Читайте - это один их хороших способов взглянуть на себя со стороны.
Тема семьи в русской литературе − одна из ведущих. Благодаря ей раскрываются и отношения в семье, и тема дворянского гнезда, и взаимоотношения поколений в целом. Сам подход к этой вечной теме у писателей был разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.
Сергей Аксаков «Семейная хроника и воспоминания» Автор интересно и очень живо описывает жизнь семьи в России 18 века, ее быт, традиции, отношения между близкими людьми. Проблемы между мужем и женой, родителями и детьми актуальны до сих пор.
«Семейная хроника» состоит из пяти отрывков. Первый отрывок посвящен описанию жизни семьи после переезда на новые земли в Уфимское наместничество. Во втором рассказывается драматичная история замужества Прасковьи Ивановны Багровой. История женитьбы и первых лет семейной жизни родителей автора. В итоге из разнородных и по теме, и по стилю повествований складывается удивительно целостная картина провинциальной дворянской жизни конца 18 века.
Во время создания «Семейной хроники» в 1856 году многие члены старшего поколения семьи были еще живы, и поэтому автор заменил некоторые действительные имена персонажей и ряд географических названий вымышленными. Отсюда – своеобразный документализм его книг, использование семейных преданий, рассказов родителей.
«Семейная хроника» Сергея Тимофеевича Аксакова занимает уникальное место в русской литературе. Она согрета любовью к близким и чужим людям, природе и родной земле, правде и разуму.
Лев Николаевич Толстой «Детство. Отрочество. Юность» Семейная тема — важнейшая и в жизни, и в творчестве Льва Толстого.
«Детство. Отрочество. Юность» — удивительная, пронзительная и лиричная трилогия, в которую Лев Толстой вложил немало автобиографических мотивов. Перед читателем день за днем проходит жизнь Николеньки Иртеньева, мальчика из аристократической русской семьи, – детские игры, отношения с друзьями, первая влюбленность, смерть матери, нелепые и смешные ошибки первых шагов «в свете», представляющиеся в юности судьбоносными и трагическими. Герой трилогии взрослеет буквально на наших глазах, и мы невольно переживаем его радости и горести, победы и поражения, как свои собственные.
Федор Михайлович Достоевский «Братья Карамазовы» «Братья Карамазовы» – одна из немногих в мировой литературе удавшихся попыток сочетать увлекательный роман–триллер, как мы выразились бы теперь, с глубинами философской мысли.
Главная тема произведения – трагедия семьи и общества пореформенной России. Эта проблема всерьез волновала таких известных писателей как Льва Николаевича Толстого, Ивана Сергеевича Тургенева, Ивана Алексеевича Бунина, Антона Павловича Чехова, однако Достоевский копнул глубже и серьезнее, показав моральное разложение личности, приведшее к комплексному кризису общества. В центре сюжета романа – страшное и изощренное убийство отца семьи Карамазовых Федора Павловича.
Семья Карамазовых под пером Достоевского – это Россия в миниатюре: она начисто лишена теплых родственных уз. Глухая вражда царит между отцом семейства Федором Павловичем Карамазовым и его сыновьями: старшим Дмитрием, человеком распущенных страстей, Иваном – пленником распущенного ума, незаконнорожденным Смердяковым – лакеем по должности и по духу, и послушником монастыря, Алешей, тщетно пытающимся примирить враждебные столкновения, которые завершаются страшным преступлением – отцеубийством. Достоевский показывает, что все участники этой драмы разделяют ответственность за случившееся и в первую очередь – сам отец.
Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети» «Отцы и дети» – это роман, написанный Иваном Тургеневым в 1860 году и ставший знаковым для молодёжи 60-х гг. 19 в.
Одной из главных тем этого произведения является тема семьи и любви. По мнению Тургенева, семья и любовь очень сильно влияют на формирование человека как личности и играют большую роль в его жизни. От того, в какой семье человек живет, зависит будет ли он счастлив или нет. Примеров влияния семьи и любви на жизнь и душевное состояние человека в романе много. Например, Николая Петровича Кирсанова бесспорно можно назвать глубоко счастливым человеком, потому что у него есть семья, о которой он заботится. Несмотря на существенные разногласия с Аркадием, старшим сыном, он никогда не переставал его любить.
Напротив, он прикладывал все усилия, чтобы понять своего сына и его мировоззрение. Николай Петрович всегда беспокоился о нем, старался делать все для того, чтобы тот был счастлив. Эта любовь была для него стимулом жить, развиваться и быть счастливым, ведь от его счастья также зависело счастье его ребенка.
Аркадий, который вырос в семье, в которой его любят и ценят, не мог вырасти черствым и жестоким человеком. Благодаря своему отцу он был способен к такому высокому чувству как любовь. Влюбленность не была для него бременем, в отличие от Базарова, который презирал всякого рода чувства. Аркадий спокойно принял свою симпатию к Екатерине и в скором времени женился на ней, став счастливым семьянином.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин в своем романе «Господа Головлёвы» решил наглядно показать к чему может привести отсутствия взаимопонимания, любви и наличие деспотизма в семье. Так же ничего хорошего не стоит ожидать в будущем, если все свои сила тратить лишь на заработок и преумножение капитала, не уделяя при этом внимания самому дорогому – детям.
