Итак, дорогие друзья, давайте попытаемся вместе разобраться в том, что представляет собой ведическая система образования, частью которой является ведическая педагогика, т.е. наука о том, чему, как и для чего следует учиться. Ведическая педагогика — это обучение науке и культуре любви к Богу. Для начала следует разъяснить, почему в ведических писаниях Бога называют Кришной. Если внимательно проанализировать этимологическое значение слова «Кришна», то выяснится, что в переводе с санскрита главным значением этого слова и понятия является «Всепривлекающий». Иными словами, способность привлекать всех – одно из основных качеств Бога. Почему? По утверждению великого мудреца древности Парашары Муни, Верховный Господь является таковым, потому что в полном объеме наделен следующими качествами: красотой, силой, мудростью, богатством, славой и отречением. Любой здравомыслящий человек понимает, что только Бог может быть носителем всех этих достояний, т.е. качеств. А развитие любви, т.е. овладение искусством служения (бескорыстного, постоянного и добровольного) Богу и ближнему – это главная потребность, а значит главный признак жизни каждого живого существа. Исходя из вышесказанного, становится ясно, что, находясь в материальном мире, в первую очередь нужно научиться именно любви к Богу и ближнему. Лучше всего делать это под чутким руководством человека, уже постигшего эту науку. Почему это так важно? Потому что феномен обретения счастья случается тогда, когда живое существо (атма) под руководством истинного духовного учителя достигает высшего совершенства в жизни: обретает любовь к Кришне и ближнему. Однако для того, чтобы научиться любви к Кришне и к ближнему, необходимо находиться в рамках ведической системы образования, поэтапно постигая разные ее составляющие. Следует признать, что без такой системы образования, гармонии и процветания в жизни отдельного человека и общества в целом ожидать, мягко говоря, не приходится. Теперь, дорогие друзья, разберем общую схему ведической системы образования, с последующим детальным рассмотрением каждой составляющей. В беседе со своей ученицей Джйотирмайи, одной из попечительниц системы образования ИСККОН (Международного Общества Сознания Кришны) его основатель – ачарья А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада объяснил, какие составляющие обучения являются наиболее важными. Эти принципы обучения подробнейшим образом рассматриваются в ведических писаниях. 1. Наука о духовном учителе. Любой здравомыслящий человек понимает, что без учителя вообще, а особенно без духовного учителя, научиться чему-либо невозможно. 2. Наука о смирении и послушании. 3. Наука о контроле чувств (на санскрите – брахмачарья). Главными составляющими этой науки являются принципы чистоты, милосердия, аскетизма и правдивости. Законом жизни является тот факт, что без смирения и контроля чувств характер человека никогда не станет цельным и сильным, а сам человек никогда не станет самодостаточной личностью. Принципы чистоты, милосердия, аскетизма и правдивости являются главными составляющими культуры поведения цивилизованного человека и всего человеческого общества в целом. 4. Наука о культуре отношений. Она рассматривает уважение, веру, доверие и любовь как основы для человеческих взаимоотношений. Особенно важно понять, что любовь – прежде всего служение (бескорыстное, постоянное и добровольное) объекту любви, т.е. Богу (Кришне) и ближнему. 5. Наука о любви, т.е. о служении к Богу и ближнему. 6. Наука о высшем вкусе (наслаждении) в преданном служении Богу (Кришне) и ближнему. 7. Наука о принципе ачарьи – обучении собственным примером. Важной составляющей этой науки является институт передачи знания без искажения, по цепи ученической преемственности. 8. Наука о принципе осознанности, без которой человек не испытает наслаждения, даже если он и следует принципам духовной жизни. 9. Наука об энтузиазме. 10. Наука о развитии желания обучаться. 11. Наука о принципе своевременного делегирования. 12. Наука об уровнях образования: - самбандха (санскрит) – идеология, философия, теория - абхидея – практика - прайоджана – цель обучения В данной статье мы проанализировали основные направления полной ведической системы образования, которая должна быть фундаментом культуры цивилизованного общества. Акинчанаприя дас
ДУХОВНОЕ ПРОЦВЕТАНИЕ (Ведическая Культура)
:Нилачала Бхакти
ВЕДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Итак, дорогие друзья, давайте попытаемся вместе разобраться в том, что представляет собой ведическая система образования, частью которой является ведическая педагогика, т.е. наука о том, чему, как и для чего следует учиться.
