Кружевные истории : Русские кружева
Василий Андреевич Тропинин.1823.Кружевница. Государственная Третьяковская галерея, Москва
История кружевоплетение в России насчитывает немногим более трёх столетий. В сравнении с вышивкой, и особенно ткачеством, кружево называют молодым видом искусства.Собственное же кружевоплетение предположительно появилось лишь во второй половине XVII в. в царицыной Мастерской палате в Москве, в домашних мастерских царевен, княжеских светлицах. Существует также предание о начале кружевоплетения в тот же период в Макарьевом монастыре города Калязина, завезённое во время переселения туда царицы Марии Ильинишны со всем своим штатом дворцовых мастериц, когда в Москве свирепствовала моровая язва.
История кружевоплетение в России насчитывает немногим более трёх столетий. В сравнении с вышивкой, и особенно ткачеством, кружево называют молодым видом искусства.Собственное же кружевоплетение предположительно появилось лишь во второй половине XVII в. в царицыной Мастерской палате в Москве, в домашних мастерских царевен, княжеских светлицах. Существует также предание о начале кружевоплетения в тот же период в Макарьевом монастыре города Калязина, завезённое во время переселения туда царицы Марии Ильинишны со всем своим штатом дворцовых мастериц, когда в Москве свирепствовала моровая язва.
Верещагин Василий Петрович(1835-1909).Кружевница.Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А Врубеля
Император Петр I выписал из Брабанта монахинь-мастериц для обучения плетению кружев девочек-сирот при Новодевичьем монастыре. И зазвенели коклюшками с утра до ночи крепостные девушки, украшая жизнь своих господ уникальными изделиями.
В старину невеста готовила себе в приданое 30-40 полотенец домашнего тканья с пришитыми к концам кружевами и не менее четырех простынь с прошивками и кружевами. Полотенцами она одаривала родню жениха и дружков.
Император Петр I выписал из Брабанта монахинь-мастериц для обучения плетению кружев девочек-сирот при Новодевичьем монастыре. И зазвенели коклюшками с утра до ночи крепостные девушки, украшая жизнь своих господ уникальными изделиями.
В старину невеста готовила себе в приданое 30-40 полотенец домашнего тканья с пришитыми к концам кружевами и не менее четырех простынь с прошивками и кружевами. Полотенцами она одаривала родню жениха и дружков.
Нарядные кружева выплетали и для "жальной" рубахи, в которой убирали урожай. За венчание священнику дарили самое лучшее полотенце; на Пасху молодая в первый год замужества обязательно вешала на приносимую в дом икону полотенце с кружевными концами; необходимо было сплести кружева и для оконных занавесок и т. д. Подзор на кровати, накидки на подушках, занавески на окнах, полотенца - все обшито кружевами.
Художник Владимир Бжезовский.
Основными центрами кружевоплетения были Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Белев, Кириши. Сейчас почти все русское кружево называют вологодским. Однако на самом деле разные центры кружевоплетения сохранили своеобразие.
Для вологодского кружева типичен узор, в котором золотая, серебряная, цветная нити применяются только в решетках. Ритм рисунка спокойный, линии мягкие, округлые. Елецкому кружеву свойственны легкость и нежность, орнамент выполняется с частым применением сетки на сквозном, прозрачном фоне. Киришское кружево, наоборот, состоит из прозрачной решетки на тяжелом фоне. Рязанское кружево отличается разработкой ярких цветовых композиций.
Единственное в мире цветное коклюшечное — михайловское кружево. Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии, в старинном городке Михайлове. Главный цвет — красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.
Основными центрами кружевоплетения были Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Белев, Кириши. Сейчас почти все русское кружево называют вологодским. Однако на самом деле разные центры кружевоплетения сохранили своеобразие.
Для вологодского кружева типичен узор, в котором золотая, серебряная, цветная нити применяются только в решетках. Ритм рисунка спокойный, линии мягкие, округлые. Елецкому кружеву свойственны легкость и нежность, орнамент выполняется с частым применением сетки на сквозном, прозрачном фоне. Киришское кружево, наоборот, состоит из прозрачной решетки на тяжелом фоне. Рязанское кружево отличается разработкой ярких цветовых композиций.
Единственное в мире цветное коклюшечное — михайловское кружево. Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии, в старинном городке Михайлове. Главный цвет — красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.
Это нарядное и многоцветное кружево, но в отличие от кружева других районов оно более плотное. В нем так же отсутствуют растительные и цветочные мотивы, которые широко распространены во всех остальных регионах России.
Слабо беленый лен с золотой нитью — визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для парадных случаев и наравне с незамысловатыми шелковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришелся на ХVIII век.
Промысел по помещичьему велению. В ХVIII веке помещица из Мценска Протасова пригласила двух бельгийских кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. Так появилось самое крупное кружевное производство — 1200 мастериц. Плели для царского двора. Лицо мценского кружева — геометрические мотивы.
