1 янв 2024
МОИ МЕМУАРЫ СО ВРЕМЁН И.
В. СТАЛИНА ДО ЭПОХИ В.В. ПУТИНА.
Глава 24. Компьютеризация учебного процесса в сельской школе.
1-го сентября, на открытии школы после капитального ремонта присутствовали, Глава администрации сельского поселения, Дорофеева Татьяна Никифоровна и директор ЗАО «Родник», Юрий Антонович Федин. Они поздравили учителей и учеников с окончанием ремонта, отметив что правительство, под руководством В.В. Путина, выделяет большие средства на внедрение современных средств обучения во всех школах.
В сельской школе хутора Морозова проведён капитальный евроремонт в зданиях основной и начальной школы, где все классы оснащены компьютерными средствами обучения. Ученики имеют возможность изучать информатику в компьютерных классах с интерактивными средствами обучения. Директор школы, Шишова Валентина Ивановна, в своём выступлении поблагодарила руководство района за организацию и финансирование капитального ремонта школы.
За год строители проделали огромную работу. В школе появилась кухня с электрическими печами и столовая, внутренние туалетные комнаты.
Классы стали светлыми, красочными, оснащёнными новой мебелью
За год строители проделали огромную работу. В школе появилась кухня с электрическими печами и столовая, внутренние туалетные комнаты.
Классы стали светлыми, красочными, оснащёнными новой мебелью
В каждом классе начальной и основной школы, на столе учителя установлен компьютер.
Имелись кабинеты, оснащённые компьютерной и интерактивной техникой.
Информатику ученики могли изучать в специальном компьютерном классе.
Учителя с большим интересом начали изучать и осваивать новую компьютерную технику, проводя много времени перед экраном компьютера. Я к работе на компьютере не стремился, потому что уже имел опыт работы на первых компьютерах в компьютерном классе школы №36 посёлка Хишрау, когда моё неосторожное многочасовое увлечение компьютером, привело к резкому ослаблению и потере остроты зрения. Мне пришлось тогда начать носить очки на (+3). Я предупредил своих коллег, чтобы они соблюдали санитарные нормы допустимого времени «общения» с компьютерами, но всё было напрасно, потому что было время повального увлечения компьютерами, как среди учителей, так и среди учеников.
С появлением в школе компьютеров, возросло число бюрократических документов, которые стали требовать от учителей в печатном виде. Учителя должны были печатать на компьютере каждый год своё календарное планирование по всем предметам, во всех классах, хотя текст планирования постоянно повторялся, менялись только даты проведения уроков.
Стало модным требованием, проводить уроки с помощью компьютеров, готовить «компьютерные презентации», хотя такие уроки превращались в «шоу», на которых ученик был в роли зрителя, получая готовые результаты. Я выступал против повсеместного чрезмерного увлечения учителями использования компьютеров в начальных классах и при проведении уроков математики и физики, считая, что чрезмерное использование компьютеров на этих уроках не развивает учеников, а отупляет их сознание, потому что знания предоставляются в готовом виде, а ученик должен на уроках стремиться к овладению знаниями, добывать их, с помощью учителя. Компьютер,- это вспомогательное наглядное техническое средство, которое нужно использовать на обзорных или обобщающих уроках. На всех рабочих уроках главным источником информации и знаний является учитель со своими чувствами и эмоциями, вооружённый главными средствами передачи информации: учебник, мел, классная доска, тряпка, тетрадь ученика и его ручка. Подтверждение этой истины я наблюдал не раз, когда участвовал в районных методических семинарах по математике и физике, проводимых в крупных элитных школах района, когда демонстрировались открытые уроки, построенные на подготовленных презентациях с использованием компьютера. Внешне выглядело всё красиво, до момента отказа компьютера, по техническим причинам. Однажды, во время открытого урока, произошло отключение электропитания. Уроки были провалены, потому что учителя не подготовили варианты продолжения урока с помощью мела, доски и тряпки.
В этом учебном году мне, наряду с уроками физики в 7-м, 8-м и 9-м – классах, дали вести уроки математики и классное руководство в 5-м классе.
