Язык и речь – наши главные способы общения с другими людьми и основной инструмент осмысления всего происходящего с нами.
Поэтому, когда дети осваивают внутреннюю речь, им становится легче учиться новому, опираясь на указания взрослых. Когда вы взаимодействуете со своим ребёнком, разговаривайте с ним, объясняйте ему, что вы делаете и думаете. Это полезно и для совсем малышей, даже новорождённых. Можно озвучивать: • Свои поступки и действия ребёнка (“Анечка кушает”, “сейчас я достану твою кофточку”) • Чувства и отношения (“мне неприятно, что ты меня не слушаешься”, “я тоже очень люблю бананы”) • Мысли и идеи (“наверное, котик хочет, чтобы его погладили”, “а может, нам с тобой пойти не на площадку, а в парк?”) Подобные “мысли вслух” способствуют развитию внутреннюю речь ребёнка. Это речь, лишённая звукового оформления, она направлена в основном на анализ полученной информации и подготовку высказываний. Проще говоря, мы или помогаем себе мыслить, бормоча что-то под нос, или репетируем в голове то, что собираемся сказать. И это важно! Лев Семёнович Выготский, всемирно известный советский психолог и педагог, подчёркивал, что интеллект ребёнка во многом зависит от его речевого развития. Внутренняя речь по Выготскому развивается следующим образом: • На первом этапе мышление ребёнка направляется другим человеком, который за ним наблюдает и комментирует его поведение. Например, папа видит, как его маленький сын что-то рисует на листе бумаги. Малыш пока не озвучивает свои мысли сам, и папа делает это за него, задавая наводящие вопросы: «Что ты рисуешь? Похоже на собаку. Это собака?». • На втором этапе, который зовётся «эгоцентрической речью», дети размышляют вслух для облегчения умственной деятельности. В процессе рисования мальчик может описать свои успехи в этом занятии следующим образом: «Это моя собака. Я нарисовал её лапы, а сейчас рисую хвост». • На заключительном этапе под названием «внутренняя речь» дети усваивают диалоги, выученные ими на двух первых этапах. На этой стадии мальчику не обязательно говорить всё вслух. Он может думать про себя: «Что я нарисую? Знаю. Я нарисую свою собаку». Эгоцентрическая речь - это не просто звуковой аккомпанемент мышления, для малыша это единственная форма существования мысли. У него нет другого способа размышлять и анализировать, кроме как проговаривать это вслух, поэтому эгоцентрическая речь очень важна для умственного процесса. Как рождается речевое высказывание? 1. Мотив Сначала у ребёнка появляется потребность передать какую-то информацию. 2. Замысел Определяется тема высказывания. 3. Внутреннее программирование Происходит подбор смысловых элементов (о чём будем говорить), решается, что из них главное, а что второстепенное. 4. Выбор слов Теперь подбираются конкретные слова, в которые будет облачена эта мысль. Внутренняя речь переходит в речь звуковую. 5. Говорение И только сейчас рождаются слова. Для этого необходимо овладеть определёнными речепроизносительными навыками, поэтому данный этап обычно растягивается на длительный срок. Представляете, как всё непросто? Неудивительно, что выход в речь требует от ребёнка значительных мыслительных усилий, все детали этого механизма должны работать связно и последовательно. Внутренняя речь - это важный этап становления мышления, а также базовый элемент овладевания языком. Как речь способствует развитию мышления: • С помощью правильно подобранных слов можно помогать детям формировать представления о будущем, прошлом и для развития способности вспоминать события. Для этого стоит чаще употреблять в речи слова для обозначения собственного мыслительного процесса: «интересоваться», «представлять», «планировать» и так далее. • В исследовании Boland et al (2003) дошкольники были случайным образом разбиты на две группы. В первой группе матерей учили задавать уточняющие вопросы («где?», «когда?», «кто?», «что?» и «почему?») в процессе ежедневного общения с детьми. Во второй группе мамы не получили никаких рекомендаций. В итоге оказалось, что дети, чьи мамы обсуждали с ними происходящее, демонстрировали лучшую память по сравнению со сверстниками из контрольной группы. Это подтверждает важную роль языка в развитии способности к запоминанию. • Если вы хотите, чтобы ваш малыш научился вспоминать важные события (например, День рождения друга, на котором вы оба были), начните задавать уточняющие вопросы «где?», «когда?», «кто?», «что?» и «почему?», которые будут стимулировать его память. С течением времени ребёнок станет в большинстве случаев полагаться на внутреннюю речь для управления своими мыслями и поведением. Хорошим примером создания богатой языковой среды является диалогическое чтение, где родитель: • задаёт вопросы ребёнку по теме рассказа, который они читают вместе • расширяет словарный запас малыша, называя нарисованные на картинках предметы • высоко оценивает любые попытки пересказать историю своими словами. В исследовании Whitehurst et al (1994) родителей учили использовать диалогическое чтение для работы с дошкольниками. Если родители регулярно следовали советам учёных (в течение 15 минут в день, три и более раз в неделю на протяжении восьми недель), их дети затем демонстрировали значительные успехи в освоении языковых навыков.
