Комментарии
- Чт 11:38Елена Воронина (Паперно)Абакумов,наверное единственный из высшего эшелона,даже под пытками просил не за себя,а за беременную жену. Остальные от жен открещивались! Время было очень суровое. А СЕЙЧАС МОРАТОРИЙ! И без пыток! И пытки жутко и излишняя гуманность страшна!
- Чт 18:49Елена СтрижинскаяПолный список имен нужно выложить. Может эти гады еще живы.
- вчера 06:59way uА зачем это рекламируют, это уже давно было, всё хорошо в своё время.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Беларусь Сегодня
🔥Архивы раскрывают правду.
Обнародованы новые документы о работе контрразведки «Смерш»
Федеральная служба безопасности России в канун годовщины создания легендарной советской военной контрразведки опубликовала рассекреченные архивные документы о деятельности ее сотрудников в годы Великой Отечественной войны. Мы изучили уникальные документы, рассказывающие о работе Смерша в прифронтовой зоне по выявлению шпионов, предателей и диверсантов, среди которых даже были подготовленные немцами подростки.
СПРАВОЧНО
Главное управление контрразведки Смерш Наркомата обороны СССР было создано совершенно секретным постановлением советского правительства 19 апреля 1943 года. Аббревиатуру «Смерш» взяли от словосочетания «Смерть шпионам!». Смерш подчинялся непосредственно наркому обороны СССР Иосифу Сталину. Начальником Смерша был назначен комиссар государственной безопасности 2‑го ранга Виктор Абакумов.
🔻Вербовка предателей
16 декабря 1943 года начальник управления контрразведки (УКР) «Смерш» 4‑го Украинского фронта генерал-майор Николай Ковальчук направил заместителю наркома обороны Маршалу Советского Союза Александру Василевскому докладную записку о работе контрразведчиков фронта в ноябре 1943‑го.
В документе сказано: «В ноябре 1943 года следственную работу направляли на дальнейшее усиление розыска агентуры немецкой военной разведки, перебрасываемой через линию фронта, оставленной на освобожденной территории при отступлении немецко-фашистских войск и проникшей на службу в Красную армию, на выявление деятельности контрразведывательных органов противника, их официальных работников и агентуры, а также на очищение Красной армии и гражданского населения в районах дислокации войск от активного пособнического, предательского и националистического элемента».
Вся переброшенная и оставленная агентура немецкой военной разведки получала задания внедряться на службу в Красную армию, «заниматься сбором разведывательных данных и проводить подрывную работу, склоняя неустойчивых военнослужащих к переходу на сторону противника».
Ковальчук сообщал: «Особенным является, что если при отступлении немецко-фашистских войск разведка противника свою агентуру оставляла главным образом в одиночном порядке, то через линию фронта таковая перебрасывается преимущественно небольшими группами».
Часть таких групп фашисты формировали не только из славян, но и из попавших ранее в плен красноармейцев-мусульман — уроженцев советских республик Северного Кавказа и Средней Азии. Например, 2 ноября 1943‑го при фильтрации задержанных на сборно-пересыльном пункте были арестованы служившие в немецкой армии Гафаров и Величаев. Первоначально Гафаров давал показания, что, будучи командиром роты 48‑й кавдивизии, попал в плен к немцам в сентябре 1941 года на Крымском полуострове и оказался в лагере военнопленных в Джанкое: «В этом лагере среди татар и других национальностей представителями мусульманского комитета проводилась большая агитационная работа по вербовке «добровольцев» в немецкую армию». В апреле 1942‑го он поступил на службу в немецкую армию, охранял лагеря советских военнопленных. Величаев, как и Гафаров, проживая на оккупированной фашистами территории, пошел служить немцам, охранял лагеря…
В ноябре 1943‑го сотрудники Смерша задержали группу диверсантов-парашютистов, заброшенных в Николаевскую область. На допросах Хайдакулов, Гаппаров, Мамедов, Каримов, Достов и Нишанов сообщили, что после попадания в немецкий плен были завербованы военной разведкой и прошли курс подрывного дела.
Арестованный в феврале 1944‑го уроженец Грузии Чумбашвили Давид Сандрович на допросе показал, что в плен к немцам попал в Крыму в мае 1942‑го и был направлен в лагерь сначала в Феодосию, затем в Винницу. В Виннице обучался в школе полицейских-охранников, по ее окончании охранял лагерь военнопленных в городе Шестаково Сталинской (Донецкой) области. Перед эвакуацией лагеря Чумбашвили, а также переводчика Алиева и троих грузинских охранников — Шукакидзе, Джиджанидзе и Кавизашвили — вызвал немецкий офицер и предложил остаться возле города Сталино (Донецк) и ждать прихода частей Красной армии для внедрения.
Группировка якобы отстала от колонны военнопленных. Как следует из показаний Чумбашвили, агенты группы до сентября 1943‑го жили в различных населенных пунктах Донбасса, а потом были призваны в Красную армию.