Именно так и обстояли дела в богатом семействе дворян Головлевых. Салтыков-Щедрин показал, что даже очень обеспеченная семья, не имея любви, уважения и тепла друг к другу, не сможет преодолеть испытаний, посланных свыше. Со временем обязательно случится неминуемый крах.
Господа Головлевы – это отражение современной великому русскому писателю-сатирику эпохи, в которой, как видел М.Е. Салтыков-Щедрин, родственные узы теряют свой смысл и значение, рушатся человеческие отношения, а на смену им все чаще приходят бездуховность, лицемерие, пустословие, ложь и подлость. Семейная хроника дворянского выморочного рода приводит героев к неизбежному трагическому финалу, от которого не спасает даже запоздалое прозрение.
Федор Александрович Абрамов «Пряслины» Роман-тетралогия «Пряслины» – летопись народной жизни почти за полвека
За эту тетралогию в 1975 году писатель удостоился Государственной премии СССР – самой престижной награды страны.
В 1958 году в журнале «Нева» был опубликован дебютный роман Федора Абрамова «Братья и сестры». Книга сразу завоевала любовь читателей, а впоследствии получила продолжение в романах «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом». Весь цикл писался около 20 лет, что свидетельствует о планомерном, нелегком труде писателя.
В книгах описывает жизнь русской деревни в военные и послевоенные годы. В центре повествования семья Пряслиных, тружеников одного из советских колхозов, а главная фигура романа – сначала мальчик, затем мужчина Михаил Пряслин, рано потерявший отца на войне и вынужденный поднимать осиротевшую семью своими силами.
В романе воплощены народные характеры, воссоздана реальная жизнь простых людей.
Анатолий Степанович Иванов «Вечный зов» «Вечный зов» – это объемная эпопея, раскрывающая богатый спектр человеческих эмоций и чувств; любовь, страсть, ненависть, как лакмусовая бумага, определяют степень мужества и верности русского человека. Главными историческими потрясениями и переломами 20 столетия продиктован сюжет пронзительной саги о семье Савельевых.
«Вечный зов» по литературной моде начала двадцатого века мог бы называться «Сага о Савельевых», потому что именно эта семья является в повествовании ключевой.
История семьи Савельевых, трёх братьев: Антона, Фёдора и Ивана, тесно переплетена и вросла корнями в историю страны. Самый яркий, сильный и харизматичный – это, несомненно, средний брат Фёдор. Он привлекает к себе гораздо больше внимания, чем правильный, прямодушный Антон и мягкий, но честный, с твёрдым внутренним стержнем, Иван. История трех очень непохожих друг на друга братьев начинается с 1906 года, где сначала придется думать на одного брата, что он плохой, а про другого, что – сволочь, конечно, но хороший, а потом уже наоборот, а после появится и третий брат, а вместе с ним еще с пять десятков героев, которые живут в поселке Шантара близ Новониколаевска на берегу такой же переменчивой речки Громотухи.
Георгий Мокеевич Марков «Строговы» Эпический роман «Строговы» известного писателя-сибиряка Георгия Макеевича Маркова в полной мере можно назвать историческим. В своем произведении автор через судьбу крестьянской семьи Строговых ярко и образно рисует картину жизни Сибирского края в период крупных исторических событий – Русско-японской войны, революции 1905 года, Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны.
Главный герой романа, Матвей Строгов, проходит «огонь, воду и медные трубы», от мирного крестьянина-пасечника до командира красного партизанского отряда, доказав себе и другим, что человек всегда должен оставаться человеком и с честью выходить из любых жизненных коллизий.
В 1975 году по роману был снят одноименный фильм, побивший все рекорды зрительской популярности.
В период с 1954 по 1960, Георгий Марков написал продолжение истории семьи крестьян-сибиряков Строговых – роман «Соль земли», где подробно проследил судьбу детей и внуков Матвея, уже изменивших свой социальный статус, ставших учеными, служащими, партийными работниками – не столько «сеятелями», сколько преобразователями послевоенной Сибири.
В «Строговых», «Соль земли», «Завещании» писатель с большой сердечностью рассказывает о людях, нашедших друг друга на перепутьях жизненных дорог, о семьях крепких, счастливом супружестве, где кристальная верность – несмотря на любые испытания! Эти произведения Г.М. Маркова являются типично семейными.
Всеволод Анисимович Кочетов «Журбины» Роман «Журбины», лучшее произведение Всеволода Анисимовича Кочетова, широко известен читателю. В нём автор рисует жизнь трёх поколений рабочей семьи, династии кораблестроителей, судьба которых связана с заводом.
Жизнь семьи Журбиных прослеживается на протяжении трех поколений: от деда Матвея до его сыновей, внуков и даже правнуков. Многочисленное, дружное семейство живет, любит, сомневается, дружит, спорит, а также передает свою страсть к кораблям и кораблестроению от поколения к поколению, делясь опытом с молодыми.
На протяжении всего повествования автор показывает важность семейных ценностей, любовь к своей семье, уважение к родителям. Крепость семейных связей – качество, которое актуально и в наше время и которого не всегда хватает в нашем современном обществе.
Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» В произведении Шолохова «Тихий Дон» тема семьи является одной из главных тем и выражена очень лирично и трагично. Главные герои романа – это донские казаки, а, как известно, казаки имеют очень жесткие семейные правила. Главная особенность в том, что главные в семье мужчины, а женщины и дети всегда должны их бесспорно слушаться. Такие устои были у героев романа в семье Мелиховых, Листницких, Кошевых и Коршуновых.
Среди всех семей, изображенных писателем в романе, главное место с его первых страниц занимает семья Мелеховых. Именно через эту семью наиболее четко прослеживаются быт, моральные устои и традиции казацких семей.
Семья Мелеховых оказалась на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений. Революция и гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Шолохову с большим мастерством удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного времени.
Полина Дашкова «Источник счастья» Книга очень необычная. Это семейная сага, историческое расследование, мистическая и эзотерическая трилогия с элементами детектива.
В центре книги – семья военного хирурга профессора Свешникова. Действие романа происходит в двух временных планах – в начале 20 и начале 21 веков. Автор рассказывает о некоем открытии Свешникова, которое может дать ключ к бессмертию, а также о миллиардере Петре Кольте, который ищет архивы доктора, чтобы добыть вечную молодость.
Открытие профессора влияет на судьбу каждого, кто с ним соприкоснулся, затягивает в омут политических интриг и древних мифов, дает шанс изменить ход истории, ставит перед невозможным выбором.
Книга 1 — Источник счастья
Книга 2 — Misterium Tremendum. Тайна, приводящая в трепет
Книга 3 — Небо над бездной
Мария Метлицкая «Дорога на две улицы» Если бы у Елены Лукониной спросили, счастлива ли ее семья, она вряд ли смогла бы однозначно ответить на этот вопрос. Счастье и горе, печаль и веселье всегда шли в ее жизни рука об руку.
Елена, как могла, оберегала своих родных от несчастий – мирила, утешала, помогала пережить потери. Еще в молодости она поняла: всегда есть выбор. Жизнь подобна перекрестку, и только в конце пути станет понятно, по той ли улице ты пошел.
Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом» Книга, номинированная на Букеровскую премию, буквально взорвала отечественный книжный рынок и обрела не просто культовый, но – легендарный статус!
Сочинение Павла Санаева затрагивает вопросы взаимоотношения поколений. Но автор отходит от привычных штампов и классического видения проблемы «отцов и детей». Муссируемая им тема взросления мальчика, находящегося в неблагоприятной семейной обстановке, будто переворачивается с ног на голову, приобретая характер советской бытовой чернухи. Это гиперболизированная и сюрреалистическая история о любви, которая бывает настолько иррациональной и безумной, что способна убить, искалечить, нанести неизгладимую душевную рану, оставить отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Что по сути происходит у Савельевых? Ребенок любит каждого взрослого по-своему, но не понимает их любви к себе. Все любят друг друга, но не всегда могут взаимодействовать. И тогда любовь обращается в кривое зеркало, отражающее конфликт поколений во всем его «великолепии».
Произведение щемяще лирическое. Каждая строчка пропитана детским страхом, неуверенностью и отчаянным желанием любви и внимания.
Наринэ Абгарян «Манюня» «Манюня» – светлый, пропитанный солнцем и запахами южного базара и потрясающе смешной рассказ о детстве, о двух девочках-подружках Нарине и Манюне, о грозной и доброй Ба – бабушке Манюни, и о куче их родственников, постоянно попадающих в казусные ситуации. Это то самое теплое, озорное и полное веселых приключений детство, которое делает человека счастливым на всю жизнь.
Действие в повести происходит в небольшом провинциальном армянском городке, где все знают про всех всё, где большая армянская семья, в которой целых четыре дочери Абгарян соседствует с еврейской бабушкой и её внучкой Манюней. Автору удалось написать ее с редкой детской непосредственностью, юмором, невероятно живо. Это добрая и смешная книжка, которая способна объединить несколько поколений. Бабушки и дедушки – посокрушаются по поводу этих несносных детей, родители – вспомнят свои проделки. Эта повесть является одновременно – обаятельной, умной, озорной, доброй.
Наринэ Абгарян «Зулали» Эта книга о горьком и смешном мире людей, которые живут, не замечая времени. Людей, которые не боятся летать и умеют найти забавное даже в трагичном. Мир стариков и детей, взрослых и тех, кто утратил веру, – но не отчаялся. Мир людей, навсегда застрявших в том измерении, где когда-нибудь обязательно исполняются мечты.
А сейчас представляем вам краткий перечень из необъятного списка произведений зарубежной литературы. История собирания или угасания рода, династии, клана лежит и в основе классической и современной зарубежной семейной хроники.
Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркес – выдающийся колумбийский писатель, автор романов, повестей, новелл. В романе «Сто лет одиночества» история нескольких поколений большой семьи Буэндиа и основанного ими в середине 19 века на берегу одной из колумбийских рек городка Макондо, после столетнего существования сметённого с лица земли ветром времени вместе с последним представителем этого рода. Колоритно, подчас даже натуралистично, выписаны автором бытовые сцены и характеры. Внешне они как будто бы лишены серьёзности, но ирония и гротеск выявляют глубинный смысл романа-предупреждения, коренные проблемы общечеловеческого бытия. Не случайно персонажи его наделены повторяющимися из поколения в поколение именами.
