Красная горка – народное название первого воскресенья после Пасхи.

По словам этнографов, красный означает "прекрасный", "радостный", а горы почитались как священные места богослужебных обрядов. Церковное название праздника – Антипасха (от греческого "вместо", можно перевести как "подобная Пасхе"). Этот день отмечается так же радостно, как и само Светлое воскресенье. Антипасха завершает пасхальные торжества, как бы заново обновляет праздник. Красную горку называют также "Фомино воскресенье" – в память об апостоле Фоме, которого прозвали неверующим. Когда Иисус Христос после воскресения явился апостолам, среди них не было Фомы, поскольку тот не поверил в рассказы о чуде. Спустя восемь дней после Пасхи Христос явился вновь, показал сомневающемуся Фоме свои раны и предложил их ощупать. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе распятого учителя. История Красной горки История празднования Красной горки уходит своими корнями в далекое прошлое дохристианской Руси. Наши предки-язычники отдавали холмам и пригоркам особую роль – там оборудовались храмы-капища и приносились жертвы богам. Такие места чаще всего назывались красными горками. С давних пор праздник был посвящен весне и имел увеселительный характер. Весна и лето были любимыми временами года молодежи, когда она могла водить хороводы, плести венки, играть в игры. На Красную горку девушки с угощениями выбирались на пригорки и пели закликанья весне. Дурной приметой считалось просидеть на Красную горку дома – в этом случае девушке или парню пророчили несчастливый брак или его отсутствие. Позднее на Красную горку стали играть свадьбы, объединяя веселье по поводу пришедшей весны с радостью создания новой семьи. С приходом на Русь православия праздник усилил свое значение. Этот день совпал с окончанием светлой пасхальной недели и по своему значению приблизился к Пасхе. Традиции и ритуалы праздника Красная горка На Красную горку на кладбищах начиналось "радованье" покойников: поминали, причитали, раскладывали пасхальные угощения. Большая часть таких ритуалов проходила не в само воскресенье, а в следующие дни за Красной горкой на Радоницкой неделе. Красная горка начинала последнюю свадебную неделю перед страдой. Те девушки, которых сосватали до Красной горки, ждали свадьбу, а свободные выходили на прогулки. Женихи внимательно приглядывались и выбирали себе невесту. Молодежь, в основном девушки, собиралась на Красной горке, и начинался старинный обряд: главная хороводница выходила на середину круга, произносила заклинание, которое повторяли все присутствующие, вставляя при этом свои имена и имена суженых. После хороводница клала посредине круга крашеное яйцо и круглый хлебец и начинала петь песню-веснянку. После обряда начиналось празднование с угощениями и весельем. Есть версия, что на Красную горку играли с пасхальными яйцами: с холма или деревянного помоста скатывали крашеные яйца – у кого укатится дальше, тот и победил.

Комментарии

Комментариев нет.