В Ленинградской области, вдали от больших дорог, есть восемь окруженных лесами деревень, где с давних времен существует кружевной промысел.Кружева носят название киришских.Плетением кружев женщины этой местности занимаются не менее полутораста лет. Киришское кружево отличается изящным и своеобразным плетением
Киришское кружево.Накидка. А. Солдатова.1950 годы. Музей народного искусства.
Елецкое кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках. Существует с начала XIX века. Центр — город Елец (Липецкая область). Елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские.
Елецкое кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках. Существует с начала XIX века. Центр — город Елец (Липецкая область). Елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские.
Ох, елецкое тонкое кружево,
Под коклюшки душою звеня…
Из комода я сколок возьму,
Все иголочки в нем переткну…
Счастья выплету белый узор -
И получится наш разговор!
Под коклюшки душою звеня…
Из комода я сколок возьму,
Все иголочки в нем переткну…
Счастья выплету белый узор -
И получится наш разговор!
Скатерть, автор Светлана Дорошенко
В отличии от изделий мастериц других районов страны, елецкие кружева богаты более светлой сеткой, узорчатыми деталями, различной плотностью плетения, выбором новых мотивов в формах цветов и листьев. Елецкие кружева выделяются также своеобразным построением композиции рисунка: орнамент на крупных вещах состоит из небольших отдельных растительных узоров, розеток, квадратов и нарядных решеток. Весь рисунок кружева построен в строгом выразительном ритме: детали чередуются, но вместе составляют единую художественную, осмысленную, гармонически слитную картинку.
В отличии от изделий мастериц других районов страны, елецкие кружева богаты более светлой сеткой, узорчатыми деталями, различной плотностью плетения, выбором новых мотивов в формах цветов и листьев. Елецкие кружева выделяются также своеобразным построением композиции рисунка: орнамент на крупных вещах состоит из небольших отдельных растительных узоров, розеток, квадратов и нарядных решеток. Весь рисунок кружева построен в строгом выразительном ритме: детали чередуются, но вместе составляют единую художественную, осмысленную, гармонически слитную картинку.
Вятское кружево появились в начале XVIII в. Во второй половине XIX в. промыслом занималось многочисленное крестьянское население, заказы поступали из Петербурга.
В вятском кружеве применяют, в основном, растительный орнамент, но, в отличие от вологодского, он решён более узорно. Мастера используют множество разделок, переплетений, включают различную плотность полотнянки. В кружеве кировских мастеров нет четкого выделения узора на фоне решётки. Решётка здесь слилась с узором, в силу чего весь кружевной узор приобретает большую нарядность и виртуозность рисунка.
Кукарское кружево является на сегодняшний день одним из самых громких брэндов Кировской области. По сей день является загадкой, откуда пришло на Вятскую землю искусство кружевоплетения.
Кукарское кружево является на сегодняшний день одним из самых громких брэндов Кировской области. По сей день является загадкой, откуда пришло на Вятскую землю искусство кружевоплетения.
Согласно легенде, один знатный плотник, жена которого была голландка, был послан указом Петра I на строительство кораблей в Воронеж. Однако, за провинность он был подвержен казни, но чтобы ее избежать, бежал в вятские леса, а со временем обосновался в Кукарке. Здесь он занимался плотничьими работами, а его жена плела кружева и обучала кружевоплетению местных женщин.
Вятское кружево
Вологодское кружево
Но особенное явление в народном искусстве Русского Севера -Вологодское кружево. Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII веках.Началось это в 1820 году в имениях вологодских помещиков. Именно там крепостные крестьянки стали впервые выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.
Кружева плели на коклюшках - небольших деревянных палочках с шариками-набалдашниками наверху, чаще всего сделанных из можжевельника или березы. Технологию тоже переняли в Европе, ведь точно так же делали кружева в Бельгии, Германии, Австрии, Франции, Польше, Словакии.
Но особенное явление в народном искусстве Русского Севера -Вологодское кружево. Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII веках.Началось это в 1820 году в имениях вологодских помещиков. Именно там крепостные крестьянки стали впервые выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.
Кружева плели на коклюшках - небольших деревянных палочках с шариками-набалдашниками наверху, чаще всего сделанных из можжевельника или березы. Технологию тоже переняли в Европе, ведь точно так же делали кружева в Бельгии, Германии, Австрии, Франции, Польше, Словакии.
Художник Josephus Laurentius Dyckmans (1811-1888)
В плетении использовали льняную нить, подушку-валик.
В плетении использовали льняную нить, подушку-валик.
И сколок - наколотый на бересте рисунок. Этот рисунок делали заранее и составляли его только опытные кружевницы. Ведь стоило бы ошибиться только в одном месте, и узор уже бы не получился.
Вообще, что касается рисунка, то он выполняется плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой - "вилюшкой" или, как ее еще называют, "полотнянкой". А еще среди элементов кружева есть "плетешок" - фоновая решетка, "насновка" в виде ячменных зернышек и сетка.
Воспринятое из Западной Европы в XVII веке, русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству.
Все сведения из интернета
Задание было не малым ,спрос строгим