Стало модным требованием, проводить уроки с помощью компьютеров, готовить «компьютерные презентации», хотя такие уроки превращались в «шоу», на которых ученик был в роли зрителя, получая готовые результаты. Я выступал против повсеместного чрезмерного увлечения учителями использования компьютеров в начальных классах и при проведении уроков математики и физики, считая, что чрезмерное использование компьютеров на этих уроках не развивает учеников, а отупляет их сознание, потому что знания предоставляются в готовом виде, а ученик должен на уроках стремиться к овладению знаниями, добывать их, с помощью учителя. Компьютер,- это вспомогательное наглядное техническое средство, которое нужно использовать на обзорных или обобщающих уроках. На всех рабочих уроках главным источником информации и знаний является учитель со своими чувствами и эмоциями, вооружённый главными средствами передачи информации: учебник, мел, классная доска, тряпка, тетрадь ученика и его ручка. Подтверждение этой истины я наблюдал не раз, когда участвовал в районных методических семинарах по математике и физике, проводимых в крупных элитных школах района, когда демонстрировались открытые уроки, построенные на подготовленных презентациях с использованием компьютера. Внешне выглядело всё красиво, до момента отказа компьютера, по техническим причинам. Однажды, во время открытого урока, произошло отключение электропитания. Уроки были провалены, потому что учителя не подготовили варианты продолжения урока с помощью мела, доски и тряпки.
В этом учебном году мне, наряду с уроками физики в 7-м, 8-м и 9-м – классах, дали вести уроки математики и классное руководство в 5-м классе.
При знакомстве с со своими учениками я узнал, что они, по рассказам своих старших товарищей, знают, что на уроках математики будут получать не только оценки в дневник и в школьный журнал, но и зарабатывать «доллары» на свой банковский счёт. Учитывая, что 5-й класс только закончил учёбу в начальной школе, и понятие «виртуальных долларов» на банковских счетах, им ещё не очень понятно, я попросил их достать свои дневники. Взяв один из дневников, и открыл его последнюю страницу, предложив сделать то же самое всем ученикам в классе. Я дал задание ученикам, дома на этом листе дневника, сбоку провести красную линию, сверху,- провести синюю линию, а внизу, -зелёную линию. Эта страница дневника будет называться «денежная акция».
Подводя итоги урока, я буду карманным дыроколом, прокалывать лист дневника. Отверстие, специальной формы, проделанное дыроколом с красной стороны, соответствует получению 10-ти «долларов», с синей стороны, - 5-ти «долларов», а с зелёной стороны, - 2-х «долларов».
Ученики 5-го класса быстро усвоили методику проведения уроков в форме соревнования между тремя командами. Мы встречались на уроках математики 4 раза в неделю, а в пятницу, после уроков, проводили “классный час”, на котором подводили итоги заработанных «денег», и оценок за неделю. На “классном часе “, я, как классный руководитель, старался научить детей выражать свою мысль, уметь правильно и логично рассуждать, отстаивая свою точку зрения. Для этого нужно было организовать стремление читать книги. Всем ученикам я рекомендовал читать занимательные книги, развивающие мысль детей: «Математическая смекалка», «Хочу всё знать», «Занимательная физика».
Потом мы организовывали обсуждение, прочитанных учениками, книг. За что наиболее активные ученики получали на свой счёт дополнительные «доллары».
Во всех классах ученики старались заработать побольше «долларов». Часто ученики, получая заслуженную на уроке оценку «5», просили не ставить её в дневник и в журнал, а заменить отличную оценку на дополнительные 50 долларов на своём счёте.
Ученики знали, что за хорошую общественную работу, например, на субботнике,
Подводя итоги урока, я буду карманным дыроколом, прокалывать лист дневника. Отверстие, специальной формы, проделанное дыроколом с красной стороны, соответствует получению 10-ти «долларов», с синей стороны, - 5-ти «долларов», а с зелёной стороны, - 2-х «долларов».
Ученики 5-го класса быстро усвоили методику проведения уроков в форме соревнования между тремя командами. Мы встречались на уроках математики 4 раза в неделю, а в пятницу, после уроков, проводили “классный час”, на котором подводили итоги заработанных «денег», и оценок за неделю. На “классном часе “, я, как классный руководитель, старался научить детей выражать свою мысль, уметь правильно и логично рассуждать, отстаивая свою точку зрения. Для этого нужно было организовать стремление читать книги. Всем ученикам я рекомендовал читать занимательные книги, развивающие мысль детей: «Математическая смекалка», «Хочу всё знать», «Занимательная физика».
Потом мы организовывали обсуждение, прочитанных учениками, книг. За что наиболее активные ученики получали на свой счёт дополнительные «доллары».
Во всех классах ученики старались заработать побольше «долларов». Часто ученики, получая заслуженную на уроке оценку «5», просили не ставить её в дневник и в журнал, а заменить отличную оценку на дополнительные 50 долларов на своём счёте.
Ученики знали, что за хорошую общественную работу, например, на субботнике,
по рекомендации учителей и руководства школы, я добавлял на счёт ученика дополнительные «доллары», а за плохую работу или за другое замечание учителей, нерадивый ученик мог потерять со своего счёта часть своих «денег». Ученики получали на свой счёт дополнительное вознаграждение за шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной Войны и постоянный уход за могилой – обелиском солдатам, павшим в боях за освобождение Ростовской области от фашистов.