Ложь и корысть извращают семью или порождают комплекс неполноценности, обрушивают на них трагедии неразделённой любви и разделённой страсти.
Роман «Сто лет одиночества» – многоплановая книга, в ней прослеживается история Латинской Америки, а также история буржуазной цивилизации. Но это и история мировой литературы от античного эпоса до семейного романа.
Джон Голсуорси «Сага о Форсайтах» Полувековая история семьи Форсайтов, начиная с викторианской эпохи до 1920-х годов. Страсть, красота и искусство, глубоко чуждые прозаичным Форсайтам, вторгаются в их сплоченную семью вместе с женой Сомса Форсайта – Ирэн и ее другом, архитектором Босини.
В 1932 году Д. Голсуорси получил Нобелевскую премию по литературе за «высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах»»
Чарльз Диккенс «Домби и Сын» Роман английского писателя Чарльза Диккенса «Домби и Сын» – одно из совершеннейших произведений писателя-реалиста. В центре повествования история семьи Домби. Главное место в романе занимает глубокий психологический анализ поступков и переживаний героев, показаны трагические последствия эгоизма и стяжательства, которым автор противопоставляет бескорыстие и доброту.
«Домби и сын» – один из самых знаменитых романов Диккенса – тут есть всё, за что его любят: чудачество, смех, радость, но и ненависть к «властям мира сего», к обыденности, жестокости, а также корыстолюбию.
Теодор Драйзер «Американская трагедия» «Американская трагедия» – роман американского писателя Теодора Драйзера. Автору удалось так талантливо изобразить историю семьи и трагедию Клайва Грифитса, что книга не оставляет равнодушным и современного читателя. Молодой человек, вкусивший всю прелесть жизни богатых, так жаждет утвердиться в их обществе, что идет ради этого на преступление.
Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» Роман современной американской писательницы, уроженки Австралии Колин Маккалоу – романтическая сага о трех поколениях семьи австралийских тружеников, о людях, ищущих свое счастье. Воспевающая чувства сильные и глубокие, любовь к родной земле, книга эта изобилует правдивыми и красочными деталями австралийского быта, картинами природы.
Джон Стейнбек «Гроздья гнева» «В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева — тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго…»
Культовый роман Джона Стейнбека «Гроздья гнева» впервые был опубликован в Америке в 1939 году, получил Пулицеровскую премию, а сам автор позднее был награжден Нобелевской премией по литературе.
Во время Великой депрессии семья разоренных фермеров вынуждена покинуть свой дом в Оклахоме. По знаменитой «Трассе 66» через всю Америку, как и миллионы других безработных, они едут, идут и даже ползут на запад, в вожделенную Калифорнию. Но что их там ждет? И есть ли хоть какая-то надежда на светлое будущее?
Гектор Мало «Без семьи» Мальчик Реми – подкидыш. Он не знает, кто его родители, и скитается по свету в их поисках. На его долю выпадает множество горестей и невзгод, но отзывчивое сердце маленького бродяги как магнитом притягивает к нему людей. С помощью верных друзей ему удается совершить множество добрых дел и найти свою семью.
Семья в представлении Реми олицетворяет не только любовь и заботу родителей, она – единственно надежная опора, защита от превратностей суровой, несправедливой судьбы.
Андре Моруа «Семейный круг» Роман «Семейный круг» – о тех незримых механизмах, что управляют поведением человека.
Блестящий мастер изысканной прозы Андре Моруа (1885-1957) – наследник реалистических традиций французской литературы. Само название романа «Семейный круг» подчёркивает неотвратимость жизненного пути, который приходится пройти героине. Узнав в раннем детстве, что её мать изменяет отцу, Дениза проникает к ней ненавистью и ревностью, ей хочется защитить безвольного отца, помочь ему. Это чувство она переносит и на своего супруга, — мечтая о равноправном партнёре, о взаимной страсти, она, тем не менее, подсознательно выбирает в мужья слабовольного человека, беспредельно её любящего, но к которому она сама относится дружески-покровительственно. Неудовлетворённая потребность в любви мстит за себя, толкает к супружеским изменам – Дениза осознаёт, что полностью уподобилась матери, когда её собственная дочь начинает смотреть на неё со страхом и ненавистью.
Роже Мартен дю Гар «Семья Тибо» Рожен Мартен дю Гар – французский прозаик и драматург. За роман «Семья Тибо» в 1937 году он получил Нобелевскую премию. Этот роман принадлежит к тем большим классическим произведениям 20 века, которые останутся надолго. Герои социально-психологического романа-эпопеи «Семья Тибо» – люди с сильной волей и жаждой деятельности, с ярко выраженной индивидуальностью. Прослеживая историю буржуа Оскара Тибо, его сыновей – преуспевающего врача Антуана, человека творческого склада и сложного внутреннего мира, и бунтаря Жана, восстающего против собственности, насилия, войны и ищущего путей преобразования мира, писатель создаёт широкое повествование о разных путях утверждения личности в условиях буржуазного общества эпохи империализма. В романе многоаспектно воспроизведена историческая действительность Франции начала ХХ века вплоть до окончания первой мировой войны, оборвавшей или искалечившей жизнь многих обаятельных героев Роже Мартен дю Гара.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА
"О семье и семейных ценностях" в литературе.
