Подобно тому, как преподобный Ферапонт отказывался в Белозерье от старейшинства, так и его обитель всегда оставалась в тени своего великого соседа - Кирилло-Белозерского монастыря, но это не делало её менее значительной в духовной жизни Северной Фиваиды. После ухода преподобного Ферапонта из Белозерского монастыря в нём не осталось опытного пастыря; безвестные игумены сменяли друг друга, пока не пришёл по приглашению братии преподобный Мартиниан (в крещении Михаил, 1400-1483), имя которого вписано в историю рядом с именем основателя. Одно время обитель даже называлась Мартемьяновой. Михаила, уроженца Вологодской земли, родители привели к Кириллу Белозерскому отроком для обучения грамоте; он же, увидев старца, пал ему в ноги и просил взять к себе. Отрок этот был особенно любим преподобным Кириллом, жил в его келье и стал свидетелем многих чудных деяний и поучений старца. Через несколько лет Михаила постригли в иноческий чин с именем Мартиниана, одним из его послушаний было переписывания книг. После кончины преподобного Кирилла Мартиниан удалился за сто верст от Кирилловской обители на безмолвие, основал на озере Воже Спасо-Преображенский монастырь. После 10-летних трудов по его устройству он был приглашён в Ферапонтову обитель на игуменство (1435-447). В это время преподобный Мартиниан поддержал князя Василия II в его изгнании с великокняжеского престола Дмитрием Шемякой. Потому, возвратившись в Москву, Василий II пригласил преподобного стать игуменом (шестым после Сергия Радонежского) в Троице-Сергиевом монастыре, почитая его своим духовным отцом. Подобно Сергию Радонежскому, Мартиниан смело вмешивался в кровавые княжеские распри и всегда вставал на сторону правого. Однажды Василий II обратился к преподобному с просьбой уговорить боярина, бежавшего к тверскому князю, вернуться. Мартиниан убедил в том боярина, взяв на себя поручительство, но Василий велел заковать беглеца. Узнав об этом, Мартиниан сел на коня, поскакал спешно в Москву, явился к князю и сказал с гневом: "Почто еси душу мою грешную продал и послал еси в ад? Почто еси болярина того, иже мною призваннаго душею моею, оковати повелел и слово еси свое преступил? Не буди мое, грешнаго, благословение на тебе и на твоем княжении!" - и тут же покинул княжеский дом и Москву. Князь хорошо помнил, чем обернулась потеря благословения его духовного отца Шемяки, и "убоялся Бога", тотчас снял опалу с боярина и отправился в Троицкий монастырь с покаянием. Игумен Мартиниан с почестями встретил его, благословил его и сам у него прощения просил за своё дерзновение, показав тем пример незлобивости и смирения. Только восемь лет управлял преподобный Мартиниан Троицкой обителью, так как его тянуло в родные пределы. В 1455г. он вернулся в Ферапонтов монастырь, снова взял а нем попечительство и сделался его строителем, в должности которого и прибывал 25 лет. При нём благоукрасилась обитель, умножилась братия. Устав в обители держали по правилам монастырей Кирилла Белозерского и Сергия Радонежского. Мартиниан был человеком просвещённым. Со времени его игуменства Ферапонтов монастырь наряду с Кирилловым стал важным центром книжного дела. В 1465 г. построили новую деревянную церковь Рождества Богородицы, возле которой и погребли преподобного Мартиниана, преставившегося на 86-м году жизни, 70 из которых он провёл в монашеских подвигах. Через 30 лет мощи преподобного Мартиниана обрели нетленными при погребении его ученика - архиепископа Ростовского Иоасафа. Открыв гроб преподобного, увидели чудное явление: не только тело цело и сохранено, но и одежда была "тлению никакоже сопричастна". С тех пор начались чудеса у гроба святого. Продолжение следует...
Бриллиантовы
:Анна Гуськова (Чичерина)
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ (продолжение)
Подобно тому, как преподобный Ферапонт отказывался в Белозерье от старейшинства, так и его обитель всегда оставалась в тени своего великого соседа - Кирилло-Белозерского монастыря, но это не делало её менее значительной в духовной жизни Северной Фиваиды. После ухода преподобного Ферапонта из Белозерского монастыря в нём не осталось опытного пастыря; безвестные игумены сменяли друг друга, пока не пришёл по приглашению братии преподобный Мартиниан (в крещении Михаил, 1400-1483), имя которого вписано в историю рядом с именем основателя. Одно время обитель даже называлась Мартемьяновой.
Михаила, уроженца Вологодской земли, родители привели к Кириллу Белозерскому отроком для обучения грамоте; он же, увидев старца, пал ему в ноги и просил взять к себе. Отрок этот был особенно любим преподобным Кириллом, жил в его келье и стал свидетелем многих чудных деяний и поучений старца. Через несколько лет Михаила постригли в иноческий чин с именем Мартиниана, одним из его послушаний было переписывания книг.
После кончины преподобного Кирилла Мартиниан удалился за сто верст от Кирилловской обители на безмолвие, основал на озере Воже Спасо-Преображенский монастырь. После 10-летних трудов по его устройству он был приглашён в Ферапонтову обитель на игуменство (1435-447). В это время преподобный Мартиниан поддержал князя Василия II в его изгнании с великокняжеского престола Дмитрием Шемякой. Потому, возвратившись в Москву, Василий II пригласил преподобного стать игуменом (шестым после Сергия Радонежского) в Троице-Сергиевом монастыре, почитая его своим духовным отцом.
Подобно Сергию Радонежскому, Мартиниан смело вмешивался в кровавые княжеские распри и всегда вставал на сторону правого. Однажды Василий II обратился к преподобному с просьбой уговорить боярина, бежавшего к тверскому князю, вернуться. Мартиниан убедил в том боярина, взяв на себя поручительство, но Василий велел заковать беглеца. Узнав об этом, Мартиниан сел на коня, поскакал спешно в Москву, явился к князю и сказал с гневом: "Почто еси душу мою грешную продал и послал еси в ад? Почто еси болярина того, иже мною призваннаго душею моею, оковати повелел и слово еси свое преступил? Не буди мое, грешнаго, благословение на тебе и на твоем княжении!" - и тут же покинул княжеский дом и Москву. Князь хорошо помнил, чем обернулась потеря благословения его духовного отца Шемяки, и "убоялся Бога", тотчас снял опалу с боярина и отправился в Троицкий монастырь с покаянием. Игумен Мартиниан с почестями встретил его, благословил его и сам у него прощения просил за своё дерзновение, показав тем пример незлобивости и смирения.
Только восемь лет управлял преподобный Мартиниан Троицкой обителью, так как его тянуло в родные пределы. В 1455г. он вернулся в Ферапонтов монастырь, снова взял а нем попечительство и сделался его строителем, в должности которого и прибывал 25 лет. При нём благоукрасилась обитель, умножилась братия. Устав в обители держали по правилам монастырей Кирилла Белозерского и Сергия Радонежского.
Мартиниан был человеком просвещённым. Со времени его игуменства Ферапонтов монастырь наряду с Кирилловым стал важным центром книжного дела. В 1465 г. построили новую деревянную церковь Рождества Богородицы, возле которой и погребли преподобного Мартиниана, преставившегося на 86-м году жизни, 70 из которых он провёл в монашеских подвигах. Через 30 лет мощи преподобного Мартиниана обрели нетленными при погребении его ученика - архиепископа Ростовского Иоасафа. Открыв гроб преподобного, увидели чудное явление: не только тело цело и сохранено, но и одежда была "тлению никакоже сопричастна". С тех пор начались чудеса у гроба святого.
Продолжение следует...