Онлайн-панорама «Певец родной природы» 190 лет со дня рождения Шишкина Ивана Ивановича (1832–1898), художника, академика, профессора
Иван Иванович Шишкин - известный художник-пейзажист - родился в январе 1832 года в городе Елабуге на территории современного Татарстана в купеческой семье. Родители Ивана Шишкина стремились дать сыну самое лучшее образование. В 12 лет он поступил в Первую казанскую гимназию. Увлечение сына живописью родители не очень одобряли: пристрастие к рисованию не одобряла, считая его совершенно бесполезным занятием. Отец же симпатизировал увлечению сына. Чтобы не ссориться с родными, Шишкин прятался от них и рисовал по ночам при свечах. Приехавшие в Елабугу московские художники рассказали ему об Училище живописи и ваяния в Москве. Хотя и с трудом, но всё же удалось уговорить отца позволить ему отъезд в Москву для обучения. Ему было 20 лет, когда он покинул малую родину и перебрался в Москву. Обучение протекало под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Ярко выраженное пристрастие начинающего живописца к пейзажам взяло верх уже тогда. Начиная с самых первых, ещё довольно слабых, работ, его рисунки содержали интересные детали пейзажа и просто окрестные виды. В конце обучения его талант был уже очевиден. И преподавали, и студенты видели: перед ними выдающийся пейзажист. Следующим этапом обучения была Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге, где Иван Шишкин быстро стал известен как студент с выдающимися способностями. Летом для работы на природе художник отправился на Валаам. Этот архипелаг очень вдохновил его живописностью природных пейзажей. Именно здесь, в частности, был написан этюд «Сосна на Валааме», принёсший автору серебряную медаль. Кроме того, виды и пейзажи Валаамского архипелага, запечатлённые художником на полотнах, сыграли большую роль в оценке его творческой деятельности, что способствовало получению при окончании Академии большой золотой медали. Закончив обучение, художник отправился в путешествие за границу. Постепенно становясь знаменитым, он посещал Мюнхен, Цюрих, Женеву. Везде живописца интересовали пейзажи. Наряду с классической живописной техникой, Шишкин пытался экспериментировать в стиле графики: много писал пером, карандашом, пытался гравировать царской водкой. Работа «Виды в окрестностях Дюссельдорфа», к которой художник приступил, посетив этот город, была по достоинству оценена знатоками и способствовало получению Шишкиным почётного звания академика. Из путешествия по разным странам художник вернулся только через 6 лет. Вернувшись в Петербург и возобновив общение с товарищами по академии, Шишкин узнал, что к моменту его возвращения была организована Петербургская артель художников, позже называвшееся «Товарищество передвижных художественных выставок». По свидетельствам родственников художника, сам Шишкин в артели не состоял, однако принимал живейшее участие во всех делах товарищей. В 1868 году Шишкин женился на сестре одного из своих друзей. Это событие изменило образ жизни живописца. Будучи очень привязанным к супруге и детям, он опасался надолго уезжать из дома. Семейная жизнь превратила его в гостеприимного хозяина, дом которого всегда был открыт для друзей. В семидесятые годы XIX века Иван Шишкин ещё больше сблизился с художниками-передвижниками и стал одним из учредителей их выставок, которые дали пейзажам более широкую известность. Товарищество сообща путешествовало по различным городам страны, демонстрируя произведения искусства и в постоянном поиске новой натуры. В частности, нарисовать картину «Бурелом» живописца вдохновили вологодские леса. Современники, наблюдавшие за работой и успехами Шишкина, писали позднее, что Иван Шишкин со своей живописной техникой сам по себе является школой пейзажа («живой школой русского пейзажа» именовал художника Шишкина и его картины живописец Крамской — друг и соратник по передвижным выставкам). Картину омрачила смерть жены художника в 1874 году, после чего характер художника стал гораздо более мрачным и замкнутым. Частые запои стали причинами конфликтов с товарищами. Однако полного разрыва с искусством и коллегами по передвижническому течению художник не допустил. Привычка к постоянному труду взяла верх. Шишкин создавал всё новые произведения, которые быстро становились популярными благодаря выставкам художников-передвижников. Именно к этому периоду принадлежат полотна: «Дорога в сосновом лесу»; «Сосновый бор»; «Первый снег»; «Рожь». В восьмидесятых годах XIX века художник вновь женился. Однако семейная жизнь не была долгой: супруга, которая была одной из его учениц, умерла