Читайте - это один их хороших способов взглянуть на себя со стороны.
Сергей Аксаков «Семейная хроника и воспоминания»
Автор интересно и очень живо описывает жизнь семьи в России 18 века, ее быт, традиции, отношения между близкими людьми. Проблемы между мужем и женой, родителями и детьми актуальны до сих пор.
«Семейная хроника» состоит из пяти отрывков. Первый отрывок посвящен описанию жизни семьи после переезда на новые земли в Уфимское наместничество. Во втором рассказывается драматичная история замужества Прасковьи Ивановны Багровой. История женитьбы и первых лет семейной жизни родителей автора. В итоге из разнородных и по теме, и по стилю повествований складывается удивительно целостная картина провинциальной дворянской жизни конца 18 века.
Во время создания «Семейной хроники» в 1856 году многие члены старшего поколения семьи были еще живы, и поэтому автор заменил некоторые действительные имена персонажей и ряд географических названий вымышленными. Отсюда – своеобразный документализм его книг, использование семейных преданий, рассказов родителей.
«Семейная хроника» Сергея Тимофеевича Аксакова занимает уникальное место в русской литературе. Она согрета любовью к близким и чужим людям, природе и родной земле, правде и разуму.
Лев Николаевич Толстой «Детство. Отрочество. Юность»
Семейная тема — важнейшая и в жизни, и в творчестве Льва Толстого.
«Детство. Отрочество. Юность» — удивительная, пронзительная и лиричная трилогия, в которую Лев Толстой вложил немало автобиографических мотивов. Перед читателем день за днем проходит жизнь Николеньки Иртеньева, мальчика из аристократической русской семьи, – детские игры, отношения с друзьями, первая влюбленность, смерть матери, нелепые и смешные ошибки первых шагов «в свете», представляющиеся в юности судьбоносными и трагическими. Герой трилогии взрослеет буквально на наших глазах, и мы невольно переживаем его радости и горести, победы и поражения, как свои собственные.
Федор Михайлович Достоевский «Братья Карамазовы»
«Братья Карамазовы» – одна из немногих в мировой литературе удавшихся попыток сочетать увлекательный роман–триллер, как мы выразились бы теперь, с глубинами философской мысли.
Главная тема произведения – трагедия семьи и общества пореформенной России. Эта проблема всерьез волновала таких известных писателей как Льва Николаевича Толстого, Ивана Сергеевича Тургенева, Ивана Алексеевича Бунина, Антона Павловича Чехова, однако Достоевский копнул глубже и серьезнее, показав моральное разложение личности, приведшее к комплексному кризису общества. В центре сюжета романа – страшное и изощренное убийство отца семьи Карамазовых Федора Павловича.
Семья Карамазовых под пером Достоевского – это Россия в миниатюре: она начисто лишена теплых родственных уз. Глухая вражда царит между отцом семейства Федором Павловичем Карамазовым и его сыновьями: старшим Дмитрием, человеком распущенных страстей, Иваном – пленником распущенного ума, незаконнорожденным Смердяковым – лакеем по должности и по духу, и послушником монастыря, Алешей, тщетно пытающимся примирить враждебные столкновения, которые завершаются страшным преступлением – отцеубийством. Достоевский показывает, что все участники этой драмы разделяют ответственность за случившееся и в первую очередь – сам отец.
Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети»
«Отцы и дети» – это роман, написанный Иваном Тургеневым в 1860 году и ставший знаковым для молодёжи 60-х гг. 19 в.
Одной из главных тем этого произведения является тема семьи и любви. По мнению Тургенева, семья и любовь очень сильно влияют на формирование человека как личности и играют большую роль в его жизни. От того, в какой семье человек живет, зависит будет ли он счастлив или нет. Примеров влияния семьи и любви на жизнь и душевное состояние человека в романе много. Например, Николая Петровича Кирсанова бесспорно можно назвать глубоко счастливым человеком, потому что у него есть семья, о которой он заботится. Несмотря на существенные разногласия с Аркадием, старшим сыном, он никогда не переставал его любить.
Напротив, он прикладывал все усилия, чтобы понять своего сына и его мировоззрение. Николай Петрович всегда беспокоился о нем, старался делать все для того, чтобы тот был счастлив. Эта любовь была для него стимулом жить, развиваться и быть счастливым, ведь от его счастья также зависело счастье его ребенка.
Аркадий, который вырос в семье, в которой его любят и ценят, не мог вырасти черствым и жестоким человеком. Благодаря своему отцу он был способен к такому высокому чувству как любовь. Влюбленность не была для него бременем, в отличие от Базарова, который презирал всякого рода чувства. Аркадий спокойно принял свою симпатию к Екатерине и в скором времени женился на ней, став счастливым семьянином.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
Салтыков-Щедрин в своем романе «Господа Головлёвы» решил наглядно показать к чему может привести отсутствия взаимопонимания, любви и наличие деспотизма в семье. Так же ничего хорошего не стоит ожидать в будущем, если все свои сила тратить лишь на заработок и преумножение капитала, не уделяя при этом внимания самому дорогому – детям.
