по курсу «Воспитание и обучение детей с ЗПР» 1. История становления системы коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии в нашей стране. 2. Подходы к рассмотрению понятия «задержка психического развития» в трудах отечественных исследователей. 3. Определение и сущность понятий «ЗПР», «трудности в обучении», «особые образовательные потребности». 4. Причины возникновения различных типов задержки психического развития в исследованиях Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. 5. Основные группы причин ЗПР по У.В. Ульенковой и О.В. Лебедевой. 6. Классификация ЗПР по Г.Е. Сухаревой. 7. Классификация ЗПР по Л.К. Боченковой. 8. Классификация ЗПР по Т.А. Власовой и М.С. Певзнер. 9. Классификация ЗПР по В.В. Ковалеву. 10. Классификация ЗПР, предложенная М.В. Коркиной, Н.Д. Ласосиной, А.Е. Личко. 11. Основная классификация ЗПР по К.С. Лебединской. 12. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей. 13. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. 14. Принципы и методы отбора детей в ДОУ компенсирующего вида для детей с ЗПР. 15. Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми раннего возраста с замедленным темпом психофизического развития. 16. Принципы обучения и воспитания дошкольников с ЗПР. 17. Методы обучения и воспитания детей с ЗПР в ДОУ компенсирующего вида. 18. Проблемы интегрированного воспитания и обучения детей с ЗПР в условиях образовательного пространства. 19. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с ЗПР. 20. Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях. 21. Параметры отбора детей в классы КРО. 22. Варианты комплектования классов КРО. 23. Осуществление перевода детей в общеобразовательные учреждения. 24. Требования к личностным качествам педагога, работающего с детьми с ЗПР. 25. Индивидуальный и дифференцированный подход в работе с детьми с ЗПР. 26. Модели отношения общества к лицам с нарушениями в развитии по Н.М. Назаровой. Составитель Сазонова В.В. Рекомендуемая литература: 1. Специальная педагогика. / Под. ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000. 2. Специальная дошкольная педагогика. / Под. ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001. 3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – Ростов н /Дону, 2004. 4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. 5. Астапов В.М. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. – М., 1995. 6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995. 7. Обучение детей с задержкой психического развития. / Под. ред. Власовой Т.А. – М., 1981. 8. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. – М., 1996. 9. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. – М., 1970. 10. Дети с задержкой психического развития. / Под. ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. – М.,1984. 11. Основы коррекционной педагогики. / Под. ред. Гонеева А.Д. – М., 1999. 12. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогический аспект. Методическое пособие для учителей классов КРО. – М., 1996. 13. Шевченко С.Г. Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. – М., 1996. 14. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990. 15. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 2003.. 16. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 1987. 17. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В. Заширская. – С-Пб., 2003. 18. Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М., 2003. 19. Основы специальной психологии. / Л.В. Кузнецова. – М.,2002. 20. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М., 2004. 21. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. – М., 2003. 22. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. – М., 2005. Дополнительная литература: 1. Ульенкова У.В. , Васильева Е.Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении. // Дефектология№5, 2001. 2. Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях. / Дефектология№2, 1996. 3. Шевченко С.Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР. / Дефектология№5, 1998. 4. Борякова Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития в период раннего детства. / Коррекционная педагогика;, 2004. 5. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №3, 2002. 6. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №1, 2002. 7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004. 8. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М., 2002. 9. Ермакович В.Д. Организация работы с родителями в специализированном дошкольном учреждении. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №1, 2003. 10. Луговых Н., Бурлуцкая Е., Мандрыкина Л. О некоторых аспектах работы с дошкольниками с ЗПР. / Дошкольное воспитание №6, 1998. 11. Грузинова Т. Дети с ограниченными возможностями. / Директор школы, 1999. 12. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада. / Коррекционная педагогика №2, 2003. 13. Шевченко С.Г. Тенденции развития системы коррекционно-развивающего обучения на современном этапе. / Коррекционная педагогика №1, 2003. 14. Волковская Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития. / Коррекционная педагогика №2, 2003. 15. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития. / Коррекционная педагогика №2, 2003. 16. Борякова Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития в период раннего детства. / Коррекционная педагогика №4(6), 2004. 17. Вайнер М.Э. Проблема профилактики, диагностики и коррекции недостатков личностного развития детей в системе подготовки и повышения квалификации педагога. / Коррекционная педагогика №1, 2003. 18. Бутко Г.А. Основные направления физкультурно-оздоровительной работы специального детского сада для детей с задержкой психического развития. / Коррекционная педагогика №3(5), 2004. 19. Бутко Г.А Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития. / Коррекционная педагогика №2, 2003.