При подведении итогов учебной деятельности за четверть, я, с согласия директора школы, называл фамилии учеников, в каждом классе, которые имели на своём счету больше всех «долларов».
При подведении итогов учебной деятельности за год, ученик, получивший больше всех «долларов» в школе, выходил перед строем учеников, и под аплодисменты товарищей получал от директора школы грамоту, а я пожимал победителю руку и вручал ему памятный подарок в виде интересной и занимательной книги.
При подведении итогов учебной деятельности за год, ученик, получивший больше всех «долларов» в школе, выходил перед строем учеников, и под аплодисменты товарищей получал от директора школы грамоту, а я пожимал победителю руку и вручал ему памятный подарок в виде интересной и занимательной книги.
В школе сложился хороший дружный доброжелательный коллектив. В таких условиях мне было легко и радостно проводить работу с детьми. В Ростовской области, по инициативе губернатора, во всех школах в начальных классах, с третьего года учёбы, ввели уроки обучения игры в шахматы. Эту работу поручили мне. У меня с детских лет были навыки этой мудрой игры. Я приобрёл литературу по шахматам и настенную магнитную демонстрационную шахматную доску, с помощью которой проводил уроки игры в шахматы.
Дети с удовольствием посещали уроки шахматной игры. Для учеников старших классов я вёл, по вечерам, шахматный кружок, в котором самыми активными членами кружка были два брата, - Чебураковы.
Много лет назад я учил математике и физике их маму, Татьяну,
Много лет назад я учил математике и физике их маму, Татьяну,
а сейчас, с удовольствием, учил математике, физике и шахматам детей Татьяны Чебураковой.
Директор школы, Шишова Валентина Ивановна часто проводила совещания в виде общего чаепития. Мы, по- домашнему, сидели в нашей новой столовой и пили чай с печеньем, обсуждая различные вопросы.
Директор школы, Шишова Валентина Ивановна часто проводила совещания в виде общего чаепития. Мы, по- домашнему, сидели в нашей новой столовой и пили чай с печеньем, обсуждая различные вопросы.
На одном из таких совещаний директор школы сообщила, что руководство Рай ОНО планирует провести в нашей школе педагогическую конференцию, на которой хотят познакомиться с нашей учебной, педагогической и методической работой в школе, после проведённого капитального ремонта. Директор предупредила, чтобы у каждого учителя были в порядке документы по учебно- методическому планированию. Каждый учитель, в день конференции, должен быть готов к открытому уроку и посещению гостей. Наших гостей интересует использование компьютерной технологии на уроках в начальной школе и в старших классах. Я высказал директору школы своё мнение, что в угоду современной моде увлечения в школах компьютерными технологиями, не следует забывать о вреде, который приносит это увлечение здоровью учителей и учеников. Известно, что Пифагор, Архимед и другие известные древние учёные совершали великие открытия, делая чертежи и производя расчёты палочками на песке.
В математике и физике компьютерные средства служат одним из технических пособий для наглядного обобщения темы. Основные знания ученики должны добывать, вместе с учителем с помощью основных известных средств: учебники, классная доска, мел, тряпка, ручка ученика и его тетрадь. Главным для учителя на уроке, является создание мотивации для учеников, чтобы он сам стремился добывать знания. Учитель должен научить учеников, - учиться, добывать знания, а не подносить их готовыми, с помощью компьютера.
Я сказал директору школы, что готовиться к показательному открытому уроку мне нет необходимости. В день конференции желающие гости могут посетить любой мой рабочий урок, и убедиться, что можно интересно, активно и продуктивно вести уроки без компьютерных средств.
Директор с моими заявлениями спорить не стала, вероятно надеясь, что участники конференции пойдут на уроки, подготовленные и построенные на «компьютерных презентациях».
В назначенный день школа с раннего утра была готова к приёму гостей. К началу уроков приехала группа директоров школ района с методистами и инспекторами Рай ОНО. Возглавляла всю группу гостей старший инспектор Рай ОНО, Сергеева Елена Веньяминовна. Директор школы повела гостей по, обновлённой после ремонта, школе. Особый интерес гостей вызвал вопрос организации горячего питания учеников, который решался с помощью построенной в школе кухни и столовой.
Ознакомившись с расписанием уроков, часть гостей собралась посетить урок в начальной школе. Старший инспектор, Сергеева Елена Веньяминовна, закончила физико- математический факультет и вела уроки физики в Романовской школе, поэтому её интересовали вопросы преподавания физики в нашей школе. Она выбрала для посещения урок физики в моём, 8-м классе. К ней примкнуло несколько директоров школ, преподающих математику и физику, в том числе и директор нашей школы.
