна. – Они заинтересованы в нас, а мы в них. - Здесь вырастают думающие практики, - подключается к разговору Костин. – Наши ребята интересны им и как будущие инженеры, конструкторы, и как люди, умеющие работать руками. Они уже сейчас нам помогают – выточили недавно две детали. Завод готов закупать нам инструменты, материалы. Они хотели бы даже на территории завода помещение нам выделить. Потому что у нас очень тесно. Тесно, согласна. Здесь «работает» буквально каждый квадратный сантиметр площади – не только пола, но и стен, потолков. Про потолки уже говорила – там тесно от самолетов. Вдоль стен – полки с инструментами, материалами, шкафы с моделями судов, аэросаней, ракет. Кубков, завоеванных на различных соревнованиях. Рабочие столы, верстаки, станки. Представьте: в помещении работают сразу 8-10 человек. Одному надо отшлифовать деревянную деталь. Представляете, какая пыль поднимается? А еще у них есть самый настоящий бассейн. Построили сами из поддонов, из толстой пленки. Вопреки собственным ожиданиям тех, кто его сооружал, бассейн вполне оправдывает свое предназначение: в нем испытываются модели судов, катеров, кораблей. Его длина 5 метров, метровая ширина, 20 см глубина. А надо бы бассейн 10 метров длиной, шириной 2 метра и 30-сантиметровой глубиной. Начали собирать БПЛА – беспилотный летательный аппарат. Он уже даже летал. Квадрокоптер начали делать. Хотя для полетов таких аппаратов надо немало согласований с людьми в погонах. Зачем эта головная боль педагогам? – спрашиваю. «Так мы развиваемся. Нам это интересно», - отвечает Костин. И это все интересно не только педагогам, школе, но государству в самом широком смысле. События последних двух лет показывают, насколько востребованы люди, умеющие управлять такой летательной техникой, в армии. Да и, в конце-концов, квадрокоптеры могут ведь не только воевать, но и пиццу доставлять. Сейчас в работе также американский бомбардировщик времен Великой Отечественной войны Б – 24. Он строится по новой технологии – каркасной. Почему американский? – спрашиваю. «Так его «наши» самолеты потом в небе будут атаковать», - отвечает Костин. А еще хотят большой 4-моторный аппарат построить. «Прикольно: страшно и зрелищно, когда над головой большой самолет летит», - аргументирует опять мой собеседник. Такие планы. А мечты? «Хотим такой «Кванториум», как в Верхней Пышме, - говорит Костин. – Это большое 3-хэтажное здание для кружков, объединений технического направления». Почему нет? Мир меняется… Надежда Шаяхова. Фото автора.
"Маяк" - газета Сысертского района
Здесь учат летать самолеты
Паша, Данил, Артем и Демид – это самая маленькая по численности группа в объединении авиа- и ракетомоделирования Сысертского центра детского технического творчества. Где два талантливейших молодых педагога Евгений Александрович Чикунов и Владислав Алексеевич Костин учат детей от мала до велика – здесь занимаются даже 11-классники – делать модели всего, что летает, плавает, ездит, гоняет по снегу, взлетает ввысь. 6 групп авиамоделирования, в двух строят ракеты, а еще в 5 занимаются проектной деятельностью, когда ты сам себе изобретатель, проектант, чертежник, инженер и рабочий. Можно с нуля придумать нечто, нарисовать его подетально сначала в компьютере, а далее – можно напечатать на 3Д принтере, можно выжечь в дереве, можно склеить. Да без разницы – как, главное - на выходе получить настоящее изделие, которое сам придумал, увидел в кино, в мультике или в так популярном у подростков японском анимэ.
Возвращаясь к Паше, Данилу, Артему и Демиду. «Этой группы вообще не должно было быть, - говорит Костин. – Группы все уже были заполнены. Но мама одного из мальчиков буквально каждый день ходила за нами, просила принять сына… И мы организовали еще эту группу».
И, наверное, не зря. Любо-дорого смотреть на этих 10-12 летних мальчишек: сосредоточенные лица, кто-то вычерчивает деталь, кто-то вырезает его по шаблону, кто-то уже склеивает детали. В своих черных халатах – настоящие маленькие рабочие. «Мы работаем с таким клеем, что если попадет на одежду – все, уже ничем не отмыть, только вырубать. Поэтому в халатах», – говорит Владислав Алексеевич.
Ближе всех к готовности самолет Данила Луткова. Вот приклеит еще к месту эту зубочистку… Да-да, зубочистку. Эти мальчики строят контурные самолеты из потолочных плиток и зубочисток. Тем не менее они летают. Чем точнее вычертят, вырежут детали, аккуратно соединят их – тем лучше будут летные характеристики, тем дольше самолетик продержится в воздухе. Пока рекорд наших маленьких «самолетостроителей» - 29 секунд. «Научившись аккуратно работать на 1-ом году, далее им уже легко будет делать большие модели», - говорит Костин.
Молодые преподаватели работают в ЦДТТ порядка 5 лет. Они стали продолжателями дела педагога-легенды В. В. Гавриленко, которого вспоминают добрым словом многие сысертские теперь уже молодые мужчины. Они тоже когда-то вместе со своим преподавателем строили и затем учили летать самолеты. С приходом же в ЦДТТ Чикунова и Костина авиа- и ракетомоделирование в Сысерти, как говорится, обрело второе дыхание. «Они принесли молодой азарт, новые мысли, новые идеи», - говорит директор ЦДТТ Е. А. Иванова.