ДДЗУ11-01
:♥♥Оксана♥♥ Кланник(Якубаускене)
Программа итоговой аттестации
по курсу «Воспитание и обучение детей с ЗПР»
1. История становления системы коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии в нашей стране.
2. Подходы к рассмотрению понятия «задержка психического развития» в трудах отечественных исследователей.
3. Определение и сущность понятий «ЗПР», «трудности в обучении», «особые образовательные потребности».
4. Причины возникновения различных типов задержки психического развития в исследованиях Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской.
5. Основные группы причин ЗПР по У.В. Ульенковой и О.В. Лебедевой.
6. Классификация ЗПР по Г.Е. Сухаревой.
7. Классификация ЗПР по Л.К. Боченковой.
8. Классификация ЗПР по Т.А. Власовой и М.С. Певзнер.
9. Классификация ЗПР по В.В. Ковалеву.
10. Классификация ЗПР, предложенная М.В. Коркиной, Н.Д. Ласосиной, А.Е. Личко.
11. Основная классификация ЗПР по К.С. Лебединской.
12. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей.
13. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
14. Принципы и методы отбора детей в ДОУ компенсирующего вида для детей с ЗПР.
15. Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми раннего возраста с замедленным темпом психофизического развития.
16. Принципы обучения и воспитания дошкольников с ЗПР.
17. Методы обучения и воспитания детей с ЗПР в ДОУ компенсирующего вида.
18. Проблемы интегрированного воспитания и обучения детей с ЗПР в условиях образовательного пространства.
19. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с ЗПР.
20. Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях.
21. Параметры отбора детей в классы КРО.
22. Варианты комплектования классов КРО.
23. Осуществление перевода детей в общеобразовательные учреждения.
24. Требования к личностным качествам педагога, работающего с детьми с ЗПР.
25. Индивидуальный и дифференцированный подход в работе с детьми с ЗПР.
26. Модели отношения общества к лицам с нарушениями в развитии по Н.М. Назаровой.
Составитель Сазонова В.В.
Рекомендуемая литература:
1. Специальная педагогика. / Под. ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.
2. Специальная дошкольная педагогика. / Под. ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – Ростов н /Дону, 2004.
4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
5. Астапов В.М. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. – М., 1995.
6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
7. Обучение детей с задержкой психического развития. / Под. ред. Власовой Т.А. – М., 1981.
8. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. – М., 1996.
9. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. – М., 1970.
10. Дети с задержкой психического развития. / Под. ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. – М.,1984.
11. Основы коррекционной педагогики. / Под. ред. Гонеева А.Д. – М., 1999.
12. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогический аспект. Методическое пособие для учителей классов КРО. – М., 1996.
13. Шевченко С.Г. Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. – М., 1996.
14. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.
15. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 2003..
16. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 1987.
17. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В. Заширская. – С-Пб., 2003.
18. Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М., 2003.
19. Основы специальной психологии. / Л.В. Кузнецова. – М.,2002.
20. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М., 2004.
21. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. – М., 2003.
22. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. – М., 2005.
Дополнительная литература:
1. Ульенкова У.В. , Васильева Е.Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении. // Дефектология№5, 2001.
2. Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях. / Дефектология№2, 1996.
3. Шевченко С.Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР. / Дефектология№5, 1998.
4. Борякова Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития в период раннего детства. / Коррекционная педагогика;, 2004.
5. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №3, 2002.
6. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №1, 2002.
7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004.
8. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М., 2002.
9. Ермакович В.Д. Организация работы с родителями в специализированном дошкольном учреждении. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №1, 2003.
10. Луговых Н., Бурлуцкая Е., Мандрыкина Л. О некоторых аспектах работы с дошкольниками с ЗПР. / Дошкольное воспитание №6, 1998.
11. Грузинова Т. Дети с ограниченными возможностями. / Директор школы, 1999.
12. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада. / Коррекционная педагогика №2, 2003.
13. Шевченко С.Г. Тенденции развития системы коррекционно-развивающего обучения на современном этапе. / Коррекционная педагогика №1, 2003.
14. Волковская Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития. / Коррекционная педагогика №2, 2003.
15. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития. / Коррекционная педагогика №2, 2003.
16. Борякова Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития в период раннего детства. / Коррекционная педагогика №4(6), 2004.
17. Вайнер М.Э. Проблема профилактики, диагностики и коррекции недостатков личностного развития детей в системе подготовки и повышения квалификации педагога. / Коррекционная педагогика №1, 2003.
18. Бутко Г.А. Основные направления физкультурно-оздоровительной работы специального детского сада для детей с задержкой психического развития. / Коррекционная педагогика №3(5), 2004.
19. Бутко Г.А Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития. / Коррекционная педагогика №2, 2003.