🔥Подвиги юных мстителей, среди которых был живущий ныне в Лунинце ветеран Павел ДОБРИНЕЦ, легли в основу документальной повести

Партизану Великой Отечественной войны Павлу Добринцу довелось сражаться в составе бригады под командованием легендарного разведчика Степана Каплуна, а также принимать участие в операции по переброске представителей польской Крайовой Рады Народовой через линию фронта в Москву для встречи со Сталиным.
🔻Сын Полесья
Павел Акимович, ветеран Великой Отечественной войны, почетный гражданин Лунинецкого района, пользуется заслуженным уважением у нескольких поколений местных жителей. И когда 11 октября 2024 года он отмечал свой столетний юбилей, то многочисленные поздравления ему шли от самых разных людей, начиная со школьников и заканчивая друзьями по ветеранской организации.
— Я люблю Лунинец, с которым связаны почти семь десятков лет моей жизни, — говорит Павел Добринец. — И одновременно всегда с теплотой вспоминаю свой родной Столин, где появился на свет.
Родился Павел Акимович в простой семье. Его отец работал в саду в имении Радзивиллов в соседней деревне Маньковичи, а мать Анна вела домашнее хозяйство. Семья по тем временам была небольшая — кроме Павла, у родителей была еще старшая дочь Екатерина. В 1930‑м 30‑летний глава семейства сильно застудился на работе, заболел и умер. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, мать устроилась санитаркой в больницу, а дети взяли на себя хлопоты по хозяйству.
— С приходом советской власти в сентябре 1939 года и воссоединением с БССР простым людям вздохнулось легче, — вспоминает Павел Акимович. — Но проклятая война все перечеркнула.
12 июля 1941‑го немецко-фашистские захватчики заняли Столин и сразу же установили режим террора. Ветеран вспоминает:
— Никогда не забуду 11 сентября 1942 года. В тот день фашисты окончательно уничтожили Столинское гетто. Большущие колонны женщин, детей, стариков средь бела дня под конвоем гнали по улицам города на смерть в урочище Стасино. Это было жутко. Вспоминая о том страшном дне, школьникам всегда говорю: не дай вам бог своими глазами увидеть, что такое война!
В рядах сопротивления
Наполненный ненавистью к оккупантам, 18‑летний юноша решил присоединиться к действовавшей в Столине небольшой группе подпольщиков. Юные патриоты по ночам развешивали по городу листовки, собирали сведения о перемещении врага и передавали партизанам. Возглавлял подпольщиков живший по соседству с Добринцами активист-комсомолец Александр Борейко. В декабре 1942‑го Александр ушел к партизанам. А весной 1943 года к нему присоединился и Павел:
— Люди уходили в партизаны целыми семьями. Из новоприбывших сформировали отряд имени Кирова, входивший в состав 2‑й партизанской бригады особого назначения под командованием подполковника Степана Каплуна. Командиром этого отряда стал мой друг Александр Борейко, который был всего на два года старше меня. Сейчас это может показаться удивительным, что 20‑летний парень командовал отрядом, где в подчиненных был его родной отец. Но тогда время было такое: о человеке судили не по возрасту, а по его делам.
Много лет спустя после окончания войны про юных полесских партизан, которые на равных со старшими товарищами разделяли все тяготы и опасности борьбы с оккупантами, в документальной повести «Безусая команда» рассказал легендарный командир разведывательно-диверсионного оперативного центра разведуправления Генштаба Красной армии Герой Советского Союза Антон Бринский. Сражаясь с врагом на белорусском Полесье и в соседних областях Украины, он осуществлял общее руководство партизанским соединением, в которое входила и бригада Степана Каплуна.
Всего с января по июль 1943‑го бойцы Каплуна, действовавшие в районе железной дороги Лунинец — Сарны, пустили под откос свыше 50 эшелонов с живой силой и боевой техникой противника и вывели из строя несколько километров путей. Павел Акимович вспоминает об одной из таких операций:
