Взрослым бывает нелегко понять смысл той огромной интеллектуальной и духовной работы, которую проделывает рисующий ребенок: мы видим только синий «дождик», закрывающий чрезвычайно важную запись в собственном еженедельнике...

Хотя детский психолог Мария Осорина убеждена: именно на примере детских рисунков можно увидеть, какие открытия совершает ребенок, самостоятельно постигая устройство мира.
Графические следы, которые оставляет палец, карандаш, фломастер или мелок на любой поверхности, точки, пятна, линии разной формы. Первые хаотические каракули ребенок начинает делать в возрасте около года. Постепенно у него налаживается зрительно-моторная координация, глаза привыкают следить за графическими движениями руки. Одно из самых важных психологических открытий, которые делает ребенок между 1 годом и двумя, состоит в том, что он может целенаправленно оставлять видимые всем следы своего присутствия в этом мире. Линии послушно появляются из-под кончика его карандаша и остаются на бумаге! Они свидетельствуют о том, что ребенок освоил пространство листа, отметился, застолбил там свое пребывание, опредметил себя в этих линиях, точках, пятнах.
В период между 2 и 2,5 годами ребенок делает следующий шаг: он обнаруживает, что лист бумаги имеет края. Если раньше рука с карандашом могла легко выехать за пределы листа, то теперь ребенок начинает реагировать на его края (вспомним колыбельные и сказки, где за краем леса начинается совсем другая жизнь). Приближаясь к ним, линии каракулей следуют вдоль краев листа, огибают его углы, стремятся вернуться внутрь листа. Край является одним из первых психологически прочувствованных понятий для маленького ребенка, он разделяет комфортный домашний мир и мир внешний, в который ему пока ходу нет. Ребенок уже учитывает границы ситуации, в которой разворачиваются его действия.
Между 2,5 и 3 годами в детском рисовании совершается революция. Ребенок неожиданно обнаруживает, что его «каляки-маляки» могут быть похожими на что-то, могут что-то значить. Так ребенок открывает для себя знаковую функцию рисования – возможность линий, пятен, точек обозначать собой нечто другое. Несовершенство графический формы не мешает сути дела – теперь ребенок открывает для себя возможность говорить на изобразительном языке обо всем, что для него важно.
Первые детские изображения хаотически раскиданы по листу бумаги – ребенок рисует там, где есть свободное место, и поэтому легко поворачивает лист под удобным для себя углом. Для него нет ни верха, ни низа. На этом этапе ребенку важно, что он может нарисовать того, кого хочет. Это похоже для него на магический акт: «Встань передо мной, как лист перед травой». Захотел – нарисовал, вызвал из небытия, заставил быть.
Ребенок наслаждается новой способностью населять пространство листа бумаги любыми персонажами, подвластными ему как своему творцу. А интеллектуальная задача, которую ребенок решает, состоит в том, чтобы выделить необходимые и достаточные признаки, нужные для сущностной характеристики персонажа, – чтобы человек отличался от собаки, собака – от мышки или птички. («Человек ходит стоя, а собака – лежа. У человека две ноги, а у собаки много и еще хвост».)

Взрослым бывает нелегко понять смысл той огромной интеллектуальной и духовной работы, которую проделывает рисующий ребенок: мы видим только синий «дождик», закрывающий чрезвычайно важную запись в собственном еженедельнике... - 869697245382

Комментарии

Комментариев нет.