Разбираемся в основных трендах развития отечественного туризма в сезоне-2025. Наша туристическая отрасль меняется. Не было счастья, да несчастье помогло: после пандемии COVID-19 и в связи с глобальными геополитическими подвижками государство и бизнес переориентировались, и сейчас белорусам предлагается множество новых вариантов отдыха и путешествий по внешним направлениям, но самое главное — внутри страны. Президент Беларуси Александр Лукашенко: — Задача пятилетки — сделать туризм национальным проектом. Открыть миру наши историю, культуру и язык. Эта индустрия по значимости и экономическому потенциалу не уступает, например, машиностроению. Из выступления на церемонии вступления в должность вновь избранного Президента Республики Беларусь, 25 марта 2025 года. 🔹КВекторы роста У туристической отрасли громадный потенциал развития. Удвоить показатели — почему бы и нет? В Белстате подсчитали: сегодня вклад сферы туризма в ВВП страны составляет 2 процента (без учета показателей смежных отраслей). А к 2040 году может взлететь до 5 процентов, как это предусмотрено Национальной стратегией устойчивого развития республики до 2040‑го. Заместитель министра экономики Елена Болигатова считает, что задача достаточно амбициозна и требует напряженной работы, но вполне выполнима. По ее мнению, наибольшие перспективы роста имеют самые популярные направления — медицинский туризм и санаторно-курортное лечение. Появляются новые объекты размещения, виден рост популярности велнес-услуг. В Минэкономики видят необходимость в повышении качества сервиса и совершенствовании инфраструктуры. Государство готово поддержать проекты по строительству гостиничных, санаторно-курортных комплексов, созданию локальных глемпингов и т.д. — всего того, что может принести прибыль и улучшить туристический имидж страны и ее регионов. В свою очередь министр спорта Сергей Ковальчук уверен, что в список наиболее перспективных направлений туризма можно добавить экологический, промышленный, гастрономический, а также агроэкотуризм. 🔹Ставка на оздоровление Санаторно-курортный туризм привлекает к нам зарубежных гостей и является одним из любимых вариантов отдыха и релакса самих белорусов. А прошлый год стал самым успешным в работе санаторно-оздоровительного комплекса республики как в абсолютных цифрах, так и в динамике прироста отдельных показателей (см. инфографику). Санаторно-курортное лечение и оздоровление прошли более 1,568 миллиона человек — на 6 процентов больше, чем в 2023‑м, и на 13 процентов больше, чем в допандемийном 2019‑м! Средняя заполняемость лечебно-оздоровительного комплекса составила рекордные 84,3 процента. И в этом сезоне, очевидно, будет еще выше. В здравницы и в высокий сезон, и в межсезонье едет много иностранцев: в прошлом году их было аж 246,5 тысячи, в нынешнем сезоне глубина бронирования еще выше. В то же время государство по-прежнему сохраняет доступность путевок для граждан Беларуси, заверяет директор Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Геннадий Болбатовский: — Средства республиканского бюджета и фонда социального страхования выделены в достаточном количестве. Число направленных на оздоровление граждан льготной категории не уменьшено — наоборот, количество путевок неработающим гражданам, инвалидам в 2025‑м будет увеличено. Мы планируем выполнить все социальные обязательства и все мероприятия государственных программ. 🔹Витрина страны Зарождение промтуризма в Беларуси в его нынешнем виде и его триумфальное шествие по стране — все это произошло за последнее десятилетие. Ознакомительные, профориентационные, имиджевые, событийные экскурсии — записываться на посещение легендарных предприятий нужно за несколько месяцев. 267 тысяч гостей за прошлый год (перекрытие показателя 2023‑го на 30 процентов) — это серьезный рывок вперед. Одна из тенденций сезона-2025 — рост не только коллективных, но и сборных групп для посещения предприятий. А профессионалы отрасли прогнозируют и дальнейший рост этого сегмента отрасли. — Промышленный туризм — это не только важнейший инструмент развития внутреннего туризма, подготовки будущей профессиональной смены для предприятий, но и инструмент притяжения иностранных туристов, которые хотят больше узнать и увидеть, как рождается наша знаменитая продукция, — поясняет директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов. — Он помогает продвигать Беларусь как многогранное туристическое направление. 