Именно так и обстояли дела в богатом семействе дворян Головлевых. Салтыков-Щедрин показал, что даже очень обеспеченная семья, не имея любви, уважения и тепла друг к другу, не сможет преодолеть испытаний, посланных свыше. Со временем обязательно случится неминуемый крах.
Господа Головлевы – это отражение современной великому русскому писателю-сатирику эпохи, в которой, как видел М.Е. Салтыков-Щедрин, родственные узы теряют свой смысл и значение, рушатся человеческие отношения, а на смену им все чаще приходят бездуховность, лицемерие, пустословие, ложь и подлость. Семейная хроника дворянского выморочного рода приводит героев к неизбежному трагическому финалу, от которого не спасает даже запоздалое прозрение.
Федор Александрович Абрамов «Пряслины»
Роман-тетралогия «Пряслины» – летопись народной жизни почти за полвека
За эту тетралогию в 1975 году писатель удостоился Государственной премии СССР – самой престижной награды страны.
В 1958 году в журнале «Нева» был опубликован дебютный роман Федора Абрамова «Братья и сестры». Книга сразу завоевала любовь читателей, а впоследствии получила продолжение в романах «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом». Весь цикл писался около 20 лет, что свидетельствует о планомерном, нелегком труде писателя.
В книгах описывает жизнь русской деревни в военные и послевоенные годы. В центре повествования семья Пряслиных, тружеников одного из советских колхозов, а главная фигура романа – сначала мальчик, затем мужчина Михаил Пряслин, рано потерявший отца на войне и вынужденный поднимать осиротевшую семью своими силами.
В романе воплощены народные характеры, воссоздана реальная жизнь простых людей.
Анатолий Степанович Иванов «Вечный зов»
«Вечный зов» – это объемная эпопея, раскрывающая богатый спектр человеческих эмоций и чувств; любовь, страсть, ненависть, как лакмусовая бумага, определяют степень мужества и верности русского человека. Главными историческими потрясениями и переломами 20 столетия продиктован сюжет пронзительной саги о семье Савельевых.
«Вечный зов» по литературной моде начала двадцатого века мог бы называться «Сага о Савельевых», потому что именно эта семья является в повествовании ключевой.
История семьи Савельевых, трёх братьев: Антона, Фёдора и Ивана, тесно переплетена и вросла корнями в историю страны. Самый яркий, сильный и харизматичный – это, несомненно, средний брат Фёдор. Он привлекает к себе гораздо больше внимания, чем правильный, прямодушный Антон и мягкий, но честный, с твёрдым внутренним стержнем, Иван. История трех очень непохожих друг на друга братьев начинается с 1906 года, где сначала придется думать на одного брата, что он плохой, а про другого, что – сволочь, конечно, но хороший, а потом уже наоборот, а после появится и третий брат, а вместе с ним еще с пять десятков героев, которые живут в поселке Шантара близ Новониколаевска на берегу такой же переменчивой речки Громотухи.
Георгий Мокеевич Марков «Строговы»
Эпический роман «Строговы» известного писателя-сибиряка Георгия Макеевича Маркова в полной мере можно назвать историческим. В своем произведении автор через судьбу крестьянской семьи Строговых ярко и образно рисует картину жизни Сибирского края в период крупных исторических событий – Русско-японской войны, революции 1905 года, Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны.
Главный герой романа, Матвей Строгов, проходит «огонь, воду и медные трубы», от мирного крестьянина-пасечника до командира красного партизанского отряда, доказав себе и другим, что человек всегда должен оставаться человеком и с честью выходить из любых жизненных коллизий.
В 1975 году по роману был снят одноименный фильм, побивший все рекорды зрительской популярности.
В период с 1954 по 1960, Георгий Марков написал продолжение истории семьи крестьян-сибиряков Строговых – роман «Соль земли», где подробно проследил судьбу детей и внуков Матвея, уже изменивших свой социальный статус, ставших учеными, служащими, партийными работниками – не столько «сеятелями», сколько преобразователями послевоенной Сибири.
В «Строговых», «Соль земли», «Завещании» писатель с большой сердечностью рассказывает о людях, нашедших друг друга на перепутьях жизненных дорог, о семьях крепких, счастливом супружестве, где кристальная верность – несмотря на любые испытания! Эти произведения Г.М. Маркова являются типично семейными.
Всеволод Анисимович Кочетов «Журбины»
Роман «Журбины», лучшее произведение Всеволода Анисимовича Кочетова, широко известен читателю. В нём автор рисует жизнь трёх поколений рабочей семьи, династии кораблестроителей, судьба которых связана с заводом.
Жизнь семьи Журбиных прослеживается на протяжении трех поколений: от деда Матвея до его сыновей, внуков и даже правнуков. Многочисленное, дружное семейство живет, любит, сомневается, дружит, спорит, а также передает свою страсть к кораблям и кораблестроению от поколения к поколению, делясь опытом с молодыми.
На протяжении всего повествования автор показывает важность семейных ценностей, любовь к своей семье, уважение к родителям. Крепость семейных связей – качество, которое актуально и в наше время и которого не всегда хватает в нашем современном обществе.
Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон»
В произведении Шолохова «Тихий Дон» тема семьи является одной из главных тем и выражена очень лирично и трагично. Главные герои романа – это донские казаки, а, как известно, казаки имеют очень жесткие семейные правила. Главная особенность в том, что главные в семье мужчины, а женщины и дети всегда должны их бесспорно слушаться. Такие устои были у героев романа в семье Мелиховых, Листницких, Кошевых и Коршуновых.
