👩🎓Как в России и Беларуси строится модель платного образования
В конце мая Президент РФ Владимир Путин подписал закон о государственном регулировании платного приема в вузы. Теперь общее количество мест, которые вузы предоставляют для обучения на платной основе по разным специальностям, будет определять Правительство РФ, чтобы контролировать качество образования и приблизить его к реальным запросам рынка. В Беларуси также нацелены на расширение подготовки специалистов по востребованным экономикой специальностям. Как работал механизм платного образования В России действует Федеральный закон об образовании, который в 2012 году заменил собой ряд законодательных актов, принятых еще в девяностые годы. Те изменения, которые сделаны сейчас, вносят поправки в 101‑ю и 104‑ю статьи этого закона. До введения новых правил поступление было почти гарантировано, пусть и не в самый желаемый вуз, если была возможность оплачивать образование и набраны хотя бы минимальные баллы на ЕГЭ. Система была устроена так, что сами вузы определяли число обучающихся на коммерческом отделении и могли буквально взять всех желающих (конечно, сдавших экзамены должным образом). Если собственных финансовых возможностей не хватало, «палочкой-выручалочкой» становились материнский капитал (тут ничего не изменилось) или льготные образовательные кредиты. По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, по состоянию на май 2025 года в России выдано 232 тысячи льготных кредитов, причем треть из них — на обучение по программам экономики, управления и права. Абитуриенты 2025 года еще будут поступать по старым правилам, но уже в приемную кампанию 2026-го будут применять новую модель. По данным Минобрнауки России, в 2024/25 учебном году в российские вузы на контрактную форму обучения зачислены около 748 800 студентов. Одной из наиболее популярных групп направлений в вузах стала группа «Науки об обществе», в которую входят «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция» и т.д. По исследованиям российского интернет-сервиса для абитуриентов «Поступи Онлайн», эту группу выбирали около 37 % поступающих. По наблюдениям экспертов, в России сложилась диспропорция профессиональных кадров: выпускников с дипломами юристов и экономистов на рынке труда переизбыток. При этом экономика и общество испытывают острый дефицит инженерно-технических, медицинских, педагогических кадров. По прогнозам Минтруда России, в ближайшие годы более всего возрастет потребность экономики в инженерах, проектировщиках, архитекторах, ИТ-специалистах. Как будет после «перезапуска» системы С принятием нового закона правительство будет перед каждым учебным годом определять предельное количество платных мест для всех вузов страны — и для каждого направления подготовки. А Минобрнауки будет распределять места по вузам на основе разрабатываемых им критериев. При определении лимитов будут учитываться три ключевых параметра: качество приема, то есть средний балл ЕГЭ абитуриентов и число олимпиадников; трудоустройство выпускников; уровень заработной платы дипломированных специалистов. Нововведения не нацелены на сокращение общего числа студентов-платников, они ориентированы на повышение качества образования и потребности экономики. Льготные образовательные кредиты с господдержкой также сохранятся только для обучающихся по приоритетным направлениям. Наталия Киеня, шеф-редактор «Поступи онлайн» отмечает, что дисбаланс вызван в том числе информационным полем. Когда в школьной программе есть обобщающий гуманитарный предмет (обществознание), но нет обобщающего предмета на стыке технических и естественных наук (технология), не стоит удивляться, что 11‑классники предпочитают гуманитарную сферу при выборе вуза. Они, возможно, просто не понимают суть технологических специальностей. По мнению эксперта, потребность в регулировании объема платных мест действительно существует. Но важно, чтобы не пострадали взрослые абитуриенты, которым платное образование необходимо для работы. КАК В БЕЛАРУСИ Со студентов белорусских вузов, получающих высшее образование на платной основе, спрос тот же, что с бюджетников: образование ради корочки невыгодно для экономики. С учетом этого с 1 сентября 2025 года вступит в силу новация, в соответствии с которой обучающимся на платной основе будет предоставлено одинаковое с бюджетниками право на получение стипендии Президента. Это поощрение за успехи в учебе, научно-исследовательской и творческой деятельности. На протяжении последних нескольких лет приемные кампании в белорусские вузы проходят по негласному принципу «меньше платников — больше практиков». В 2025‑м в университетах страны готовы