Ведическая педагогика — это обучение науке и культуре любви к Богу. Для начала следует разъяснить, почему в ведических писаниях Бога называют Кришной. Если внимательно проанализировать этимологическое значение слова «Кришна», то выяснится, что в переводе с санскрита главным значением этого слова и понятия является «Всепривлекающий». Иными словами, способность привлекать всех – одно из основных качеств Бога. Почему? По утверждению великого мудреца древности Парашары Муни, Верховный Господь является таковым, потому что в полном объеме наделен следующими качествами: красотой, силой, мудростью, богатством, славой и отречением. Любой здравомыслящий человек понимает, что только Бог может быть носителем всех этих достояний, т.е. качеств. А развитие любви, т.е. овладение искусством служения (бескорыстного, постоянного и добровольного) Богу и ближнему – это главная потребность, а значит главный признак жизни каждого живого существа.
Исходя из вышесказанного, становится ясно, что, находясь в материальном мире, в первую очередь нужно научиться именно любви к Богу и ближнему. Лучше всего делать это под чутким руководством человека, уже постигшего эту науку. Почему это так важно? Потому что феномен обретения счастья случается тогда, когда живое существо (атма) под руководством истинного духовного учителя достигает высшего совершенства в жизни: обретает любовь к Кришне и ближнему.
Однако для того, чтобы научиться любви к Кришне и к ближнему, необходимо находиться в рамках ведической системы образования, поэтапно постигая разные ее составляющие. Следует признать, что без такой системы образования, гармонии и процветания в жизни отдельного человека и общества в целом ожидать, мягко говоря, не приходится.
Теперь, дорогие друзья, разберем общую схему ведической системы образования, с последующим детальным рассмотрением каждой составляющей.
В беседе со своей ученицей Джйотирмайи, одной из попечительниц системы образования ИСККОН (Международного Общества Сознания Кришны) его основатель – ачарья А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада объяснил, какие составляющие обучения являются наиболее важными. Эти принципы обучения подробнейшим образом рассматриваются в ведических писаниях.
1. Наука о духовном учителе.
Любой здравомыслящий человек понимает, что без учителя вообще, а особенно без духовного учителя, научиться чему-либо невозможно.
2. Наука о смирении и послушании.
3. Наука о контроле чувств (на санскрите – брахмачарья). Главными составляющими этой науки являются принципы чистоты, милосердия, аскетизма и правдивости.
Законом жизни является тот факт, что без смирения и контроля чувств характер человека никогда не станет цельным и сильным, а сам человек никогда не станет самодостаточной личностью.
Принципы чистоты, милосердия, аскетизма и правдивости являются главными составляющими культуры поведения цивилизованного человека и всего человеческого общества в целом.
4. Наука о культуре отношений. Она рассматривает уважение, веру, доверие и любовь как основы для человеческих взаимоотношений.
Особенно важно понять, что любовь – прежде всего служение (бескорыстное, постоянное и добровольное) объекту любви, т.е. Богу (Кришне) и ближнему.
5. Наука о любви, т.е. о служении к Богу и ближнему.
6. Наука о высшем вкусе (наслаждении) в преданном служении Богу (Кришне) и ближнему.
7. Наука о принципе ачарьи – обучении собственным примером.
Важной составляющей этой науки является институт передачи знания без искажения, по цепи ученической преемственности.
8. Наука о принципе осознанности, без которой человек не испытает наслаждения, даже если он и следует принципам духовной жизни.
9. Наука об энтузиазме.
10. Наука о развитии желания обучаться.
11. Наука о принципе своевременного делегирования.
12. Наука об уровнях образования:
- самбандха (санскрит) – идеология, философия, теория
- абхидея – практика
- прайоджана – цель обучения
В данной статье мы проанализировали основные направления полной ведической системы образования, которая должна быть фундаментом культуры цивилизованного общества.
Акинчанаприя дас