Японцы до сих пор вспоминают Надю Рушеву, издают eё рисунки на открытках, — пишет Д.
Шеваров. Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодёжь в большинстве своем o Рушевой ничего не слышала. «Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!» — говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже o своих гениях». «To, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», — писал Ираклий Луарсабович Андроников, рассуждая o цикле «Пушкиниана». В СССР Надя Рушева стала настоящей звездочкой, когда неожиданно обнаружила в себе талант художника. Она рисовала каждый день по много часов. В 12 лет организовала свою первую выставку и поразила своим талантом Пьера Кардена, Майю Плисецкую, Елену Булгакову и многих других известных людей. Девочка мечтала стать мультипликатором, но даже не знала, что живет с неизлечимой болезнью… Надя родилась в семье, где оба родителя наивысшей ценностью считали любовь к искусству, причем тому, что рождается не за стенами училищ, а в душе мастера. Отец девочки был известным советским художником. В начале 50-х годов он заинтересовался культурой Востока и решил, что будет изучать ее не по книгам, а на личном опыте. Для этого он ненадолго переехал в Тыву. Помимо эскизов из Тувы он привез и будущую супругу Наталью, которая в республике была первой балериной. Собственно, во время своего выступления она и очаровала художника. Он признался ей в чувствах и перевез в Москву. Осенью 1946 года влюбленные поженились, а спустя шесть лет стали родителями. Они дали ей тувинское имя Найдан — «вечно живая», но дома коротко называли ее Надей. Родители бесконечно любили ее и потакали всем ее прихотям. Девочка была веселой, энергичной и балованной. У нее были обычные детские проблемы и заботы… В пять лет Надя стала активно рисовать, а первыми критиками, конечно же, стали родители. Отец Нади, который всю жизнь посвятил творчеству, сразу понял, что у его дочери имеется художественный талант и свой неповторимый стиль. Он решил не отдавать ее в художественную школу, а дал Наде полную свободу. Она рисовала все, что видела вокруг, но больше всего любила придумывать иллюстрации к литературным произведениям. Пока девочка не научилась читать самостоятельно, родители читали ей вслух. Когда у Нади спрашивали, как ей дается настолько точно передавать эмоции людей на своих картинах и рисовать с одной стороны простые, а с другой — многогранные сюжеты, она признавалась, что практически не прикладывает усилий. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», — говорила девочка. Надя поражала своими способностями всех вокруг: одноклассников, учителей и коллег отца, поэтому не удивительно, что в скором времени о юной художнице узнала вся страна. Когда девочке исполнилось 10 лет, несколько ее работ напечатали в «Пионерской правде», а еще через два года открылись первые выставки. Выставки проходили в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии. Везде люди выстраивались в очереди и стояли в них по несколько часов, а с выставок уходили не просто в восторге, а в каком-то трансе. После того, как Надя прочитала «Мастера и Маргариту», она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала отца просьбами достать всё, что можно, о Булгакове. Спустя годы вдова Михаила Булгакова, увидев Надины рисунки, назовёт их лучшими. Ho к тому времени девушки уже не будет в живых. «Хорошо, что Надя и свечу нарисовала… Михаил Афанасьевич любил работать при свечах…» — говорила Елена Булгакова, листая рисунки. A когда дошла до портрета Мастера и Маргариты в профиль, надолго замолчала. «Вспухший рот… Характерно для Михаила Афанасьевича… Будто вздохнул… Это провидение Нади». Pyшева стала первым иллюстратором «Мастера и Маргариты». Ей в то время было 15. Девочка восхищалась творчеством Пушкина А. С. Более 300 работ она посвятила «Евгению Онегину», а в частности — Татьяне Лариной. Как и легендарный Эдгар Дега, она часто рисовала балерин. У всех балерин Рушевой была одна общая черта: они были похожи на ее маму. Наталья после рождения дочери так и не вернулась в театр и посвятила себя воспитанию ребенка. Если не считать того, что уже в 15 лет Надю считали состоявшейся художницей, она вела жизнь обычного подростка: ходила в школу, ездила в пионерские лагеря на каникулах, дружила со сверстниками и размышляла о том, что будет делать после выпускного. Девочка мечтала поступить во ВГИК и стать мультипликатором. 6 марта 1969 года Надя почувствовала себя плохо и потеряла сознание. На тот момент в квартире был отец девочки Николай: он тут же вызвал скорую, и уже спустя несколько минут Надю везли в больницу. Несколько часов врачи боролись за жизнь девочки, но спасти ее так и не удалось. Она умерла, не приходя в сознание. Выяснилось, что все 17 лет Надя жила с аневризмой сосудов головного мозга — в те времена диагностировать такую патологию было практически невозможно, поэтому о ней не знали даже родители. Смерть наступила от кровоизлияния в мозг. За свою короткую жизнь Надя нарисовала 12 тыс. картин. И до сих пор в разных странах мира по-прежнему организовывают выставки работ Нади Рушевой. Особенно сильно художницу любят в Японии. A c могильного памятника Нади Pyшевой смотрит на этот мир кентаврёнок — необычный малыш с очень серьёзным взглядом...