На перемене мне сообщили, что комиссия в составе 6-ти человек собираются посетить урок физики в моём, 8-м классе. Я вспомнил те времена, когда участвовал во Всесоюзном конкурсе «Эврика» и проводил уроки в школах Москвы. Этого было достаточно, чтобы получить заряд бодрости и энергии. Взяв свой большой портфель, набитый различными наглядными пособиями, и складную переносную доску, я направился в свой,- 8-й класс. Со звонком я вошёл в класс. Ученики встали, приветствуя учителя. Я поздоровался, и весело сообщил ученикам, что у нас на уроке присутствуют гости, которые хотят посмотреть, как в Морозове ученики любят физику, и добавил, чтобы все вели себя спокойно и не волновались. У нас обычный рабочий урок физики, который будет проходить в виде соревнования между тремя командами. С этими словами я написал мелом на верху классной доски три номера команд: №1, №2, №3.
Я попросил учеников приготовиться к уроку, сообщив, что каждому будет вручено пособие, - «средство обратной связи», СОС, - целофановые мешочки с куском тёмного пластика, мелом и тряпочкой. На передние три парты я положил по 6 мешочков, попросив передать по мешочку,- сзади сидящим товарищам. Пока ученики получали свои мешочки и готовили СОС к работе, я сообщил, что у каждого ученика на расчётном банковском счёте имеются деньги, - «доллары», полученные за свою работу на прошлых уроках. С этими словами, я прочитал список из 18-ти фамилий учеников в классе, сообщая сколько «долларов» у каждого на банковском счёте. Я напомнил, что члены команды, занявшей сегодня на уроке, 1-е место, получат за урок по 10 «долларов, за 2-е место, -по 5 «долларов», а за третье место, - по 2 «доллара». Говоря о б этом, я написал на доске название новой темы: «Последовательное и параллельное соединение проводников». Пока ученики записывали в свою рабочую тетрадь название темы, я сообщил о целях и задачах нашего урока. Пройдя в это время между рядами, я проверил готовность учеников к работе.
Объявив первый этап урока, - «гимнастика ума», я сказал, что ученики должны на СОС написать ответы на три задачи по физике.
Первая задача шуточная, - на внимательность и сообразительность:
«С какой птицы начинается день и ночь в любом хуторе и станице?»
Я повесил на доске планшет, на котором мелом был написан ответ, в форме игры «Поле чудес»: { c } { } { т } { } { и }.
Я попросил внимательно слушать вопрос, ведь в нём надо искать ответ, и ещё раз прочитал вопрос.
На СОС, которые ученики подняли над головой появились варианты ответов.
Через некоторое время, увидев верный ответ, я поднял ученика и попросил прокомментировать свой ответ. Он сказал, что день и ночь, - это «сутки», значить ответ: «С утки начинается день и ночь». Я похвалил ученика и поставил команде (+).
Вторая задача была качественного характера:
«Когда автомобиль и три всадника мчатся на лошади, верблюде и слоне, постоянно сохраняя одинаковую скорость?»
На планшете ответ выглядел таким образом:
{ } { а } { } { у } { } { е } { } { ь }.
Среди различных ответов на СОС, я увидел на двух рядах правильный ответ, - «карусель». Похвалив учеников за верный ответ, я поставил командам по (+).
Я прочитал третий вопрос, на сообразительность и логику:
«Кто ходит сидя?»
На планшете висел ответ:
{ } { а } { } { м } { } { т } { } { } { т }.
Очень быстро на всех трёх рядах на СОС появились верные ответы, - «шахматист».
Я поставил всем командам по(+).
Начался этап проверки знания учениками физических формул.
я повесил свою переносную складную доску, на которой в форме «Поле чудес», было написано 10 формул по физике. В этих формулах мелом были написаны некоторые буквы(символы), остальные недостающие буквы(символы) ученики должны были угадать, и показать на своих СОС правильную запись формул.
С помощью учеников, отмечая верные записи формул на СОС, знаками(+) командам, я заполнил мелом все пропуски в списке физических формул.
Третий этап был, - решение устных задач практического содержания, например, - «Определить глубину колодца, если камень летел до дна 4 секунды?»; «На какую высоту был брошен вверх мяч, если он упал на землю через 4 секунды?» и т. д.
Ученики показывали на СОС ответы на вопросы. Увидев верный ответ, я поднимал ученика, просил прокомментировать ход решения и ставил(+) его команде. Решив несколько устных задач, мы перешли к решению более сложных задач. Я попросил написать на СОС формулу, выражающую Закон Ома. Все ученики показали верную запись формулы, выражающую связь силы тока, напряжения в сети и сопротивления проводника.
После этого задания, я повесил на доску три планшета, на которых было написано, условие задачи в виде, - что дано для решения задачи на расчёт электрической цепи, если известно два параметра, а третий, - нужно найти по Закону Ома. Бросив на столе три раза два кубика,
Я сказал директору школы, что готовиться к показательному открытому уроку мне нет необходимости. В день конференции желающие гости могут посетить любой мой рабочий урок, и убедиться, что можно интересно, активно и продуктивно вести уроки без компьютерных средств.