принять 48,3 тысячи первокурсников — примерно столько же, сколько и год назад. Большинство — 31,8 тысячи — на бюджетную форму обучения. Причем план набора на бюджет увеличен на 400 человек. А вот заявки вузов на платную форму уменьшены в связи с перспективными потребностями заказчиков кадров. В фаворе — будущие педагоги, медики, аграрии, инженеры, и тут в приоритете не платное, а целевое обучение. Получается, что студентами-платниками в этом году смогут стать 16,5 тыс. молодых людей — треть от всех первокурсников. Для сравнения: в 2024‑м на обучение за счет собственных средств зачислили около 16 тыс. абитуриентов, хотя план приема составлял 19,2 тыс. человек. Платный прием из 40 с лишним вузов страны в 2024‑м в полном объеме закрыли лишь 14. Желающих, разумеется, было много. К примеру, в ведущем вузе республики, Белорусском государственном университете, средний конкурс на дневную платную форму составлял 1,64 человека на место. Самые высокие проходные баллы были на специальности «информатика», «прикладная информатика», «прикладная математика», «международное право», «химия лекарственных соединений». Стоимость учебы на платной основе в вузах не запредельная — в Минобразования говорят, что студенты возмещают лишь до 70 % затрат. Ценник пересматривается ежегодно. В сезоне-2024/25 она варьировалась от 4000 до 6300 белорусских рублей в год (97,6 — 153,7 тыс. российских рублей). Выпускники вузов, обучавшиеся на бюджете, должны отрабатывать после получения диплома по распределению в течение двух лет, целевики — 5 лет. Однако в стране уже несколько лет обсуждается введение такой нормы и для платников. Позиция Минобразования такова: выпускники платной формы обучения должны наравне с бюджетниками иметь право на статус и привилегии молодого специалиста: гарантированное рабочее место, отсутствие испытательного срока, единовременная денежная помощь после распределения, различные компенсации и надбавки к окладу, предоставление общежития, льготная очередь при строительстве жилья. Пока же платники могут принять участие в распределении по своему желанию.
Беларусь Сегодня
👩🎓Как в России и Беларуси строится модель платного образования
В конце мая Президент РФ Владимир Путин подписал закон о государственном регулировании платного приема в вузы. Теперь общее количество мест, которые вузы предоставляют для обучения на платной основе по разным специальностям, будет определять Правительство РФ, чтобы контролировать качество образования и приблизить его к реальным запросам рынка. В Беларуси также нацелены на расширение подготовки специалистов по востребованным экономикой специальностям.
Как работал механизм платного образования
В России действует Федеральный закон об образовании, который в 2012 году заменил собой ряд законодательных актов, принятых еще в девяностые годы. Те изменения, которые сделаны сейчас, вносят поправки в 101‑ю и 104‑ю статьи этого закона.
До введения новых правил поступление было почти гарантировано, пусть и не в самый желаемый вуз, если была возможность оплачивать образование и набраны хотя бы минимальные баллы на ЕГЭ. Система была устроена так, что сами вузы определяли число обучающихся на коммерческом отделении и могли буквально взять всех желающих (конечно, сдавших экзамены должным образом). Если собственных финансовых возможностей не хватало, «палочкой-выручалочкой» становились материнский капитал (тут ничего не изменилось) или льготные образовательные кредиты.
По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, по состоянию на май 2025 года в России выдано 232 тысячи льготных кредитов, причем треть из них — на обучение по программам экономики, управления и права.
Абитуриенты 2025 года еще будут поступать по старым правилам, но уже в приемную кампанию 2026-го будут применять новую модель.
По данным Минобрнауки России, в 2024/25 учебном году в российские вузы на контрактную форму обучения зачислены около 748 800 студентов. Одной из наиболее популярных групп направлений в вузах стала группа «Науки об обществе», в которую входят «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция» и т.д. По исследованиям российского интернет-сервиса для абитуриентов «Поступи Онлайн», эту группу выбирали около 37 % поступающих.
По наблюдениям экспертов, в России сложилась диспропорция профессиональных кадров: выпускников с дипломами юристов и экономистов на рынке труда переизбыток. При этом экономика и общество испытывают острый дефицит инженерно-технических, медицинских, педагогических кадров. По прогнозам Минтруда России, в ближайшие годы более всего возрастет потребность экономики в инженерах, проектировщиках, архитекторах, ИТ-специалистах.