Счастье рядом
Японцы до сих пор вспоминают Надю Рушеву, издают eё рисунки на открытках, — пишет Д.
Шеваров.
Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодёжь в большинстве своем o Рушевой ничего не слышала. «Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!» — говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже o своих гениях». «To, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», — писал Ираклий Луарсабович Андроников, рассуждая o цикле «Пушкиниана».
В СССР Надя Рушева стала настоящей звездочкой, когда неожиданно обнаружила в себе талант художника. Она рисовала каждый день по много часов. В 12 лет организовала свою первую выставку и поразила своим талантом Пьера Кардена, Майю Плисецкую, Елену Булгакову и многих других известных людей. Девочка мечтала стать мультипликатором, но даже не знала, что живет с неизлечимой болезнью…
Надя родилась в семье, где оба родителя наивысшей ценностью считали любовь к искусству, причем тому, что рождается не за стенами училищ, а в душе мастера.
Отец девочки был известным советским художником. В начале 50-х годов он заинтересовался культурой Востока и решил, что будет изучать ее не по книгам, а на личном опыте. Для этого он ненадолго переехал в Тыву. Помимо эскизов из Тувы он привез и будущую супругу Наталью, которая в республике была первой балериной. Собственно, во время своего выступления она и очаровала художника. Он признался ей в чувствах и перевез в Москву.
Осенью 1946 года влюбленные поженились, а спустя шесть лет стали родителями. Они дали ей тувинское имя Найдан — «вечно живая», но дома коротко называли ее Надей. Родители бесконечно любили ее и потакали всем ее прихотям.
Девочка была веселой, энергичной и балованной. У нее были обычные детские проблемы и заботы… В пять лет Надя стала активно рисовать, а первыми критиками, конечно же, стали родители.
Отец Нади, который всю жизнь посвятил творчеству, сразу понял, что у его дочери имеется художественный талант и свой неповторимый стиль. Он решил не отдавать ее в художественную школу, а дал Наде полную свободу. Она рисовала все, что видела вокруг, но больше всего любила придумывать иллюстрации к литературным произведениям. Пока девочка не научилась читать самостоятельно, родители читали ей вслух.
Когда у Нади спрашивали, как ей дается настолько точно передавать эмоции людей на своих картинах и рисовать с одной стороны простые, а с другой — многогранные сюжеты, она признавалась, что практически не прикладывает усилий.
«Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», — говорила девочка.
Надя поражала своими способностями всех вокруг: одноклассников, учителей и коллег отца, поэтому не удивительно, что в скором времени о юной художнице узнала вся страна. Когда девочке исполнилось 10 лет, несколько ее работ напечатали в «Пионерской правде», а еще через два года открылись первые выставки.
Выставки проходили в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии. Везде люди выстраивались в очереди и стояли в них по несколько часов, а с выставок уходили не просто в восторге, а в каком-то трансе.
После того, как Надя прочитала «Мастера и Маргариту», она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала отца просьбами достать всё, что можно, о Булгакове. Спустя годы вдова Михаила Булгакова, увидев Надины рисунки, назовёт их лучшими. Ho к тому времени девушки уже не будет в живых.
«Хорошо, что Надя и свечу нарисовала… Михаил Афанасьевич любил работать при свечах…» — говорила Елена Булгакова, листая рисунки. A когда дошла до портрета Мастера и Маргариты в профиль, надолго замолчала. «Вспухший рот… Характерно для Михаила Афанасьевича… Будто вздохнул… Это провидение Нади».
Pyшева стала первым иллюстратором «Мастера и Маргариты». Ей в то время было 15.
Девочка восхищалась творчеством Пушкина А. С. Более 300 работ она посвятила «Евгению Онегину», а в частности — Татьяне Лариной.
Как и легендарный Эдгар Дега, она часто рисовала балерин. У всех балерин Рушевой была одна общая черта: они были похожи на ее маму. Наталья после рождения дочери так и не вернулась в театр и посвятила себя воспитанию ребенка.
Если не считать того, что уже в 15 лет Надю считали состоявшейся художницей, она вела жизнь обычного подростка: ходила в школу, ездила в пионерские лагеря на каникулах, дружила со сверстниками и размышляла о том, что будет делать после выпускного. Девочка мечтала поступить во ВГИК и стать мультипликатором.
6 марта 1969 года Надя почувствовала себя плохо и потеряла сознание. На тот момент в квартире был отец девочки Николай: он тут же вызвал скорую, и уже спустя несколько минут Надю везли в больницу. Несколько часов врачи боролись за жизнь девочки, но спасти ее так и не удалось. Она умерла, не приходя в сознание.
Выяснилось, что все 17 лет Надя жила с аневризмой сосудов головного мозга — в те времена диагностировать такую патологию было практически невозможно, поэтому о ней не знали даже родители. Смерть наступила от кровоизлияния в мозг.
За свою короткую жизнь Надя нарисовала 12 тыс. картин. И до сих пор в разных странах мира по-прежнему организовывают выставки работ Нади Рушевой. Особенно сильно художницу любят в Японии.
A c могильного памятника Нади Pyшевой смотрит на этот мир кентаврёнок — необычный малыш с очень серьёзным взглядом...