через год, после чего художник снова головой окунулся в работу. Углубившись в созерцание пейзажей, Шишкин вновь стал экспериментировать, пытаясь передать красками на холсте игру света в ветвях деревьев, изменчивость состояний природы, ускользание света на границе времён суток. Результаты кропотливых экспериментов сочетание различных живописных техник особенно заметны в работах конца восьмидесятых годов XIX века: «Утро в сосновом лесу»; «На берегу Финского залива»; «Сосны, освещённые солнцем». Всем, кому довелось наблюдать его работу и её результаты, отмечали потрясающую реалистичность, с которой живописцу удавалось передавать состояния природы. В конце XIX века, когда в среде Товарищества передвижных художников стало возникать всё больше разногласий между поколениями живописцев. Иван Иванович Шишкин встал на сторону молодых авторов, относясь к ним с большим вниманием и стараясь отражать что-то новое в своём творчестве. Им двигали рассуждения, согласно которым художник не может перестать развиваться и привносить в своё творчество что-то новое. Прекращение развития, по мнению живописца, будет означать упадок для автора. В 1894 году Иван Иванович Шишкин стал преподавателем высшего художественного училища при Академии Художеств. Теперь он не только творил, но и обучал других — тех самых молодых художников, к творчеству которых относился с таким интересом. Среди учеников автор знаменитых русских пейзажей пользовался большим уважением. Не стало великого художника в 1898 году. Он умер не отрываясь от любимой работы, создавая свой новый, ставший последним, живописный шедевр, прямо за мольбертом. Автобиографии живописец не писал. Об особенностях его жизненного пути известно из рассказов родственников и товарищей. Шишкин Иван Иванович, произведения которого стали широко известны ещё при жизни автора, признаётся знатоками живописи наиболее сильным российским мастером в жанре пейзажа. Многие из работ живописца размещены в известных всему миру музеях. Наиболее широко творчество Ивана Ивановича представлено в Третьяковской Галерее. Здесь, в частности, можно увидеть следующие полотна: «Рубка леса»; «Рожь»; «Пасека». Изучая, систематизируя творчество художника и пытаясь создать краткий список его работ, составитель справочников Д. Равинский, насчитал около сотни офортов, исполненных Шишкиным, кроме того, были упомянуты цинкографические эксперименты мастера и оригинальные литографии. Сегодня лес, осенние пейзажи и зима, запечатлённая живописцем, обрели поистине широчайшую популярность: они печатаются на постерах и в альбомах с репродукциями, с ними можно ознакомиться и на специальных сайтах, содержащих изображения картин Шишкина с названиями и описанием, изложенным кратко и обращающим внимание зрителя на особенности каждого полотна. Увековечена память о великом живописце и в названиях улиц многих городов. С ним же ассоциируется и название одной из баз отдыха в Черниговской области. Источник: https://nauka.club/biografii/ivan-shishkin.html Прочитать о жизни и творчестве великого художника вы можете в следующих книгах, хранящихся в фондах библиотек Симферопольского района: 1. Великие художники.Т,9.Шишкин. - [б. м.], 2010. - 48 с. - Текст : непосредственный. Экземпляры: всего:2 - ЧЗ(1), Ф60(1). 2. История русского искусства : учебник для сред. спец. учеб. заведений / ред.: И. А. Бартнев, Р. И. Власова. - 3-е изд., доп. и перераб. - Москва : Изобразительное искусство, 1987. - 399 с. : ил. - Текст : непосредственный. Экземпляры: всего:1 - ЧЗ(1). 3. Китаева Л. В. Иван Шишкин : биография отдельного лица / Л. В. Китаева. - Москва : Белый город, 2006. - 64 с. : цв.ил. - (Исторический роман). - Текст : непосредственный. Экземпляры: всего:1 - Ф25(1). 4. Книга природы : рассказы / сост.: Ю. Дмитриев, Н. Пожарицкая, А. Владимиров. - Москва : Детская литература, 1990. - 399 с. : ил. - (Библиотечная серия). - Текст : непосредственный Экземпляры: всего:22 - Дб(1), Ф2(1), Ф3(1), Ф4(1), Ф5(1), Ф7(1), Ф8(1), Ф10(1), Ф11(1), Ф12(1), Ф14(1), Ф15(1), Ф17(1), Ф19(1), Ф23(1), Ф28(1), Ф37(1), Ф38(1), Ф39(1), Ф42(1), Ф48(1), Ф49(1) Аннотация: Издание дает целостное представление о природе России, ее животном мире, об уникальных памятниках. В книгу вошли рассказы о русских художниках, воспевающих в своих полотнах красоту земли. 5. Пистунова А. М. Родник в лесу : Повесть о художнике И. И. Шишкине / А. М. Пистунова. - М., 1987Детская литература. - 87 с. : цв.ил.; 27 см. - Текст : непосредственный. Экземпляры: всего:2 - Дб(2) Аннотация: Повесть о жизни и творчестве великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898).