Как будет после «перезапуска» системы
С принятием нового закона правительство будет перед каждым учебным годом определять предельное количество платных мест для всех вузов страны — и для каждого направления подготовки. А Минобрнауки будет распределять места по вузам на основе разрабатываемых им критериев.
При определении лимитов будут учитываться три ключевых параметра: качество приема, то есть средний балл ЕГЭ абитуриентов и число олимпиадников; трудоустройство выпускников; уровень заработной платы дипломированных специалистов. Нововведения не нацелены на сокращение общего числа студентов-платников, они ориентированы на повышение качества образования и потребности экономики.
Льготные образовательные кредиты с господдержкой также сохранятся только для обучающихся по приоритетным направлениям.
Наталия Киеня, шеф-редактор «Поступи онлайн» отмечает, что дисбаланс вызван в том числе информационным полем. Когда в школьной программе есть обобщающий гуманитарный предмет (обществознание), но нет обобщающего предмета на стыке технических и естественных наук (технология), не стоит удивляться, что 11‑классники предпочитают гуманитарную сферу при выборе вуза. Они, возможно, просто не понимают суть технологических специальностей. По мнению эксперта, потребность в регулировании объема платных мест действительно существует. Но важно, чтобы не пострадали взрослые абитуриенты, которым платное образование необходимо для работы.
КАК В БЕЛАРУСИ
Со студентов белорусских вузов, получающих высшее образование на платной основе, спрос тот же, что с бюджетников: образование ради корочки невыгодно для экономики. С учетом этого с 1 сентября 2025 года вступит в силу новация, в соответствии с которой обучающимся на платной основе будет предоставлено одинаковое с бюджетниками право на получение стипендии Президента. Это поощрение за успехи в учебе, научно-исследовательской и творческой деятельности.
На протяжении последних нескольких лет приемные кампании в белорусские вузы проходят по негласному принципу «меньше платников — больше практиков». В 2025‑м в университетах страны готовы принять 48,3 тысячи первокурсников — примерно столько же, сколько и год назад. Большинство — 31,8 тысячи — на бюджетную форму обучения. Причем план набора на бюджет увеличен на 400 человек.
А вот заявки вузов на платную форму уменьшены в связи с перспективными потребностями заказчиков кадров. В фаворе — будущие педагоги, медики, аграрии, инженеры, и тут в приоритете не платное, а целевое обучение. Получается, что студентами-платниками в этом году смогут стать 16,5 тыс. молодых людей — треть от всех первокурсников. Для сравнения: в 2024‑м на обучение за счет собственных средств зачислили около 16 тыс. абитуриентов, хотя план приема составлял 19,2 тыс. человек.
Платный прием из 40 с лишним вузов страны в 2024‑м в полном объеме закрыли лишь 14. Желающих, разумеется, было много. К примеру, в ведущем вузе республики, Белорусском государственном университете, средний конкурс на дневную платную форму составлял 1,64 человека на место. Самые высокие проходные баллы были на специальности «информатика», «прикладная информатика», «прикладная математика», «международное право», «химия лекарственных соединений».
Стоимость учебы на платной основе в вузах не запредельная — в Минобразования говорят, что студенты возмещают лишь до 70 % затрат. Ценник пересматривается ежегодно. В сезоне-2024/25 она варьировалась от 4000 до 6300 белорусских рублей в год (97,6 — 153,7 тыс. российских рублей).
Выпускники вузов, обучавшиеся на бюджете, должны отрабатывать после получения диплома по распределению в течение двух лет, целевики — 5 лет. Однако в стране уже несколько лет обсуждается введение такой нормы и для платников. Позиция Минобразования такова: выпускники платной формы обучения должны наравне с бюджетниками иметь право на статус и привилегии молодого специалиста: гарантированное рабочее место, отсутствие испытательного срока, единовременная денежная помощь после распределения, различные компенсации и надбавки к окладу, предоставление общежития, льготная очередь при строительстве жилья. Пока же платники могут принять участие в распределении по своему желанию.