🔹Новые объекты на карте Интерес к путешествиям по своей стране подогревают регулярно появляющиеся новые турпродукты и поступательное развитие инфраструктуры. В Республиканском союзе туристических организаций недавно перечислили наиболее значимые события последнего времени. 4 декабря 2024‑го белорусская вытинанка включена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Восстановлены оборонительные стены в Новогрудском замке. Открыта после длительной реставрации Воложинская иешива. На финальную стадию вышло восстановление Любчанского замка. Продолжалась реконструкция Кревского и Гольшанского замков — объекты доступны для частичного осмотра. В заказнике «Озеры» Гродненского района появился новый 12‑километровый водный экотуристический маршрут по самому крупному естественному водоему области — озеру Белое. 12‑километровый велосипедный маршрут появился в Беловежской пуще. Новый музей открыт на территории мемориального комплекса «Детям — жертвам войны» в агрогородке Красный Берег Жлобинского района. В Витебске после реконструкции распахнула двери одноименная гостиница, что снизило ажиотаж из-за недостатка средств размещения многочисленных туристов. Реконструировались загородные комплексы, обновлялась лечебная инфраструктура санаториев, появилось много региональных туристических маршрутов и экскурсий — перечислять можно долго, но все это надо увидеть. 🔹Все флаги в гости к нам Предстоящее в мае открытие Минского международного выставочного центра станет прекрасным стимулом для развития делового туризма. По словам начальника отдела международного сотрудничества и специальных проектов предприятия «БелЭкспо» Любови Смирновой, интерес к ММВЦ высок. Прежде всего со стороны российского выставочного сообщества. В мае будет сформирована бизнес-миссия для Российского союза выставок и ярмарок — организаторы крупнейших экспозиций приедут в Минск уже с конкретными проектами. Календарь мероприятий на 2025 — 2026 годы наполняется. В ММВЦ, к слову, планируют проводить не только выставки, но и крупные конгрессы. Межведомственная рабочая группа по развитию делового туризма инспектирует регионы, чтобы оценить перспективы данного направления вне столицы. И заложить фундамент для работы в будущем. Речь, в частности, о развитии современной отельной базы. Так, по состоянию на начало 2025‑го в Беларуси функционировало 618 гостиниц и аналогичных средств размещения, которые могут одновременно принять более 39 тысяч человек. Задача на перспективу — привязать отельный фонд к организации деловых форумов. 🔹Под знаком Великой Победы Нынешний год, в том числе и в сфере туризма, проходит под знаком 80‑летия Великой Победы. Пик экскурсий придется на май, и многие знаковые объекты — музеи, мемориальные комплексы и другие — будут принимать гостей на пике своих возможностей. Впрочем, специалисты предлагают к посещению альтернативные объекты инфраструктуры — благо достойных локаций хватает. Помощь в формировании маршрутов по стране готовы оказать туристские информационные центры — их уже свыше 40, и сеть увеличивается с каждым месяцем (подробности и координаты ТИЦ можно узнать на сайте Национального агентства по туризму). Кроме того, в каждом из 118 районов Беларуси создаются так называемые титульные туристические маршруты, своеобразные визитные карточки регионов. По сути, это рекомендации: что гости могут посмотреть за пять-шесть часов путешествия, чтобы получить представление о районе. О самых интересных маршрутах можно узнать на портале belarus.travel или на инфоресурсах управлений спорта и туризма рай- и горисполкомов, туристических информационных центров. Еще одна подсказка путешественникам по Беларуси — календарь событийных мероприятий, который формируется ежеквартально, регулярно актуализируется и доступен на сайте Национального агентства по туризму ( www.belarustourism.by ) и портале belarus.travel . 🔹ФАКТ В прошлом году число субъектов белорусского агроэкотуризма составило 1408 единиц, их услугами воспользовалось 427,6 тысячи человек, из них 413,6 тысячи — граждане Республики Беларусь. Эксперты отрасли полагают, что в 2025‑м данное направление имеет тенденцию к росту. Автор: Александр НЕСТЕРОВ
Беларусь Сегодня
🗺Все дороги ведут в Беларусь!