Директор с моими заявлениями спорить не стала, вероятно надеясь, что участники конференции пойдут на уроки, подготовленные и построенные на «компьютерных презентациях».
В назначенный день школа с раннего утра была готова к приёму гостей. К началу уроков приехала группа директоров школ района с методистами и инспекторами Рай ОНО. Возглавляла всю группу гостей старший инспектор Рай ОНО, Сергеева Елена Веньяминовна. Директор школы повела гостей по, обновлённой после ремонта, школе. Особый интерес гостей вызвал вопрос организации горячего питания учеников, который решался с помощью построенной в школе кухни и столовой.
Ознакомившись с расписанием уроков, часть гостей собралась посетить урок в начальной школе. Старший инспектор, Сергеева Елена Веньяминовна, закончила физико- математический факультет и вела уроки физики в Романовской школе, поэтому её интересовали вопросы преподавания физики в нашей школе. Она выбрала для посещения урок физики в моём, 8-м классе. К ней примкнуло несколько директоров школ, преподающих математику и физику, в том числе и директор нашей школы.
На перемене мне сообщили, что комиссия в составе 6-ти человек собираются посетить урок физики в моём, 8-м классе. Я вспомнил те времена, когда участвовал во Всесоюзном конкурсе «Эврика» и проводил уроки в школах Москвы. Этого было достаточно, чтобы получить заряд бодрости и энергии. Взяв свой большой портфель, набитый различными наглядными пособиями, и складную переносную доску, я направился в свой,- 8-й класс. Со звонком я вошёл в класс. Ученики встали, приветствуя учителя. Я поздоровался, и весело сообщил ученикам, что у нас на уроке присутствуют гости, которые хотят посмотреть, как в Морозове ученики любят физику, и добавил, чтобы все вели себя спокойно и не волновались. У нас обычный рабочий урок физики, который будет проходить в виде соревнования между тремя командами. С этими словами я написал мелом на верху классной доски три номера команд: №1, №2, №3.
Я попросил учеников приготовиться к уроку, сообщив, что каждому будет вручено пособие, - «средство обратной связи», СОС, - целофановые мешочки с куском тёмного пластика, мелом и тряпочкой. На передние три парты я положил по 6 мешочков, попросив передать по мешочку,- сзади сидящим товарищам. Пока ученики получали свои мешочки и готовили СОС к работе, я сообщил, что у каждого ученика на расчётном банковском счёте имеются деньги, - «доллары», полученные за свою работу на прошлых уроках. С этими словами, я прочитал список из 18-ти фамилий учеников в классе, сообщая сколько «долларов» у каждого на банковском счёте. Я напомнил, что члены команды, занявшей сегодня на уроке, 1-е место, получат за урок по 10 «долларов, за 2-е место, -по 5 «долларов», а за третье место, - по 2 «доллара». Говоря о б этом, я написал на доске название новой темы: «Последовательное и параллельное соединение проводников». Пока ученики записывали в свою рабочую тетрадь название темы, я сообщил о целях и задачах нашего урока. Пройдя в это время между рядами, я проверил готовность учеников к работе.
Объявив первый этап урока, - «гимнастика ума», я сказал, что ученики должны на СОС написать ответы на три задачи по физике.
Первая задача шуточная, - на внимательность и сообразительность:
«С какой птицы начинается день и ночь в любом хуторе и станице?»
Я повесил на доске планшет, на котором мелом был написан ответ, в форме игры «Поле чудес»: { c } { } { т } { } { и }.
Я попросил внимательно слушать вопрос, ведь в нём надо искать ответ, и ещё раз прочитал вопрос.
На СОС, которые ученики подняли над головой появились варианты ответов.
Через некоторое время, увидев верный ответ, я поднял ученика и попросил прокомментировать свой ответ. Он сказал, что день и ночь, - это «сутки», значить ответ: «С утки начинается день и ночь». Я похвалил ученика и поставил команде (+).
Вторая задача была качественного характера:
«Когда автомобиль и три всадника мчатся на лошади, верблюде и слоне, постоянно сохраняя одинаковую скорость?»
На планшете ответ выглядел таким образом:
{ } { а } { } { у } { } { е } { } { ь }.
Среди различных ответов на СОС, я увидел на двух рядах правильный ответ, - «карусель». Похвалив учеников за верный ответ, я поставил командам по (+).
Я прочитал третий вопрос, на сообразительность и логику:
«Кто ходит сидя?»
На планшете висел ответ:
{ } { а } { } { м } { } { т } { } { } { т }.
Очень быстро на всех трёх рядах на СОС появились верные ответы, - «шахматист».
