ИСТОРИЯ ПЕСНИ

"ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ"
Родилась песня в Ленинграде, который уже в первые месяцы войны стал прифронтовым городом.
На дальних и ближних подступах к городу строились рубежи обороны. Все население принимало участие в этой работе. Как и все ленинградцы, авторы будущей песни композитор Василий Павлович Соловьев-Седой (1907-1979) и поэт Александр Дмитриевич Чуркин (1903-1971) рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы, а вечерами и в субботние дни работали в Ленинградском порту, который назывался "Лесной". В то время его причалы были завалены горами бревен, и надо было их убрать, сложить штабеля, чтобы уменьшить опасность пожара от зажигательных бомб.
Однажды летним августовским вечером после длинного трудового дня поэт и композитор присели отдохнуть на борту разгруженной баржи.
"Ничто не напоминало о войне, – вспоминал впоследствии А.Чуркин. – Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан синей дымкой. Невдалеке на рейде стоял корабль. С него доносилась тихая музыка – там кто-то играл на баяне… Соловьев-Седой сидел молчаливый и задумчивый. Когда мы отправлялись домой, он сказал: "Замечательный вечер. Стоит песни". Видимо, у него уже зародилась мелодия, потому что он тут же сообщил мне "размерчик"… Содержание нужно такое: моряки покидают любимый город, прощаются…"
"Я думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нашему городу, – рассказывал В.П.Соловьев-Седой, – и меня охватывало горячее желание выразить в музыке их настроения и чувства. Дома я сел за рояль и за несколько часов сочинил песню, варьируя бесконечно одну и ту же фразу: "Прощай, любимый город…" Получилась мелодия припева, а слов для припева не было. Композитор позвонил А.Д.Чуркину и попросил его приехать.
"Приехал в знакомую опустевшую квартиру, – продолжал свои воспоминания поэт. – Композитор сел за рояль, и полилась взволнованная широкая мелодия.
– Начать надо так: "Прощай, любимый город…", – сказал Соловьев-Седой.
Я "подкинул" вторую строку: "уходим в море скоро". Композитор зачеркнул: "Нет. "уходим завтра в море…" Я согласился, но поспорил немного из-за рифмы: город – море – совсем не рифма. Василий Петрович сказал, что рифма в данном случае не имеет существенного значения. Вместе мы сочинили и продолжение: "и ранней порой мелькнет за кормой знакомый платок голубой…"
Однако первый показ песни окончился неудачно. Ее не приняли, посчитав упадочной и минорной. Время было тяжелое, в кровопролитных боях наши части оставляли города и села, и чтобы вдохнуть в людей хоть толику оптимизма, песни писались преимущественно бодрого, маршевого характера, героико-патриотического склада. Все были под впечатлением потрясающей песни А.В.Александрова и В.Лебедева-Кумача "Священная война", которую передавали по радио несколько раз в день. В песне же "Вечер на рейде" нет ни героики, ни патетики... И лишь зимой 1942 года, когда уже вовсю шло наступление и настроение было совсем другое, когда прощание с родным городом не ассоциировалось с отступлением, песня зазвучала иначе...
Этой песне выпала завидная доля. Не только моряки считали ее "своей".
"Уходим завтра в поле..." – утверждали пехотинцы.
Парашютисты, бойцы воздушно-десантных войск, перед вылетом в тыл врага пели:
Прощай, земля Большая!
Десант наш улетает.
И в дальнем краю
за землю свою
десантник не дрогнет в бою.
Партизаны Ленинградской области имели свой вариант:
Споемте, друзья, про битвы свои
В отрядах лихих партизан,
Про прошлую жизнь, про схватки, бои
Играй веселее, баян!
А народные мстители Крыма переиначили песню на свой лад:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в горы,
И ранней порой
Мелькнет за спиной
Зеленый мешок вещевой.
Даже к итальянским партизанам попала эта мелодия, и они положили на нее рассказ о юной черноокой героине освободительной борьбы...
Вот какая эта песня. И совсем не случайно мы называем ее, вспоминая самые лучшие песни военного времени.
ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ
Музыка – В.П.Соловьёв-Седой
Слова – А.Д.Чуркин
Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман.
Споем веселей, пусть нам подпоет
Седой боевой капитан.
Припев:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя.
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее, друзья!
На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман.
И берег родной целует волна,
И тихо доносит баян.

  • Р. Алехно, А. Гоман - Вечер на рейде
  • Владимир Бунчиков - Вечер на рейде
  • Аудиозапись недоступна
  • Олег Погудин и Евгений Дятлов - Вечер на рейде
  • Архиерейский хор Нижегородской Епархии - Вечер на рейде
  • Иосиф Кобзон - Вечер на рейде
  • Кубанский казачий хор - Вечер на рейде

Комментарии

Комментариев нет.