Разбираемся в основных трендах развития отечественного туризма в сезоне-2025.
Наша туристическая отрасль меняется. Не было счастья, да несчастье помогло: после пандемии COVID-19 и в связи с глобальными геополитическими подвижками государство и бизнес переориентировались, и сейчас белорусам предлагается множество новых вариантов отдыха и путешествий по внешним направлениям, но самое главное — внутри страны.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Задача пятилетки — сделать туризм национальным проектом. Открыть миру наши историю, культуру и язык. Эта индустрия по значимости и экономическому потенциалу не уступает, например, машиностроению.
Из выступления на церемонии вступления в должность вновь избранного Президента Республики Беларусь, 25 марта 2025 года.
🔹КВекторы роста
У туристической отрасли громадный потенциал развития. Удвоить показатели — почему бы и нет? В Белстате подсчитали: сегодня вклад сферы туризма в ВВП страны составляет 2 процента (без учета показателей смежных отраслей). А к 2040 году может взлететь до 5 процентов, как это предусмотрено Национальной стратегией устойчивого развития республики до 2040‑го.
Заместитель министра экономики Елена Болигатова считает, что задача достаточно амбициозна и требует напряженной работы, но вполне выполнима. По ее мнению, наибольшие перспективы роста имеют самые популярные направления — медицинский туризм и санаторно-курортное лечение. Появляются новые объекты размещения, виден рост популярности велнес-услуг. В Минэкономики видят необходимость в повышении качества сервиса и совершенствовании инфраструктуры. Государство готово поддержать проекты по строительству гостиничных, санаторно-курортных комплексов, созданию локальных глемпингов и т.д. — всего того, что может принести прибыль и улучшить туристический имидж страны и ее регионов.
В свою очередь министр спорта Сергей Ковальчук уверен, что в список наиболее перспективных направлений туризма можно добавить экологический, промышленный, гастрономический, а также агроэкотуризм.
🔹Ставка на оздоровление
Санаторно-курортный туризм привлекает к нам зарубежных гостей и является одним из любимых вариантов отдыха и релакса самих белорусов. А прошлый год стал самым успешным в работе санаторно-оздоровительного комплекса республики как в абсолютных цифрах, так и в динамике прироста отдельных показателей (см. инфографику). Санаторно-курортное лечение и оздоровление прошли более 1,568 миллиона человек — на 6 процентов больше, чем в 2023‑м, и на 13 процентов больше, чем в допандемийном 2019‑м! Средняя заполняемость лечебно-оздоровительного комплекса составила рекордные 84,3 процента. И в этом сезоне, очевидно, будет еще выше.
В здравницы и в высокий сезон, и в межсезонье едет много иностранцев: в прошлом году их было аж 246,5 тысячи, в нынешнем сезоне глубина бронирования еще выше. В то же время государство по-прежнему сохраняет доступность путевок для граждан Беларуси, заверяет директор Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Геннадий Болбатовский:
— Средства республиканского бюджета и фонда социального страхования выделены в достаточном количестве. Число направленных на оздоровление граждан льготной категории не уменьшено — наоборот, количество путевок неработающим гражданам, инвалидам в 2025‑м будет увеличено. Мы планируем выполнить все социальные обязательства и все мероприятия государственных программ.
🔹Витрина страны
Зарождение промтуризма в Беларуси в его нынешнем виде и его триумфальное шествие по стране — все это произошло за последнее десятилетие. Ознакомительные, профориентационные, имиджевые, событийные экскурсии — записываться на посещение легендарных предприятий нужно за несколько месяцев. 267 тысяч гостей за прошлый год (перекрытие показателя 2023‑го на 30 процентов) — это серьезный рывок вперед.
Одна из тенденций сезона-2025 — рост не только коллективных, но и сборных групп для посещения предприятий. А профессионалы отрасли прогнозируют и дальнейший рост этого сегмента отрасли.
— Промышленный туризм — это не только важнейший инструмент развития внутреннего туризма, подготовки будущей профессиональной смены для предприятий, но и инструмент притяжения иностранных туристов, которые хотят больше узнать и увидеть, как рождается наша знаменитая продукция, — поясняет директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов. — Он помогает продвигать Беларусь как многогранное туристическое направление.