Я поставил всем командам по(+).
Начался этап проверки знания учениками физических формул.
я повесил свою переносную складную доску, на которой в форме «Поле чудес», было написано 10 формул по физике. В этих формулах мелом были написаны некоторые буквы(символы), остальные недостающие буквы(символы) ученики должны были угадать, и показать на своих СОС правильную запись формул.
С помощью учеников, отмечая верные записи формул на СОС, знаками(+) командам, я заполнил мелом все пропуски в списке физических формул.
Третий этап был, - решение устных задач практического содержания, например, - «Определить глубину колодца, если камень летел до дна 4 секунды?»; «На какую высоту был брошен вверх мяч, если он упал на землю через 4 секунды?» и т. д.
Ученики показывали на СОС ответы на вопросы. Увидев верный ответ, я поднимал ученика, просил прокомментировать ход решения и ставил(+) его команде. Решив несколько устных задач, мы перешли к решению более сложных задач. Я попросил написать на СОС формулу, выражающую Закон Ома. Все ученики показали верную запись формулы, выражающую связь силы тока, напряжения в сети и сопротивления проводника.
После этого задания, я повесил на доску три планшета, на которых было написано, условие задачи в виде, - что дано для решения задачи на расчёт электрической цепи, если известно два параметра, а третий, - нужно найти по Закону Ома. Бросив на столе три раза два кубика,
я определил, по выпавшим цифрам, номер ряда и трёх учеников, которые должны идти к доске для решения задачи на одном из планшетов. Остальные ученики должны были решать в тетради задачу своего ряда. Я прошёл по рядам, наблюдая ход решения задачи учениками на местах.
Ученики у доски почти одновременно решили свои задачи, применив формулу Закона Ома. После объяснения хода решения задачи, я посадил учеников на место, отметив активность и знания каждого ученика баллами(+), для своей команды.
Перед началом объяснения новой темы, я достал из портфеля два прибора: амперметр и вольтметром и напомнил ученикам, что амперметром измеряют силу тока в электрической цепи, а вольтметром, - напряжение. Объясняя новую тему, я
повесил на доску планшет с «опорным сигналом, - последовательное и параллельное соединение проводников»,
Ученики у доски почти одновременно решили свои задачи, применив формулу Закона Ома. После объяснения хода решения задачи, я посадил учеников на место, отметив активность и знания каждого ученика баллами(+), для своей команды.
Перед началом объяснения новой темы, я достал из портфеля два прибора: амперметр и вольтметром и напомнил ученикам, что амперметром измеряют силу тока в электрической цепи, а вольтметром, - напряжение. Объясняя новую тему, я
повесил на доску планшет с «опорным сигналом, - последовательное и параллельное соединение проводников»,
из которого следовало, что при последовательном соединении, сила тока в цепи везде одинаковая, а общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на её участках, а общее сопротивление равно сумме сопротивлений. При параллельном соединении проводников, напряжение на каждом участке одинаковое, а общая сила тока равна сумме сил тока на участках. Общее сопротивление меньше наименьшего и определяется оно по формуле, показанной на планшете. Я попросил учеников начертить схему опорного сигнала в своей тетради, а новые формулы записать в общую таблицу всех формул.
Взяв в руки прибор для измерения силы тока, - амперметр, я спросил мнение учеников, как подсоединить его в цепь на планшете, чтобы он показал общую силу тока в цепи? У всех учеников было мнение, что амперметр нужно всегда подсоединять в цепи, - последовательно, а вольтметр нужно всегда подсоединять параллельно. Я мелом дочертил на планшете, в схеме, подсоединение амперметра и вольтметра, при последовательном и параллельном соединении проводников.
Ученики добавили в свои схемы подсоединение амперметра и вольтметра в цепь.
Взяв в руки прибор для измерения силы тока, - амперметр, я спросил мнение учеников, как подсоединить его в цепь на планшете, чтобы он показал общую силу тока в цепи? У всех учеников было мнение, что амперметр нужно всегда подсоединять в цепи, - последовательно, а вольтметр нужно всегда подсоединять параллельно. Я мелом дочертил на планшете, в схеме, подсоединение амперметра и вольтметра, при последовательном и параллельном соединении проводников.
Ученики добавили в свои схемы подсоединение амперметра и вольтметра в цепь.
Для закрепления темы, я вывесил планшет, на котором была начерчена схема и записано условие двух задач расчёта электрической цепи при последовательном и параллельном соединении проводников. Коллективно обсуждая с учениками ход решения, мы, общими усилиями, решили обе задачи, найдя общую силу тока в цепи, общее напряжение и общее сопротивление электрической цепи.
Две подобные задачи, я дал задание, - решить дома по задачнику.