Среди всех семей, изображенных писателем в романе, главное место с его первых страниц занимает семья Мелеховых. Именно через эту семью наиболее четко прослеживаются быт, моральные устои и традиции казацких семей.
Семья Мелеховых оказалась на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений. Революция и гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Шолохову с большим мастерством удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного времени.
Полина Дашкова «Источник счастья»
Книга очень необычная. Это семейная сага, историческое расследование, мистическая и эзотерическая трилогия с элементами детектива.
В центре книги – семья военного хирурга профессора Свешникова. Действие романа происходит в двух временных планах – в начале 20 и начале 21 веков. Автор рассказывает о некоем открытии Свешникова, которое может дать ключ к бессмертию, а также о миллиардере Петре Кольте, который ищет архивы доктора, чтобы добыть вечную молодость.
Открытие профессора влияет на судьбу каждого, кто с ним соприкоснулся, затягивает в омут политических интриг и древних мифов, дает шанс изменить ход истории, ставит перед невозможным выбором.
Книга 1 — Источник счастья
Книга 2 — Misterium Tremendum. Тайна, приводящая в трепет
Книга 3 — Небо над бездной
Мария Метлицкая «Дорога на две улицы»
Если бы у Елены Лукониной спросили, счастлива ли ее семья, она вряд ли смогла бы однозначно ответить на этот вопрос. Счастье и горе, печаль и веселье всегда шли в ее жизни рука об руку.
Елена, как могла, оберегала своих родных от несчастий – мирила, утешала, помогала пережить потери. Еще в молодости она поняла: всегда есть выбор. Жизнь подобна перекрестку, и только в конце пути станет понятно, по той ли улице ты пошел.
Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»
Книга, номинированная на Букеровскую премию, буквально взорвала отечественный книжный рынок и обрела не просто культовый, но – легендарный статус!
Сочинение Павла Санаева затрагивает вопросы взаимоотношения поколений. Но автор отходит от привычных штампов и классического видения проблемы «отцов и детей». Муссируемая им тема взросления мальчика, находящегося в неблагоприятной семейной обстановке, будто переворачивается с ног на голову, приобретая характер советской бытовой чернухи. Это гиперболизированная и сюрреалистическая история о любви, которая бывает настолько иррациональной и безумной, что способна убить, искалечить, нанести неизгладимую душевную рану, оставить отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Что по сути происходит у Савельевых? Ребенок любит каждого взрослого по-своему, но не понимает их любви к себе. Все любят друг друга, но не всегда могут взаимодействовать. И тогда любовь обращается в кривое зеркало, отражающее конфликт поколений во всем его «великолепии».
Произведение щемяще лирическое. Каждая строчка пропитана детским страхом, неуверенностью и отчаянным желанием любви и внимания.
Наринэ Абгарян «Манюня»
«Манюня» – светлый, пропитанный солнцем и запахами южного базара и потрясающе смешной рассказ о детстве, о двух девочках-подружках Нарине и Манюне, о грозной и доброй Ба – бабушке Манюни, и о куче их родственников, постоянно попадающих в казусные ситуации. Это то самое теплое, озорное и полное веселых приключений детство, которое делает человека счастливым на всю жизнь.
Действие в повести происходит в небольшом провинциальном армянском городке, где все знают про всех всё, где большая армянская семья, в которой целых четыре дочери Абгарян соседствует с еврейской бабушкой и её внучкой Манюней. Автору удалось написать ее с редкой детской непосредственностью, юмором, невероятно живо. Это добрая и смешная книжка, которая способна объединить несколько поколений. Бабушки и дедушки – посокрушаются по поводу этих несносных детей, родители – вспомнят свои проделки. Эта повесть является одновременно – обаятельной, умной, озорной, доброй.
Наринэ Абгарян «Зулали»
Эта книга о горьком и смешном мире людей, которые живут, не замечая времени. Людей, которые не боятся летать и умеют найти забавное даже в трагичном. Мир стариков и детей, взрослых и тех, кто утратил веру, – но не отчаялся. Мир людей, навсегда застрявших в том измерении, где когда-нибудь обязательно исполняются мечты.
А сейчас представляем вам краткий перечень из необъятного списка произведений зарубежной литературы. История собирания или угасания рода, династии, клана лежит и в основе классической и современной зарубежной семейной хроники.
Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества»
Габриэль Гарсия Маркес – выдающийся колумбийский писатель, автор романов, повестей, новелл. В романе «Сто лет одиночества» история нескольких поколений большой семьи Буэндиа и основанного ими в середине 19 века на берегу одной из колумбийских рек городка Макондо, после столетнего существования сметённого с лица земли ветром времени вместе с последним представителем этого рода. Колоритно, подчас даже натуралистично, выписаны автором бытовые сцены и характеры. Внешне они как будто бы лишены серьёзности, но ирония и гротеск выявляют глубинный смысл романа-предупреждения, коренные проблемы общечеловеческого бытия. Не случайно персонажи его наделены повторяющимися из поколения в поколение именами.
