Более 200 лет назад стекольных дел мастер крепостной Александр Вершинин на Никольском заводе помещика Бахметьева в Пензенской губернии создавал вот такие уникальные двухслойные стаканы, между стенками которых располагались целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги.

Понять секрет их изготовления и воспроизвести подобные изделия до сих пор никому не удалось.
В августе 1996 г. из Никольского музея стекла и хрусталя был украден раритет – единственный двустенный стакан с видами усадьбы Бахметьевых и надписью внутри: "Ра. Александръ Вершининъ, № 10, 1802 г.". Преступление по сей день остаётся не раскрытым, стакан не найден.
Сегодня никто не знает, сколько стаканов Вершинина "спрятано" в личных коллекциях. Об их существовании становится известно, когда они появляются на крупнейших мировых аукционах Сотби или Кристи. Специалистам известна последняя продажа работы Вершинина на лондонском аукционе Кристи в 2000 году за 28 тысяч фунтов стерлингов (около 45 тыс. долларов США) при первоначальной оценке в 10–15 тыс. фунтов. Кто приобрел его и где сейчас хранится этот ценный предмет неизвестно.
Почему же стаканы Вершинина считаются шедеврами стекольного дела?
Долгое время было неясно, как мастер мог запаять стеклянные стенки и не разрушить расположенные внутри миниатюрные пейзажи, выполненные из мха, соломы, разноцветных ниточек и раскрашенной акварелью бумаги. Ведь раньше стеклоделы работали возле раскаленных печей, где изделия нагревались и плавились целиком. Рабочая температура стекла около 900 градусов, температура горения бумаги и соломы намного ниже.
Эту головоломку решили сотрудники Государственного Исторического музея, изучив стакан с дефектом — сколом по краю. Они выяснили, что стаканов в изделии два — внешний с прямой стенкой и внутренний с загнутым бортиком, на который и наклеивались миниатюрные композиции. Таким образом, мастер подгонял стаканы один к другому, чтобы загнутый бортик закрыл срез прямого стакана. А края шлифовал и замазывал мастикой.
Но всё-таки остается ряд загадок. Как мастер прикреплял свои макеты к стеклу? Ведь стаканы совершенно прозрачные, и следов клея на них не видно. Каким образом вставлял один стакан в другой так, чтобы картинка не съехала, поскольку зазора между стаканами практически нет? И, наконец, как запаивал стенки стаканов сверху, оставив при этом в целости всю хрупкую композицию?
Не так давно ученые предположили, что в качестве клея использовался лед. Картинку наносили на мокрую поверхность и замораживали. Вставляли стаканы один в другой, а потом растапливали лёд. А чтобы соединить края стаканов, их обмазывали фосфором и поджигали наподобие фейерверка.
Специалисты утверждают, что в музеях мира таких стаканов хранится 14 штук. Увидеть хитрые стаканы можно в московском Историческом музее, в коллекции «Усадьба Кусково XVIII века», в Музее В. А. Тропинина и московских художников, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина , а также за границей в Корнингском музее стекла и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Многие мастера пытались разгадать секрет вершининских стаканов и сделать подобные. Есть данные, что мастера завода «Красный гигант» (позднее название Никольского завода) Валентин Панаев и Вячеслав Вавилкин в 90-е годы прошлого века сделали подобный стакан, который хранится в Никольском музее.
И еще известно, что в одной московской семье хранится даже не двухслойный, а трехслойный стакан, выполненный Вершининым. Конечно, его цена баснословна. Именно поэтому сведения об этом стакане крайне скудны и не разглашаются.

Более 200 лет назад стекольных дел мастер крепостной Александр Вершинин на Никольском заводе помещика Бахметьева в Пензенской губернии создавал вот такие уникальные двухслойные стаканы, между стенками которых располагались целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. - 961254606411
Более 200 лет назад стекольных дел мастер крепостной Александр Вершинин на Никольском заводе помещика Бахметьева в Пензенской губернии создавал вот такие уникальные двухслойные стаканы, между стенками которых располагались целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. - 961254629451
Более 200 лет назад стекольных дел мастер крепостной Александр Вершинин на Никольском заводе помещика Бахметьева в Пензенской губернии создавал вот такие уникальные двухслойные стаканы, между стенками которых располагались целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. - 961254629707
Более 200 лет назад стекольных дел мастер крепостной Александр Вершинин на Никольском заводе помещика Бахметьева в Пензенской губернии создавал вот такие уникальные двухслойные стаканы, между стенками которых располагались целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. - 961254644043
Более 200 лет назад стекольных дел мастер крепостной Александр Вершинин на Никольском заводе помещика Бахметьева в Пензенской губернии создавал вот такие уникальные двухслойные стаканы, между стенками которых располагались целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. - 961254644299
Более 200 лет назад стекольных дел мастер крепостной Александр Вершинин на Никольском заводе помещика Бахметьева в Пензенской губернии создавал вот такие уникальные двухслойные стаканы, между стенками которых располагались целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. - 961254683979
Более 200 лет назад стекольных дел мастер крепостной Александр Вершинин на Никольском заводе помещика Бахметьева в Пензенской губернии создавал вот такие уникальные двухслойные стаканы, между стенками которых располагались целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. - 961254684235
Более 200 лет назад стекольных дел мастер крепостной Александр Вершинин на Никольском заводе помещика Бахметьева в Пензенской губернии создавал вот такие уникальные двухслойные стаканы, между стенками которых располагались целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. - 961254684491

Комментарии

  • 20 янв 2024 19:26
    Светлая память мастеру своего дела - Вершинину Алексадру.
  • 20 янв 2024 20:12
    Очень интересно.Светлая память мастеру Александру.