Видя, что ученики устали, я предложил совместить физику с физкультурой, предложив всем сыграть со мной в игру, - «угадайка». По условиям игры,- если высказывание учителя верное, ученики должны встать и поднять обе руки вверх, если высказывание учителя неверное, нужно сидя, скрестить обе руки на груди.
При выполнении своих движений, нужно быть внимательным, потому что неверное движение рук может повлечь знак (-) своей команде.
Ученики приготовились, а я стал произносить верные и неверные высказывания, наблюдая за реакцией учеников.
Две подобные задачи, я дал задание, - решить дома по задачнику.
Видя, что ученики устали, я предложил совместить физику с физкультурой, предложив всем сыграть со мной в игру, - «угадайка». По условиям игры,- если высказывание учителя верное, ученики должны встать и поднять обе руки вверх, если высказывание учителя неверное, нужно сидя, скрестить обе руки на груди.
При выполнении своих движений, нужно быть внимательным, потому что неверное движение рук может повлечь знак (-) своей команде.
Ученики приготовились, а я стал произносить верные и неверные высказывания, наблюдая за реакцией учеников.
Например,
- Сила тока измеряется в вольтах;
-При последовательном соединении сила тока в цепи везде одинаковая:
-При последовательном соединении общее сопротивление равно сумме сопротивлений на участках цепи;
-Вольтметр в цепь соединяется последовательно.
Таким образом, высказав около 10 подобных
суждений, я закрепил пройденный материал, а ученики физически отдохнули.
Все действия учеников, я оценивал знаками(+) и (-) для своих команд.
В завершение физкультурной паузы, я дал задание ученикам - представить, что они элементы электрической цепи, которые должны в команде соединиться последовательно.
Я наблюдал как, довольно быстро, ученики в командах правильно соединились своими руками в последовательную цепь. Но при выполнении параллельного соединения, ученикам пришлось «поломать голову». Только команда № 2 выполнила задание верно, за что получила свой балл(+).
Когда ученики сели и успокоились, я сказал, что у нас осталось время на проведение ролевой игры, - «ученик, в роли учителя». Я бросил на стол два кубика, один из них показал номер ряда, а другой, номер ученика, который должен выйти к доске и, в роли учителя, задать ученикам вопрос, -устный, или с использованием СОС, а затем оценить верность ответа учеников, отметив баллами(+),- команду. Нужно сказать, что это довольно сложное для ученика испытание, потому что задать правильно вопрос и оценить его, гораздо труднее, чем отвечать на вопрос.
Ученик, в роли учителя, задав свой вопрос классу, и оценив ответ учеников баллами(+) командам, бросает два кубика,
- Сила тока измеряется в вольтах;
-При последовательном соединении сила тока в цепи везде одинаковая:
-При последовательном соединении общее сопротивление равно сумме сопротивлений на участках цепи;
-Вольтметр в цепь соединяется последовательно.
Таким образом, высказав около 10 подобных
суждений, я закрепил пройденный материал, а ученики физически отдохнули.
Все действия учеников, я оценивал знаками(+) и (-) для своих команд.
В завершение физкультурной паузы, я дал задание ученикам - представить, что они элементы электрической цепи, которые должны в команде соединиться последовательно.
Я наблюдал как, довольно быстро, ученики в командах правильно соединились своими руками в последовательную цепь. Но при выполнении параллельного соединения, ученикам пришлось «поломать голову». Только команда № 2 выполнила задание верно, за что получила свой балл(+).
Когда ученики сели и успокоились, я сказал, что у нас осталось время на проведение ролевой игры, - «ученик, в роли учителя». Я бросил на стол два кубика, один из них показал номер ряда, а другой, номер ученика, который должен выйти к доске и, в роли учителя, задать ученикам вопрос, -устный, или с использованием СОС, а затем оценить верность ответа учеников, отметив баллами(+),- команду. Нужно сказать, что это довольно сложное для ученика испытание, потому что задать правильно вопрос и оценить его, гораздо труднее, чем отвечать на вопрос.
Ученик, в роли учителя, задав свой вопрос классу, и оценив ответ учеников баллами(+) командам, бросает два кубика,
номера которых показывают следующего ученика, который выходит к доске, в роли учителя, и продолжает вести урок.
После трёх учеников, в роли учителя, я оценил их работу и ответы учеников, выставив баллы(+), соответствующим командам. Начался этап подведения итогов урока. Я попросил учеников, прежде чем они сложат в мешочки принадлежности СОС, и передадут их по рядам вперёд, на первую парту, -сделать последнюю запись на своих СОС. По итогам урока, нужно догадаться, - записать на своём СОС, как будет выглядеть формула Закона Ома для последовательного и параллельного соединения проводников?