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Онлайн-панорама «Певец родной природы» 190 лет со дня рождения Шишкина Ивана Ивановича (1832–1898), художника, академика, профессора
Иван Иванович Шишкин - известный художник-пейзажист - родился в январе 1832 года в городе Елабуге на территории современного Татарстана в купеческой семье. Родители Ивана Шишкина стремились дать сыну самое лучшее образование. В 12 лет он поступил в Первую казанскую гимназию. Увлечение сына живописью родители не очень одобряли: пристрастие к рисованию не одобряла, считая его совершенно бесполезным занятием. Отец же симпатизировал увлечению сына. Чтобы не ссориться с родными, Шишкин прятался от них и рисовал по ночам при свечах. Приехавшие в Елабугу московские художники рассказали ему об Училище живописи и ваяния в Москве. Хотя и с трудом, но всё же удалось уговорить отца позволить ему отъезд в Москву для обучения. Ему было 20 лет, когда он покинул малую родину и перебрался в Москву.
Обучение протекало под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Ярко выраженное пристрастие начинающего живописца к пейзажам взяло верх уже тогда. Начиная с самых первых, ещё довольно слабых, работ, его рисунки содержали интересные детали пейзажа и просто окрестные виды. В конце обучения его талант был уже очевиден. И преподавали, и студенты видели: перед ними выдающийся пейзажист. Следующим этапом обучения была Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге, где Иван Шишкин быстро стал известен как студент с выдающимися способностями. Летом для работы на природе художник отправился на Валаам. Этот архипелаг очень вдохновил его живописностью природных пейзажей. Именно здесь, в частности, был написан этюд «Сосна на Валааме», принёсший автору серебряную медаль. Кроме того, виды и пейзажи Валаамского архипелага, запечатлённые художником на полотнах, сыграли большую роль в оценке его творческой деятельности, что способствовало получению при окончании Академии большой золотой медали.
Закончив обучение, художник отправился в путешествие за границу. Постепенно становясь знаменитым, он посещал Мюнхен, Цюрих, Женеву. Везде живописца интересовали пейзажи. Наряду с классической живописной техникой, Шишкин пытался экспериментировать в стиле графики: много писал пером, карандашом, пытался гравировать царской водкой. Работа «Виды в окрестностях Дюссельдорфа», к которой художник приступил, посетив этот город, была по достоинству оценена знатоками и способствовало получению Шишкиным почётного звания академика. Из путешествия по разным странам художник вернулся только через 6 лет.
Вернувшись в Петербург и возобновив общение с товарищами по академии, Шишкин узнал, что к моменту его возвращения была организована Петербургская артель художников, позже называвшееся «Товарищество передвижных художественных выставок». По свидетельствам родственников художника, сам Шишкин в артели не состоял, однако принимал живейшее участие во всех делах товарищей.
В 1868 году Шишкин женился на сестре одного из своих друзей. Это событие изменило образ жизни живописца. Будучи очень привязанным к супруге и детям, он опасался надолго уезжать из дома. Семейная жизнь превратила его в гостеприимного хозяина, дом которого всегда был открыт для друзей. В семидесятые годы XIX века Иван Шишкин ещё больше сблизился с художниками-передвижниками и стал одним из учредителей их выставок, которые дали пейзажам более широкую известность. Товарищество сообща путешествовало по различным городам страны, демонстрируя произведения искусства и в постоянном поиске новой натуры. В частности, нарисовать картину «Бурелом» живописца вдохновили вологодские леса. Современники, наблюдавшие за работой и успехами Шишкина, писали позднее, что Иван Шишкин со своей живописной техникой сам по себе является школой пейзажа («живой школой русского пейзажа» именовал художника Шишкина и его картины живописец Крамской — друг и соратник по передвижным выставкам). Картину омрачила смерть жены художника в 1874 году, после чего характер художника стал гораздо более мрачным и замкнутым. Частые запои стали причинами конфликтов с товарищами. Однако полного разрыва с искусством и коллегами по передвижническому течению художник не допустил. Привычка к постоянному труду взяла верх.
Шишкин создавал всё новые произведения, которые быстро становились популярными благодаря выставкам художников-передвижников. Именно к этому периоду принадлежат полотна: «Дорога в сосновом лесу»; «Сосновый бор»; «Первый снег»; «Рожь». В восьмидесятых годах XIX века художник вновь женился. Однако семейная жизнь не была долгой: супруга, которая была одной из его учениц, умерла через год, после чего художник снова головой окунулся в работу. Углубившись в созерцание пейзажей, Шишкин вновь стал экспериментировать, пытаясь передать красками на холсте игру света в ветвях деревьев, изменчивость состояний природы, ускользание света на границе времён суток. Результаты кропотливых экспериментов сочетание различных живописных техник особенно заметны в работах конца восьмидесятых годов XIX века: «Утро в сосновом лесу»; «На берегу Финского залива»; «Сосны, освещённые солнцем». Всем, кому довелось наблюдать его работу и её результаты, отмечали потрясающую реалистичность, с которой живописцу удавалось передавать состояния природы.