Ложь и корысть извращают семью или порождают комплекс неполноценности, обрушивают на них трагедии неразделённой любви и разделённой страсти.
Роман «Сто лет одиночества» – многоплановая книга, в ней прослеживается история Латинской Америки, а также история буржуазной цивилизации. Но это и история мировой литературы от античного эпоса до семейного романа.
Джон Голсуорси «Сага о Форсайтах»
Полувековая история семьи Форсайтов, начиная с викторианской эпохи до 1920-х годов. Страсть, красота и искусство, глубоко чуждые прозаичным Форсайтам, вторгаются в их сплоченную семью вместе с женой Сомса Форсайта – Ирэн и ее другом, архитектором Босини.
В 1932 году Д. Голсуорси получил Нобелевскую премию по литературе за «высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах»»
Чарльз Диккенс «Домби и Сын»
Роман английского писателя Чарльза Диккенса «Домби и Сын» – одно из совершеннейших произведений писателя-реалиста. В центре повествования история семьи Домби. Главное место в романе занимает глубокий психологический анализ поступков и переживаний героев, показаны трагические последствия эгоизма и стяжательства, которым автор противопоставляет бескорыстие и доброту.
«Домби и сын» – один из самых знаменитых романов Диккенса – тут есть всё, за что его любят: чудачество, смех, радость, но и ненависть к «властям мира сего», к обыденности, жестокости, а также корыстолюбию.
Теодор Драйзер «Американская трагедия»
«Американская трагедия» – роман американского писателя Теодора Драйзера. Автору удалось так талантливо изобразить историю семьи и трагедию Клайва Грифитса, что книга не оставляет равнодушным и современного читателя. Молодой человек, вкусивший всю прелесть жизни богатых, так жаждет утвердиться в их обществе, что идет ради этого на преступление.
Колин Маккалоу «Поющие в терновнике»
Роман современной американской писательницы, уроженки Австралии Колин Маккалоу – романтическая сага о трех поколениях семьи австралийских тружеников, о людях, ищущих свое счастье. Воспевающая чувства сильные и глубокие, любовь к родной земле, книга эта изобилует правдивыми и красочными деталями австралийского быта, картинами природы.
Джон Стейнбек «Гроздья гнева»
«В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева — тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго…»
Культовый роман Джона Стейнбека «Гроздья гнева» впервые был опубликован в Америке в 1939 году, получил Пулицеровскую премию, а сам автор позднее был награжден Нобелевской премией по литературе.
Во время Великой депрессии семья разоренных фермеров вынуждена покинуть свой дом в Оклахоме. По знаменитой «Трассе 66» через всю Америку, как и миллионы других безработных, они едут, идут и даже ползут на запад, в вожделенную Калифорнию. Но что их там ждет? И есть ли хоть какая-то надежда на светлое будущее?
Гектор Мало «Без семьи»
Мальчик Реми – подкидыш. Он не знает, кто его родители, и скитается по свету в их поисках. На его долю выпадает множество горестей и невзгод, но отзывчивое сердце маленького бродяги как магнитом притягивает к нему людей. С помощью верных друзей ему удается совершить множество добрых дел и найти свою семью.
Семья в представлении Реми олицетворяет не только любовь и заботу родителей, она – единственно надежная опора, защита от превратностей суровой, несправедливой судьбы.
Андре Моруа «Семейный круг»
Роман «Семейный круг» – о тех незримых механизмах, что управляют поведением человека.
Блестящий мастер изысканной прозы Андре Моруа (1885-1957) – наследник реалистических традиций французской литературы. Само название романа «Семейный круг» подчёркивает неотвратимость жизненного пути, который приходится пройти героине. Узнав в раннем детстве, что её мать изменяет отцу, Дениза проникает к ней ненавистью и ревностью, ей хочется защитить безвольного отца, помочь ему. Это чувство она переносит и на своего супруга, — мечтая о равноправном партнёре, о взаимной страсти, она, тем не менее, подсознательно выбирает в мужья слабовольного человека, беспредельно её любящего, но к которому она сама относится дружески-покровительственно. Неудовлетворённая потребность в любви мстит за себя, толкает к супружеским изменам – Дениза осознаёт, что полностью уподобилась матери, когда её собственная дочь начинает смотреть на неё со страхом и ненавистью.
Роже Мартен дю Гар «Семья Тибо»
Рожен Мартен дю Гар – французский прозаик и драматург. За роман «Семья Тибо» в 1937 году он получил Нобелевскую премию. Этот роман принадлежит к тем большим классическим произведениям 20 века, которые останутся надолго. Герои социально-психологического романа-эпопеи «Семья Тибо» – люди с сильной волей и жаждой деятельности, с ярко выраженной индивидуальностью. Прослеживая историю буржуа Оскара Тибо, его сыновей – преуспевающего врача Антуана, человека творческого склада и сложного внутреннего мира, и бунтаря Жана, восстающего против собственности, насилия, войны и ищущего путей преобразования мира, писатель создаёт широкое повествование о разных путях утверждения личности в условиях буржуазного общества эпохи империализма. В романе многоаспектно воспроизведена историческая действительность Франции начала ХХ века вплоть до окончания первой мировой войны, оборвавшей или искалечившей жизнь многих обаятельных героев Роже Мартен дю Гара.