А ведь для В. А. Костина все то, чем он сейчас занимается, особенно если говорить о педагогике, - новое дело. Впрочем… В детстве собирал сборные модели, которые продавались в магазинах. По-настоящему заразился мечтой о море, когда учился в Сысертской кадетской школе. Рассказывает: был замечательный педагог по морскому делу Д. Л. Голубцов. А еще ходили под парусом, на веслах в баркасах по Сысертскому пруду. После кадетки уехал учиться аж в Карелию – в Петрозаводское речное командное училище. После учебы год работал на гражданском судне. Потом была служба по контракту на Балтийском флоте. Успел даже побывать в Греции, в Африке… Дальше с флотом по разным причинам не сложилось, вернулся в Сысерть. И однажды Евгений Чикунов пригласил его просто зайти в ЦДТТ, посмотреть…
Теперь в самолетах – все здание ЦДТТ. Хорошо, что в этом старинном здании высокие потолки! Модели самых различных типов, названий, большие и маленькие свисают с потолков везде – в коридоре, почти во всех учебных классах. «У нас все в самолетах», - говорит Елена Александровна, полувосхищаясь, полугордясь. Так ведь есть чем гордиться: сегодня авиаторы Сысерти – не только участники, но призеры и даже победители всех более-менее значимых областных и региональных соревнований не только по авиамоделизму, но и по ракетомоделированию, судомоделированию. «Недавно Чикунов возил ребят на соревнования в Арти: привез два командных места и одно личное», - рассказывает Костин. А тут еще аэросани начали строить, и уже соревновались с ними. «Они могут передвигаться по снегу, по воде, крылья сделаешь – полетят», - комментирует Владислав.
Как не гордиться Елене Александровне? – продолжаю тему. Еще в прошлом году мы писали об успехах Льва Сурина. А сегодня он учится в одном из авиационных вузов Москвы. Георгий Кладов – тоже в профильном учебном заведении в Липецке. Костя Князев – в радиотехникуме. Марсиль Шакиров начинал когда-то еще у Гавриленко модели собирать. Уже взрослый мужчина, с профессией, азам которой тоже научился, занимаясь авиамоделированием. Более того, он теперь, благодаря своему опыту, может проконсультировать и Костина с Чикуновым. Что охотно и делает. Да и вообще: здесь мальчиков учат быть настоящими мужчинами. Например, на втором, третьем году обучения они уже умеют паять. А уж пилить, строгать, вырезать по меркам, выжигать, клеить, красить, а потом еще и «оживить» модель с помощью платы, моторчика, проводов, научить его летать…
Не случайно же учащимися этого детского объединения заинтересовался Уралгидромаш, которому сегодня очень не хватает специалистов – и инженеров, и рабочих.
- На стадии согласования договор с заводом о сотрудничестве, - рассказывает Елена Александровна. – Они заинтересованы в нас, а мы в них.
- Здесь вырастают думающие практики, - подключается к разговору Костин. – Наши ребята интересны им и как будущие инженеры, конструкторы, и как люди, умеющие работать руками. Они уже сейчас нам помогают – выточили недавно две детали. Завод готов закупать нам инструменты, материалы. Они хотели бы даже на территории завода помещение нам выделить. Потому что у нас очень тесно.
Тесно, согласна. Здесь «работает» буквально каждый квадратный сантиметр площади – не только пола, но и стен, потолков. Про потолки уже говорила – там тесно от самолетов. Вдоль стен – полки с инструментами, материалами, шкафы с моделями судов, аэросаней, ракет. Кубков, завоеванных на различных соревнованиях. Рабочие столы, верстаки, станки. Представьте: в помещении работают сразу 8-10 человек. Одному надо отшлифовать деревянную деталь. Представляете, какая пыль поднимается?
А еще у них есть самый настоящий бассейн. Построили сами из поддонов, из толстой пленки. Вопреки собственным ожиданиям тех, кто его сооружал, бассейн вполне оправдывает свое предназначение: в нем испытываются модели судов, катеров, кораблей. Его длина 5 метров, метровая ширина, 20 см глубина. А надо бы бассейн 10 метров длиной, шириной 2 метра и 30-сантиметровой глубиной.
Начали собирать БПЛА – беспилотный летательный аппарат. Он уже даже летал. Квадрокоптер начали делать. Хотя для полетов таких аппаратов надо немало согласований с людьми в погонах. Зачем эта головная боль педагогам? – спрашиваю. «Так мы развиваемся. Нам это интересно», - отвечает Костин.
И это все интересно не только педагогам, школе, но государству в самом широком смысле. События последних двух лет показывают, насколько востребованы люди, умеющие управлять такой летательной техникой, в армии. Да и, в конце-концов, квадрокоптеры могут ведь не только воевать, но и пиццу доставлять.
Сейчас в работе также американский бомбардировщик времен Великой Отечественной войны Б – 24. Он строится по новой технологии – каркасной. Почему американский? – спрашиваю. «Так его «наши» самолеты потом в небе будут атаковать», - отвечает Костин. А еще хотят большой 4-моторный аппарат построить. «Прикольно: страшно и зрелищно, когда над головой большой самолет летит», - аргументирует опять мой собеседник.
Такие планы. А мечты? «Хотим такой «Кванториум», как в Верхней Пышме, - говорит Костин. – Это большое 3-хэтажное здание для кружков, объединений технического направления».
Почему нет? Мир меняется…
Надежда Шаяхова.
Фото автора.