🔹Новые объекты на карте
Интерес к путешествиям по своей стране подогревают регулярно появляющиеся новые турпродукты и поступательное развитие инфраструктуры. В Республиканском союзе туристических организаций недавно перечислили наиболее значимые события последнего времени.
4 декабря 2024‑го белорусская вытинанка включена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Восстановлены оборонительные стены в Новогрудском замке. Открыта после длительной реставрации Воложинская иешива. На финальную стадию вышло восстановление Любчанского замка.
Продолжалась реконструкция Кревского и Гольшанского замков — объекты доступны для частичного осмотра. В заказнике «Озеры» Гродненского района появился новый 12‑километровый водный экотуристический маршрут по самому крупному естественному водоему области — озеру Белое. 12‑километровый велосипедный маршрут появился в Беловежской пуще. Новый музей открыт на территории мемориального комплекса «Детям — жертвам войны» в агрогородке Красный Берег Жлобинского района. В Витебске после реконструкции распахнула двери одноименная гостиница, что снизило ажиотаж из-за недостатка средств размещения многочисленных туристов. Реконструировались загородные комплексы, обновлялась лечебная инфраструктура санаториев, появилось много региональных туристических маршрутов и экскурсий — перечислять можно долго, но все это надо увидеть.
🔹Все флаги в гости к нам
Предстоящее в мае открытие Минского международного выставочного центра станет прекрасным стимулом для развития делового туризма.
По словам начальника отдела международного сотрудничества и специальных проектов предприятия «БелЭкспо» Любови Смирновой, интерес к ММВЦ высок. Прежде всего со стороны российского выставочного сообщества. В мае будет сформирована бизнес-миссия для Российского союза выставок и ярмарок — организаторы крупнейших экспозиций приедут в Минск уже с конкретными проектами. Календарь мероприятий на 2025 — 2026 годы наполняется. В ММВЦ, к слову, планируют проводить не только выставки, но и крупные конгрессы.
Межведомственная рабочая группа по развитию делового туризма инспектирует регионы, чтобы оценить перспективы данного направления вне столицы. И заложить фундамент для работы в будущем. Речь, в частности, о развитии современной отельной базы. Так, по состоянию на начало 2025‑го в Беларуси функционировало 618 гостиниц и аналогичных средств размещения, которые могут одновременно принять более 39 тысяч человек. Задача на перспективу — привязать отельный фонд к организации деловых форумов.
🔹Под знаком Великой Победы
Нынешний год, в том числе и в сфере туризма, проходит под знаком 80‑летия Великой Победы. Пик экскурсий придется на май, и многие знаковые объекты — музеи, мемориальные комплексы и другие — будут принимать гостей на пике своих возможностей. Впрочем, специалисты предлагают к посещению альтернативные объекты инфраструктуры — благо достойных локаций хватает. Помощь в формировании маршрутов по стране готовы оказать туристские информационные центры — их уже свыше 40, и сеть увеличивается с каждым месяцем (подробности и координаты ТИЦ можно узнать на сайте Национального агентства по туризму).
Кроме того, в каждом из 118 районов Беларуси создаются так называемые титульные туристические маршруты, своеобразные визитные карточки регионов. По сути, это рекомендации: что гости могут посмотреть за пять-шесть часов путешествия, чтобы получить представление о районе.
О самых интересных маршрутах можно узнать на портале belarus.travel или на инфоресурсах управлений спорта и туризма рай- и горисполкомов, туристических информационных центров. Еще одна подсказка путешественникам по Беларуси — календарь событийных мероприятий, который формируется ежеквартально, регулярно актуализируется и доступен на сайте Национального агентства по туризму ( www.belarustourism.by ) и портале belarus.travel .
🔹ФАКТ
В прошлом году число субъектов белорусского агроэкотуризма составило 1408 единиц, их услугами воспользовалось 427,6 тысячи человек, из них 413,6 тысячи — граждане Республики Беларусь. Эксперты отрасли полагают, что в 2025‑м данное направление имеет тенденцию к росту.
Автор: Александр НЕСТЕРОВ