Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и фьюжн-гитарист и пианист.
Известен техникой игры на гитаре, называемой тэппинг, при которой инструмент звучит как фортепиано, а гитарист имеет возможность одновременно исполнять несколько партий.
Стэнли Джордан родился 31 июля 1959 года в Чикаго, штат Иллинойс. Он получил степень бакалавра в области цифровой музыкальной композиции в Принстонском университете в 1981 году. Также Джордан учился компьютерной музыке у композиторов Пола Лански (Paul Lansky) и Милтона Бэббита (Milton Babbitt). Стенли Джордан начал свою музыкальную карьеру в возрасте шести лет, учась игре на фортепиано, а затем направил своё внимание на гитару в возрасте одиннадцати лет. Позже он начал играть в рок и соул группах. В 1976 году Стэнли получил награду джазового фестиваля в Рино, штат Невада. Вовремя получения степени в Принстоне в 1981 году он играл с Бенни Картером (Benny Carter) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie).
Джордан выступал на многих джазовых фестивалях, в том числе: Kool Jazz Festival (1984), Concord Jazz Festival (1985), и Международный джазовый фестиваль в Монтре (1985). В 1980-м Стэнли играл с Куинси Джонсом (Quincy Jones), Михалом Урбаняком (Michal Urbaniak) и Ричи Коулом (Richie Cole). Стенли Джордан имеет четыре номинации Grammy.
Как правило, гитарист должен использовать две руки, чтобы играть каждую ноту. Одной рукой прижимать гитарную струну за выбранным ладом, а другой рукой извлекая ноту. Сенсорная техника Джордана является продвинутой формой двуручного тэппинга. Гитарист извлекает звук, используя только один палец, быстро нажав (или ударив) пальцем по струне за соответствующий ладом. Сила удара заставляет вибрировать струну достаточно, чтобы Джордан выполнял нажатия обеими руками, используя в том числе и легато. Силой звука можно управлять, варьируя силу удара.
Полезной аналогией для визуализации этого метода является различие между клавесином и фортепиано. Клавесин производит звук щипком струн, а на фортепиано звукоизвлечение происходит после удара по струне молоточка. Однако, и на клавесине, и на фортепиано звук длится после щипка струны или удара молотка. На гитаре же пальцы должны прижимать струну, чтобы её звучание продолжалось. Это сходство, что побудило Стэнли Джордана попытаться найти подобную технику игры для гитары. В раннем возрасте он был классическим пианистом, поэтому хотел большей свободы в выражении аккордов на гитаре.
Двуручный тэппинг Джордана позволяет гитаристу играть мелодию и аккорды одновременно. Возможно также, как неоднократно делал Стэнли Джордан, играть одновременно на двух разных гитарах, а также на гитаре и фортепиано. Он играет на гитаре, настроенной в квартах, от басов до высоких EADGCF (все в идеальной четверти, как и на бас-гитаре), а не стандартной EADGBE. Джордан заявил, что все настройка по квартам "упрощает гриф и делает его логичным".
Основная гитара Стэнли Джордана был сделана фирмой Vigier Guitars в 1988 году: это модель Arpege, для которой Вижье сделал плоский гриф, что позволяет иметь очень низкое расположение струн (0.5/0.7mm). Такой небольшой зазор способствует технике нажатия.
Уже первый диск Стэнли Джордана - «Magic Touch» (1985), где помимо ансамблевых композиций были сольные, исполненные новым методом, произвел сенсацию. После этого Джордан стал желанным гостем джазовых фестивалей в Европе и Америке, выступает с сольными концертами и в ансамблях. «Когда я его слышу, - обронил как-то ведущий фьюжн-гитарист Джон Скофилд, - то думаю, что играют два гитариста».
Stanley Jordan - Magic Touch (1985)
Stanley Jordan - Eleanor Rigby
Stanley Jordan - Freddie Freeloader
Stanley Jordan - 'round Midnight
Stanley Jordan - All The Children
Stanley Jordan - The Lady In My Life
Stanley Jordan - Angel
Stanley Jordan - Fundance
Stanley Jordan - New Love
Stanley Jordan - Return Expedition
Stanley Jordan - A Child Is Born
Personnel: Stanley Jordan - guitar Charnett Moffett - bass (acoustic) (,8) Bugsy Moore - percussion (8) Wayne Brathwaite - bass (electric)(5) Al di Meola - cymbals (8) Sammy Figueroa - percussion (1,8) Peter Erskine - drums (2) Omar Hakim - drums (5) Onaje Allan Gumbs - keyboards (5)
ДЖАЗ...БЛЮЗ...СОУЛ.
:Юрий Кожанов
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и фьюжн-гитарист и пианист.
Известен техникой игры на гитаре, называемой тэппинг, при которой инструмент звучит как фортепиано, а гитарист имеет возможность одновременно исполнять несколько партий.
Джордан выступал на многих джазовых фестивалях, в том числе: Kool Jazz Festival (1984), Concord Jazz Festival (1985), и Международный джазовый фестиваль в Монтре (1985). В 1980-м Стэнли играл с Куинси Джонсом (Quincy Jones), Михалом Урбаняком (Michal Urbaniak) и Ричи Коулом (Richie Cole). Стенли Джордан имеет четыре номинации Grammy.
Полезной аналогией для визуализации этого метода является различие между клавесином и фортепиано. Клавесин производит звук щипком струн, а на фортепиано звукоизвлечение происходит после удара по струне молоточка. Однако, и на клавесине, и на фортепиано звук длится после щипка струны или удара молотка. На гитаре же пальцы должны прижимать струну, чтобы её звучание продолжалось. Это сходство, что побудило Стэнли Джордана попытаться найти подобную технику игры для гитары. В раннем возрасте он был классическим пианистом, поэтому хотел большей свободы в выражении аккордов на гитаре.
Двуручный тэппинг Джордана позволяет гитаристу играть мелодию и аккорды одновременно. Возможно также, как неоднократно делал Стэнли Джордан, играть одновременно на двух разных гитарах, а также на гитаре и фортепиано. Он играет на гитаре, настроенной в квартах, от басов до высоких EADGCF (все в идеальной четверти, как и на бас-гитаре), а не стандартной EADGBE. Джордан заявил, что все настройка по квартам "упрощает гриф и делает его логичным".
Основная гитара Стэнли Джордана был сделана фирмой Vigier Guitars в 1988 году: это модель Arpege, для которой Вижье сделал плоский гриф, что позволяет иметь очень низкое расположение струн (0.5/0.7mm). Такой небольшой зазор способствует технике нажатия.
Уже первый диск Стэнли Джордана - «Magic Touch» (1985), где помимо ансамблевых композиций были сольные, исполненные новым методом, произвел сенсацию. После этого Джордан стал желанным гостем джазовых фестивалей в Европе и Америке, выступает с сольными концертами и в ансамблях. «Когда я его слышу, - обронил как-то ведущий фьюжн-гитарист Джон Скофилд, - то думаю, что играют два гитариста».
Stanley Jordan - Magic Touch (1985)
Stanley Jordan - guitar
Charnett Moffett - bass (acoustic) (,8)
Bugsy Moore - percussion (8)
Wayne Brathwaite - bass (electric)(5)
Al di Meola - cymbals (8)
Sammy Figueroa - percussion (1,8)
Peter Erskine - drums (2)
Omar Hakim - drums (5)
Onaje Allan Gumbs - keyboards (5)