Комментарии
- вчера 07:56вера кондратович
- вчера 07:56вера кондратович
- вчера 11:03Лилия МилюцковаНизкий поклон!!!
- вчера 13:18Таиса Малькевич
- вчера 13:19Таиса Малькевич
- вчера 16:20Наталия Бакутина
- вчера 20:54Елена Батранец (Мышковская)
- вчера 20:54Елена Батранец (Мышковская)
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Беларусь Сегодня
✍️«Будь проклята война!
» Татьяне Забелло из Витебска было всего восемь, когда началась Великая Отечественная
В свои 92 Татьяна Александровна Забелло, в девичестве Гаевская, поражает жизнелюбием и стойкостью характера. В день нашей встречи она элегантна, белоснежные волосы уложены в прическу. Специально пригласила на дом парикмахера — привыкла принимать гостей при полном параде.
В ее двухкомнатной квартире в Витебске по проспекту Победы не только журналисты «СБ. Беларусь сегодня», но и десятиклассники средней школы № 14 имени З. А. Космодемьянской. Их миссия — слушать и запоминать слова очевидцев Великой Отечественной, чтобы, когда придет пора, передать эстафету правды и памяти другим.
На волосок от смерти
Война застала восьмилетнюю Таню и ее родных в Витебске. После бомбежек от их дома на несколько семей остались руины, вздыхает Татьяна Забелло:
— После освобождения города мы встретились не со всеми нашими соседями по коммуналке. Из пяти дружных, родных друг другу семей выжили четыре. Пожилую еврейскую пару, их дочку с мужем и пятилетнюю внучку фашисты уничтожили… Хорошо помню, как мы когда-то беззаботно играли с этой девочкой на общей кухне. Будь проклята война!
На той же коммунальной кухне в июне 1941‑го соседи собрались у репродуктора. Потрясенные, долго не могли поверить страшным новостям, делится Татьяна Александровна:
— Не дожидаясь повестки, отчим Фома Никифорович Гуторов, которого считаю отцом, ушел в военкомат. Перед отправкой на фронт дал моей маме Ольге Ивановне строгий наказ спасаться, уехав к его родителям в деревню Плоское Смоленской области.
Погрузив на подводу самое необходимое, Таня вместе с мамой и еще двумя семьями выдвинулись в путь. Добравшись до деревни Лешно, переночевали в гумне. На рассвете только запрягли лошадей и тронулись дальше, как услышали жуткий гул. Штурмовик сбросил бомбу на гумно — чудом разминулись со смертью.
В большой крепкий дом их родни в деревне Плоское тоже попал фашистский снаряд. Уцелел лишь сарай, где в мирное время хранили инструменты и жернова. До осени это место служило семье убежищем. Позже его сменила хижина-времянка из плетней и глины, утепленная дерном.
— В Плоское позже пришел мой отец, — продолжает Татьяна Забелло. — Во время тяжелых боев под Духовщиной папе повезло вырваться из вражеского окружения. На фронт он не вернулся — решил идти в партизаны.
Под прикрытием
Плоское лежало между шоссейной и железной дорогами. Для охраны железнодорожных путей прибыл немецкий отряд во главе с комендантом. А в районе начал действовать партизанский отряд «Смерть фашизму», в его ряды хотели вступить папа и дедушка Татьяны. Но был выбран другой вариант, рассказывает она:
— Нашей большой семье из семи человек предложили стать связными. Представляясь беженцами, мы переходили из одного населенного пункта в другой. Незаметно узнавали сведения о дислокации врага и его технике, о передвижении фашистов, их пособниках. По возможности передавали в отряд собранное оружие и боеприпасы, медикаменты, продовольствие.
Десятилетней Тане была отведена особая роль. Девочка служила лучшим прикрытием для матери, добывавшей разведданные:
— К женщине с ребенком фашисты относились менее подозрительно. Рисковали мы сильно, ведь предатели тоже были. До сих пор перед глазами: в лесу на тропинке лежит молодой парень в опрятном костюмчике, на лбу — темное круглое пятно. Этот «костюмчик» работал на немцев.
Самые черные мгновения семья пережила, когда после большой диверсии в Рудне арестовали отца Фому Никифоровича. Старосте, который не был местным жителем, очень хотелось выслужиться перед нацистским начальством. Связного Гуторова трижды в день вызывали на допрос, избивали палками: «Где партизаны?»
Его спасла жена, по совету немецкого переводчика написавшая заявление на имя коменданта тюрьмы города Рудни о том, что мужчина — опора большой семьи, которая установленный немецкий порядок не нарушает…
— Папа пришел домой вечером следующего дня, — говорит витебчанка. — Весь синий от побоев, но главное — живой. Староста задумал отомстить, так что промедление было смерти подобно. Перед уходом в партизанский отряд придумали легенду: если кто-то спросит о нас, отвечать: «Уехали в Витебск».
Алая земляника
В отряде отец и дедушка Тани ходили на боевые задания, а мама, до войны окончившая курсы медсестер, помогала раненым и была поваром. Бабушка и Таня тоже делали все, чтобы облегчить быт отряда. Татьяна Александровна рассказывает:
— Быстрая, я, конечно, порой была той еще занозой. (Смеется.) Однажды увидела в лесу большую воронку, оставленную немецким снарядом. До краев наполнена водой, а рядом стелилась ковром земляника — будто капли крови. Она бы и пролилась, унеся десятки жизней, не среагируй командир отряда вовремя. По наводке собиравших здесь ягоды двух лазутчиц в лес вошли каратели. Но отряд успел перебазироваться — нас спасла наблюдательность десантников, которые дислоцировались рядом.
В картинах — только мир
Однажды в лагерь партизан вместе со связными прибыли красноармейцы. Они принесли долгожданную весть об освобождении Смоленской области, вспоминает Татьяна Забелло:
— Радость была — не передать! Но без горьких потерь не обошлось. Дедушка погиб в деревне Шапуры под Витебском, отец был тяжело ранен на фронте и впоследствии освобожден от армейской службы. Война задела всю нашу семью. Кто-то пропал без вести, кто-то прошел через ад немецкого лагеря…
После войны Татьяна Забелло окончила восьмилетку, художественно-графическое училище и институт. Всю жизнь работала учителем рисования и черчения. С удовольствием писала картины маслом. Но ни единого наброска она не посвятила войне. Воспоминания жгли больнее раскаленного железа. Встречая 80‑ю победную весну, Татьяна Александровна желает всем главного:
— Будьте трудолюбивыми, добросовестными, любите свою Родину, живите дружно, счастливо и мирно!
Ценная награда
В альбоме Татьяны Забелло есть особое фото: Александр Лукашенко вручает витебчанке орден Почета в год 70‑летия Победы
Татьяна Александровна удостоена ордена Почета за большую патриотическую и воспитательную работу. Она долгое время возглавляла ветеранскую организацию ЖЭУ № 17 Первомайского района Витебска. Татьяна Забелло делится:
— Награда из рук Главы государства для меня самая ценная. Очень хочется делать что-то полезное, общаться с молодежью, чтобы успеть рассказать ей как можно больше о войне — ради мирной жизни будущих поколений.