— Мы взяли крепкие деревянные колья и ночью выдвинулись на железную дорогу. Под прикрытием соратников, которые в случае появления врага должны были вступить с ним в бой, разъединяли стыки рельсов и с помощью кольев скидывали их вместе со шпалами под откос целыми секциями.
Повоевал Павел Добринец и на территории соседней Украины. В составе диверсионной группы он не раз совершал минирование шоссе Киев — Житомир, нападал на проезжавший по ней вражеский транспорт. В январе 1944 года, когда Красная армия заняла Сарны и оказалась в непосредственной близости от Столинщины, юный партизан с боевыми товарищами вернулся в свою бригаду, которая к тому времени уже действовала в Малоритском районе.
🔻Секретная операция
— В середине апреля мы получили приказ: подготовить в урочище Михерово, расположенном в лесах южнее Малориты, взлетно-посадочную полосу, — вспоминает Павел Добринец. — На поляне размером примерно 250 на 50 метров вырубили деревья и стали ждать прилета самолетов с «большой земли». Думали, что будем получать боеприпасы оттуда, но по итогу оказались участниками секретной операции международного значения.
Предыстория такова. В конце марта четыре представителя польской Крайовой Рады Народовой — Эдвард Осубка-Моравский, Мариан Спыхальский, Казимеж Сидор и Ян Ханеман — переправились через Западный Буг и вышли в расположение советских партизан. Их целью было налаживание сотрудничества с правительством СССР. Из Москвы партизанам поступил приказ любыми способами обеспечить доставку парламентеров через линию фронта. Попытка прорваться к советским войскам по земле оказалась неудачной и тогда было решено доставить делегацию по воздуху. Для этого бригаде Каплуна поручили построить взлетно-посадочную полосу. Павел Якимович помнит все в деталях, как будто это было вчера:
— Два самолета прилетели ночью 14 мая из Сарн. Каждый из них должен был забрать по два польских делегата. Но для легких У-2 это оказался большой вес, поэтому для взлета длины нашего аэродрома им не хватало. Решение нашлось быстро. По команде пилота мы окружили первый самолет, ухватились за его крылья, крепко уперлись в землю ногами и держали его что было сил. Это дало возможность авиадвигателю набрать большие обороты, и он смог быстрее взять разбег и взлететь. Этот маневр мы повторили и со второй крылатой машиной, которая также благополучно улетела.
Взлет двух советских самолетов не остался незамеченным немцами. Уже на следующий день они прочесали окрестные леса и нашли посадочную площадку. К тому времени все партизаны уже покинули Михеровский лес. А польская делегация 22 мая была в Москве, о чем написала газета «Правда». 9 июля представители Крайовой Рады Народовой участвовали в совещании с участием Сталина, а еще через две недели на основе КРН был сформирован Польский комитет национального освобождения, ставший прообразом будущего правительства послевоенной Польши.
Что касается самого Павла Добринца, то в составе бригады Каплуна он воевал до самого освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В конце июля был ранен и после непродолжительного лечения в госпитале вернулся в родной Столин, где начал службу в правоохранительных органах. В начале 1950‑х получил юридическое образование и стал судьей в Лунинце. После этого некоторое время работал следователем прокуратуры в Минской области, а потом вновь вернулся в Лунинец. С 1970 по 1984 год Павел Добринец был председателем суда Лунинецкого района, после чего ушел на пенсию и занялся общественной работой в районной ветеранской организации:
— Часто и много приходилось выступать в самых разных коллективах. Сейчас в силу возраста делаю это гораздо реже. И с кем бы мне ни доводилось встречаться — со школьниками или рабочими, — всегда повторяю: берегите мир на родной земле! Это самое дорогое, что у нас есть!

🔥Подвиги юных мстителей, среди которых был живущий ныне в Лунинце ветеран Павел ДОБРИНЕЦ, легли в основу документальной повести - 971690664582

Комментарии