🔻Возмездие палачам
Одновременно Смерш вел работу по розыску военных преступников и пособников оккупантов, виновных в массовых убийствах мирного населения на временно оккупированной территории Советского Союза. «В производстве УКР «Смерш» фронта имеется дело по обвинению 14 сотрудников и агентов отдела гестапо СД по городу Мелитополю… Установлено, что немецко-фашистские захватчики в период временной оккупации города Мелитополя проводили в городе массовое уничтожение мирных советских граждан (женщин, стариков и детей), зверски мучили и истребляли их в застенках СД, тысячи юношей и девушек угоняли в рабство в Германию. В результате проводимой документации фашистских злодеяний на месте расстрелов советских людей в противотанковом рве в районе сел Вознесенка, Константиновка, Пески, в пригороде Круча обнаружено до 14 тысяч расстрелянных и замученных советских людей. Следствие по делу продолжаем, обвиняемые будут преданы военно-полевому суду», — указывал Ковальчук.
СПРАВОЧНО
Из докладной записки Н. Ковальчука заместителю наркома обороны Маршалу Советского Союза Александру Василевскому следует, что в ноябре 1943‑го органами Смерша по фронту было арестовано 624 человека. Среди них 39 шпионов, 16 диверсантов, 165 изменников Родины, 309 немецких пособников, а также 22 дезертира, 8 членовредителей, 2 труса и паникера. Из них осуждено 340 задержанных. Как пояснил в записке генерал-майор, из общего количества 43 осужденных к высшей мере наказания изменников и пособников 16 военно-полевыми судами осуждены к смертной казни через повешение.
24 февраля 1944‑го Ковальчук сообщал военному совету 4‑го Украинского фронта, что Смерш арестовал и разоблачил военнослужащих немецкой армии, «творивших злодеяния над советскими людьми на территории, ранее оккупированной противником». В их числе Генрих Пруин, Георгардт Хинш и Якоб Кастнер. «Все указанные лица, находясь на службе в 14‑й роте 207‑го полка 97‑й егерской дивизии, были взяты 31 января с. г. нашими частями в плен. Пруин, Хинш и Кастнер, были опознаны местными жителями с. Зеленая-2 и изобличены в том, что они расстреляли местных жителей Федоряк В., Пономаренко С. и Родина К. за их отказ ехать в Германию». По приговору военно-полевого суда Пруин, Хинш и Кастнер повешены.
Арестованы и Юзеф Памгартнер, Эмиль Генрихс. «Памгартнер и Генрихс, служа в 207‑м пехотном полку 97‑й пехотной дивизии, казнили и насиловали мирных советских людей, грабили их имущество и поджигали дома, под силой оружия отправляли советскую молодежь на каторгу в Германию... Военно-полевой суд приговорил Памгартнера и Генрихса к смертной казни через повешение. Приговор приведен в исполнение», — сказано в документе.
Говорится в документе и об организации украинских националистов (ОУН), на которую фашистская Германия, готовясь к нападению на СССР, возлагала большие надежды «т. к. руководители ОУН Мельник и Бандера еще к началу войны длительное время были связаны с немцами».
🔻Агентура из детского лагеря
Сотрудники Смерша установили, что германская военная разведка — абвер — активно использовала подростков, проживавших на оккупированной территории.
«Так ОКР «Смерш» армии в связи с наступлением частей армии в районе Никопольского плацдарма был проведен ряд мер по задержанию и проверке сомнительных лиц, проживавших в населенных пунктах, ранее занятых немцами, — сообщал начальник УКР «Смерш» 4‑го Украинского фронта. — В результате этих мер установлено, что в с. Б. Белозерка находился при немцах детский лагерь, в котором было до 150 человек. Подростков. Этот лагерь впоследствии был переведен в село Б. Лепетиха. В числе задержанных арестован и разоблачен агент германской военной разведки Исаченко Максим Иванович, 1928 года рождения, житель Макеевки (Донбасс), с образованием 4 класса. Как показал Исаченко, он в 1941 г. в период оккупации немцами г. Макеевка, вместе с другими подростками, был направлен в детский лагерь в с. Б. Белозерка».
В лагере детей обучали обращению с оружием и методам военно-разведывательной работы. Во время боев за Мелитополь из этого лагеря в тыл частей Красной армии немцы перебросили 4 подростков с заданиями военно-разведывательного характера. К примеру, от Исаченко требовалось с приходом Красной армии установить, какие части дислоцируются в районе сел Б. Лепетиха и М. Лепетиха, где размещены артиллерия и склады, затем перейти на сторону немцев и передать им сведения.
Об использовании гитлеровцами детей для диверсий стало известно в 2000‑х годах. Тогда, если помните, вышел российский художественный фильм «Сволочи». По сюжету в годы войны в некоей детской диверсионной школе, созданной НКВД СССР в Алма-Ате из беспризорников и трудных подростков с уголовным прошлым, готовили смертников. Фильм вызвал большой резонанс, ФСБ выступила с официальным опровержением фактов, положенных в основу ленты. А историки спецслужб, используя рассекреченные к тому времени архивные документы ФСБ, убедительно доказали, что Советский Союз в отличие от гитлеровской Германии никогда не готовил детей для разведки и диверсий.