В конце XIX века, когда в среде Товарищества передвижных художников стало возникать всё больше разногласий между поколениями живописцев. Иван Иванович Шишкин встал на сторону молодых авторов, относясь к ним с большим вниманием и стараясь отражать что-то новое в своём творчестве. Им двигали рассуждения, согласно которым художник не может перестать развиваться и привносить в своё творчество что-то новое. Прекращение развития, по мнению живописца, будет означать упадок для автора. В 1894 году Иван Иванович Шишкин стал преподавателем высшего художественного училища при Академии Художеств. Теперь он не только творил, но и обучал других — тех самых молодых художников, к творчеству которых относился с таким интересом. Среди учеников автор знаменитых русских пейзажей пользовался большим уважением.
Не стало великого художника в 1898 году. Он умер не отрываясь от любимой работы, создавая свой новый, ставший последним, живописный шедевр, прямо за мольбертом. Автобиографии живописец не писал. Об особенностях его жизненного пути известно из рассказов родственников и товарищей.
Шишкин Иван Иванович, произведения которого стали широко известны ещё при жизни автора, признаётся знатоками живописи наиболее сильным российским мастером в жанре пейзажа. Многие из работ живописца размещены в известных всему миру музеях. Наиболее широко творчество Ивана Ивановича представлено в Третьяковской Галерее. Здесь, в частности, можно увидеть следующие полотна: «Рубка леса»; «Рожь»; «Пасека». Изучая, систематизируя творчество художника и пытаясь создать краткий список его работ, составитель справочников Д. Равинский, насчитал около сотни офортов, исполненных Шишкиным, кроме того, были упомянуты цинкографические эксперименты мастера и оригинальные литографии. Сегодня лес, осенние пейзажи и зима, запечатлённая живописцем, обрели поистине широчайшую популярность: они печатаются на постерах и в альбомах с репродукциями, с ними можно ознакомиться и на специальных сайтах, содержащих изображения картин Шишкина с названиями и описанием, изложенным кратко и обращающим внимание зрителя на особенности каждого полотна. Увековечена память о великом живописце и в названиях улиц многих городов. С ним же ассоциируется и название одной из баз отдыха в Черниговской области.
Источник: https://nauka.club/biografii/ivan-shishkin.html Прочитать о жизни и творчестве великого художника вы можете в следующих книгах, хранящихся в фондах библиотек Симферопольского района:
1. Великие художники.Т,9.Шишкин. - [б. м.], 2010. - 48 с. - Текст : непосредственный. Экземпляры: всего:2 - ЧЗ(1), Ф60(1).
2. История русского искусства : учебник для сред. спец. учеб. заведений / ред.: И. А. Бартнев, Р. И. Власова. - 3-е изд., доп. и перераб. - Москва : Изобразительное искусство, 1987. - 399 с. : ил. - Текст : непосредственный. Экземпляры: всего:1 - ЧЗ(1).
3. Китаева Л. В. Иван Шишкин : биография отдельного лица / Л. В. Китаева. - Москва : Белый город, 2006. - 64 с. : цв.ил. - (Исторический роман). - Текст : непосредственный. Экземпляры: всего:1 - Ф25(1).
4. Книга природы : рассказы / сост.: Ю. Дмитриев, Н. Пожарицкая, А. Владимиров. - Москва : Детская литература, 1990. - 399 с. : ил. - (Библиотечная серия). - Текст : непосредственный Экземпляры: всего:22 - Дб(1), Ф2(1), Ф3(1), Ф4(1), Ф5(1), Ф7(1), Ф8(1), Ф10(1), Ф11(1), Ф12(1), Ф14(1), Ф15(1), Ф17(1), Ф19(1), Ф23(1), Ф28(1), Ф37(1), Ф38(1), Ф39(1), Ф42(1), Ф48(1), Ф49(1) Аннотация: Издание дает целостное представление о природе России, ее животном мире, об уникальных памятниках. В книгу вошли рассказы о русских художниках, воспевающих в своих полотнах красоту земли.
5. Пистунова А. М. Родник в лесу : Повесть о художнике И. И. Шишкине / А. М. Пистунова. - М., 1987Детская литература. - 87 с. : цв.ил.; 27 см. - Текст : непосредственный. Экземпляры: всего:2 - Дб(2) Аннотация: Повесть о жизни и творчестве великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898).