Клуб "Умница"
Язык и речь – наши главные способы общения с другими людьми и основной инструмент осмысления всего происходящего с нами.
Поэтому, когда дети осваивают внутреннюю речь, им становится легче учиться новому, опираясь на указания взрослых. Когда вы взаимодействуете со своим ребёнком, разговаривайте с ним, объясняйте ему, что вы делаете и думаете. Это полезно и для совсем малышей, даже новорождённых.
Можно озвучивать:
• Свои поступки и действия ребёнка (“Анечка кушает”, “сейчас я достану твою кофточку”)
• Чувства и отношения (“мне неприятно, что ты меня не слушаешься”, “я тоже очень люблю бананы”)
• Мысли и идеи (“наверное, котик хочет, чтобы его погладили”, “а может, нам с тобой пойти не на площадку, а в парк?”)
Подобные “мысли вслух” способствуют развитию внутреннюю речь ребёнка. Это речь, лишённая звукового оформления, она направлена в основном на анализ полученной информации и подготовку высказываний. Проще говоря, мы или помогаем себе мыслить, бормоча что-то под нос, или репетируем в голове то, что собираемся сказать. И это важно!
Лев Семёнович Выготский, всемирно известный советский психолог и педагог, подчёркивал, что интеллект ребёнка во многом зависит от его речевого развития. Внутренняя речь по Выготскому развивается следующим образом:
• На первом этапе мышление ребёнка направляется другим человеком, который за ним наблюдает и комментирует его поведение. Например, папа видит, как его маленький сын что-то рисует на листе бумаги. Малыш пока не озвучивает свои мысли сам, и папа делает это за него, задавая наводящие вопросы: «Что ты рисуешь? Похоже на собаку. Это собака?».
• На втором этапе, который зовётся «эгоцентрической речью», дети размышляют вслух для облегчения умственной деятельности. В процессе рисования мальчик может описать свои успехи в этом занятии следующим образом: «Это моя собака. Я нарисовал её лапы, а сейчас рисую хвост».
• На заключительном этапе под названием «внутренняя речь» дети усваивают диалоги, выученные ими на двух первых этапах. На этой стадии мальчику не обязательно говорить всё вслух. Он может думать про себя: «Что я нарисую? Знаю. Я нарисую свою собаку».
Эгоцентрическая речь - это не просто звуковой аккомпанемент мышления, для малыша это единственная форма существования мысли. У него нет другого способа размышлять и анализировать, кроме как проговаривать это вслух, поэтому эгоцентрическая речь очень важна для умственного процесса.
Как рождается речевое высказывание?
1. Мотив
Сначала у ребёнка появляется потребность передать какую-то информацию.
2. Замысел
Определяется тема высказывания.
3. Внутреннее программирование
Происходит подбор смысловых элементов (о чём будем говорить), решается, что из них главное, а что второстепенное.
4. Выбор слов
Теперь подбираются конкретные слова, в которые будет облачена эта мысль. Внутренняя речь переходит в речь звуковую.
5. Говорение
И только сейчас рождаются слова. Для этого необходимо овладеть определёнными речепроизносительными навыками, поэтому данный этап обычно растягивается на длительный срок.
Представляете, как всё непросто? Неудивительно, что выход в речь требует от ребёнка значительных мыслительных усилий, все детали этого механизма должны работать связно и последовательно. Внутренняя речь - это важный этап становления мышления, а также базовый элемент овладевания языком.
Как речь способствует развитию мышления:
• С помощью правильно подобранных слов можно помогать детям формировать представления о будущем, прошлом и для развития способности вспоминать события. Для этого стоит чаще употреблять в речи слова для обозначения собственного мыслительного процесса: «интересоваться», «представлять», «планировать» и так далее.
• В исследовании Boland et al (2003) дошкольники были случайным образом разбиты на две группы. В первой группе матерей учили задавать уточняющие вопросы («где?», «когда?», «кто?», «что?» и «почему?») в процессе ежедневного общения с детьми. Во второй группе мамы не получили никаких рекомендаций. В итоге оказалось, что дети, чьи мамы обсуждали с ними происходящее, демонстрировали лучшую память по сравнению со сверстниками из контрольной группы. Это подтверждает важную роль языка в развитии способности к запоминанию.
• Если вы хотите, чтобы ваш малыш научился вспоминать важные события (например, День рождения друга, на котором вы оба были), начните задавать уточняющие вопросы «где?», «когда?», «кто?», «что?» и «почему?», которые будут стимулировать его память. С течением времени ребёнок станет в большинстве случаев полагаться на внутреннюю речь для управления своими мыслями и поведением.
Хорошим примером создания богатой языковой среды является диалогическое чтение, где родитель:
• задаёт вопросы ребёнку по теме рассказа, который они читают вместе
• расширяет словарный запас малыша, называя нарисованные на картинках предметы
• высоко оценивает любые попытки пересказать историю своими словами.
В исследовании Whitehurst et al (1994) родителей учили использовать диалогическое чтение для работы с дошкольниками. Если родители регулярно следовали советам учёных (в течение 15 минут в день, три и более раз в неделю на протяжении восьми недель), их дети затем демонстрировали значительные успехи в освоении языковых навыков.