#история

Буэнос-Айрес: три возраста танго
---
1 декабря — Международный день танго.
"Танго - это печальная мысль, которую даже можно станцевать."
Энрике Сантос Дисcеполо (тангеро)

#история - 966436394071
В столице Аргентины танго разлито по улицам, будто тягучий южный эфир. Буэнос-Айрес город со своим ритмом, страстью, умением радоваться, а главное с особым, ни на что не похожим даром тосковать. Сюда нельзя ехать просто для туристической галочки — город будет безразличен к чужаку, не желающему пережить сильные чувства. Незабываемой поездка может получиться только если сразу настроиться на чудо и проклятие Байреса, на его главную достопримечательность, на великое искусство портеньос — танго.

Рождение

Я не люблю сегодняшнее танго. Я люблю прежнее танго. Когда его ещё играли в борделях, а не в академиях

Хорхе Луис Борхес (писатель)
#история - 966436393815
В начале XX века в Буэнос-Айресе работали “Академии”. Так называлось заведение, где играли пианино и скрипка, посетителей обслуживали женщины, с которыми можно было выпить и потанцевать за деньги. Богатством Аргентины были бескрайние пампасы, где паслись миллионные стада коров и самая широкая в мире река Рио де ла Плата, в устье которой заходили суда из Европы и США за соленой говядиной. Отгружалось мясо на них в самом, видимо, мерзком порту мира. Коров могло быть еще больше, суда могли ходить чаще, денег владельцы скота хотели еще и еще и специальные агенты вербовали мужчин с мозолистыми руками в портовых городах всего мира на год-два работы в Байресе. Часто мужчины и за пять лет не могли насобирать средств на обратную дорогу. Они становились вечными “портеньос” — “портовыми рабочими” слово, которое стало обозначать вскоре жителя Буэнос-Айреса. Мужчины с сильными мозолистыми руками в свободное время шли в “Академии” или бордели.
#история - 966436393559
Женщин в Буэнос-Айресе было мало, критически мало. Если они и ехали сюда то, чтобы пить с мужчинами за деньги в “академиях” или работать в борделях. Вечерами в районе Ла Бока стояли огромные очереди мужчин, тоскующих о женском обществе. Владельцы борделей и сутенеры нанимали разных уличных музыкантов, чтобы развлекать очереди. Мужчины курили, пили, дрались, слушали музыку и начинали петь или танцевать. Петь песни о далекой Родине и танцевать характерные вульгарные танцы в тоске о женщинах. Из этого на пересечении различных культур, национальностей и традиций родилось танго. Нечто до неприличия мужское, грубое, объединенное печалью и желанием — но и нечто свыше.

Гений места — Хорхе Луис Борхес написал о рождении танго так: "В одном из сообществ Лондона, где обсуждалось влияние среды или наследственности на формирование произведения искусства, американский художник Вистлер заметил лишь: "Искусство случается", удачная шутка, которая повторяет стих из Евангелия от Святого Иоанна, в котором говорится, что Дух витает там, где хочет. В начале века Дух скромно посетил дома Буэнос-Айреса и Монтевидео, пользующиеся дурной славой. Так появилось танго, чьими первоначальными инструментами были пианино, флейта и скрипка, что полностью исключает возможность народного и пригородного происхождения. Так появилось танго, которое народ сначала отверг, и в чьей мелодии, живой, смелой или печальной, все аргентинцы вскоре увидели и познали самих себя."

А потом к скрипке и пианино добавился бандонеон — гармошка с характерным трагичным органным звучанием, мужчинам у борделей понравилась обреченность его голоса. А потом появился Карлос Гардель и танго стало национальным богатством портеньос и Аргентины.
#история - 966436393303
Карлось Гардель эта икона, которой аргентинцы поклоняются истовее чем футболу, Гаучито Гилю или Еве Перон. Гардель это душа танго, голос который для всего мира обозначил пришествие нового портового мессии — самого трагичного и вдохновенного танца. День его рождения — 11 декабря сейчас отмечается как международный день танго. В Аргентине это национальный прздник и выходной. Голос Гарделя оборвался на половине куплета — он погиб в авиакатастрофе в 1935 году, но и через 80 лет после смерти на его могиле на кладбище La Chacarita в Буэнос-Айресе всегда живые цветы, а в пальцах его памятника всегда есть зажжённая сигарета — их “икона танго” курил одну за одной.