Первым догадался и написал на своём СОС формулу общего Закона Ома для полной цепи, ученик со второго ряда, - Цуман Витя. Я подошёл к нему и показал всем СОС Цумана Вити, на котором была написана формула, показывающая, что общая сила тока в цепи прямо пропорциональна общему напряжению в цепи, и обратно пропорциональна общему сопротивлению электрической цепи. Я похвалил Витю, пожал его руку, сказав, что так делаются открытия в науке. Подойдя к доске, я поставил команде №2 балл(+), и объявил, что по итогам урока, Цуман Витя, получает
«золотую пятёрку», к которой прилагается 50 «долларов» на его личный счёт. Я назвал ещё фамилии трёх учеников, которые за решение задач получили оценку «5». Подсчитав количество баллов, я объявил, что первое место заняла команда №2, члены которой получили на свой счёт по 10 «долларов», второе место заняла команда №3, члены которой получили по 5 «долларов», и третье место заняла команда №1. Члены этой команды получили по 2 «доллара». Подведя итоги, я поблагодарил учеников за их активную работу на уроке и объявил, что урок окончен. Прозвенел звонок. Ученики вышли из класса.
Старший инспектор Рай ОНО, Елена Веньяминовна Сергеева, подошла к учительскому столу. Я сел за первый стол. Сергеева, с улыбкой, посмотрела на мой портфель, заполненный планшетами и наглядными пособиями, и сказала: «Спасибо Виктору Кондратьевичу за урок. Я в восторге!
Такого продуктивного, насыщенного информацией и наглядностью, рабочего урока, я ещё не видела. Учитель методически грамотно строит урок, создавая атмосферу мотивации и активности учеников, которые знают законы физики, умеют применять их в жизни, умеют высказывать и отстаивать своё мнение,
знают формулы и, самое главное, - умеют решать задачи. Я сама веду уроки физики в Романовской школе, но была бы рада, если у моей дочери учителем был Несмашнов Виктор Кондратьевич!»
Продолжение следует.
После трёх учеников, в роли учителя, я оценил их работу и ответы учеников, выставив баллы(+), соответствующим командам. Начался этап подведения итогов урока. Я попросил учеников, прежде чем они сложат в мешочки принадлежности СОС, и передадут их по рядам вперёд, на первую парту, -сделать последнюю запись на своих СОС. По итогам урока, нужно догадаться, - записать на своём СОС, как будет выглядеть формула Закона Ома для последовательного и параллельного соединения проводников?
Первым догадался и написал на своём СОС формулу общего Закона Ома для полной цепи, ученик со второго ряда, - Цуман Витя. Я подошёл к нему и показал всем СОС Цумана Вити, на котором была написана формула, показывающая, что общая сила тока в цепи прямо пропорциональна общему напряжению в цепи, и обратно пропорциональна общему сопротивлению электрической цепи. Я похвалил Витю, пожал его руку, сказав, что так делаются открытия в науке. Подойдя к доске, я поставил команде №2 балл(+), и объявил, что по итогам урока, Цуман Витя, получает
«золотую пятёрку», к которой прилагается 50 «долларов» на его личный счёт. Я назвал ещё фамилии трёх учеников, которые за решение задач получили оценку «5». Подсчитав количество баллов, я объявил, что первое место заняла команда №2, члены которой получили на свой счёт по 10 «долларов», второе место заняла команда №3, члены которой получили по 5 «долларов», и третье место заняла команда №1. Члены этой команды получили по 2 «доллара». Подведя итоги, я поблагодарил учеников за их активную работу на уроке и объявил, что урок окончен. Прозвенел звонок. Ученики вышли из класса.
Старший инспектор Рай ОНО, Елена Веньяминовна Сергеева, подошла к учительскому столу. Я сел за первый стол. Сергеева, с улыбкой, посмотрела на мой портфель, заполненный планшетами и наглядными пособиями, и сказала: «Спасибо Виктору Кондратьевичу за урок. Я в восторге!
Такого продуктивного, насыщенного информацией и наглядностью, рабочего урока, я ещё не видела. Учитель методически грамотно строит урок, создавая атмосферу мотивации и активности учеников, которые знают законы физики, умеют применять их в жизни, умеют высказывать и отстаивать своё мнение,
знают формулы и, самое главное, - умеют решать задачи. Я сама веду уроки физики в Романовской школе, но была бы рада, если у моей дочери учителем был Несмашнов Виктор Кондратьевич!»
Продолжение следует.
Метод развития умственных способностей детей Заслуженного педагога В.К. Несмашнова позволяет правильно сочетать традиционное, советское обучение, развитие детей с плодами технической эволюции.
Компьютеризация - это сегодняшняя необоримость и реальность .
Отупение, глупость, невежество убивают нацию, всё живое , ЗЕМЛЮ!
https://www.youtube.com/watch?v=ZbDQOnQrWaU&t=93s