🔻Треблинский «лазарет». Уничтожали тысячи людей в день
В августе 1944 года соединения 65‑й армии 1‑го Белорусского фронта освободили нацистский лагерь смерти, расположенный на станции Треблинка, в 80 километрах к северо-востоку от Варшавы. Через месяц сотрудники ОКР «Смерш» 65‑й армии арестовали первых карателей — вахманов СС, служивших в треблинских лагерях.
Фашистский конвейер смерти в Треблинке функционировал с осени 1941‑го по конец июля 1944‑го. Ежедневно в лагерь прибывали из Германии, Польши, Чехословакии, Болгарии, Франции и других европейских стран до 3 — 4 эшелонов с людьми в сутки. По словам участников преступлений, в Треблинке ежедневно уничтожалось через расстрелы и удушения газами до 2500 человек.
В документе приводятся фрагменты из протокола допроса вахмана СС треблинского лагеря смерти № 2 Ивана Шевченко от 8 сентября 1944 года: «В Треблинском лагере я был очевидцем и участником творимых злодеяний по истреблению мирного населения... Прибывавшие в лагерь ежедневно еврейские семьи с их имуществом из Германии, Польши, Чехословакии, Франции и Болгарии привозились под видом якобы на сборный пункт для последующей отправки в Палестину…
Эшелоны разгружались двумя или тремя партиями по 17 — 20 вагонов в каждой. Это делалось потому, что на территорию лагеря для разгрузки вагонов больше не вмещалось и что количество людей, привезенных в этих вагонах, как раз соответствовало объему и «пропускной способности» душегубки для одновременного истребления в ней людей...»
Другой арестованный палач — вахман СС Рожанский на следствии показал: «Помимо расстрелов вахманы и немцы избивали заключенных палками, сбрасывали с шестиметровых вышек, закапывали в песок, топили в бочках, убивали специальными деревянными колотушками ради развлечения».
22 ноября 1944 года начальник ОКР «Смерш» 65‑й армии гвардии полковник С. Л. Лось направил начальнику УКР «Смерш» 2‑го Белорусского фронта генерал-лейтенанту Я. А. Едунову спецсообщение об аресте еще одного палача — вахмана СС треблинского лагеря Павла Лелеко, украинца. На следствии он показал: «За 11 месяцев моей службы в лагере смерти было истреблено более двух миллионов еврейского населения. Способных к труду женщин и мужчин умерщвляли в душегубках, а тех, кто был болен или обессилен, пропускали через так называемый лазарет, подводили к ямам, расстреливали и сжигали». Лелеко до задержания скрывался на польской территории под фамилией Возняк.
🔻«Оставшихся в живых добивали молотками и лопатой, а грудных детей заживо бросали в яму»
Украинские полицейские, служившие гитлеровцам, в годы Великой Отечественной войны на оккупированных территориях Украины с исключительной жестокостью убивали детей, раскалывая им головы, а грудничков заживо закапывали в землю — об этом рассказывают рассекреченные архивные документы, опубликованные ФСБ России.
Зимой 1944‑го сотрудники Смерша арестовали группу украинских полицейских села Новопроскуровка Сталиндорфского района Днепропетровской области: Александра Мозгового, Филиппа Лысяка, Андрея Непляха, Петра Непляха, Александра Бабича и Ивана Несеврю. 21 февраля 1944‑го начальник управления контрразведки «Смерш» 3‑го Украинского фронта генерал-майор Петр Ивашутин (после войны один из руководителей КГБ СССР, затем начальник ГРУ) направил военному совету 3‑го Украинского фронта спецсообщение о преступлениях названных полицаев в Новопроскуровке.
«28 февраля 1942 года Мозговой, Лысяк и Андрей Неплях, выполняя указание оккупационных германских властей, расстреляли семьи евреев Косого и Зильбермана в количестве 13 человек. Расстрел был инсценирован отправкой этих семей в тифозную больницу», — говорилось в спецсообщении. Полицейский Неплях на допросе признал, что «отвез на подводе к месту расстрела под видом отправки в районную больницу женщин, детей и стариков».
«Я сбрасывал в яму тех, которые в большинстве своем еще были живы. Я лично сбросил живыми трех грудных детей», — говорил палач. После расстрела они вместе с Мозговым и Лысяком «зарыли могилу с живыми людьми». «В ту же ночь я начисто ограбил квартиры расстрелянных Косого и Зильбермана», — добавил Неплях.
По мнению историков спецслужб, основное достижение Смерша состоит в том, что ни одна операция Красной армии не была сорвана по причине действий вражеских спецслужб. Кроме того, не произошло ни одного антисоветского выступления ни в рядах Красной армии, ни в ее тылу, на что так надеялись в Германии.
Людмила ГЛАДКАЯ