Расцвет

“Благословение танго спускается свыше”

Балдомеро Фернандес Морено (поэт)

Танго — это не песня, не музыка и не танец, хотя и все это вместе, но еще и социальное явление, сравнимое с новоорлеанским джазом или роком Вудстока. Это народный протест против социальной несправедливости, выражение отчаяния и силы портеньос. В 1930-х появляются “милонги” специализированные заведения исключительно для танго в которых под надрывные звуки бандонеона сигаретный дым образует практически непроходимую стену, призраками сквозь него движутся танцующие пары, танцовщины milongueras, а выпивку подносят milonguitas — женщины-обслуга часто с фатальной склонностью к алкоголю и наркотикам.
#история - 966436393047
В такой милонге с Карлосом Гарделем знакомится родившийся в Мар-дель-Плате — городе самой алой на свете зари, юный музыкальный гений Астор Пьяццолла и показывает свою игру на бандонеоне. Гардель не в восторге, он обдувает парня едким дымом своей вечной сигареты и говорит: “Фу! Ты играешь как Галисиец!” — в космополитичном Байресе национальные оскорбления самые обидные. Но через двадцать лет, благодаря Пьяццолле танго будут изучать в музыкальных академиях (В Европе в слово "академия" вкладывается несколько иной смысл). Обогащенное элементами джаза и классической музыки танго Пьяццоллы назовут tango nuevo. А самого музыканта на родине станут величать не иначе как «El Gran Ástor» («Великий Астор»).

"Музыка, больше, чем женщина. Потому, что с женщиной можно развестись, а с музыкой - нет. Женившись на ней однажды, вы уйдете с ней в могилу", — Астор Пьяцолла для танго сделал пожалуй то же, что Джордж Гершвин для джаза, благодаря ему танго зазвучало в консерваториях и в огромных концертных залах, а не только в гнетущем дыму милонг, его произведения исполняли Мстислав Ростропович и Джерри Маллиган. В 1965 году Великий Астор записывает экспериментальный танго-проект на стихи Хорхе Луиса Борхеса, человека, который воспел танго в литературе и вынес это явление не только за пределы Аргентины, но и за пределы музыки вообще.
#история - 966436392791
В такой милонге с Карлосом Гарделем знакомится родившийся в Мар-дель-Плате — городе самой алой на свете зари, юный музыкальный гений Астор Пьяццолла и показывает свою игру на бандонеоне. Гардель не в восторге, он обдувает парня едким дымом своей вечной сигареты и говорит: “Фу! Ты играешь как Галисиец!” — в космополитичном Байресе национальные оскорбления самые обидные. Но через двадцать лет, благодаря Пьяццолле танго будут изучать в музыкальных академиях (В Европе в слово "академия" вкладывается несколько иной смысл). Обогащенное элементами джаза и классической музыки танго Пьяццоллы назовут tango nuevo. А самого музыканта на родине станут величать не иначе как «El Gran Ástor» («Великий Астор»).

"Музыка, больше, чем женщина. Потому, что с женщиной можно развестись, а с музыкой - нет. Женившись на ней однажды, вы уйдете с ней в могилу", — Астор Пьяцолла для танго сделал пожалуй то же, что Джордж Гершвин для джаза, благодаря ему танго зазвучало в консерваториях и в огромных концертных залах, а не только в гнетущем дыму милонг, его произведения исполняли Мстислав Ростропович и Джерри Маллиган. В 1965 году Великий Астор записывает экспериментальный танго-проект на стихи Хорхе Луиса Борхеса, человека, который воспел танго в литературе и вынес это явление не только за пределы Аргентины, но и за пределы музыки вообще.
#история - 966436392535
Бит, рок-н-ролл и футбол на время вытеснили танго с улиц города. А к власти в стране пришла военная хунта, которой свободный танец был не по душе. Танго стало стандартом в бальных программах, музыка стала исполняться оркестрами, но былой социальный заряд танго потеряло — к нему стали относиться как к ретро-культуре и стилю, что давно пережили свой расцвет.

В конце 1990-х интерес к танго вспыхнул оскароносный фильм Карлоса Сауры, что так и назывался “Танго” — операторская работа выдающегося Витторио Стораро до сих пор образец художественного и светового перфекционизма. А совсем уж неожиданно танго массово возрождается в новом XXI веке. В период информационной революции вдруг потребовалась новая молодежная уличная культура, в моде стал здоровый образ жизни и сексуальная раскрепощенность — латиноамериканские социальные танцы — сальса, бачата и танго выплеснулись на улицы городов по всему миру. Современные обработки классических мелодий и электронные псвдо-аутентичные шоу вроде Gotan Project, Otros Aires, Tanghetto придали новое актуальное звучание великому социальному искусству портеньос.
#история - 966436392279
Танго уже не квинтэсенция тоски, оно не так трагично как при рождении, но если вы когда-либо расставались с любимым человеком навсегда и знаете, что такое одиночество даже посреди миллионного города — вы найдете себя на улицах современного Буэнос-Айреса, что на самом деле никогда не прекращал жить в ритме танго!
  • Аргентинское танго - La Cumparsita (Tango Argentino)

Комментарии

Комментариев нет.